04.12.2003, 20:37 | #181 | |||||||
Зарегистрированный пользователь
Регистрация: 15.04.2002
Адрес: К востоку от Моря
Сообщений: 8,291
Лайки: 0
|
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Мое положение отличается от положения инопланетянина потому, что я и так нахожусь в культурном контексте, я с головой погружен в него. Вся информация, которая льется на меня из окружающего мира день за днем моей жизни представляет из себя этот контекст, и, это я с полной ответственностью заявляю, мне достаточно этого для понимания художественных произведений. Потому, что я человек той же культуры. Возможно, да нет, почти наверняка, я смог бы постичь новые смыслы и тонкие авторские намеки, если бы прочитал что-то дополнительно, возможно нет, возможно, прочтя "гениального искусствоведа" я навсегда отложил бы от себя эту книгу. Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
__________________
Главное, ребята, fёa не стареть! Рассказъ у насъ пойдётъ въ особенности о хоббитахъ, и любознательный читатель многое узнаетъ объ ихъ нравахъ и кое-что изъ ихъ исторiи |
|||||||
04.12.2003, 22:14 | #182 | |
Зарегистрированный пользователь
Регистрация: 03.09.2002
Адрес: Moscow
Сообщений: 2,198
Лайки: 0
|
Цитата:
Фильм, как и книга, действительно рождает массу толкований, в том числе и массу неправильных. И текст действительно можно трактовать по-разному, только весь разброс трактовок, имеющих право на существование, можно представить в виде отрезка на прямой. Отрезок большой, спору нет. Но прямая-то бесконечна - на нее нанизаны все проявления полета фантазии, и пресловутый гомосексуальный подтекст сцены в Осгилиате - он именно там где-то болтается. Бог их знает, наших друзей гопников, может, они действительно душой перерождаются, когда по этому поводу в зале гыгыкают, - на здоровье. Но к произведению это не имеет отношения. Вот и все, что я имею в виду.
__________________
I stand by all the misstatements that I've made. (George W. Bush) |
|
05.12.2003, 03:43 | #183 | |
Зарегистрированный пользователь
Регистрация: 02.01.2003
Сообщений: 242
Лайки: 0
|
Цитата:
__________________
Важно помнить, что дважды два - четыре, а не сколько дедушка сказал. М.Гаспаров |
|
05.12.2003, 11:41 | #185 | |||
Зарегистрированный пользователь
Регистрация: 15.04.2002
Адрес: К востоку от Моря
Сообщений: 8,291
Лайки: 0
|
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Но, аргументов высказано более чем достаточно, так что каждый при желании сможет сравнить их и сопоставить с ними свою точку зрения. Вам тоже спасибо, это было очень интересно.
__________________
Главное, ребята, fёa не стареть! Рассказъ у насъ пойдётъ въ особенности о хоббитахъ, и любознательный читатель многое узнаетъ объ ихъ нравахъ и кое-что изъ ихъ исторiи |
|||
06.12.2003, 23:48 | #186 | |
Зарегистрированный пользователь
Регистрация: 03.09.2002
Адрес: Moscow
Сообщений: 2,198
Лайки: 0
|
Цитата:
Ты сам употребил совершенно верное слово: невежество. Оно безусловно есть, отнять у него право на существование невозможно. Но уважать его я не собираюсь, уволь, ни в себе, ни в других. Признавать ценность невежественного мнения в культурных вопросах - оксюморон.
__________________
I stand by all the misstatements that I've made. (George W. Bush) |
|
08.12.2003, 13:05 | #187 |
Зарегистрированный пользователь
Регистрация: 15.04.2002
Адрес: К востоку от Моря
Сообщений: 8,291
Лайки: 0
|
Дело в том, что невежество неизбежно. Это его ни в коем случае не оправдывает, но вот я понимаю, что в очень многих, да практически во всех вопросах невежественен. Особенно в гуманитарных науках. Ну вот такие у меня представления о сознании, что я считаю, что постичь на все сто процентов точку зрения другого человека невозможно.
