Хеннет Аннун Властелин Колец: Аннотация к саундтрекуХоббит: проект Нежданный БуклетНовая Зеландия, или Туда и обратно      

Вернуться   Хеннет Аннун > Свободный форум > Музыка

Ответ
 
Опции темы Поиск в этой теме
Старый 04.12.2003, 20:37   #181
Vasya Gondorsky
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Vasya Gondorsky
 
Регистрация: 15.04.2002
Адрес: К востоку от Моря
Сообщений: 8,291
Лайки: 0
Цитата:
Первоначальное сообщение от Arnold
Вы берет удобные для себя примеры, я - для себя. Я говорю Вам, что авторский замысел в большинстве случаев выражен вербально, достаточно только покопаться в дневниках и черновиках. Вы мне инкриминируете "голого искусствоведа". А я Вам скажу, что упорное незамечание моего утверждения, что в культуре чаще авторский замысел известен из первых рук, чем не известен, наталкивает меня на мысль, что Вы ведете спор как Вам кажется удобнее.
Дело в том, Арнольд, что авторский замысел в большинстве случаев не может быть выражен вербально, если, конечно, нам не принять терминологию, когда авторским замыслом и называется то, что он высказал словами. Ведь язык искусства зачастую невербален и невербализуем, иначе все произведения искусства для простоты давно уже писались бы однозначно интерпретируемыми словами. Я приводил Вам примеры авторов, не оставивших ни слова о своих замыслах, чьи произведения, тем не менее, прекрасно интерпретируются, или авторов, утверждающих, что поиски каких-то кратких выжимок-"идей" из их произведений - не более, чем пустая трата времени. Конечно, это не отменяет того, что существуют авторы, утверждающие свою точку зрения или, быть может, даже полагающие ее единственно верной. Но мои примеры опровергают необходимость - для опровержения достаточно одного-единственного контрпримера. Произведение можно воспринимать, не зная точки зрения автора на него. Честно говоря, я не вижу, с чем тут спорить. Если точка зрения существует в черновиках или дневниках, то это означает, что автор писал ее для себя или для аудитории своих дневников, но никак не для аудитории обсуждаемого произведения. Оно поставляется as is, и если автор заинтересован в сообщении своей точки зрения аудитории, он способен сделать это более явно. Из того, что автор крайне редко дает пояснения _своей_ точки зрения, сопутствующие тексту произведения, я делаю вывод, что автор заинтересован в _именно такой_ форме диалога с читателем.
Цитата:
Примите. В случае с хорошими и гениальными искусствоведами и литературоведами это именно так. Они всю жизнь посвятили культурному факту, который для Вас является развлечением на два дня.
Не вижу для этого достаточных оснований. Любой гениальный и тем более просто хороший искусствовед не равен автору, и не имеют обо мне никакого понятия. Изучать пусть изучают, возможно мне будет очень интересно узнать их точку зрения, но лишаться свободы своего мнения на основании того факта, что они посвятили (а я даже не знаю, каким образом) культурному факту свою жизнь, я не намерен.
Цитата:

А теперь представьте себе, что ни Вы, ни Моринен никогда не задавались целью узнавать что-либо о произведении и лишь имели свою личную точку зрения на него. Вы окажетесь на положении немногим лучшем, чем положение инопланетян, потому что в контексте у вас будет только костыль в виде "здравого смысла" и некие свои представления об окружающей действительности, из которых изъята всякая культурная составляющая. Ибо если ото всего, начиная от букваря, иметь только свою, изолированную точку зрения, то и контексту неоткуда взяться - он-то берется из определенных культурных цепочек, которые выстраиваются по мере узнавания чего-либо за пределами культурного факта.
Арнольд, что значит "не задавались целью узнать что-либо о произведении"? Что-либо об обстоятельствах его написания? Биографию автора? А почему не цвет носок автора, когда он писал произведение? Сводки погоды? Каков, по-Вашему, необходимый минимум? Я считаю, что само произведение, и мне будет странно, если Вы считаете не так же.
Мое положение отличается от положения инопланетянина потому, что я и так нахожусь в культурном контексте, я с головой погружен в него. Вся информация, которая льется на меня из окружающего мира день за днем моей жизни представляет из себя этот контекст, и, это я с полной ответственностью заявляю, мне достаточно этого для понимания художественных произведений. Потому, что я человек той же культуры. Возможно, да нет, почти наверняка, я смог бы постичь новые смыслы и тонкие авторские намеки, если бы прочитал что-то дополнительно, возможно нет, возможно, прочтя "гениального искусствоведа" я навсегда отложил бы от себя эту книгу.
Цитата:

