Хеннет Аннун Властелин Колец: Аннотация к саундтрекуХоббит: проект Нежданный БуклетНовая Зеландия, или Туда и обратно      

Вернуться   Хеннет Аннун > Совет Мудрых (ОСНОВНОЙ ФОРУМ) > Архив рецензий > Рецензии форумчан на "Две крепости"

Like Tree16раз понравилось

Ответ
 
Обратные ссылки Опции темы Поиск в этой теме
Старый 13.06.2003, 06:51   #31 (permalink)
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Masha Klim
 
Регистрация: 02.09.2002
Адрес: Москва, РФ
Сообщений: 1,845
А мне кажется, в этот момент Фродо ужасно начинает походить на христианского святого с картин. Они тоже там с таким выражением лица - один к одному.
Masha Klim вне форума   Ответить с цитированием
Старый 13.06.2003, 13:05   #32 (permalink)
Registered User
 
Аватар для Rika
 
Регистрация: 15.04.2002
Адрес: Москва
Сообщений: 1,747
Цитата:
Первоначальное сообщение от Amor
Тоже помню интервью Вуда, где он сравнил действие кольца с зависимостью наркомана. Хоть это и своеобразное сравнение, но смысла оно явно не лишено.
Эта идея - "наркотическая зависимость" от Кольца - имеется и в книге Т. Шиппи. Он именно так объясняет эффект воздействия Кольца на его обладателей.

Masha,
может и на святого, только в момент казни или пыток.
Rika вне форума   Ответить с цитированием
Старый 13.06.2003, 20:30   #33 (permalink)
Senior Member
 
Аватар для Анна
 
Регистрация: 22.12.2002
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 475
quote:
может и на святого, только в момент казни или пыток.

Rika, отличная идея. Особенно многочисленных Себастьянов мне напоминает, утыканных стрелами и кротко агонизирующих у колонны . Вот, например.
Изображения
Тип файла: jpg stsebastian.jpg (36.9 Кб, 136 просмотров)

Последний раз редактировалось Анна; 13.06.2003 в 20:35.
Анна вне форума   Ответить с цитированием
Старый 14.06.2003, 05:04   #34 (permalink)
Бывалый участник
 
Аватар для Amor
 
Регистрация: 16.04.2002
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 4,878
Цитата:
Первоначальное сообщение от Rika

Эта идея - "наркотическая зависимость" от Кольца - имеется и в книге Т. Шиппи. Он именно так объясняет эффект воздействия Кольца на его обладателей.
А, наверное, иначе это по сути и не объяснишь. Любая зависимость, которая владеет кем-то всецело, имеет те же черты.

Анна, с Себастьяном его начали сравнивать даже после первого фильма почему-то. В Эрмитаже есть картина с Себастьяном очень похожего толка.
Хотя сам Лайдж чисто внешне очень похож на статуи, следующие античным канонам. Вот, например, наша питерская "достопримечательность" в Эрмитаже. Я специально двойную фотку сделала для сравнения с Фродо. http://lotr.snt.ru/forum/attachment....&postid=265604
А вот Себастьян Тициана: http://www.hermitage.ru/html_Ru/03/hm3_3_1d.html
__________________
Толкинулся сам - толкини своего психиатра.(с) Я
Amor вне форума   Ответить с цитированием
Старый 14.06.2003, 10:59   #35 (permalink)
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Masha Klim
 
Регистрация: 02.09.2002
Адрес: Москва, РФ
Сообщений: 1,845
Цитата:
Первоначальное сообщение от Rika

Masha,
может и на святого, только в момент казни или пыток.
Так-то оно так. Не возражаю!
Просто мне кажется, что если бы стали другого персонажа в другом фильме изображать в момент казни или пыток, то лицо ему сняли бы по-другому.
В общем-то мне кажется, что Пиджей и его команда этого сходства добиваются совершенно сознательно.

Мне подборка картин понравилась.

Последний раз редактировалось Masha Klim; 14.06.2003 в 11:01.
Masha Klim вне форума   Ответить с цитированием
Старый 14.06.2003, 11:59   #36 (permalink)
Senior Member
 
Аватар для До
 
Регистрация: 11.05.2003
Адрес: Новосибирск
Сообщений: 328
Ох, что же вы делаете... У меня и так сердце кровью обливается, когда перечитываю третью часть, а теперь будет совсем тяжко. ПиДжей - монстр!
__________________
"Все приходит вовремя к тому, кто умеет ждать" (с) Дизраэли
До вне форума   Ответить с цитированием
Старый 15.06.2003, 06:12   #37 (permalink)
Zoe
Registered User
 
