Хеннет Аннун Властелин Колец: Аннотация к саундтрекуХоббит: проект Нежданный БуклетНовая Зеландия, или Туда и обратно      

Вернуться   Хеннет Аннун > Совет Мудрых (ОСНОВНОЙ ФОРУМ) > Архив рецензий > Рецензии форумчан на "Две крепости"

Like Tree16раз понравилось

Ответ
 
Обратные ссылки Опции темы Поиск в этой теме
Старый 05.11.2003, 23:46   #301 (permalink)
Registered User
 
Аватар для Бизончик
 
Регистрация: 30.05.2003
Адрес: в уголку
Сообщений: 413
Наверное, без психологии тут не обойтись. Да, в книге все "по канонам до-нового времени", но вряд ли режжисер/сценарист/актер сумеет иначе понять образ того или иного героя, чем с позиций современной психологии. Другого пути в фильме (чтобы герои были живыми людьми, а не картонными фигурками) просто нет.
Именно с такой точки зрения, кажется, и рассуждает Анна.
Всего этого не было в книге? Что ж, зазор всегда остается.
__________________
For Frodo! - (c) Aragorn

Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (c)
Бизончик вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.11.2003, 00:01   #302 (permalink)
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Marya
 
Регистрация: 10.03.2003
Адрес: Little Kingdom
Сообщений: 2,092
Ну вот, опять "картонные фигурки"... Ну ведь и в литературе то же самое. Толкину сколько раз говорили, что у него получились картонные фигурки! А он все равно написал, как написал, и всем нам это оказалось по душе. Ну понятно, что Фродо, например - не эпический герой. Его надо играть со всем богатством психологии. Но не так, скажем, чтобы в игре актера отражалось печальное детство Фродо, рано потерявшего родителей (это гипотетический пример, в фильме этого, конечно, нет). И в Фарамире не должно отражаться, что у него с отцом проблемы - до того, как эти проблемы выводятся на экран. Я это имею в виду. "Детские комплексы, привычки нехорошие" (с) Гоблин.
__________________

-Смог бы Питер Джексон снять "Сильмариллион"?
-Что он смог бы - мало кто сомневается! Тут главное - смочь посмотреть. © Emi


Мы настолько старые девы, что помним Змеев Севера еще милыми змеенышами © Девица Тук
Marya вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.11.2003, 00:31   #303 (permalink)
Registered User
 
Аватар для Бизончик
 
Регистрация: 30.05.2003
Адрес: в уголку
Сообщений: 413
Видимо, я неточно высказалась. Поправлюсь: я имела в виду, что если у авторов фильма не будет твердого основания для понимания характеров и поступков персонажей, они (персонажи) и окажутся картонными. Может быть, я идеализирую, но мне кажется, что нельзя произнести реплики Фродо, Гэндальфа, Арагорна, Сэма и всех-всех-всех, не понимая, что за ними стоит. Но понять можно только с точки зрения современной психологии (это наиболее естественный и ясный путь, имхо).
Чтобы сделать по-другому, надо быть самим Толкином.
Из моего поста это не совсем ясно (каюсь), но словосочетание "картонные фигурки" к книге не относилось. Ни в каком случае.
Если бы у Джексона не было бы достаточно четко определенной позиции по каждому эпизоду ВК, фильм, наверное, не получился.
Идеальным фильмом по ВК, видимо, станет тот, который никогда не будет снят. Потому что точно перенести книгу на экран нельзя. Чего зря мучиться?
__________________
For Frodo! - (c) Aragorn

Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (c)
Бизончик вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.11.2003, 00:43   #304 (permalink)
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Marya
 
Регистрация: 10.03.2003
Адрес: Little Kingdom
Сообщений: 2,092
Я со всем согласна, и все поняла правильно (что речь о фильме). Только не думаю, что единственный способ понять героев - это современная психология. Про то, что книгу нельзя перенести на экран, я тоже знаю.
Просто мне лично про психологию не интересно. Мне про сказку интересно, про эпос, про легенды и предания. А про комплексы и мотивации, право, есть книги лучше Толкина, и фильмы есть другие, более подходящие. Но все ведь упирается в личный вкус, не правда ли?
__________________

-Смог бы Питер Джексон снять "Сильмариллион"?
-Что он смог бы - мало кто сомневается! Тут главное - смочь посмотреть. © Emi


Мы настолько старые девы, что помним Змеев Севера еще милыми змеенышами © Девица Тук
Marya вне форума   Ответить с цитированием
Старый 07.11.2003, 13:40   #305 (permalink)
Гость
 
Сообщений: n/a
О наболевшем.
Вот тут едва не в каждом посте (кроме моих, кстати) мелькает одно слово - "психология". Но вот появилось и нечто новое - "современная психология". Дамы и господа! Есть предложение расставить точки над i. Современная психология - это даже не совсем то, что "психология современного общества" (которая, между прочим, не есть нечто отдельное от "до-нового времени" - все мы "descendants of the past"). Современная психология - это нечто научное. Что я, например, не очень хорошо знаю (несмотря на двухгодичный курс общей и возрастной в прошлом). Если кто-то проведет грамотное психологическое исследование - книги ли, фильма ли - будет, возможно, хорошо. То, что здесь есть попытки обсуждать - не есть психология.

Об эпическом.
Фильм vs. книга. Я так не думаю. Во-первых, фильм как минимум по мотивам книги. Во-вторых, фильм меня собственно и привлек отблеском эпичности книги. В-третьих (и главных) - об "эпической психологии" . Возможно, я не прав. Но как-то представляется, что эпический персонаж, как и любой другой, имеет свою логику образа (не "свою психологию"). При всей скупости и экономичности языка эпоса. Это относится и к сюжету эпоса - в котором реализуются герои. Будь это не так - получились бы "картонные фигурки" - "ни уму, ни сердцу". Так что почему нельзя обсуждать причины поступков персонажей эпоса - снова не очень понятно . Как и почему Фродо - не эпический герой.

Собственно о главном
На мой взгляд, "Детские комплексы, привычки нехорошие" (с) Гоблин - плохо вписываются в логику образа Фарамира - и книжного, и киношного. Почти как Отелло, удушающий Дездемону за то, что она плохо готовила.
Уж простите, но приведу основные (имхо) "диалоги о Кольце" в книжном Итилиене (Муравьев):
Цитата:
- Да уж, придется показать, - очень тихо проговорил Фарамир со странной улыбкой. - Вот, значит, ответ сразу на все загадки! Кольцо Всевластья - то, что, как мнили, навсегда исчезло из Средиземья! Боромир пытался его отобрать, а вы спаслись бегством? Бежали, бежали и прибежали ко мне!
Заброшенная страна, два невысоклика, войско под моим началом и под рукой - Кольцо из Колец! Так покажи себя на деле, Фарамир, воевода Гондора! Ха! - Он поднялся во весь рост, суровый и властный, серые глаза его блистали.

- Бедняга Боромир! Какое тяжкое испытание! - сказал он. - Сколько горя вы мне принесли, два странника из дальнего края, со своей погибельной ношей! Однако же я сужу о невысокликах вернее, чем вы о людях. Мы, гондорцы, всегда говорим правду. И если даже похвастаем, - а это случается редко, - то и тогда держим слово насмерть. "Я не подобрал бы этот талисман и на большой дороге" - таковы были мои слова. И если бы я теперь возжаждал его, - ведь я все же не знал, о чем говорил, - слова мои остались бы клятвой, а клятв нарушать нельзя.