Между прочим, это и в самом деле так с большинством сложных вещей. Попробуйте понять музыку, никогда ею не интересуясь, и потом выразить свое мнение вербально. Боюсь, оно сведется к мычанию и словам "круто" и "клево".
Между прочим, это вообще не относится к делу. Сложности вербализации образного языка не имеют никакого отношения к тому, чтО я понял. Мое переживание музыкального произведения может быть глубочайшим по силе, но я не смогу выразить это словами, или скажу "круто". И что с того?
Цитата:

Вы предлагаете этим интерпретатором делать себя и только себя, я предлагаю сообразовывать свои интерпретации с авторитетными мнениями и делать в своих выводах соответствующие поправки. Не вижу, где тут проблема. Если Вы отстаиваете произвол как таковой, тогда да, тогда я возразить ничего не имею. Я предпочитаю структурный мир, в котором есть более знающие и менее знающие люди: первые, соответственно, скорее годятся на роль интерпретаторов. А "балдеть" - это все-таки не по мне, увольте.
Вы предпочитаете мир, в котором структура выстроена на совершенно иллюзорных понятиях авторитета и "знающих людей". Чего в нем недостает - так это понимания того, кто же имеет право на свое мнение. В моем мире такое понимание по крайней мере имеется - такое право имеет каждый субъект восприятия. Заметьте, это не коллапсирует в абсолютный произвол, поскольку я, так же как и Вы, открыт для чужих мнений, и могу изменить свою точку зрения, если меня смогут убедить. Но это должны быть именно аргументы, а не слепая вера в необходимость подчиняться авторитетам.
Цитата:

Это если Вам так угодно. Я понимаю "ожог" как смысл романа. Не вижу принципиальной разницы между моим и Вашим примером - по моему, это и есть умножение сущностей. Ваш пример скорее можно привести как трактовку отдельных сцен романа, каковая трактовка действительно может быть неоднородна. "Ожог" же по мне - главная идея романа, к которой приходит 99 человек из ста после споров о том, какая же все-таки температура была у огня, который этот ожог вызвал.
Ваша теория основывается на том, что у романа "идея" ЕСТЬ. Давайте задумаемся над тем, что это значит? Если она есть, но мы ее не можем ни пощупать, ни потрогать, ни каким-то образом извлечь, то она приравнивается к флогистону или прочим призракам, и говорить о ней вообще не стоит. Что с того, что автор мог вкладывать в произведение какую-то идею, но мы не можем прийти к единому выводу о том, какую? Значит, от понятия "идея" надо отказаться, или, в крайнем случае, понимать под ней только конскенсус субъективных пониманий идеи. В последнем случае она, конечно, существует, но для разделяющих ее это утверждение является тавтологией. Собственно говоря, об этом консенсусе Вы и пишете, говоря про 99 процентов "пришедших".
Цитата:

Вася, никто не говрил, что все. Разговор начался с того, что автора можно ВООБЩЕ не знать. Если его знать, знать его точку зрения, да еще и свое мнение иметь - так это и будет культурный диалог с произведением. К чему лично я и стремлюсь призвать этим спором.
Да, автора можно вообще не знать, это мое мнение. И культурный диалог прекрасно происходит без призрака автора и искусствоведа.
__________________
Главное, ребята, fёa не стареть!

Рассказъ у насъ пойдётъ въ особенности о хоббитахъ, и любознательный
читатель многое узнаетъ объ ихъ нравахъ и кое-что изъ ихъ исторiи
Vasya Gondorsky вне форума   Ответить с цитированием
Старый 04.12.2003, 22:14   #182
Sirin
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Sirin
 
Регистрация: 03.09.2002
Адрес: Moscow
Сообщений: 2,198
Лайки: 0
Цитата:
Первоначальное сообщение от Vasya Gondorsky

Сирин, ну не хочешь же ты, чтобы Толкиен нравился всем?
Вась, ну это-то с какой стати? Мне, может, Кафка не нравится. Но я стремлюсь и его понять. Понять, а не почувствовать что-то, что моя левая нога пожелает. Я ей не верю, левой ноге. Это не ее компетенция.