Аватар для Zoe
 
Регистрация: 02.09.2002
Адрес: у ледниковых озер
Сообщений: 1,080
Интересный тред, да все это знают и без меня. :-) Спасибо Сеамни и Анне, что я наконец оказалась здесь. :-)
Давайте начнем разговор, но начнем, если никто не против, несколько издалека. Взгляну на дело с привычной мне, переводческой колокольни. Сколько уже сломано копий над тем, точен или нет ПиДжей, и сколько негодования вылито ему на отсутствующую голову :-) что мол, изменил, извратил, перекорежил. :-)
Вот берете вы, скажем, книгу и переводите с сербского (не такой уж далекий от нас народ!) на русский. И все же - иная культура, иные взгляды, иная история наконец!..
В подлиннике сказано:
"Зашипела как свирепая гадюка..."
Что вы подумали?.. Правильно. О злой мачехе и иже с ней. Не угадали. В подлиннике девушка убивается над телом возлюбленного. В сербской культуре со змеиным шипением ассоциируется жалобный крик, отчаяние.
Переводчик сработал так:
"И забилась кукушкою серой..."
И чуть его не съели за "искажение подлинника". А по чести сказать, оставить все как есть, было бы куда большим искажением, верно? :-) Фильм тот же перевод, только с языка книжного на язык кинематографический. Здесь я говорю с полной ответственностью, т.к. мы с киношниками и актерами здесь едим из одной тарелки, и проходим единую школу. На моей памяти был только один фильм повторяющий вещь слово в слово. "Черная стрела". Большей тоски никогда не видела.. Кто не верит, может посмотреть.
Что делать?.. Какой критерий взять. чтобы считать хорошей - книгу, фильм?.. Сформулировано это давно, Алексеем Толстым, переводная (поставленная в театре - кино тогда еще не было :-) вещь должна "дейтствовать на те же нервы, вызывать те же эмоции и мысли что оригинал." Ничто другое не имет значения.
Мне возразят: так фильм и книга совсем не похожи, я-то ждал, что мои эмоции оживут на экране, а получил... Терпение, дорогие, дойдем и до этого.
Почему так происходит?.. А как вы хотели - чтобы вещь ожила и задышала в нее надо вложить часть своей души, своего опыта и видения. Другого пока не придумали. Актер, исполняющий роль, скажем Гамлета, должен вложить в нее часть себя, и соответственно, сколько исполнителей, столько и Гамлетов. Однажды я получила очень хороший урок: мою любимую песню исполнял другой певец, по- другому. Мне было тогда 16 лет, и я шумно возмущалась, что он поет "неправильно". Мой учитель сказал: он так слышит, и я это запомнила на всю жизнь. Или становись обезьяной, или будь личностью, и соответственно ищи свой путь. Джексон несколько отличается от каждого из нас, и посему его фильм ну никак не мог полностью соответствовать нашим желаниям. Если бы снимали мы, то Джексону бы "наш" фильм тоже никак не соответствовал. :-)
Посему как мне кажется, нас, зрителей, можно разделить на два класса. Один шел заранее зная "как должно быть" и ушел обманутым в своих лучших надеждах (таковых и на форуме немало :-) второй - не строил себе планов, и просто ждал, что ему даст ПиДжей. И дождался... :-) Потому, как уже неоднократно многими и до меня :-) было сказано, единственный - пусть не правильный - скжаем так, выигрышный - вариант, не становиться в позу судьи, а попытаться понять - почему так а не иначе. Впрочем, я сейчас сама себе начинаю напоминать Лэймара. :-)))
И актеры и мы в работе над образом или книгой делаем три классически шага -
1. флажки. (так называются указатели - слова и выражения, по которым можно судить о характере героя). Тот же Фарамир, что мы о нем знаем?.. Второй, нелюбимый сын сложного, подверженного резким эмоциям, гордого отца, который - не умеет уступить и потому ломается как ветка под снегом - воспитанник Гэндальфа... и далее можете продолжить сами.
2. сеточка. Флажки нужно уметь собрать в систему и на основе этой системы восстановить как мозаику характер героя. Ущемленный, всегда второй, мог обозлиться и вымещать на всех свои обиды?.. Мог стать мелочным, завистливо-злобным, не стал?.. Какая должна быть сила воли и вера в добро, чтобы упрямо противостоять несправедливости, собственному бессилию?.. Та "искра божия" которую не смогли до конца погасить даже в назгулах... Анна, не бей меня, ну не умею я без спойлеров :-))) Наличие воспитателя, даже такого как Гэндальф, это конечно хорошо. Но представьте себе воспитателя, который противореча самой очевидности, упрямо твердит: все будет хорошо, оставайся человеком, а весь твой опыт утверждает, что эта самая человечность только во вред?.. Какую надо иметь силу?.. Любить отца, любить брата, как мы это знаем из книги?..
3. Оправдать персонажа. Его поведение, его характер. Какова его личная правда?..
Опять ассоциации...
"И свет не пощадил, и Бог не спас.
Но навсегда, среди волнений трудных
Он сохранил - и блеск задорных глаз,
И звонкий детский смех ,и речь живую,
И веру гордую в людей и в жизнь иную...
Каким он станет, вынужденный бороться изо дня в день за самого себя, за уважение и преданность своих солдат, вести жизнь воина? Несомненно, он станет молчаливым и недоверчивым, может быть, холодновато-замкнутым, к такому человеку запросто не подойдешь, и пробить его панцирь самозащиты непросто... Он видел кровь и смерть, и что еще хуже, видел предательство друзей. невозможность доверять соседям, жадность и ложь. Такой не подпустит к себе без строгой - если хотите, жестокой проверки. Если ты настоящий, выдержишь, не сломаешься, а если фальшивый, туда тебе и дорога. И вот здесь мне снова приходит мысль, о которой мы отчаянно спорили в письмах с Эрвинг и Лайре, мысль дикая и потому видимо... правильная. Фарамир и Фоско. Похожие и не похожие одновременно. Что общего между гондорцем и рейнджером?..
Фарамир, никогда не чувствовавший любви, задыхающийся в мире, где ему всегда отведено второе место.
Фоско, ушедший из любящей, но чуждой по духу, не понимающей семьи, бросивший все нажитое неизвестно кому, только бы вырваться из пут картошки-капусты, только бы доказать самому себе на что способен.
Фарамир, прошедший ад войны.
Фоско, чудом вырвавшийся из Мордорского плена.
Посмотрите. насколько похоже они себя ведут в похожих ситуациях - Фарамир в фильме и Фоско.
Фарамир - устраивающий жестокое испытание для Фродо и Сэма. Безжалостный, холодный Фарамир, которого по видимости не трогают мольбы. Ироничный Фарамир у Запретного Пруда...
Фоско, что в гостинице в Бри чуть не наизнанку выворачивает своего подопечного. Фоско - холодный шантажист, с издевательским взглядом и улыбкой...
Фарамир, доводящий своих "подопечных" до полного отчаяния, до грани...чтобы увидеть, что они есть на самом деле...
Фоско, что загоняет в западню шантажа и наблюдает с интересом, как будет барахтаться Хранитель в совершенно безнадежной для себя ситуации...чтобы увидеть, что они есть на самом деле, и насколько надежен в дальнейшем...
Фарамир, что рискуя собой отводит удар от чужого - и по всему, отнюдь не дружественного ему хоббита, рискуя собой...
Фоско, добровольно становящийся на защиту чужих, почти незнакомых ему, давно забытых четверых путешественников...
Фарамир, просто и без рисовки разрушающий собственную жизнь во имя спасения тех...
Фоско, готовый скорее предстать трусом, чем сказать то... страшное. Фоско во главе отряда, идущий на прямую гибель, лучше всех знающий, что ему грозит попадись он в руки Врагу еще раз...
И кто-то после этого говорит что Фарамир получился не Толкиеновский?..
Вот так, для начала. надеюсь, мои крамаольные мысли никого не отпугнули. Анна, читай и продолжим? :-)
__________________
"Мечты сбываются - если они есть. И если их сбывать." (с)
Zoe вне форума   Ответить с цитированием
Старый 16.06.2003, 14:47   #38 (permalink)
Профессор. Был. Прав.
 
