Просмотр отдельного сообщения
Старый 04.02.2018, 14:05   #23 (permalink)
Маг
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Маг
 
Регистрация: 22.12.2011
Адрес: Томск
Сообщений: 19,098
Мне кажется, одна из основных тем саги – изоляция. А также одиночество, обособленность в силу тех или иных причин, отчужденность. Этот мотив поддерживается во всех фильмах Джексона и особенно ярко выражен, на мой взгляд, в трилогии Властелина Колец и Нежданном Путешествии (во втором-третьем Хоббитах уже немного меньше).

В книге «Хоббит» Бильбо долгое время чужой в обществе гномов. Он белая ворона в компании Торина, его отличает от гномов происхождение, образ мышления итд. Несмотря на особенную роль, которую ему отводят в деле, хоббиту долгое время приходится завоевывать свое место т.к. поначалу он сталкивается с активным сопротивлением и недовольством гномов в свой адрес.

Что касается одиночества Бильбо и конкретно Нежданного Путешествия. Любопытно, как Джексон использует особенности окружения в целях подчеркнуть обособленность Бильбо, который еще не нашел свое место. Толкин был известен своей любовью к деревьям и я думаю он мог бы гордиться тем, как Джексон использует деревья, выделяя ими полурослика, например в сцене когда Бильбо догоняет гномов в первый раз. Хоббит занимает микроскопическое пространство в кадре, однако подчеркнут – и не только выделен, но отделен от гномов деревьями, в то время как гномы занимают пространство куда более значительную площадь в правой части кадра и также визуально отделены от хоббита деревом.



Подобное Джексон делает и в сцене возвращения хоббита. Компания Торина и полурослик - из двух разных миров, они еще не достигли взаимности, хоббит еще не стал для них "своим", а потому визуально они снова оказываются по разные стороны баррикад. Черно-белый кадр, где дерево также разделяет кадр на «зону гномов» и «зону Бильбо». Примечательно, что территория Бильбо к концу фильма стала намного больше, чем была в предыдущем случае.



Впрочем, режиссер сохраняет внутреннее постоянство, ненавязчиво поддерживая эту или родственные ей темы и в некоторых других значимых моментах. Например, отделяя Бильбо и Гэндальфа от гномов колонной по центру кадра.



Или невзначай ставя между Бильбо и Торином лестничный парапет, в качестве утверждения границы между ними и поддержания обособленности. Торин тоже одинок со своим бременем, в этой сцене это заметно особенно. Кроме того по разговору Гэндальфа и Элронда над Торином вскоре сгустится тьма, что драматически подчеркивается освещением - светом на фоне Бильбо и мраком в углу Торина.



Или помещая хоббита в другую, более светлую комнату, в которой он один и проводит всё время, не решаясь присоединиться к обсуждению мрачных деталей похода. Этим заняты гномы на более тесной и мрачной территории, но Бильбо не переступает этой границы.



В книге ВК одиночество Фродо уже совсем другого рода: как я понимаю, он в большей степени чем Бильбо добровольный участник похода, а кроме того он в компании трех сородичей, да и остальные члены братства – люди, эльф и гном - относятся к нему благосклонно и разве что на руках не носят. Племяннику, в отличие от дяди, не приходится завоевывать место среди них так, как это делал Бильбо. Фродо гложут совсем другие вещи, нежели тоска по дому или трудность в общении со спутниками, его отделяет от остального Братства ноша, которую он несет и поэтому одиночество Фродо Джексон в ВК зачастую подчеркивает иными средствами чем в Хоббите, чаще обращаясь к крупным планам, например. Хотя и не только. Подобные визуальные подсказки разбросаны и в ВК, но это уже другая история.

Последний раз редактировалось Маг; 01.02.2019 в 21:49.
Маг вне форума   Ответить с цитированием