Рядом было постлано для слуги. Сэм немного подумал, потом низко поклонился.
- Доброй ночи, господин мой, - сказал он. - Вы показали себя на деле.
- Показал? - спросил Фарамир.
- Да, сударь, и, знаете, хорошо показали. Это уж так.
Фарамир улыбнулся.
- Для слуги ты смел на язык, господин Сэммиум. Нет, я шучу: хвала от того, кто сам ее достоин, - высшая награда. Но я недостоин хвалы, ибо не было у меня побужденья поступить иначе.
- Вот вы, помните, сказали моему хозяину, что он похож на эльфа: оно и верно, и правильно. А я вам скажу, что вы как-то похожи на... - Сэм запнулся, - да, пожалуй, на мага, на Гэндальфа.
- Вот как, - сказал Фарамир. - Может быть, сказывается нуменорская кровь. Доброй ночи!
Здесь ничего такого нет. Если знаете, где есть, скажите, пожалуйста. Очень жаль, что последнего диалога и второго монолога в фильме нет, хотя первый монолог воспризведен почти дословно. Да и вся "линия Фарамира" там скомкана - и без меня об этом говорено...

Кое-какие комментарии
"Любил ли больше". Ладно - положен на обе лопатки. Но! О том, что "не любил" или о том что "переживал нелюбовь" - тоже ничего. Мнение свое оставлю при себе . По поводу Фендуилас - то же самое в сущности.

Цитата:
Денетор унаследовал пост Наместника в 2984г., когда ему было пятьдесят четыре года; это был властный человек, очень мудрый, и для своего времени весьма ученый; он обладал могучей волей, верил в свои силы и ничего не боялся. Люди впервые обратили внимание на его "мрачность" в 2988 г., когда умерла его жена Финдуилас
Был ли он "такой с рожденья" - разве что на кофейной гуще можно погадать. - Archer

Так что по крайней мере одним из мотивов действий Денетора была зависть к Торонгилю и нелюбовь к Гэндальфу, которого его отец привечал, следуя советам Торонгиля: Денетор хотел превзойти этих "узурпаторов" осведомленностью и, по возможности, следить за ними, когда их не было в городе [через палантир - Archer].
Вот тут налицо и зависть, и борьба, и "привычки вредные ". С Гэндальфом у него давно были "контры" - Archer
[По: Неоконченные Сказания, Палантири]
"А напоследок я скажу"
Вопрос мой, заданный Анне - возможно, проще, чем может показаться. Если мысль о "детских комплексах" Фарамира - только мнение (от слова мнить, полагать безосновательно) - пусть таким и останется. Тогда - обсуждать нечего. У меня тоже много таких мнений - в том числе и о переживаниях Фарамира за отца. Ничего плохого в этом нет. Хотя может быть странное
Но вот если это суждение (от слова судить, рассуждать) - хотелось бы услышать обоснование.
Вот и все - не более и не менее.
  Ответить с цитированием
Старый 11.11.2003, 01:59   #306 (permalink)
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Marya
 
Регистрация: 10.03.2003
Адрес: Little Kingdom
Сообщений: 2,092
Читайте Толкина, он...
(это не в качестве возражения к чему-то из вышеизложенного, это просто в тему)

Письмо № 244:
Eowyn: It is possible to love more than one person (of the other sex) at the same time, but in a different mode and intensity. I do not think that Eowyn's feelings for Aragorn really changed much; and when he was revealed as so lofty a figure, in descent and office, she was able to go on loving and admiring him. He was old, and that is not only a physical quality: when not accompanied by any physical decay age can be alarming or awe-inspiring. Also she was not herself ambitious in the true political sense. Though not a 'dry nurse' in temper, she was also not really a soldier or 'amazon', but like many brave women was capable of great military gallantry at a crisis.

I think you misunderstand Faramir. He was daunted by his father: not only in the ordinary way of a family with a stern proud father of great force of character, but as a Númenórean before the chief of the one surviving Númenórean state. He was motherless and sisterless (Eowyn was also motherless), and had a 'bossy' brother. He had been accustomed to giving way and not giving his own opinions air, while retaining a power of command among men, such as a man may obtain who is evidently personally courageous and decisive, but also modest, fair-minded and scrupulously just, and very merciful. I think he understood Eowyn very well.
__________________

-Смог бы Питер Джексон снять "Сильмариллион"?
-Что он смог бы - мало кто сомневается! Тут главное - смочь посмотреть. © Emi


Мы настолько старые девы, что помним Змеев Севера еще милыми змеенышами © Девица Тук

Последний раз редактировалось Marya; 11.11.2003 в 02:19.
Marya вне форума   Ответить с цитированием
Старый 15.11.2003, 13:32   #307 (permalink)
Registered User
 
Аватар для Tivien
 
Регистрация: 14.10.2003
Сообщений: 460
Archer, согласна - гадание на кофейной гуще . Как мы не знали о жизни Денетора "до", так и не узнаем. Но - имхо - раз уж разговор был затеян из-за Фарамира, нужно обратить внимание, что ему было (если мне не изменяет память) четыре года, когда умерла мать. Так что он был еще совсем мал, а Денетор уже стал "мрачен". Имхо, мысли о детских комплексах не то чтобы напрашиваются, но вполне могут возникнуть.

Последний раз редактировалось Tivien; 15.11.2003 в 13:35.
Tivien вне форума   Ответить с цитированием
Старый 17.11.2003, 08:35   #308 (permalink)
Гость
 
Сообщений: n/a
Tivien:
Bla... Bla... Bla... Могут возникнуть, а могут и не возникнуть. То же самое - если помнил мать, то и "отца неомраченного" мог помнить. Как минимум.

ЗЫ. У меня оно что-то не возникает.

To Анна:
"Меня терзают смутные сомненья..." Не готовите ли Вы эссе о Фарамире? Вы веддь так и не ответили, хотя вопрос был именно к Вам...
  Ответить с цитированием
Старый 17.11.2003, 09:32   #309 (permalink)
Senior Member
 
Аватар для Анна
 
Регистрация: 22.12.2002
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 475
Нет, не готовлю. Готовлюсь смотреть TT SEE, чего и Вам желаю

А на вопрос я давно оответила. Только не то, что Вы хотели.
__________________
Количество выигранных споров в жизни часто равно количеству потерянных друзей (с).

Я не против высокого. Отнюдь. Но покупаюсь на человеческое (c) Lis
Анна вне форума   Ответить с цитированием
Старый 17.11.2003, 19:11   #310 (permalink)
Гость
 
Сообщений: n/a
Анна:
За пожелание спасибочки . Но ответа я так и не понял, простите идиота .

ЗЫ. Конечным продктом "господина ПэЖэ и Ко" все-таки считаю официальный релиз DVD. SEE - для фанов. Имхо.
  Ответить с цитированием
Старый 14.12.2003, 23:44   #311 (permalink)
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Маэглин
 
Регистрация: 10.11.2002
Адрес: Московская область, Королёв
Сообщений: 2,442
Анна, читал вашу рецензию на первой странице, обсуждение не читал... пока. Мне понравилось

Скажете что-нибудь по поводу SEE? Особенно мне показался странным момент, когда Фарамир спрашивает Фродо, как они пойдут, на что тот отвечает: "Gollum says...", но почему не "Smeagol says..."??
__________________
"Look me in the eyes... and then kill me." (с) Sands

"Дурак - не плохое состояние интеллекта, а специфический способ его использования" (с) Katherine Kinn
Маэглин вне форума   Ответить с цитированием
Старый 15.12.2003, 01:15   #312 (permalink)
Senior Member
 
Аватар для Анна
 
Регистрация: 22.12.2002
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 475
Обязательно скажу - только через пару дней.
Потому что SEE увидела впервые только вчера и единственное, что могу произнести - "Щас точно спою". Остальное пока словами невыразимо.
__________________
Количество выигранных споров в жизни часто равно количеству потерянных друзей (с).

Я не против высокого. Отнюдь. Но покупаюсь на человеческое (c) Lis
Анна вне форума   Ответить с цитированием
Старый 15.12.2003, 01:21   #313 (permalink)
Senior Member
 
Аватар для Cath
 
Регистрация: 27.01.2003
Адрес: Moscow
Сообщений: 1,503
Спой, птичка!
__________________
Временами, особенно осенью, он вдруг начинал грустить о каких-то диких краях и странные видения незнакомых гор наполняли его сны (с)

"... Above all shadows rides the Sun..."
Cath вне форума   Ответить с цитированием
Старый 15.12.2003, 12:08   #314 (permalink)
Senior Member
 
Аватар для Анна
 
Регистрация: 22.12.2002
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 475
Отнюдь. Натуральный волчий вой из-под стола... обнимая лапами недожеванную баранью ногу... сорри, стопку CD-дисков... с тоской и ликованием одновременно.