Аватар для Donna Anna
 
Регистрация: 10.02.2003
Адрес: в ЖуЖе
Сообщений: 1,981
"Рецензия от лентяя" или "попытка встать на плечи гигантов"

Disclaimer: Анна! Я понимаю, что рецензия на фильм – это отражение ИМХИ автора. И возражения тут, мягко говоря, неуместны. Но! чтение твоих постов помогло мне как-то определиться с собственным вИдением картины, поэтому хочется, чтобы ты восприняла всё нижеизложенное не как критику, а как размышления на тему

По порядку ведения: Анна, номера пунктов соответствуют твоим, а заголовки я поменяла, для большей внятности ППКС не пишу, потому что лень . Просто, всё не оговорённое в данном посте – один сплошной большой ППКС

Итак:
3. О роханских детях.
Тут маленькое замечание: ежели бы дети сами вставали у стен – я бы чувствовала то же, что и ты. Я тоже с замиранием сердца сопереживаю маленьким (и не очень) гордым людям, с достоинством принимающим бой. Но! Честно говоря, подробно показанные рыдающие женщины и испуганные дети вызывают у меня другие ощущения, и альтернативные желания. Например – утереть детям слёзы и закрыть их собой, дать женщинам пинка и отправить их на стены, наорать на Теодена, и спросить у Арагорна – как по его мнению, сильно ли поможет этому мальчику меч в сражении с урук-хаем.
Впрочем, возможно Джексон и Ко и рассчитывали на такую реакцию...

4. О суровых воителях.
Последние эпитеты, которые приходят мне в голову, когда я гляжу на Джексоновского Арагорна это «зловещий, круто небритый и бесцеремонный мужик». Я долго думала, как этого стройного иисусика можно назвать «бесцеремонным мужиком» и так и не смогла понять. Мне всегда казалось, что относительно книги образ Арагорна претерпел изменения в сторону облегчения/смягчения . Что лишний раз говорит о том, что «миллион точек зрения» возможен не только на книгу
На мой взгляд Арагорн и Фарамир в книге гораздо ближе друг к другу, чем их рефлексирующие аналоги из фильма.
Мой собственный ответ на вопрос: а разве вы не видите, зачем это сделано? выглядит примерно так: перед авторами фильма стояла задача добавить психологизма в поведение героев, в полном соответствии с современной литературной традицией. Сценаристы сделали очень грамотную вещь - они не стали додумывать новых глубин, а просто перетащили в действие более-менее вероятную предысторию героев. Что, естественно, привело к изменению характеров героев по состоянию на 3019 год.

5. О бедном Фарамире замолвите слово.
Я вот не понимаю сцен с Фарамиром в экранной версии фильма. И вся твоя блестящая реконструкция характера фильмо-Фарамира (вероятность совпадения с версией ПиДжея 90% ИМХО) не отвечает на основной вопрос: почему он поверил Фродо и почему он его отпустил? И думаю, что до SEE я этого и не пойму...

6. О фантазии в условиях нехватки фактов
Цитата:
ничем логически больше не объяснить излишне подчеркнутое внешнее высокомерие и отстраненность Фарамира в сцене на Запретном Пруду.


Предлагаю версию поведения Фарамира на Запретном пруду.
Disclaimer: Я не считаю, что всё было именно так, но по-моему ничто в фильме и твоей реконструкции характеров такой трактовке не противоречит .