И вот здесь интересный момент, каким образом его можно преодолеть, или попытаться преодолеть? Не уничтожить, конечно - это невозможно. Встать на точку зрения, что искусствовед имеет правильное мнение об искусстве, а все остальные имеют неправильное мнение, я не могу (скорее, не хочу, т.к. мне все же кажется, что искусство доступно не только искусствоведам, а, напротив, всем). Мне остается пытаться понять искусство самому. В конце концов, что ценнее, усвоенная в школе или вузе чужая точка зрения на художественное произведение, или свое собственное мнение, проистекающее из признания и осмысления своего невежества? Вот я у тебя как у журналиста спрошу, какое сочинение более ценно, то, в котором ученик повторяет заученные фразы из учебника или то, в котором он самостоятельно рассуждает о произведении?
__________________
Главное, ребята, fёa не стареть! Рассказъ у насъ пойдётъ въ особенности о хоббитахъ, и любознательный читатель многое узнаетъ объ ихъ нравахъ и кое-что изъ ихъ исторiи |
10.12.2003, 02:12 | #188 |
Зарегистрированный пользователь
Регистрация: 03.09.2002
Адрес: Moscow
Сообщений: 2,198
Лайки: 0
|
Ну, вообще-то непонятно, почему журналист является спецом по школьным сочинениям. Но вопрос интересный, потому что на него ведь как бы подразумевается правильный ответ, да? Что собственные мысли ценнее, чем мертвая зубрежка. Так вот, я не согласна. Все отнюдь не так однозначно. Для того, чтобы высказывать собственные мысли, нужно для начала их иметь. А для этого нужно читать книги. В том числе учебники.
Весь этот культ свободомыслия, на котором с 70-х годов держится т.н. прогрессивная отечественная педагогика, он во многом возник как противодействие отвратительным заидеологизированным советским учебникам. Потому всевозможные соловейчики и подняли на щит идею о том, что любые собственные мысли ребенка ценнее "заученных фраз". Но учебники не обязательно должны быть плохими. Их предназначения никто не отменял: дать представление о предмете и эпохе, указать, на что обратить внимание, научить читать и понимать текст. И неплохо бы ребенку сначала усвоить материал, а уже потом на его основании демонстрировать способность мыслить. Потому что предмет называется "литература", а не "риторика" или "логика". Если не соблюдать принцип "сначала - материал, потом мысли о нем", происходит самое прискорбное размывание понятий. Прекрасно помню по собственному опыту. Я школу заканчивала под конец перестройки, и класса с 7-го либеральные наши учителя были заворожены фразами о "собственном мнении ребенка". В результате я, девочка умная, но ленивая, вообще перестала утруждаться чтением программных вещей и критики. Потому что на фига? Самостоятельно рассуждать о произведении я могла часами, едва проглядев это самое произведение. Очень все тащились от полета моих мыслей. Только к литературе они не имели ни малейшего отношения. Это я уже потом поняла, когда в какой-то момент задумалась, почему я так легко и подозрительно похоже понимаю прочитанные книги. То есть, как ты говоришь, постепенно стала осознавать свое невежество. Но это осознание само по себе к пониманию не приближает (с чего бы? что изменилось-то?) и ничего не дает, кроме некоторого смирения. Вот это смирение и следует употребить на то, чтобы перестать упиваться своими ощущениями и познакомиться с мнением более компетентных людей. Литературоведов, критиков, лингвистов, если речь идет о литературе. То есть повторить путь школьника, только на более высоком уровне. Больше никак - иначе не вырваться из круга собственного невежества. Ты прав - искусство, безусловно, доступно всем, но я бы добавила: в той мере, в которой каждый готов для этого потрудиться .
__________________
I stand by all the misstatements that I've made. (George W. Bush) |
10.12.2003, 11:53 | #189 |
Зарегистрированный пользователь
Регистрация: 15.04.2002
Адрес: К востоку от Моря
Сообщений: 8,291
Лайки: 0
|
Только в той мере, что сочинения тебе, наверняка, приходилось писать довольно часто, по причине образования и вообще рода деятельности, не то, что мне, который даже от вступительного отмазался, набрав проходной балл по математике.