Начальные впечатления следующие. Я не буду говорить, насколько понравилось - см. соответствующий мультфильм, выражение физии волка.

Что особенно понравилось - все персонажи стали еще более живыми. Эээ... примерно так: у каждого есть момент, когда он слабый и немножечко (или даже весьма) смешной и потому трогательный. Даже в расовых разборках орков с уруками присутствует фирменная джексоновская черненькая смешинка. Даже Арвен трогательно сторожит спозаранку в кустах собирающегося уходить от нее навеки Арагорна и обретает приятный оттенок человечности. Чрезвычайно мил Гэндальф, с чисто айнурской непринужденностью определяющий дефиниции: я Саруман... или Гэндальф Серый? А! О! Вот - я Гэндальф Белый! Легкое надмирное самодовольство и соответствующий юмор высшего существа.

В Арагорне бурно говорит эльфийская кровь - в восемьдесят семь, о которых он говорит с застенчивой кокетливостью подростка, мы еще не взрослые, мы еще только взрослеем. Когда воскресший Гэндальф читает ему лекцию о высоком предназначении и как этого сильно забоится Саурон, еще-не-король явно достан всеми этими эльфийско-магскими намеками и очень явно желает остаться еще-не-королем, желательно подольше. Еще замечательный момент, когда ему все же приходится взрослеть - по очереди на него наезжают Теоден, Эовин, а под конец устраивает шум Леголас - после чего Арагорн наконец срывается на командирский ор и уходит на лестницу думать тяжкую думу.

Абсолютно взрослый, умный и сильный Фродо. Когда он дважды вежливо, но крайне жестко посылает капитана Фарамира лесом... И теперь уже четко видно, кстати, насколько они похожи меж собою. Два интеллигента, грубо брошенные в войну... очень сходное решение ряда проблем. Но об этом потом, когда немножко в голове оформится.

Только одно сейчас - Эру, какой Фарамир! Какой беззащитный щеночек в Осгилиате, и какая страшная минутная сцена взросления, когда он видит мертвого брата в лодке. Самый страшный момент в жизни, после этого он сразу и резко уже взрослый. Вообще подобное сдержанное горе на лице с детства привыкшего сдерживать эмоции человека, бывшего несчастным ребенком... Венэм не просто хороший актер. Он актер высочайшего уровня.

Про Денэтора и его сыновей вообще отдельно и, боюсь, будет много. Когда перейдет в слова. Пока одно вау.

А, да. Что еще замечательно - эмоциональные качели стали круче. От трагедий уровня похорон Теодреда до простых незамысловатых шуточек Гимли. Кстати, в экстремальных ситуациях ничего нет лучше для разряжения атмосферы, чем простая незамысловатая шуточка. В том числе грубая.

Между прочим, склонность мудрого, выдержанного, все понимающего Гимли изображать Тааакого-Типичного-Грубого-Гнома подцепляет Леголас. Наверное, это инфекция. В самом конце, перед диалогом о нервной системе (да, слишком современный диалог... с другой стороны, эльфы с гномами расы старые, наверняка они об устройстве нервной системы побольше греков знали...), Леголас приходит "Я-Весь-Такой-Типичный-Самодовольный-И-Надменный-Эльф!" И от общения друг с другом эти двое получают массу удовольствия. At last we understand one another, Gimli, son of Glóin. Типа того.
__________________
Количество выигранных споров в жизни часто равно количеству потерянных друзей (с).

Я не против высокого. Отнюдь. Но покупаюсь на человеческое (c) Lis

Последний раз редактировалось Анна; 15.12.2003 в 12:23.
Анна вне форума   Ответить с цитированием
Старый 07.01.2004, 13:09   #315 (permalink)
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Маэглин
 
Регистрация: 10.11.2002
Адрес: Московская область, Королёв
Сообщений: 2,442
Цитата:
Первоначальное сообщение от Анна
Про Денэтора и его сыновей вообще отдельно и, боюсь, будет много. Когда перейдет в слова.
Анна, не перешло ещё? Очень интересно вас читать. С нетерпением жду
__________________
"Look me in the eyes... and then kill me." (с) Sands

"Дурак - не плохое состояние интеллекта, а специфический способ его использования" (с) Katherine Kinn
Маэглин вне форума   Ответить с цитированием
Старый 07.01.2004, 15:06   #316 (permalink)
Registered User
 
Регистрация: 28.09.2002
Адрес: Moscow
Сообщений: 1,052
Цитата:
Первоначальное сообщение от Анна
Что особенно понравилось - все персонажи стали еще более живыми...(skipped)
Анна, вы глубоко смотрите, очень интересно вас читать.
romx вне форума   Ответить с цитированием
Старый 07.01.2004, 19:54   #317 (permalink)
Registered User
 
Аватар для Sviorr
 
Регистрация: 31.01.2003
Адрес: Габилгатол
Сообщений: 178
Цитата:
Первоначальное сообщение от Анна
Абсолютно взрослый, умный и сильный Фродо. Когда он дважды вежливо, но крайне жестко посылает капитана Фарамира лесом... И теперь уже четко видно, кстати, насколько они похожи меж собою. Два интеллигента, грубо брошенные в войну... очень сходное решение ряда проблем.
Ха, два интеллигента! Как точно сказано! Верно! Присоединяюсь полностью!

Продолжайте, Анна, прошу вас! Читая вашу рецензию, получаешь эстетическое удовольствие.

С уважением.
__________________
Против гнома нет приема, если нет другого гнома!

http://www.moria.ru/index.php
Sviorr вне форума   Ответить с цитированием
Старый 09.01.2004, 15:14   #318 (permalink)
Senior Member
 
Аватар для Анна
 
Регистрация: 22.12.2002
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 475
Вместо эпиграфа, или Просьба пожалеть мои тонкие необразованные нервы

Имея от природы большое доброе сердце и привыкнув по долгу службы сочувствовать самым невероятным больным, я всегда страшно переживаю и за тех, кто не хочет читать мои посты - но тем не менее героически читает. Давненько мне хотелось поделикатнее намекнуть, что их, которые не хочут, никто это делать как бы и не заставляет. Проблема всегда состояла в том, как оформить намек максимально доходчиво – а то один раз его уже заметили не все, - но тем не менее деликатно. Сами мы, видите ли, люди грубые и негуманитарные…

Однако после того, как я вспомнила объявление в витрине кафе аршинными буквами: "Внимание! Во всех салатах МЯСО ЕСТЬ!!!", проблема разрешилась сама собой. Итак. Уважаемые не-любители психологических изысканий и психологической же расчлененки персонажей Толкиена! В данной рецензии есть мясо... эээ... пардон – психология. Если, невзирая на предупреждение, вы это все же беретесь читать, не идите совсем уж против логики и не жалуйтесь на то, что в посте, написанном психологического разбора ради, он самый и присутствует.

Что же с меня взять-то, кроме психологии – простите великодушно, сходите выпейте пивка… а я уж продолжу свуниться со своей, чисто врачебной колокольни.


Вступление, или Два берега у одной реки

После просмотра театралки я собрала себя в кучу дня через два, после режиссерки – разве что через две недели. Ощущение после первого просмотра было гулкое - будто по напрочь опустевшей голове раз пятнадцать дали средней величины молотком. SEE-версия больше, глубже, детализированней, логичнее, стройнее и сбалансированнее, чем сокращенный вариант, и здесь в отличие от SEE фильма первого, ни разу не теряется набранный в театралке бешеный темп.