Что знает Фарамир? Фарамиру нравиться Фродо, у них контакт, это видно. При этом, Фарамир точно знает, что хоббиты шли втроём. Но! Фродо это отрицает. Кроме того, он отказывается назвать причину, по которой они с Сэмом вообще оказались в этих местах. Т.е. Фродо что-то скрывает и не доверяет свою тайну Фарамиру. И тайна наверняка важная, иначе зачем бы хоббиты забрались в такую даль? Более того, его старший брат, Боромир, был в курсе ситуации – он шёл вместе с хоббитами.

Как может воспринимать эту ситуацию «интраверт, скрывающий тяжелое душевное состояние»? Он думает, что его опять отвергли. Его старшему брату доверяли большую тайну, Фродо доверял Боромиру и был ему другом.
А как же Фарамир? Он не стоит даже того, чтобы не врать ему в глаза. Конечно же, так было всегда... Отец тоже любит не его, доверяет не ему...

Как после этого таких мыслей Фарамир может относиться к Фродо? Во-первых, он должен на него очень сильно обижаться – его же отвергли. Во-вторых, он должен стремиться заставить Фродо признаться что он врал – чтобы доказать, что отвергший его человек не так уж и хорош. В-третьих, он должен стремиться проникнуть в тайну Фродо – то есть за счёт своих талантов получить то, что его брату достаётся просто так, доказать себе и другим что он ничуть не хуже брата.

В таком состоянии он и находиться на Запретном пруду. Он дожимает Фродо – «признайся, что ты лгал мне» и торжество в его глазах, когда Фродо говорит “Wait”, первая цель достигнута, Фродо признал своё враньё. Но дальнейшее объяснение Фродо ни о чём ему не говорит. Фарамир растерян, он был уверен, что сейчас он узнает и тайну, но нет «разгадка оказалась написана на китайском языке»(с). Что значит «bound to me»? Только после монолога Горлума он понимает в чём дело. И вот он, миг его торжества! Он узнал тайну, он получит приз, он сможет послать его отцу, отец будет гордиться им... Тут-то его Кольцо и хватает, как водиться за самое чувствительное место

7. Быть или не быть Горлуму
Цитата:
А что думает Фродо, глядя на Горлума? Если поставить себя на его место?

Честно говоря, я даже не догадываюсь, почему ты считаешь, что Фродо может бояться, что Горлум проговориться о Кольце. Он знает, что в Мордоре Горлума страшно пытали, чтобы заставить его проговориться. Он знает, что Горлум хочет Кольцо себе больше жизни, значит он заинтересован чтобы его не забрали у Фродо.
И я не думаю, что Фродо могло придти в голову что-нибудь про «шизофрению в цвету» . Он же даже ни разу не слышал, как Горлум разговаривает сам с собой...

Мне кажется, что около пруда Фродо стоит перед дилеммой – признаваться ли Фарамиру в том, что он солгал? Во-первых, никому не нравиться, когда его ловят на горячем. Во-вторых, он понимает, что «единожды солгав кто тебе поверит» а для успеха его миссии важно, чтобы Фарамир верил ему. А в третьих, он боится того, что могут сделать рейнджеры с откровенно гадким Горлумом. Самим-то хоббитам мало что грозит – убивать их явно не собираются. А вот Горлуму... Это вопрос.

Т.о. Фродо надо быстро решить, как будет лучше для всех: для него, для его миссии и для Горлума. Он делает правильный выбор, но он в ужасе...
__________________
"Оцепенело слушая все эти доводы, Флориан ответил:
- Что такое честь, мой дорогой брат, по сравнению с любовью, которую мы питаем друг к другу?" (с) Дж Б Кейбелл Таинственный замок

Последний раз редактировалось Donna Anna; 16.06.2003 в 16:12.
Donna Anna вне форума   Ответить с цитированием
Старый 16.06.2003, 14:58   #39 (permalink)
Профессор. Был. Прав.
 
Аватар для Donna Anna
 
Регистрация: 10.02.2003
Адрес: в ЖуЖе
Сообщений: 1,981
9.Песня про зайца
Цитата:
Не брал Фарамир Кольцо!


Если поменять в это фразе «не брал» на «на взял» то согласна В конце концов он его не взял. Но! Хотя причина отказа в фильме не объявлена, явно что она не совпадает с книжной – потому что книжный Фарамир в первую очередь не жаждет власти, Кольцу не удаётся его поймать. А в фильме Фарамира Кольцо ловит, правда ему удаётся отбиться Надеюсь увидеть подробности этой битвы в SEE.

В остальном полный ППКС

10.Ещё раз о фактах и фантазии
Здесь свою версию мне придумывать лень... Может быть потом Но мне кажется, что вероятность совпадения твоей версии с авторской где-то 60 %.

12. Определение Духа или Практика столоверчения
Цитата:
мне особенно нравится фильм именно там, где он иллюстрирует не букву, а дух книги.


Я уже высказывалась на эту тему, но не могу ещё раз не вылезти Дело в том, что Дух книги - это величина сугубо индивидуальная. Каждый для себя определяет его по-разному, и это правильно. Поэтому, на мой взгляд, при экранизации сценарист/режиссёр должен стараться как можно реже отступать от событий, изложенных в книге. Чтобы не убить случайно чужое вИдение героя начисто.

Например в сцене у брода для меня Дух книги именно в том, что Фродо скачет один. И что говорит эту фразу он сам, вопреки своей ране, враждебной магии, силе Кольца да и просто человеческому страху. Этот момент вызывает у меня эмоции так блестяще описанные тобой в пункте 3 . А когда то же самое говорит Арвен, здоровая, сильная, с высоты своей эльфийской крови и защищённая магией реки... Не знаю не знаю...