Разумеется, все не так однозначно, и правильный ответ в этой ситуации будет "и то, и другое". Ты описываешь одну крайность, я другую, как всегда и делают спорщики. Причем, заметь, я и не настаиваю на том, что не нужно читать литературоведов etc. Это очень полезно и познавательно, но кто сказал, что они владеют монополией на истину? Смирение не должно превращаться в слепое принятие на веру чужой точки зрения и само по себе должно быть критичным. Не нужно потакать школьнику в болтологии, если это идет в ущерб восприятию произведения, но не нужно и затыкать ему мозги априорными "истинами", "правильным" истолкованием. Искусствоведение прекрасно может обходиться без претензии на абсолютную истинность, я вообще не понимаю, как гуманитарная наука может иметь наглость претендовать на истину, когда все точные науки от этого уже отказались.
__________________
Главное, ребята, fёa не стареть! Рассказъ у насъ пойдётъ въ особенности о хоббитахъ, и любознательный читатель многое узнаетъ объ ихъ нравахъ и кое-что изъ ихъ исторiи |
11.12.2003, 03:49 | #190 |
Зарегистрированный пользователь
Регистрация: 03.09.2002
Адрес: Moscow
Сообщений: 2,198
Лайки: 0
|
Вась, да ты чего? Я не знаю ни одного серьезного искусствоведа, который претендовал бы на абсолютную истину. Это ж надо товарищем Лениным быть, чтобы заявлять, что учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Слава Богу, научная жизнь пока жива и помирать вроде не собирается, у гуманитариев в том числе. Но при всем разбросе теорий и взглядов мнение искусствоведа всяко более веское и мотивированное, чем у человека, который первый раз в жизни книгу прочитал. Вот я о чем.
Это хорошо, что ты не настаиваешь на том, что не надо читать литературоведение, а то мне, честно говоря, уже было показалось, так ты на него нападал. А я, в свою очередь, не говорила, что мыслить самостоятельно запрещается. Наоборот - поощряется, но только на основании усвоенного массива материала. Чем его больше, тем ценнее мысли. Собственно, ты сам сказал: "и то, и другое". Я просто лишний раз делаю ударение на порядке: сначала узнай чужое, потом высказывай свое. Затыкание мозгов и слепое принятие на веру тут совершенно ни при чем.
__________________
I stand by all the misstatements that I've made. (George W. Bush) |
11.12.2003, 11:20 | #191 |
Зарегистрированный пользователь
Регистрация: 15.04.2002
Адрес: К востоку от Моря
Сообщений: 8,291
Лайки: 0
|
Ну тут высказывались аргументы, что в XIX веке оно только тем и занималось, что выснением "истины", Белинский, там, Писарев. Спорил я только с этим, с "истиной", в смысле.
Что же касается порядка - ну есть же масса произведений, по которым я, допустим, не читал вообще никакой критики. Просто потому, что писателей, как мне кажется, больше, чем литературоведов. Неужто я не могу высказать свою точку зрения до того, как узнаю чужую? Я не спорю, после прочтения критики моя точка зрения может измениться, но нешто своего умища нету?
__________________
Главное, ребята, fёa не стареть! Рассказъ у насъ пойдётъ въ особенности о хоббитахъ, и любознательный читатель многое узнаетъ объ ихъ нравахъ и кое-что изъ ихъ исторiи |
11.12.2003, 17:43 | #192 | |
Зарегистрированный пользователь
Регистрация: 03.09.2002
Адрес: Moscow
Сообщений: 2,198
Лайки: 0
|
Ну да, занимались. Одно ведь дело - аргументированно отстаивать свою концепцию (сиречь "выяснять истину"), и совсем другое - заявлять, что эта концепция "абсолютно истинна". За такие заявы свои же братья ученые немедленно голову откусят, и будут правы.
Цитата:
__________________
I stand by all the misstatements that I've made. (George W. Bush) |
|
11.12.2003, 18:04 | #193 |
Зарегистрированный пользователь
Регистрация: 15.04.2002
Адрес: К востоку от Моря
Сообщений: 8,291
Лайки: 0
|
Может оказаться весомее и мнение менее компетентного человека - тут не угадаешь. Проблема-то вся в том, _необходимо_ читать критику или авторские дневники, или слушать более компетентных людей для формирования своего мнения или же нет. Я бы сказал так: полезно. Интересно. Но не необходимо, и уж вовсе неправильно некритично усваивать чужую точку зрения - это уже жречество тогда, а не наука.