Слегка структурировав вагон впечатлений, хочу сразу сказать: в режиссерке видно особенно ясно, как повествование, в общем единое и монолитное в FoTR, четко расходится в ТТ на два рукава, и хотя река одна, у каждой линии свой главный герой плюс, так сказать, круг его общения.

К левобережной по отношению к Андуину «линии Фродо» относятся Сэм, Голлум, а также, как ни странно, вся гондорско-денэторская любящая мужская семья. По правую сторону Арагорн с его спутниками, роханцами, эльфами, младшими хоббитами с приключениями оных и разнообразными, преимущественно ходячими, деревами, а также парочкой магов в белом и их верными конями и орками.

И хотя квест Арагорна и квест Фродо достаточно четко параллелят друг друга (а в RoTK начнут, я полагаю, параллелить едва ли не назойливо), лучше все-таки, наверное, при рассмотрении деталей обращаться к каждой линии отдельно.



1. Фродо и Голлум, или Как делать оптимизм из пессимизма, потому что больше его делать не из чего.


1.1. Горы.


Вроде бы и не так много в этой линии убрано, но, если посмотреть, все убранные и нежданно воскресшие, аки Гэндальф Серо-Белый, эпизоды имеют одно мощное общее: различные негативные оттенки отношения Фродо к Голлуму. И после просмотра режиссерки лично для меня, грешной, в Фродо Джексона стало значительно меньше идеалиста, свято верующего, что люди всегда хорошие и каждому дóлжно дать последний шанс, но много больше – трезвого, горького, конкретно-практического взгляда на Голлума-Смигола. И очень стала чувствоваться острая, тяжкая и доставляющая боль работа Фродо над собой.

Потому что с самого начала Фродо ничуть не хуже Сэма, с такой же трезвой хоббитской практичностью – и гораздо большей проницательностью – знает Голлуму цену и дает правильный прогноз на будущее. И все это совершенно без надежды, борясь с поднимающейся брезгливостью. Однако, будучи более духовно развит – или, как сейчас модно говорить, продвинут в психологическом плане, – он делает из создавшейся ситуации совершенно другие выводы.

Собственно, Фродо определился с тем, как надо понимать Голлума, когда приставил ему к горлу Стинг и произнес первое – и последнее – предупреждение. Между прочим, он произносит это имя – «Голлум» – только два раза за весь фильм: в самом начале и в самом конце. До второго упоминания еще дойдем, а вот в первый раз он его произносит так, что одних интонаций хватит для размазывания супротивника по камешкам – очень четко, неспешно, да еще обособив Вескими Паузами. И лицо у него… эээ… ммм… ну, мягко говоря, недоброе.

И совершенно правильно. Голлумы как нашего, так и толкиеновского мира, уважают прежде всего сильных – а если их смиголовская часть при этом оценит еще и доброту сильного, то это уже вид Голлум Весьма-И-Весьма-Продвинутый.

В отношении Фродо к Голлуму ни разу не мелькнет ни малейшей слабости – горечь, сила, властность… это да. Сколько угодно. А когда все-таки возникнет сочувствие, оно будет проявляться без малейших соплей и слюней и, напротив, иметь явный привкус этих самых горечи и силы. Сочувствие сильного слабому, раздавленному… и, между прочим, недостойному.

Однако до этого еще далеко. Когда Голлум ползает между пыльных камней и голосит: «Нет! Нет! Это убьет нас!» - и далее, ну, надеюсь, все здесь кино смотрели, - между Фродо и Сэмом возникает вот это самое и почти забавное различие: оценка сходна, а выводы кардинально разнятся. Прямо продолжение инцидента с коробочкой, из-за которой Фродо сорвался с эльфийской веревки. Там тоже для обоих содержимое коробочки означало кусочек дома… с разной глубиной понятия. Для Сэма это был кусочек дома, к которому можно вернуться. Для Фродо – кусочек Дома, возвращения к которому не будет. "We can never go home", иф ю фоллоу ми.


Кстати, разница в уровне духовного развития Сэма и Фродо задана именно с момента сцены с коробочкой – и как бы ни старался Сэм, а он очень старается и растет, за стремительным духовным ростом Фродо он не успевает. А у Фродо характер словно бы закручивается пружиной – и когда пружина распрямляется, он выдает серию жестких, быстрых и внутренне необходимых поступков.

Итак. Фродо ничуть не хуже Сэма видит, что есть Голлум и сколько ему в базарный день цена – но ряд простейших решений Сэма по цепочке «связать – прирезать – заткнуть, чтобы орки в Мордоре не услышали» для него совершенно неприемлем. Прежде всего потому, что у него есть миссия. Если вот этот скользкий и мерзкий может помочь в ее выполнении – пусть встает и помогает. Может быть, это как раз такой дар небес, ключ к разрешению ситуации… то, что понадобится в час развязки. И негоже его отшвыривать, ориентируясь на первое впечатление…

И одновременно опять же потому, что у Фродо есть Миссия. В связи с этим предлагаю задаться философским вопросом, долго ли Фродо мог бы сопротивляться действию Кольца, если бы умыл руки, отвернулся и предоставил Сэму разбираться с Голлумом… ну, как-нибудь разбираться. Сэм, он тоже, как тот танк у Теркина, с виду грозен очень…

Да, но делать-то что-то надо. И принимать решение придется Фродо – и решение должно соответствовать уровню его вхождения в ситуацию…

И оно соответствует.

Когда Фродо с каким-то сухим гневом смотрит на Сэма и потом подходит к Голлуму, ничего благостного и мягостного в нем нет. Кстати, Голлум-то не случайно начинает отползать по камешкам – с таким предельно концентрированным выражением некоторые индивидуумы могут, например, и ногами начать бить. Далее следует отличная логическая цепочка – «You know the way to Mordor» - «You’ve been there before» - «You will lead us to the Black Gate». Здесь нет ни одного вопроса, все это утверждения, по нарастающей безапелляционные и жесткие, а последнее вообще имеет оттенок категорического приказа.

И веревка, снятая с голлумской шеи – это не столько гуманный жест, хотя и не без этого, но она снимается не только для Голлума. Для себя тоже. Это Фродо не может переносить вид униженного существа с петлей на шее. И это логическая кульминация его поведения во всей этой сцене – да, он того стоит. Но я – не могу. Если мне нужно сохранить в себе человеческое – я должен.

А еще это утверждение, что даже без веревки Голлум теперь лицо, подчиненное Фродо. И чтобы держать его под контролем, Фродо веревка просто не понадобится. Ему хватит системы интонаций, способной психологически растереть в порошок. И, в общем, так и есть.

Так что мистер Бэггинс даже не возражает Сэму на «He’s run off, the old villain. So much for his promises». Тем более что тут же из-за камней появляется кандидат в проводники: «This way, hobbits. Follow me». Дословно как в последней сцене фильма. И снова после того, как половинки поговорили – и снова договорились, только результаты дискуссии были диаметрально противоположны… Фродо только молча коротко глядит на Сэма – но в его взгляде «я тебе так и говорил». А Сэм отвечает так же молча и упрямо: «все равно ничем хорошим это не кончится, вот уж точно».

Оба правы, вот что печально.
__________________
Количество выигранных споров в жизни часто равно количеству потерянных друзей (с).

Я не против высокого. Отнюдь. Но покупаюсь на человеческое (c) Lis

Последний раз редактировалось Анна; 11.01.2004 в 10:21.
Анна вне форума   Ответить с цитированием
Старый 09.01.2004, 15:21   #319 (permalink)
Senior Member
 
Аватар для Анна
 
Регистрация: 22.12.2002
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 475
1.2. Болота

По горам Фродо шагает, ну, может, и не очень бодро, но, во всяком случае, сосредоточенно. При выходе к болотам спотыкается – наткнувшись на красный огонек Глаза. С этого момента он горбится и глухо молчит. Все время молчит – похоже, ему плохо и тяжело настолько, что просто нет сил ни на что реагировать. Что бы ни говорили то Сэм, то Голлум. Болото – пусть болото. Силы бы нашлись ноги переставлять.