Однако! Мне тоже нравиться Осгилиат. Хотя моему Духу книги он тоже не соответствует начисто. Но ах, эта битва за Сталинград! Так что здесь – полный ППКС.

Вот интересно, как эти сцены воспринимают западные зрители, не выросшие на фильмах о Второй мировой?

13. Совсем вольный полёт фантазии
Ежели продолжать мою реконструкцию событий, то почему же Фарамир отпустил хоббитов?
Ситуация смерть Боромира/Кольцо/Фродо отбросила Фарамира назад, в детство. Ему очень захотелось добиться признания отца, и ему показалось что он нашёл способ. Но, в тот момент когда он говорит, что посылает отцу «подарочек» он где-то у себя в голове проходит ситуацию до конца.
Пусть меня поправят специалисты, это называется «психодрама». Человек в своём воображении прошёл ситуацию до логического конца, и теперь может оценить своё желание со стороны. То есть понять, на самом-то деле нужно ли ему всё это? И тут Фарамир понимает, что не так уж и нужно. Что всё одобрение отца не отменит того факта, что он поступает неправильно
Звучат фанфары, Фарамир приходит к правильному решению

И ещё – крики Сэма это одна из сцен на которой я закрываю глаза. Как ни крути, ни откуда Сэм этого знать не мог. Конечно, зная предысторию это можно было более или менее уверенно предположить, но представить себе Сэма, который делает такие смелые умозаключения мне трудно. Зря они это добавили, ИМХО...

14. 15. 16. «И нечего мне сказать» (с)

Ах, Анна, Анна, всё-таки у тебя просто талант. ИМХО, совпадение твоей версии с авторской процентов 95. Возможно, теперь я даже смогу простить Джексону мета- анекдот с назгулом тире вертолётом над крышами Нью-Йорка

17. Маленькая ремарка о скрытых комплексах
Про изменения героев я уже высказывалась. Герои меняются и в книге, и очень сильно. Но в фильме из-за желания усилить психологизм они просто стремительно плавятся на наших глазах. Это здорово, что тебе это доставляет радость. Лично мне не кажется, что психологию героев надо разжёвывать.

Мне и по книге понятно, что Арагорн шёл к пониманию своего пути и принятию своей роли в жизни весьма долго и непросто. И то, что к моменту встречи с Фродо он уже не рассуждает, а действует говорит для меня только о том, что путь его был долог и труден. А вот человек, который убеждается в том, что должен спасать мир прямо у меня на глазах (хотя знает о событиях давным-давно) вызывает у меня легкое недоумение.

Но хотела я сказать не об этом. Меня очень удивила фраза:
Цитата:
Мог ли он раньше гордиться тем, что эльфы, небожители, придут сражаться рядом с грубыми фермерами и ремесленниками на стенах последней роханской крепости?


Что-то я не припоминаю, чтобы в фильме или книге хоть раз говорилось о том, что эльфы воспринимают себя как «небожителей» и не воюют рядом с людьми из-за того, что люди «грубы». Про недоверие и подозрение – помню, про разрыв былых союзов – помню... И почему тебе кажется, что раньше Леголас не мог обсудить внешность Арагорна с заботой и пониманием?

По поводу заключительных абзацев – честное слово, я почти плакала. Знаешь, я очень рада, что познакомилась с тобой, и благодарна тебе за все умные и не очень мысли, которые пришли мне в голову благодаря тебе.
__________________
"Оцепенело слушая все эти доводы, Флориан ответил:
- Что такое честь, мой дорогой брат, по сравнению с любовью, которую мы питаем друг к другу?" (с) Дж Б Кейбелл Таинственный замок
Donna Anna вне форума   Ответить с цитированием
Старый 16.06.2003, 17:23   #40 (permalink)
Registered User
 
Аватар для Симбелин
 
Регистрация: 15.06.2003
Адрес: уже не знаю...
Сообщений: 118
Во первых строках спешу выразить Анне свой глубочайший респект - лучше поздно, чем никогда. Снова начала читать ФК ФБ - показатель, однако.
Цитата:
Первоначальное сообщение от Donna Anna
Как ни крути, ни откуда Сэм этого знать не мог.
Хм... типа пока они с Фродо шли по горам и болотам, они не разговаривали? Или анекдоты травили? Нет, вот этот-то момент как раз мне предельно ясен: о том, что Боромир хотел отобрать кольцо, Сэм узнаёт от Фродо, а о смерти Боромира - от Фарамира. Кубики сложились идеально...
__________________
a.k.a. Вик, Викки
Симбелин вне форума   Ответить с цитированием
Старый 16.06.2003, 17:38   #41 (permalink)
Гость
 
Сообщений: n/a
[offt] Вик, как же ты изменилась! [/offt]

По теме. Рецензия хорошая, только длинновата, имхо.
Зоя, респект как всегда.
  Ответить с цитированием
Старый 16.06.2003, 18:24   #42 (permalink)
Senior Member
 
Аватар для Шази
 
Регистрация: 20.05.2003
Адрес: Москва
Сообщений: 1,952
Насчет Сэма... А ведь он не сказал, что Боромира убили орки. Он сказал, что его погубило кольцо. Возможно, Фродо рассказал ему о том, что Боромир сошел с ума (он же убежал и не видел, что Боромир пришел в себя), а узнав от Фарамира, что Боромир умер, Сэм логически домыслил картину его смерти.
А вполне возможно, он намеренно соврал, дабы припугнуть Фарамира. Хорошо припугнул, сволочь, ничего не скажешь, знал, куда бить...
Все это, конечно, с поправкой на перевод.
__________________
Не говорите, что мне следует делать - и я не скажу, куда вам следует идти.