Фильм, как и книга, действительно рождает массу толкований, в том числе и массу неправильных. И текст действительно можно трактовать по-разному, только весь разброс трактовок, имеющих право на существование, можно представить в виде отрезка на прямой. Отрезок большой, спору нет. Но прямая-то бесконечна - на нее нанизаны все проявления полета фантазии, и пресловутый гомосексуальный подтекст сцены в Осгилиате - он именно там где-то болтается. Бог их знает, наших друзей гопников, может, они действительно душой перерождаются, когда по этому поводу в зале гыгыкают, - на здоровье. Но к произведению это не имеет отношения. Вот и все, что я имею в виду.
__________________
I stand by all the misstatements that I've made. (George W. Bush)
Sirin вне форума   Ответить с цитированием
Старый 05.12.2003, 03:43   #183
Arnold
Зарегистрированный пользователь
 
Регистрация: 02.01.2003
Сообщений: 242
Лайки: 0
Цитата:
Первоначальное сообщение от Vasya Gondorsky

Да, автора можно вообще не знать, это мое мнение. И культурный диалог прекрасно происходит без призрака автора и искусствоведа.
Я полагаю, что с этим утверждением наш спор совершил полный круг и вернулся к исходной точке, посему предлагаю считать его поучительным и законченным. Мое мнение прямо противополжно, и коли мы оказались в самом начале разговора, ни в чем друг друга не убедив, дальше мы только будем повторяться. Спасибо за оппонирование. Еще раз повторюсь - было очень поучительно.
__________________
Важно помнить, что дважды два - четыре, а не сколько дедушка сказал. М.Гаспаров
Arnold вне форума   Ответить с цитированием
Старый 05.12.2003, 03:55   #184
Life
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Life
 
Регистрация: 17.10.2003
Адрес: Москва
Сообщений: 2,329
Лайки: 0
Так что, закрывать теперь тред?
__________________
ЖЖ
Life вне форума   Ответить с цитированием
Старый 05.12.2003, 11:41   #185
Vasya Gondorsky
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Vasya Gondorsky
 
Регистрация: 15.04.2002
Адрес: К востоку от Моря
Сообщений: 8,291
Лайки: 0
Цитата:
Первоначальное сообщение от Sirin

Вась, ну это-то с какой стати? Мне, может, Кафка не нравится. Но я стремлюсь и его понять. Понять, а не почувствовать что-то, что моя левая нога пожелает. Я ей не верю, левой ноге. Это не ее компетенция.
Каким образом ты его стремишься понять? Вот в чем вопрос. Если ты попытаешься описать это, думаю, сведется в итоге либо к невозможности высказать, либо к декларациям вроде "вдумчиво осознать", но не "левой ногой". Я вот честно признаю, что не знаю, каким образом в действительности происходит процес "понимания" текста, да и не вижу причин отказывать хоть своей левой ноге в "чувствовании". Я просто знаю, что я+текст дают результат - мое впечатление о тексте. Оба слагаемых необходимы.
Цитата:

Фильм, как и книга, действительно рождает массу толкований, в том числе и массу неправильных. И текст действительно можно трактовать по-разному, только весь разброс трактовок, имеющих право на существование, можно представить в виде отрезка на прямой. Отрезок большой, спору нет. Но прямая-то бесконечна - на нее нанизаны все проявления полета фантазии, и пресловутый гомосексуальный подтекст сцены в Осгилиате - он именно там где-то болтается. Бог их знает, наших друзей гопников, может, они действительно душой перерождаются, когда по этому поводу в зале гыгыкают, - на здоровье. Но к произведению это не имеет отношения. Вот и все, что я имею в виду.
Стоп, что значит "неправильное" толкование? Неправильное по какому критерию? Возможно ли этот критерий дать, и будет ли он приложим ко всем людям? Я же говорю, _мы_ предполагаем некое мнение Толкиена по этому вопросу, и делаем из этого вывод об авторском замысле относительно изображения сексуальной ориентации героев. Гопники с полным правом своего невежества могут предполагать другое мнение автора, Толкиена или Джексона. Их слагаемое дает вот такой результат. Это не правильно или неправильно, это как бы просто есть.
Цитата:
Первоначальное сообщение от Arnold
Я полагаю, что с этим утверждением наш спор совершил полный круг и вернулся к исходной точке, посему предлагаю считать его поучительным и законченным. Мое мнение прямо противополжно, и коли мы оказались в самом начале разговора, ни в чем друг друга не убедив, дальше мы только будем повторяться. Спасибо за оппонирование. Еще раз повторюсь - было очень поучительно.
Я бы не сказал, что мы совершили круг, скорее потоптались на месте.
Но, аргументов высказано более чем достаточно, так что каждый при желании сможет сравнить их и сопоставить с ними свою точку зрения. Вам тоже спасибо, это было очень интересно.
__________________
Главное, ребята, fёa не стареть!

Рассказъ у насъ пойдётъ въ особенности о хоббитахъ, и любознательный
читатель многое узнаетъ объ ихъ нравахъ и кое-что изъ ихъ исторiи
Vasya Gondorsky вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.12.2003, 23:48   #186
Sirin
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Sirin
 
Регистрация: 03.09.2002
Адрес: Moscow
Сообщений: 2,198
Лайки: 0
Цитата:
Первоначальное сообщение от Vasya Gondorsky

Каким образом ты его стремишься понять? ... что значит "неправильное" толкование? ...

Гопники с полным правом своего невежества могут предполагать другое... Это не правильно или неправильно, это как бы просто есть.
Элементарно: я стремлюсь понять способами, которым учат в школе и в вузе. Изучать культурный и исторический контекст, узнавать мнение автора о произведении и задачи, которые он перед собой ставил, его эстетическую и нравственную позицию etc. Толкование, не учитывающее ничего из перечисленного, вряд ли будет правильным.

Ты сам употребил совершенно верное слово: невежество. Оно безусловно есть, отнять у него право на существование невозможно. Но уважать его я не собираюсь, уволь, ни в себе, ни в других. Признавать ценность невежественного мнения в культурных вопросах - оксюморон.
__________________
I stand by all the misstatements that I've made. (George W. Bush)
Sirin вне форума   Ответить с цитированием
Старый 08.12.2003, 13:05   #187
Vasya Gondorsky
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Vasya Gondorsky
 
Регистрация: 15.04.2002
Адрес: К востоку от Моря
Сообщений: 8,291
Лайки: 0
Дело в том, что невежество неизбежно. Это его ни в коем случае не оправдывает, но вот я понимаю, что в очень многих, да практически во всех вопросах невежественен. Особенно в гуманитарных науках. Ну вот такие у меня представления о сознании, что я считаю, что постичь на все сто процентов точку зрения другого человека невозможно.
И вот здесь интересный момент, каким образом его можно преодолеть, или попытаться преодолеть? Не уничтожить, конечно - это невозможно. Встать на точку зрения, что искусствовед имеет правильное мнение об искусстве, а все остальные имеют неправильное мнение, я не могу (скорее, не хочу, т.к. мне все же кажется, что искусство доступно не только искусствоведам, а, напротив, всем). Мне остается пытаться понять искусство самому. В конце концов, что ценнее, усвоенная в школе или вузе чужая точка зрения на художественное произведение, или свое собственное мнение, проистекающее из признания и осмысления своего невежества? Вот я у тебя как у журналиста спрошу, какое сочинение более ценно, то, в котором ученик повторяет заученные фразы из учебника или то, в котором он самостоятельно рассуждает о произведении?
__________________
Главное, ребята, fёa не стареть!