Ему тяжко под взглядом Глаза – даже физически, так тяжко, как, вероятно, еще не было… а тут еще добавляется Голлум. Удаление первого разговора на болотах из театральной версии сделало поведение мистера Бэггинса по отношению к своему не слишком желанному спутнику, с моей точки зрения, чуть-чуть нелогичным – потому что слишком уж ровным, терпеливым и милосердным. Теперь все встало на свои места. Фродо, как любой человек, изначально не совершенен, ему тоже есть куда идти вверх, и в ситуации с Голлумом он как бы сдает экзамен, который не имеет права провалить. Потом он справится. Но сначала явно настроен против Голлума – а уж замкнувшись в своем хмуром и мрачном молчании, вообще едва его терпит.

Терпит, но через себя.

На привале он сидит на кочке, сгорбившись, ничем не интересуясь, ни на кого не смотря, совершенно никакой… лембас берет после того, как Сэм до его плеча весьма настойчиво дотрагивается, и ест не потому, что голоден, а потому, что надо. У Сэма есть силы на отвращение, когда Голлум употребляет пиявса. У Фродо никаких сил нет. Надо слышать, каким измученным и ровным голосом, без эмоций, он говорит – «Here», когда бросает Голлуму кусок лембаса, отломанный от собственной порции.

Да, кстати, жалобные вопли Голлума относительно чего бы, чего бы нам, голодненьким, пожрать – с последующим небрежно мастерским и задумчиво-печальным всасыванием пиявса – на самом-то деле и трогательны, и смешны, а если и театральны, то немножко даже по-детски.

А вот от выражения лица Фродо, у которого сквозь безумную усталость (и именно из-за безумной усталости… это у него, всегда такого вежливого и сдержанного…), пробиваются и брезгливость, и неприязнь, становится как-то прохладно. Он выполняет свой долг, и не более: делает над собой четко читаемое усилие и бросает Голлуму кусок лембаса. Но он его так выполняет… что только совсем уж голодный или совсем уж Голлум может на этот кусок лембаса кинуться.

Что-то мне это напоминает. Ах, да. Это же Сэм. В сцене, когда Голлум швыряет Фродо добытых кроликов на колени – да, собственно, и не только там, вообще чуть ли не в каждой сцене до итилиенского плена. То же крайнее отвращение в сочетании с твердым мнением: «оно – не человек». Но Сэм попроще, и потому ему более простительно. И у него нет еле сдерживаемого высокомерия высшего существа, особенно после того, как Голлум тест на лембас не проходит – а видеть это на лице Фродо все-таки очень холодно.

Лембасом обе половинки Голлума недовольны одинаково – но кто говорит с Фродо дальше, елейным, обмирающим и едва ли не завораживающим голосом? О том, что хозяин другой. Что хозяин ЗНАЕТ. Что хозяин ПОНИМАЕТ…

А ведь это не Голлум. Тот тварь бесспорно жестокая и грубая, но довольно простая – хотя тоже может поиграть в какую-нибудь игру, типа следовательской. Это вежливый, а также – подлый, пресмыкающийся, хитрый Смигол… который, возможно, тварь еще более опасная, чем более примитивный и в гневе, и в попытках манипуляций Голлум.

Голлум попросту прыгал Фродо на горло. Смигол лебезит и ползает на брюхе, но смотрит на то же горло, на то же Кольцо… и Фродо срывается. С брезгливым гневом и яростным отвращением.
Может быть, в этот момент он еще не понимает, как близок к Голлуму в каких-то потаенных точках души. Может быть, еще страшнее: понимает все, хотя старается скрыть это понимание от самого себя. И уговаривает себя, как обычно делается в таких ситуациях: это может случиться с другим. Но со мной – никогда. Ни при каких обстоятельствах.

Любопытно, каким треугольником они расположены в кадре. Выше всех и обособленнее всех – Фродо. Сэм несколько ниже. И уж совсем на корточках, на земле – Голлум. И тем не менее… a mighty lord who hid his brightness in grey cloud, and at his feet a little whining dog. Yet the two were in some way akin and not alien: they could reach one another's minds.

Несмотря на долг и его старательное выполнение, Голлум Фродо отвратителен, и чем дальше, тем больше. А уж когда они в точности одним жестом подносят руку к груди… тут уже и брезгливость, и отвращение, и внезапный быстрый жест, которым он стряхивает руку Голлума – не прикасайся ко мне! – и едва ли не срыв на крик. Между прочим, даже Сэм испуган этой вспышкой. Так испуган и растерян, что взглядывает на Фродо и раз, и два… не нравится ему все это.

Все плохо настолько, что даже презрение скрыть не удается. И взять сил неоткуда, потому что ни на что нет надежды.

Поэтому, кстати, Фродо так покорно идет на зов призрака в болоте – потому что нет сил сопротивляться. Он менее устойчив к зову мертвых, чем Сэм и Голлум… Совсем нет никаких сил сопротивляться. Все уходит на то, что Надо Делать То, Что Он Должен.

А вот потом… Потом ему спасает жизнь не Сэм, от которого вроде бы он этого ждал... но совсем неожиданный Голлум. Это самое «не человек», которое есть никто, ничто и звать, само собой, никак – ну не считать же именем кашель, это не более чем кликуха… мерзкое, отвратительное, которому было категорически приказано не прикасаться к Фродо, нарушит приказ – чтобы спасти Фродо жизнь. И мистеру Бэггинсу будет перед Голлумом страшно стыдно.

Он не просто признает сходство Голлума и себя – хотя будет и это. И не просто затеет отчаянную и обреченную попытку пробуждения в Голлуме совести – хотя и это, конечно, тоже. Как мне кажется, он понял одну очень важную вещь.

«Помните, исполнять возложенные на вас обязанности – это еще мало, это не более похвально, чем мыть руки, когда они грязные. Что действительно важно – это исполнять свой долг с любовью. Когда долг и любовь будут слиты воедино, вот тогда на вас снизойдет благодать, и вы познаете радость несказанную» (с).

Ну, насчет радости и благодати… ммм… хотя, собственно… Уже не имеет значения, что представляет собой на самом деле Голлум и может ли Фродо вытащить его к свету. Важно другое. Любая попытка в этой области обречена изначально, если Фродо не будет вести себя именно так, как он себя ведет, безупречно по отношению к Голлуму, словно любит его, как родного брата. Возможно, какая-то горькая радость на этой дороге безумной надежды действительно есть.

Но если кто-нибудь знает, как такие вещи Фродо мог бы объяснить Сэму, пусть поделится предположениями. Я даже представить себе не могу. Сэм дойдет до этого сам. Или не совсем до этого – но будет близок после долгого пути с предельным напряжением сил. А словами тут, боюсь, ничего не объяснишь.
__________________
Количество выигранных споров в жизни часто равно количеству потерянных друзей (с).

Я не против высокого. Отнюдь. Но покупаюсь на человеческое (c) Lis
Анна вне форума   Ответить с цитированием
Старый 09.01.2004, 15:29   #320 (permalink)
Senior Member
 
Аватар для Анна
 
Регистрация: 22.12.2002
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 475
1.3. По-прежнему болота

Любить Голлумов невозможно, но любить Голлумов надо. Предупреждаю, я человек крайне несовершенный и регулярно не выполняю свои же собственные себе хорошие советы. Тем не менее. Долг всегда должен исполняться с любовью по отношению к тому объекту, к которому исполняется долг.