Шази вне форума   Ответить с цитированием
Старый 16.06.2003, 22:28   #43 (permalink)
Senior Member
 
Аватар для Анна
 
Регистрация: 22.12.2002
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 475
Шази, а ведь и правда - Сэм же не рассказывает Фарамиру, как погиб Боромир, реконструируя картину наподобие Шерлока Холмса. Он, так сказать, делает вывод из предыстории вопроса - почему погиб Боромир, а предысторию он как раз очень даже мог знать из первых рук - от Фродо. И, как правильно говорит Симбелин, должны же они были обсудить то, что произошло перед уходом - хотя бы в общих чертах. Наверняка Фродо спросил что-нибудь про Мерри с Пиппином, которые "вызвали огонь на себя", дав ему уйти; и про Арагорна, которого тоже, в общем, оставлял идущим на смерть; ну и Сэм разъяснений попросил...
Вот, из транскрипта: "You want to know what happened to Boromir? You want to know why your brother died? He tried to take the Ring from Frodo! After wearing an oath to protect him, he tried to kill him! The Ring drove your brother mad!"

Донна, я сколько живу, все не могу понять: почему возражения, если они логичны, считаются неуместными... Ты-то уж хоть таких реверансов не делай. И чужие ИМХИ я люблю - если "во первых строках" (спасибо, Симбелин!) тебе не объясняют, что ты дурак и должен заткнуться и послушать умного...

Давай по пунктам, где смогу - отвечу.
Про роханских детей. Так они же как раз сами на стены идут, палками их не гонят. Сами стоят в очереди за шлемами, сами выбирают драться... Насчет роханских женщин - я же врач, я бы на стену пошла просто из профессионального долга, и мне непонятно, почему Джексон всех роханских дам усадил в пещеру. Там место: а) старухам; б) беременным, кормящим, паре воспитательниц при малолетках; 3) больным... Но вроде бы молодых здоровых, без деток там и нет - за исключением, конечно, Эовин, так ведь она при исполнении... Если правда в SEE будет сцена, где она в пещере с орком дралась, все будет как бы логичнее. Как бы.
А насчет меча, мальчика и Арагорна... А что, мальчика надо было на стену без меча пустить? Он уже не совсем маленький, начальную военную подготовку наверняка прошел, на что-нибудь сгодится... Совсем малолеткам мечей вроде не дают... Баланс тем более хороший, Арагорн лично проверял...

Насчет первых впечатлений от Арагорна. Вот именно так - зловещим, круто небритым и бесцеремонным мужиком - я его в Бри и воспринимаю. Зловещий, а как же - особенно когда в капюшоне трубочку курит, и короткая красная вспышка отражается в глазах.
Круто небритый. Еще добавлю - что и круто неровно стриженный... И по поводу бесцеремонности - не очень он ножкой шаркал, когда утащил Фродо в комнату, хлопнул дверью и швырнул в угол.

Ну, про сцены Фарамира ничем больше, увы, помочь не могу - и так написала столько, что мне правильно поставили на вид: длинновато, мол... Это при том, что я еще сокращала по сравнению с ФК ФБ...

По поводу поведения Фарамира на Запретном Пруду - было у нас очень подробное обсуждение на ФК ФБ, что обида и профессиональная, и личная, всякая, короче... Но - если идти от эмоций - он так болезненно обижен, что это явно задета очень больная точка. А самая больная точка у него "на момент обследования" - - все же любовь к погибшему брату. Ну не эгоцентрист он, по-моему...

Почему я думаю, что Горлум может проговориться о Кольце? Потому что он в реале как раз проговорился. Потому что Фарамир владеет "начальной информацией", достаточной для того, чтобы по проговорке сделать вывод. Потому что он профессионал, наконец. Так и выходит. Горлум обмолвился - Фарамир сделал вывод и пошел в пещеру по Кольцо...
А почему я думаю, что Фродо может так думать - опять же от эмоций. Он вовсе не самолюбив и очень честен - не стал бы он так метаться и страдать, если бы должен был просто сказать: "Да, я соврал". Я поискала чего-нибудь посерьезнее - вот, нашлось...
И про "шизофрению в цвету" - вроде бы я там, где про Фарамира, писала, Фродо как бы и не при чем...

Ну, насчет "не брал" - "не взял"... Как сказал глубоко любимый мною Мюллер глубоко любимому мною Штирлицу - "Не хватайте меня за язык, Штирлиц". И не брал он его, и не взял он его. Хотя в какой-то момент очень-очень хотел. Ну так не один он в какой-то момент очень его хотел, он в хорошей компании...

Маленькое замечание: мне не доставляет радости, что "герои плавятся на наших глазах" (хорошая формулировка, респект). Мне жалко героев, которые плавятся у меня на глазах. Но та часть меня, которая получает от психодрамы удовольствие, часть удовольствия получает несколько по-садистски. Взрослейте, ребята, взрослейте, в жизни пригодится...