Рассказъ у насъ пойдётъ въ особенности о хоббитахъ, и любознательный
читатель многое узнаетъ объ ихъ нравахъ и кое-что изъ ихъ исторiи
Vasya Gondorsky вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.12.2003, 02:12   #188
Sirin
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Sirin
 
Регистрация: 03.09.2002
Адрес: Moscow
Сообщений: 2,198
Лайки: 0
Ну, вообще-то непонятно, почему журналист является спецом по школьным сочинениям. Но вопрос интересный, потому что на него ведь как бы подразумевается правильный ответ, да? Что собственные мысли ценнее, чем мертвая зубрежка. Так вот, я не согласна. Все отнюдь не так однозначно. Для того, чтобы высказывать собственные мысли, нужно для начала их иметь. А для этого нужно читать книги. В том числе учебники.

Весь этот культ свободомыслия, на котором с 70-х годов держится т.н. прогрессивная отечественная педагогика, он во многом возник как противодействие отвратительным заидеологизированным советским учебникам. Потому всевозможные соловейчики и подняли на щит идею о том, что любые собственные мысли ребенка ценнее "заученных фраз". Но учебники не обязательно должны быть плохими. Их предназначения никто не отменял: дать представление о предмете и эпохе, указать, на что обратить внимание, научить читать и понимать текст. И неплохо бы ребенку сначала усвоить материал, а уже потом на его основании демонстрировать способность мыслить. Потому что предмет называется "литература", а не "риторика" или "логика".

Если не соблюдать принцип "сначала - материал, потом мысли о нем", происходит самое прискорбное размывание понятий. Прекрасно помню по собственному опыту. Я школу заканчивала под конец перестройки, и класса с 7-го либеральные наши учителя были заворожены фразами о "собственном мнении ребенка". В результате я, девочка умная, но ленивая, вообще перестала утруждаться чтением программных вещей и критики. Потому что на фига? Самостоятельно рассуждать о произведении я могла часами, едва проглядев это самое произведение. Очень все тащились от полета моих мыслей. Только к литературе они не имели ни малейшего отношения.

Это я уже потом поняла, когда в какой-то момент задумалась, почему я так легко и подозрительно похоже понимаю прочитанные книги. То есть, как ты говоришь, постепенно стала осознавать свое невежество. Но это осознание само по себе к пониманию не приближает (с чего бы? что изменилось-то?) и ничего не дает, кроме некоторого смирения. Вот это смирение и следует употребить на то, чтобы перестать упиваться своими ощущениями и познакомиться с мнением более компетентных людей. Литературоведов, критиков, лингвистов, если речь идет о литературе. То есть повторить путь школьника, только на более высоком уровне. Больше никак - иначе не вырваться из круга собственного невежества. Ты прав - искусство, безусловно, доступно всем, но я бы добавила: в той мере, в которой каждый готов для этого потрудиться .
__________________
I stand by all the misstatements that I've made. (George W. Bush)
Sirin вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.12.2003, 11:53   #189
Vasya Gondorsky
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Vasya Gondorsky
 
Регистрация: 15.04.2002
Адрес: К востоку от Моря
Сообщений: 8,291
Лайки: 0
Только в той мере, что сочинения тебе, наверняка, приходилось писать довольно часто, по причине образования и вообще рода деятельности, не то, что мне, который даже от вступительного отмазался, набрав проходной балл по математике.
Разумеется, все не так однозначно, и правильный ответ в этой ситуации будет "и то, и другое". Ты описываешь одну крайность, я другую, как всегда и делают спорщики. Причем, заметь, я и не настаиваю на том, что не нужно читать литературоведов etc. Это очень полезно и познавательно, но кто сказал, что они владеют монополией на истину? Смирение не должно превращаться в слепое принятие на веру чужой точки зрения и само по себе должно быть критичным. Не нужно потакать школьнику в болтологии, если это идет в ущерб восприятию произведения, но не нужно и затыкать ему мозги априорными "истинами", "правильным" истолкованием. Искусствоведение прекрасно может обходиться без претензии на абсолютную истинность, я вообще не понимаю, как гуманитарная наука может иметь наглость претендовать на истину, когда все точные науки от этого уже отказались.
__________________
Главное, ребята, fёa не стареть!