Как бы это на человеческий язык перевести... посмотрим на примере. Сэм, он ведь тоже исполняет по отношению к Голлуму свой долг. Я думаю, никто не будет возражать, что долг он исполняет а) из любви к Фродо б) без любви к Голлуму. Причем очень старается. После сцены на речке слова плохого не говорит, терпит, когда Голлум на него сырой рыбсой и чем похуже дышит, и только произносит "Ты неисправим!". Потом еще трогательно пытается утешить тварюгу в коллекторе: Фродо, мол, совсем его не предал, Фродо его на самом деле любит, и все такое. Ну так и что? А по нулям. Голлум ненавидит его все больше и больше. Обеими половинками, которые здесь трогательно единодушны. Потому что обе половинки и целое прекрасно понимают - долг исполняется, а живого чувства нет.

Мне как-то кажется, что Фродо придавливает к земле не только тяжесть Кольца и взгляд Саурона, но и еще усталость от своего долга - и если бы он дальше так тащил свой долг, как тяжеленную ношу, то и Голлума бы не поднял, и сам очень быстро бы сломался под прессингом Кольца.

А вот силы он находит в себе - и весьма неожиданно, - когда идет к Голлуму. И идет не с долгом. Он идет с любовью... Сколько у него нежности и любви в глазах и голосе, когда он говорит: "Smeagol..." Это не только Смигол просыпается. Фродо тоже как будто просыпается. Он полюбил то, что он должен делать... того, кого он должен спасать... хотя суть спасаемого понимает. И черпает силы идти дальше и силы сопротивляться Кольцу именно в любви.

Ибо что я есть, если любви не имею... ну и так далее по каноническому тексту.

Так что тут мистер Бэггинс Кольцо, безусловно, переиграл. Что делать Кольцу с долгом, который выполняется без любви - это просто: когда ненавидишь сам объект долга, у тебя трещина в душе, через которую при некотором усилии цельный мумак пройдет, не пригибаясь. Но что делать с долгом, который сопровождается любовью, Кольцо не знает.

Нет, потом, возможно, оно отыщет, через что ударить - подозреваю, что в RoTK Фродо уже не найдет в себе сил, чтобы любить Сэма, как он того заслуживает. Голлум станет как черная дыра, вытягивающая силы, любовь, жизнь... и тем не менее. Если бы не любовь, Фродо бы Голлума не "расколол". И не было бы тогда Итилиена, и погибли бы они с Сэмом ни за грош у Мораннона. А потянулся Голлум-Смигол именно за любовью... ну, сам он называет это дружбой. Хозяин мой друг, и все такое. Но по большому счету дружба есть одна из форм любви...

Ну и - упавшего на колени человека поднимешь только любовью. Не сюсюканьем и не предложением накормить рыбсой пожирнее и побольше… но и один долг здесь тоже ничего не даст.

Ох, как это сложно: конечно, иметь такую, как Голлум, перспективу своего будущего и прямо перед глазами, мягко говоря, весьма угнетает. С другой стороны, оказывается, этот самый Голлум тоже ведет борьбу – с собой, с Кольцом… пусть даже заранее проигранную борьбу, и не так уж часто – но все-таки ведет. И в какой-то момент Фродо его одного вести эту борьбу уже не бросает. Что бы Голлум ни делал – не бросает. А в RoTK, возможно, будет уже даже вести ее и за Голлума… а впрочем, увидим, что там будет. Но уже понятно: в том, что даже будучи совсем пропащим, Голлум все ж таки остается падшим и пропавшим не до конца, в том, что хотя бы изредка эта раздавленная лягушка пытается бороться, - проблеск надежды. На дне самой страшной, самой безысходной ситуации обычно вдруг как раз находится вот такая неожиданная fool’s hope. Это урок, который Фродо получает от Голлума.

Так что дальше у Фродо найдутся силы на Мораннон. На то, чтобы поднять себя для последнего, как он думает, броска.

Н-да. Хорошо, что он не знает, сколько бросков еще будет впереди. После этого последнего.

__________________
Количество выигранных споров в жизни часто равно количеству потерянных друзей (с).

Я не против высокого. Отнюдь. Но покупаюсь на человеческое (c) Lis

Последний раз редактировалось Анна; 10.01.2004 в 14:39.
Анна вне форума   Ответить с цитированием
Старый 09.01.2004, 15:41   #321 (permalink)
Senior Member
 
Аватар для Анна
 
Регистрация: 22.12.2002
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 475
1.4. Мораннон и немного общих рассуждений о конкретном

Как говорить про Мораннон, не знаю – наряду с последним боем Боромира в FoTR и Хеннет-Аннун в ТТT я воспринимаю его как абсолютный шедевр. Немногословные, жесткие до жестокости, сухо страстные и совершенно гениально сделанные сцены. Какой уж анализ - тут бы успеть челюсть подвязать.

Тем не менее – хотя бы несколько общих замечаний. О самом-самом.

Сэм, восхищаясь тем, как далеко они зашли, и залезая на край обрыва, ведет себя почти как Пиппин в плену у орков. Даже в самые жуткие минуты он не утрачивает этакого детского любопытства – ну круто же, что происходит, ну посмотрите, как здорово, вау, что скажут в Шире!

Фродо кидается за Сэмом, не раздумывая ни секунды – Сэм для него дороже всего, даже дороже миссии. Он не способен, например, принять решение пожертвовать Сэмом, чтобы спасти Кольцо. И, кстати, именно из-за этих замечательных человеческих качеств он и продержится столько под давлением Кольца.

Вообще когда Фродо действует, он делает это крайне быстро, решительно и умно. И точно. И без сентиментов. Между прочим, Сэма он выкапывает из осыпи только наполовину – потом, убедившись, что тот вылезет, бросает его выбираться самостоятельно и кидается к камню, намеченному для старта. Сэм спасен. Теперь дело.

Попутно Фродо дает Сэму последний шанс остаться в живых, фактически предлагая не идти в Мордор. И после того, как Сэм спокойно и как-то буднично отказывается, Фродо смотрит на него целую и очень долгую секунду – учитывая, насколько он взвинчен и как быстро делает в этой сцене все остальное, несомненно, это очень долго.

Возможно, Фродо ясно видит, что уговаривать Сэма отказаться бесполезно. Как тогда, на Андуине. Да и некогда уже.

Они готовятся к броску вместе, now!.. и кинулись бы – и погибли бы... если б не случился поблизости Голлум. Между прочим, обе половинки оного горячо уговаривают Фродо не идти через Черные Ворота – и если Смигол по преимуществу давит на эмоции, мол, Черный схватит Прелесть, то Голлум, как практик, предлагает: мы пойдем другим путем. Путь, естественно, как и сам Голлум, темный, опасный и неоднозначный – но ведь и не такой безнадежный, как Мораннон.

Меняются местами половинки очень быстро, но обе в принципе друг с другом согласны и работают в одном направлении – удержать Фродо.

Не думаю, что Голлум есть плохая половина целого, а Смигол – хорошая. И вообще, Смигол – это не обязательно то же самое, что Липучка. Скорее, это взрослое, усталое, почти нормальное, даже с определенным чувством собственного достоинства целое, которое редко, но все же появляется в фильме. В Осгилиате, где он ждет ответа на вопрос Фродо: а на что НАМ надеяться? На Хеннет-Аннун – «Нам идти… сейчас?» На болоте, при звуке собственного имени… давно забытого… Между прочим, у Мораннона, когда Фродо оказывает ему большое – и явно незаслуженное – доверие. Может быть, еще в горах, в самом начале, где он кивает, соглашаясь – да, да, мне нельзя доверять… но я поклянусь. На Кольце… Вот этот Смигол есть нечто совсем иное, чем та липучечная половинка, которая себя так гордо и не совсем заслуженно именует.