Не знаю, как насчет всех эльфов, но Леголас, по-моему, раньше не мог бы именно гордиться тем, что его народ сражается рядом с людьми. Замкнутые они, эти эльфы, и в массе своей слегка высокомерные, на мой вкус. Сражаться рядом с людьми они сражались с самой Первой Эпохи. Вот давай вспомним, что уважать при этом людей начинали не все сразу и сначала только самые лучшие эльфы - или самых лучших людей... Так что, по-моему, и Леголас тоже проделывает именно этот путь. Полюби их черненькими... И это ведь даже не дунаданы, и это даже не гондорцы, даже и не роханские воины - а очень обычные штатские люди, которые вышли защищать свою последнюю крепость... Леголас, пока Арагорн ему мозги не вправил, не очень тоже горел желанием погибать за простой роханский народ...

Ну, вот так. Если чего забыла - ткни пальцем, добавлю. А добрые слова меня всегда трогают и приводят в некоторое смущение. Сама знаешь. Спасибо.
Анна вне форума   Ответить с цитированием
Старый 16.06.2003, 23:52   #44 (permalink)
Registered User
 
Аватар для Симбелин
 
Регистрация: 15.06.2003
Адрес: уже не знаю...
Сообщений: 118
Цитата:
Первоначальное сообщение от Анна
А почему я думаю, что Фродо может так думать - опять же от эмоций.
Имхо, не только. Он знает, что Горлум выдал его Саурону, так почему бы не выдать и Фарамиру? "Единожды солгав"...
Цитата:
[offt] Вик, как же ты изменилась! [/offt]
Ну и как мне новый ник? Идёт?
__________________
a.k.a. Вик, Викки
Симбелин вне форума   Ответить с цитированием
Старый 17.06.2003, 00:17   #45 (permalink)
Senior Member
 
Аватар для Cath
 
Регистрация: 27.01.2003
Адрес: Moscow
Сообщений: 1,503
О детях и женщинах.

Согласна с тем, что дети таки ж сами идут на стены, как "гордые люди, с достоинством принимающие бой", хоть, конечно, и очень испуганы. Что неудивительно, раз напуганы все, включая Леголаса (!) Кстати, о Леголасе
Цитата:
Леголас, пока Арагорн ему мозги не вправил, не очень тоже горел желанием погибать за простой роханский народ...
Да нет, дело имхо не в том, что он не горел желанием погибать за простой роханский народ. А в том, что ситуация безнадежна настолько, что даже у него, у эльфа, сдали нервы. Кстати, в фильме очень хорошо показано, как он, если можно так сказать, "очеловечился" во время квеста. Особенно заметно на контрасте с недоумением Халдира, когда Арагорн так бурно проявил свою радость от встречи. Вот действительно "небожитель" - человеческие проявления чувств ему кажутся странными.
А насчет женщин - да, действительно странно, тем более, что Эовин так категорично заявляет Арагорну, что роханские женщины - исстари воины. Хотя, если бы женщины вышли на стены ХП и стали сражаться наравне с мужчинами - что тогда особенного было бы в участии Эовин в Пеленнорской битве?

Насчет Сэма.

Мне, как и Симбелин (или Вик - как тебя теперь называть?) этот момент тоже предельно ясен. Полный контакт (что, в общем, неудивительно )Тем более, что Сэм говорит Фарамиру по сути ровно то же, что и в книге, только с другой эмоциональной окраской.
Цитата:
представить себе Сэма, который делает такие смелые умозаключения мне трудно
Это отчего же? Он в книге еще, если мне не изменяет память, до Лориена догадался, что Боромир хочет завладеть кольцом (то есть, раньше самого Боромира ). Все, что могло представлять опасность для Фродо, он всегда ловил на лету. Тем более, в фильме, где желания Боромира были куда более очевидны, а Сэм понимает насчет кольца куда больше, чем в книге.

Насчет Горлума.

Донна, спасибо! Я уже несколько недель не могла вспомнить, на предмет какой детали собиралась крупно поспорить с Анной Мне тоже не кажется, что Фродо боялся, что Горлум проболтается. Скорее, он действительно просто за него боялся и стеснялся признаться в том, что у него был такой спутник. И уж тем более в том, что он "bound to me and I to him" Это действительно, посерьезней, чем просто "я соврал". Хотя, тем, кто от природы честен, достаточно неловко признаваться в подобном. К тому же в данной ситуации его вранье подрывает доверие того, от которого в данный момент зависит все. И вот в книге есть еще такие мысли Фродо в этот момент: "Фродо задрожал: в нем боролись жалость и отвращение. Ему хотелось, чтобы этот голос умолк, хотелось больше никогда не слышать его..... Один меткий выстрел - и Фродо навсегда избавится от этого мерзкого спутника". Думаете, в фильме у него таких мыслей быть не могло?
__________________
Временами, особенно осенью, он вдруг начинал грустить о каких-то диких краях и странные видения незнакомых гор наполняли его сны (с)

"... Above all shadows rides the Sun..."
Cath вне форума   Ответить с цитированием
Старый 17.06.2003, 08:34   #46 (permalink)
Senior Member
 
Аватар для Анна
 
Регистрация: 22.12.2002
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 475
Эээ... я тут про страшные вещи собираюсь говорить, так что, пожалуйста, уберите ваших детей от наших голубых экранов...

Это насчет пыток. Во-первых, если человека сломали один раз, второй раз его сломать значительно легче. Если ломать потребуется вообще.