Рассказъ у насъ пойдётъ въ особенности о хоббитахъ, и любознательный
читатель многое узнаетъ объ ихъ нравахъ и кое-что изъ ихъ исторiи
Vasya Gondorsky вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.12.2003, 03:49   #190
Sirin
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Sirin
 
Регистрация: 03.09.2002
Адрес: Moscow
Сообщений: 2,198
Лайки: 0
Вась, да ты чего? Я не знаю ни одного серьезного искусствоведа, который претендовал бы на абсолютную истину. Это ж надо товарищем Лениным быть, чтобы заявлять, что учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Слава Богу, научная жизнь пока жива и помирать вроде не собирается, у гуманитариев в том числе. Но при всем разбросе теорий и взглядов мнение искусствоведа всяко более веское и мотивированное, чем у человека, который первый раз в жизни книгу прочитал. Вот я о чем.

Это хорошо, что ты не настаиваешь на том, что не надо читать литературоведение, а то мне, честно говоря, уже было показалось, так ты на него нападал. А я, в свою очередь, не говорила, что мыслить самостоятельно запрещается. Наоборот - поощряется, но только на основании усвоенного массива материала. Чем его больше, тем ценнее мысли.

Собственно, ты сам сказал: "и то, и другое". Я просто лишний раз делаю ударение на порядке: сначала узнай чужое, потом высказывай свое. Затыкание мозгов и слепое принятие на веру тут совершенно ни при чем.
__________________
I stand by all the misstatements that I've made. (George W. Bush)
Sirin вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.12.2003, 11:20   #191
Vasya Gondorsky
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Vasya Gondorsky
 
Регистрация: 15.04.2002
Адрес: К востоку от Моря
Сообщений: 8,291
Лайки: 0
Ну тут высказывались аргументы, что в XIX веке оно только тем и занималось, что выснением "истины", Белинский, там, Писарев. Спорил я только с этим, с "истиной", в смысле.
Что же касается порядка - ну есть же масса произведений, по которым я, допустим, не читал вообще никакой критики. Просто потому, что писателей, как мне кажется, больше, чем литературоведов. Неужто я не могу высказать свою точку зрения до того, как узнаю чужую? Я не спорю, после прочтения критики моя точка зрения может измениться, но нешто своего умища нету?
__________________
Главное, ребята, fёa не стареть!

Рассказъ у насъ пойдётъ въ особенности о хоббитахъ, и любознательный
читатель многое узнаетъ объ ихъ нравахъ и кое-что изъ ихъ исторiи
Vasya Gondorsky вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.12.2003, 17:43   #192
Sirin
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Sirin
 
Регистрация: 03.09.2002
Адрес: Moscow
Сообщений: 2,198
Лайки: 0
Ну да, занимались. Одно ведь дело - аргументированно отстаивать свою концепцию (сиречь "выяснять истину"), и совсем другое - заявлять, что эта концепция "абсолютно истинна". За такие заявы свои же братья ученые немедленно голову откусят, и будут правы.
Цитата:
Первоначальное сообщение от Vasya Gondorsky
Неужто я не могу высказать свою точку зрения до того, как узнаю чужую?
Вася, можешь! Все мы только этим и занимаемся. Только ты ведь, как сам только что сказал, будешь готов к тому, что мнение более компетентного человека окажется весомее? О том и разговор.
__________________
I stand by all the misstatements that I've made. (George W. Bush)
Sirin вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.12.2003, 18:04   #193
Vasya Gondorsky
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Vasya Gondorsky
 
Регистрация: 15.04.2002
Адрес: К востоку от Моря
Сообщений: 8,291
Лайки: 0
Может оказаться весомее и мнение менее компетентного человека - тут не угадаешь. Проблема-то вся в том, _необходимо_ читать критику или авторские дневники, или слушать более компетентных людей для формирования своего мнения или же нет. Я бы сказал так: полезно. Интересно. Но не необходимо, и уж вовсе неправильно некритично усваивать чужую точку зрения - это уже жречество тогда, а не наука.
__________________
Главное, ребята, fёa не стареть!

Рассказъ у насъ пойдётъ въ особенности о хоббитахъ, и любознательный
читатель многое узнаетъ объ ихъ нравахъ и кое-что изъ ихъ исторiи
Vasya Gondorsky вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.12.2003, 18:24   #194
Sirin
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Sirin
 
Регистрация: 03.09.2002
Адрес: Moscow
Сообщений: 2,198
Лайки: 0
Не необходимо в том смысле, в каком не необходимо, скажем, поголовно читать учебники военной истории или какие-нибудь мемуары Черчилля. Но если хочется серьезно дискутировать о Второй мировой войне, это нужно делать обязательно. С литературой абсолютно то же самое.