Скорее уж, Голлум есть агрессивная, а так называемый Смигол – рефлективная половинка целого. И у обоих большие проблемы с тем, что они считают плохим. Половинка-Голлум гордится тем, как она плоха, и умело использует свою принципиальную плохость в интересах общецелого выживания. Половинка-Смигол при мысли о своей плохости закрывает ушки лапками и с плаксиво-невинным выражением повторяет: «Я не слышу, я не слышу». Вариант – когда нельзя не слышать: «Я тебя ненавижу». Крайне опасный вариант реакции на собственную плохость – когда либо я себя прощу, либо за мной кто-нибудь присмотрит… вместо того, чтобы идти вверх – а прицеплюсь-ка я к кому-нибудь посильнее…

Если бы так было по жизни, что грубые хамы всегда пропащие мерзавцы, а подчеркнуто вежливые, рефлексирующие и склонные извиняться, преклоняться и подчищать за собой... эээ... оставленные липкие следы - те, кто может еще и вверх к свету. К сожалению, далеко не всегда. И от Липучки отделаться обычно гораздо труднее, чем от Вонючки. Увы, и последствия от общения с Липучками бывают гораздо разрушительнее для судьбы и для души.

А потом, грубая половинка-Голлум при всех недостатках ведь тоже по-своему пытается идти вверх. Это неправильно – считать, что только Смигола Фродо вытаскивает. Он вытаскивает всего Голлума-Смигола, целое, а не половинку.

И обе половинки на самом деле потрясены тем, что случилось на Запретном Пруду. Другое дело, что Голлум на «предательство» Фродо реагирует однозначно: предатель - гад - нет прощения - убью. Да, он практичен, рефлексии нет, но определился он сразу и от своего мнения не отступит. А Смигол все не может решиться, все рефлексирует - да нет, он хороший, он мой друг... он не хотел... Но зато когда появляется возможность этого самого друга отправить к Шелоб в качестве закуски и заполучить на этом свое бесценное ювелирное изделие, Смигол тоже со всем быстренько соглашается. И даже свунится от наиболее вкусных подробностей.

Да, Голлум гад. Простой, определившийся со своей позицией. Он хочет отомстить и жестко конкретен в этом желании. И, в общем, тут уже ничего не исправишь и из этой половинки ничего не выжмешь. Что-то даже есть завораживающе саркастическое, когда он говорит Follow me - то самое, что говорил в горах, слово в слово.

А вот Смигол... он предает Фродо не потому, что не находит ему оправдания, а просто потому, что слаб. Может, он и не так уж сильно виноват, этот хозяин. Но колечко-то мне хочется же! Ну и именно потому, что слаб и завистлив, хочет ударить из-за угла. Он будет кивать, льстить, расшаркиваться - на виду, а когда появится возможность, тоже вцепится в горло, прыжком прямо из коленопреклоненного положения. И будет тайно и в страхе разоблачения облизываться от счастья, что вот скоро этим гадким хоббитцам свернут шеиньку... вот тогда мы расплатимся за свои обиды, да-ссс...

Не знаю. Возможно, это особенность личного восприятия. Но мне второй тип людей более отвратителен, чем первый. Голлумы - хотя бы - не опускаются до того, чтобы, дожидаясь возможности прыгнуть на горло, унижаться, лебезить и ползать на пузе. От них - хотя бы - знаешь, чего ожидать.

Все-таки есть в них какая-то своеобразная честность. Которая, к сожалению, в Смиголах отсутствует совершенно.


1.5. От Мораннона до гондорского плена

Сэм отшвыривает от себя Голлума брезгливо и неприязненно – стряхивает его руку почти тем же жестом, что Фродо на болоте. Только резче и сильнее. И слова другие – вместо «Не прикасайся ко мне!» - «Я ему не верю».

Можно подумать, Фродо Голлуму верит, с такой-то мукой на лице. Даже в момент решения – все равно не верит. Не может. Он обладает слишком светлой и трезвой головой, чтобы такому поверить. И уже принимая решение, не знает, прав ли – потому что согласен с Сэмом в общей оценке ситуации… и в очередной раз не согласен в том, что теперь на основе сложившейся ситуации дóлжно сделать.

Особенно ему тяжело и страшно от понимания: если что случится (а оно почти наверняка случится…), на предательство и смерть он ведет вместе с собой и Сэма. И несколько раз смотрит на Сэма, пытаясь объяснить без слов, что он в общем-то согласен, все верно, но так же нельзя, надо иначе… и еще – что он перед Сэмом без вины виноват.

Однако Телепатические Взгляды, подобные тем, которыми регулярно обмениваются Арагорн с Леголасом, у Фродо и Сэма все никак не получаются и не получаются. А на сей раз Сэм не понимает мотивов поступка Фродо уже настолько явно, что это граничит с осуждением. Как же так – мистер Фродо все видит… но что мистер Фродо делает, это уму непостижимо. Возможно, даже его вера в Фродо в этот момент дает трещину… и вот именно тут он начинает думать, что это уже не Фродо. Это – Кольцо.

В Итилиене на речке они сталкиваются лбами и мировоззрениями с достаточной непримиримостью, в основе которой то же несовпадение уровня подхода к ситуации – Сэму очень обидно, что Фродо с ним, умным, хорошим, рассудительным и порядочным, ссорится из-за какого-то Голлума. А Фродо очень обидно, что родной и замечательный Сэм не способен понять, зачем он делает… ну, то, что невозможно объяснить словами.

Голлум и Кольцо незримо стоят между ними, и Сэму надо будет сильно позврослеть и через многое пройти, чтобы преодолеть это – хотя бы Голлума. И хотя бы на какое-то время.

Про Голлума Сэм хотя бы что-то понимает. Не умом – сердцем. Про Кольцо пока нет. Не оно ли ласково нашептывает Сэму, что он умнее и лучше этого неизменного хорошего и доброго, но маленько малахольного мистера Фродо?.. Не от него ли хочет уберечь Фродо Сэма, когда яростно кричит: «Это моя задача! Только моя!». Он давно понимает, что собой представляет Кольцо, и отчаянно не хочет губить с собой Сэма, хоть Мордором, хоть Кольцом… Ладно они с Голлумом, они уже там давно оба по макушку и повязаны единой веревочкой. Сэма-то хоть бы уберечь…

Кто из них в этом споре о Липучках-Вонючках прав – по большому счету неизвестно.

Возможно, доверие и ответственность, которые Фродо демонстрирует и возлагает на Смигола, излишни. Почти наверняка. Но именно это собрало две половинки на некоторое время в единое и, почти как в горах, чуть ли не проявляющее достоинство целое существо. Так что Фродо вроде бы прав.

Потом Смигол с Голлумом стакнутся в том, чтобы подать обоих хоббитов Шелоб на обед. Так что Сэм вроде бы тоже прав.

В том и беда, что из этой ситуации нельзя вывести однозначно правильного решения. Собственно, как в жизни. Сэм пытается спасти Фродо от Голлума, загубив тем самым Миссию. Фродо разрывается между Миссией, для которой нужен Голлум, и тем, что для выполнения Миссии он под удар, причем удар до смерти – и до страшной смерти – подставляет неизбежно Сэма.

А тем временем вдруг становится не до споров - гондорцы уже на горизонте.
__________________
Количество выигранных споров в жизни часто равно количеству потерянных друзей (с).

Я не против высокого. Отнюдь. Но покупаюсь на человеческое (c) Lis

Последний раз редактировалось Анна; 13.01.2004 в 17:04.
Анна вне форума   Ответить с цитированием
Старый 09.01.2004, 15:47   #322 (permalink)
Senior Member
 
Аватар для Анна
 
Регистрация: 22.12.2002
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 475
1.6. Начало большой и крепкой дружбы


В эволюции отношения Фродо к Фарамиру убрано то же, что и в линии Фродо- Голлум – и в режиссерке возникает еще одна любопытная перекличка. Начальное жесткое отрицание и неприятие достаточно быстро (еще более быстро) сменяется пониманием. И уже нет кроткого смирения по отношению к жестокому следователю – идет упорная, тихая и беспощадная прежде всего к себе борьба Фродо за человеческое в этом совсем не однозначном следователе.

Она начинается с той минуты, когда он услышит, что – и как – говорит Фарамир, глядя в лицо убитого им человека.