__________________
Главное, ребята, fёa не стареть! Рассказъ у насъ пойдётъ въ особенности о хоббитахъ, и любознательный читатель многое узнаетъ объ ихъ нравахъ и кое-что изъ ихъ исторiи |
11.12.2003, 18:24 | #194 |
Зарегистрированный пользователь
Регистрация: 03.09.2002
Адрес: Moscow
Сообщений: 2,198
Лайки: 0
|
Не необходимо в том смысле, в каком не необходимо, скажем, поголовно читать учебники военной истории или какие-нибудь мемуары Черчилля. Но если хочется серьезно дискутировать о Второй мировой войне, это нужно делать обязательно. С литературой абсолютно то же самое.
А насчет "некритичности" я уже в третий раз, по-моему, удивляюсь: при чем здесь?.. За нее никто не ратовал.
__________________
I stand by all the misstatements that I've made. (George W. Bush) |
11.12.2003, 18:34 | #195 |
Зарегистрированный пользователь
Регистрация: 15.04.2002
Адрес: К востоку от Моря
Сообщений: 8,291
Лайки: 0
|
Понимаешь, есть разница между Второй Мировой и Евгением Онегиным. Когда речь идет о фактологии и логике, обсуждение носит вполне научный характер. Когда речь идет о художественном восприятии, дело совсем другое. Как гениально заметил Лотман, логика - язык для разговора с таким же, как ты, искусство - язык для разговора с другим. Об истории можно говорить на языке фактов - с таким же как ты, принимающим эти факты. В искусстве фактов свободных от интерпретаций не бывает.
А критичность связана именно с претензией на истину некоторых искусствоведов и тем, что для этих претензий нет ну никаких оснований. А с твоей трактовкой истины как обоснованного личного мнения я могу только согласиться, но мне казалось, что Арнольд говорил о другом. Впрочем, я мог его неправильно понять.
__________________
Главное, ребята, fёa не стареть! Рассказъ у насъ пойдётъ въ особенности о хоббитахъ, и любознательный читатель многое узнаетъ объ ихъ нравахъ и кое-что изъ ихъ исторiи |
11.12.2003, 18:53 | #196 | ||
Зарегистрированный пользователь
Регистрация: 03.09.2002
Адрес: Moscow
Сообщений: 2,198
Лайки: 0
|
Цитата:
Цитата:
Что касается наших баранов-искусствоведов, то, может быть, под злосчастными "претензиями на истину" ты имеешь в виду излишнюю категоричность и дидактичность, присущую некоторым из них? Потому что иначе я никак не уясню, что же ты все-таки им инкриминируешь. Утверждения "это - так потому-то и потому-то" можно, конечно, назвать претензиями на истину, но что ты видишь в них в них плохого, не понимаю. Тем более, что основания, о которых ты говоришь, любой ученый предъявляет первым делом, на то он и ученый.
__________________
I stand by all the misstatements that I've made. (George W. Bush) |
||
11.12.2003, 18:57 | #197 |
Зарегистрированный пользователь
Регистрация: 15.04.2002
Адрес: К востоку от Моря
Сообщений: 8,291
Лайки: 0
|
Не будем, не вопрос.
Просто, ты ведь считаешь, что истина существует, раз говоришь, что к ней можно тем или иным способом приблизиться? А искусствовед - пророк ее? А я в вопросах искусства придерживаюсь агностицизма, отсюда и все проблемы. Что же касается любого ученого, то в естественных и точных науках критерии истинности принципиально другие. Поэтому в науках гуманитарных есть два пути: либо отказаться от идеи существования истины, либо последовательно проводить ее, но это приводит к появлению бестелесных сущностей и жречеству.
__________________
Главное, ребята, fёa не стареть! Рассказъ у насъ пойдётъ въ особенности о хоббитахъ, и любознательный читатель многое узнаетъ объ ихъ нравахъ и кое-что изъ ихъ исторiи |