А насчет "некритичности" я уже в третий раз, по-моему, удивляюсь: при чем здесь?.. За нее никто не ратовал.
__________________
I stand by all the misstatements that I've made. (George W. Bush)
Sirin вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.12.2003, 18:34   #195
Vasya Gondorsky
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Vasya Gondorsky
 
Регистрация: 15.04.2002
Адрес: К востоку от Моря
Сообщений: 8,291
Лайки: 0
Понимаешь, есть разница между Второй Мировой и Евгением Онегиным. Когда речь идет о фактологии и логике, обсуждение носит вполне научный характер. Когда речь идет о художественном восприятии, дело совсем другое. Как гениально заметил Лотман, логика - язык для разговора с таким же, как ты, искусство - язык для разговора с другим. Об истории можно говорить на языке фактов - с таким же как ты, принимающим эти факты. В искусстве фактов свободных от интерпретаций не бывает.
А критичность связана именно с претензией на истину некоторых искусствоведов и тем, что для этих претензий нет ну никаких оснований. А с твоей трактовкой истины как обоснованного личного мнения я могу только согласиться, но мне казалось, что Арнольд говорил о другом. Впрочем, я мог его неправильно понять.
__________________
Главное, ребята, fёa не стареть!

Рассказъ у насъ пойдётъ въ особенности о хоббитахъ, и любознательный
читатель многое узнаетъ объ ихъ нравахъ и кое-что изъ ихъ исторiи
Vasya Gondorsky вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.12.2003, 18:53   #196
Sirin
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Sirin
 
Регистрация: 03.09.2002
Адрес: Moscow
Сообщений: 2,198
Лайки: 0
Цитата:
Первоначальное сообщение от Vasya Gondorsky
Понимаешь, есть разница между Второй Мировой и Евгением Онегиным.
Нет, вот тут наши пути расходятся. В том контексте, о котором идет речь, разницы нет. Так что сейчас опять будет "мыло-мочало, начинай сначала". Может, лучше не будем?
Цитата:
твоей трактовкой истины как обоснованного личного мнения
Вообще-то я так истину не трактовала. Я говорила о том, что с помощью такого мнения можно приблизиться к истине, и что обоснованное мнение будет ближе к ней, чем необоснованное.

Что касается наших баранов-искусствоведов, то, может быть, под злосчастными "претензиями на истину" ты имеешь в виду излишнюю категоричность и дидактичность, присущую некоторым из них? Потому что иначе я никак не уясню, что же ты все-таки им инкриминируешь. Утверждения "это - так потому-то и потому-то" можно, конечно, назвать претензиями на истину, но что ты видишь в них в них плохого, не понимаю. Тем более, что основания, о которых ты говоришь, любой ученый предъявляет первым делом, на то он и ученый.
__________________
I stand by all the misstatements that I've made. (George W. Bush)
Sirin вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.12.2003, 18:57   #197
Vasya Gondorsky
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Vasya Gondorsky
 
Регистрация: 15.04.2002
Адрес: К востоку от Моря
Сообщений: 8,291
Лайки: 0
Не будем, не вопрос.
Просто, ты ведь считаешь, что истина существует, раз говоришь, что к ней можно тем или иным способом приблизиться?
А искусствовед - пророк ее?
А я в вопросах искусства придерживаюсь агностицизма, отсюда и все проблемы.
Что же касается любого ученого, то в естественных и точных науках критерии истинности принципиально другие. Поэтому в науках гуманитарных есть два пути: либо отказаться от идеи существования истины, либо последовательно проводить ее, но это приводит к появлению бестелесных сущностей и жречеству.
__________________
Главное, ребята, fёa не стареть!

Рассказъ у насъ пойдётъ въ особенности о хоббитахъ, и любознательный
читатель многое узнаетъ объ ихъ нравахъ и кое-что изъ ихъ исторiи
Vasya Gondorsky вне форума   Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход



Текущее время: 01:24. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.6.4


Яндекс.Метрика Яндекс цитирования