До этого момента Фродо говорит с ним примерно так же, как говорил с Голлумом в горах – хотя там меч был в руках Фродо у горла Голлума, а здесь как раз Фродо беззащитен и у его горла только что держали меч. Между прочим, он не просто пленник – он пленный малыш-полурослик в кругу весьма рослых и весьма агрессивных гондорцев. Однако разница в интонациях у мистера Бэггинса, надо признать, невелика. Тон жесткий и вопросов не подразумевает. Вы должны сделать это, потому что так дóлжно. Все. Кстати, у Фарамира подобная позиция не может не вызвать невольного уважения.

Но вот дальше, когда Фарамир переворачивает убитого ногой… вроде как Эомер орка на бродах… нет, все-таки не совсем так. И говорит совсем не то. Он уже жесткий вояка, не доверчивый светлый мальчик, что был в победном Осгилиате… огрубевший, резкий, ожесточившийся… но он обязан перед собой взглянуть в лицо человеку, которого убил.

Все могло бы быть совсем иначе – не будь войны. Он убил, потому что обязан был убить – и все же он виноват, потому что убил человека.

Он говорит об убитом чужаке-южанине едва ли не так же, как скажет потом, с глубочайшей внутренней болью, о погибшем брате: «He was my brother». И так же у него подрагивают крылья носа, как в пещере Хеннет-Аннун.

А после паузы он говорит с особой интонацией – «…in peace».

С этой минуты он всегда и каждую минуту – человек для Фродо. Даже когда вытягивает из него жилы на Запретном Пруду. Даже когда с презрением глядит на него со скал после того, как схватили Голлума. Даже когда его искушает Кольцо – очень, очень близко к цели… Фродо всегда твердо знает, что это – человек. И драться за него будет не менее яростно, чем за Голлума. Пока хватит сил.

А теперь Фарамир второй раз – после выстрела в южанина – сделает то, что входит в его обязанности. Он, в отличие от Голлума, не дрогнув, отвечает на упрек Фродо (отличная chemistry между ними с первой секунды) – он сделал то, что дóлжно, и хотя жалеет об этом, сделал бы еще раз. Не колеблясь. Это ни в коей мере не самооправдание – скорее, предупреждение на будущее. И, жестко глянув на Фродо, Фарамир приказывает как бы мельком, проходя мимо: «Свяжите им руки». Пленников еще предстоит допрашивать. Следователю дóлжно не проявлять слабости.

И взгляд Фродо будет таким же, как потом, на Запретном Пруду: как ты можешь это делать – ведь ты все понимаешь! Ты такой же, как я.

Да, они вообще очень похожи. Фарамир тоже это ощущает с первой встречи – а уж Фродо прекрасно видит, с первой же минуты, как Фарамир, такой же, как Фродо, тонкий, умный, добрый, совестливый, безжалостно перешагивает через себя, чтобы сделать то, что должен. Как бы страшно ни было то, что он должен.

У Фродо есть одно удивительное и редкое качество очень чистого и совестливого человека – он учится у всех, кого встречает на пути. Даже у Голлума. Тем более он чему-то научится у Фарамира. И полюбит его, в отличие от Голлума, без постоянного насилия над собой. Да, будет неровно, будет всякое – но важно понимать, что не только Фарамир многое в себе понял после того, как многому научился у Фродо. Наоборот тоже.

Фарамир несколько иначе понимает свой долг, чем Фродо, в чем и заключается проблема их отношений. Но исходный материал, в общем, один и тот же. Два замкнутых, книжных, доверчивых, интеллигентных мальчика, брошенных в войну, которая убьет их тела, так же, как по капле убивает души. Оба сцепили зубы и заставляют себя меняться.

Задача Фродо – не в том, чтобы наставить Фарамира на путь истинный. Он должен заставить гондорца взглянуть на свой долг с неожиданной точки зрения. А дальше Фарамир уже все сделает сам.

Хотя… опять же начинаются параллели: все далеко не просто, и Фродо не все знает о Голлуме… и не все знает о Фарамире.

Голлум – убийца.

А в Фарамире есть частица Денэтора.


И это неотвратимо выводит меня на второй пункт рецензии – семью Наместника, разговор о которой уже никак не отложишь на потом.
__________________
Количество выигранных споров в жизни часто равно количеству потерянных друзей (с).

Я не против высокого. Отнюдь. Но покупаюсь на человеческое (c) Lis

Последний раз редактировалось Анна; 02.02.2004 в 23:26.
Анна вне форума   Ответить с цитированием
Старый 09.01.2004, 16:15   #323 (permalink)
Registered User
 
Регистрация: 28.09.2002
Адрес: Moscow
Сообщений: 1,052
Анна,
Это самый сильный, важный и глубокий текст по фильму за последний год.
Вы глубоко видите и мыслите.

Боюсь у меня нет выше оценки, пусть Вас не обманывает внешняя лаконичность ее.
romx вне форума   Ответить с цитированием
Старый 09.01.2004, 17:04   #324 (permalink)
Senior Member
 
Аватар для Анна
 
Регистрация: 22.12.2002
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 475
Romx.
Ну что я после такого могу сказать?
Спасибо Вам.
__________________
Количество выигранных споров в жизни часто равно количеству потерянных друзей (с).

Я не против высокого. Отнюдь. Но покупаюсь на человеческое (c) Lis
Анна вне форума   Ответить с цитированием
Старый 09.01.2004, 17:38   #325 (permalink)
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Маэглин
 
Регистрация: 10.11.2002
Адрес: Московская область, Королёв
Сообщений: 2,442
Анна, а когда пункт 2?
__________________
"Look me in the eyes... and then kill me." (с) Sands

"Дурак - не плохое состояние интеллекта, а специфический способ его использования" (с) Katherine Kinn
Маэглин вне форума   Ответить с цитированием
Старый 09.01.2004, 17:47   #326 (permalink)
Senior Member
 
Аватар для Анна
 
Регистрация: 22.12.2002
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 475
Ну... надо дописать, а потом чтобы любимый друг и рецензент быстренько одобрил. Или наоборот. Завтра, наверное.
__________________
Количество выигранных споров в жизни часто равно количеству потерянных друзей (с).

Я не против высокого. Отнюдь. Но покупаюсь на человеческое (c) Lis
Анна вне форума   Ответить с цитированием
Старый 09.01.2004, 17:52   #327 (permalink)
Registered User
 
Регистрация: 28.09.2002
Адрес: Moscow
Сообщений: 1,052
Оценка: 8 звездочек из 5 возможных. Вот
romx вне форума   Ответить с цитированием
Старый 09.01.2004, 17:53   #328 (permalink)
Senior Member
 
Аватар для Cath
 
Регистрация: 27.01.2003
Адрес: Moscow
Сообщений: 1,503
Цитата:
надо дописать, а потом чтобы любимый друг и рецензент быстренько одобрил. Или наоборот
Что наоборот? Чтобы друг сначала одобрил, а потом ты будешь дописывать?

сорри за несерьез, не удержалась
__________________
Временами, особенно осенью, он вдруг начинал грустить о каких-то диких краях и странные видения незнакомых гор наполняли его сны (с)

"... Above all shadows rides the Sun..."
Cath вне форума   Ответить с цитированием
Старый 09.01.2004, 17:55   #329 (permalink)
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Angel Hebe
 
Регистрация: 24.03.2003
Сообщений: 1,184
Убедительна и наглая просьба : как всегда дать денек - другой форы любимому треду, а уж опосля...иф ю фоллоу ми?
Angel Hebe вне форума   Ответить с цитированием
Старый 09.01.2004, 18:19   #330 (permalink)
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Angel Hebe
 
Регистрация: 24.03.2003
Сообщений: 1,184
ОК!* опять потирая лапки*
Angel Hebe вне форума   Ответить с цитированием
Ответ

Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Вкл.
Refbacks are Выкл.




Текущее время: 04:39. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.6.4
Copyright ©2000 - 2020, vBulletin Solutions, Inc. Перевод:
zCarot


Яндекс.Метрика Яндекс цитирования