Во-вторых, собственно, почему все мы заключаем, что Горлум проговорился после того, как его страшно пытали? Из фильма это, в общем-то, ниоткуда не видно. Он с таким же успехом мог все сказать и до допроса с пристрастием - а потом его отправили на дыбу, как водится, чтобы проверить правильность признания...
Анна вне форума   Ответить с цитированием
Старый 17.06.2003, 08:41   #47 (permalink)
Senior Member
 
Аватар для До
 
Регистрация: 11.05.2003
Адрес: Новосибирск
Сообщений: 328
Cath, я бы хотела добавить по поводу "очеловечивания" Леголаса. Я недавно пересматривала FotR SEE и поняла, что в ТТТ он словно бы утратил какую-то часть своей "эльфийскости". Вспомните каким он был в Лориэне или как он улыбался, когда Гимли рассказывал о подарке Галадриэль. Сколько мудрости и понимания в его взгляде!
А во второй части я могу припомнить только один похожий момент, когда он возвращает Арагорну кулон Арвен.
__________________
"Все приходит вовремя к тому, кто умеет ждать" (с) Дизраэли
До вне форума   Ответить с цитированием
Старый 17.06.2003, 08:46   #48 (permalink)
Senior Member
 
Аватар для Cath
 
Регистрация: 27.01.2003
Адрес: Moscow
Сообщений: 1,503
Цитата:
почему все мы заключаем, что Горлум проговорился после того, как его страшно пытали?
А разве Гэндальф не говорит Фродо, что после долгих пыток от него смогли добиться двух слов? По-моему, есть такая фраза.

Насчет легкости сломать во второй раз - тут же не надо забывать, что для Горлума каждый такой "слом" может обернуться потерей Прелести, окончательной и бесповоротной. Имхо, это должно было здорово усиливать его способность к сопротивлению.

До, я бы даже сказала, что не утратил часть эльфийскости, а добавил к ней очень много человечности, так что эта человечность часто выходит на первый план.
__________________
Временами, особенно осенью, он вдруг начинал грустить о каких-то диких краях и странные видения незнакомых гор наполняли его сны (с)

"... Above all shadows rides the Sun..."
Cath вне форума   Ответить с цитированием
Старый 17.06.2003, 20:50   #49 (permalink)
Senior Member
 
Аватар для Анна
 
Регистрация: 22.12.2002
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 475
Cath, насчет двух слов - не знаю, а три слова у него точно вытянули: Кольцо, Шир, Бэггинс... И вообще, по-моему, вопрос надо ставить не так: что у Горлума вытянули, а так: а сумел ли он о чем-то умолчать?

А пытки, с моей точки зрения, как раз ускорили формирование у Горлума шизофрении...
Анна вне форума   Ответить с цитированием
Старый 18.06.2003, 02:45   #50 (permalink)
Senior Member
 
Аватар для Cath
 
Регистрация: 27.01.2003
Адрес: Moscow
Сообщений: 1,503
Ну, Гэндальф говорит про 2 слова. Да, очевидно, "кольцо" - третье А вопрос как ни ставь - он кроме этого ничего и не знал, но: Он(в смысле Саурон) не доверял Голлуму, ибо чувствовал в нем нечто непокорное, чего не могла превозмочь даже Тень Ужаса ("Охота за кольцом") Так что он крепкий товарищ, как настоящий хоббит Так что вряд ли все-таки Фродо мог предполагать, что Горлум просто так возьмет и все расскажет.
__________________
Временами, особенно осенью, он вдруг начинал грустить о каких-то диких краях и странные видения незнакомых гор наполняли его сны (с)

"... Above all shadows rides the Sun..."
Cath вне форума   Ответить с цитированием
Старый 18.06.2003, 06:32   #51 (permalink)
Senior Member
 
Аватар для Анна
 
Регистрация: 22.12.2002
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 475
Cath, тут уж "моя имха с тобой несогласная", как Bell говорит...

quote: "Хотя, тем, кто от природы честен, достаточно неловко признаваться в подобном".

ИМХО, для Фродо сохранение впечатления собственной честности не стоит человеческой жизни. Даже горлумской.

quote: "К тому же в данной ситуации его вранье подрывает доверие того, от которого в данный момент зависит все".

Cath, какое уж там доверие! Врал он про Горлума на допросе, совершенно того не скрывая и очень стесняясь - и от того еще более нескрываемо. И Сэм там глазками начал метаться с удивленным мордом (ой, что делается, это Фродо - и врет!!!), так что и слепой мог понять, что происходит - а уж профессионал-Фарамир тем более. Куда уж дальше доверие подрывать... В этом пункте ему с самого начала никакого доверия не было - и быть не могло.

quote: "И вот в книге есть еще такие мысли Фродо в этот момент: "Фродо задрожал: в нем боролись жалость и отвращение. Ему хотелось, чтобы этот голос умолк, хотелось больше никогда не слышать его..... Один меткий выстрел - и Фродо навсегда избавится от этого мерзкого спутника". Думаете, в фильме у него таких мыслей быть не могло?"

Может, и могло. Но у фильмового Фродо - самым-самым краешком, и мысли эти были не самые главные. Потому что все это происходит уже после болот, где он себя в Горлуме впервые видит; и после речки, где Сэм дает понять, что он в нем Горлума тоже видит; и вообще, для Фродо фильма Горлума "вернуть" очень и очень надо, а для книжного... ну, мягко говоря, не настолько...

quote: "А вопрос как ни ставь - он кроме этого ничего и не знал..."
Ничего себе - кроме этого ничего не знал! Cath, так это же самое главное... Если бы Горлум этого главного не рассказал, ну и куда бы пошел Саурон искать свое колечко? Лесом, не иначе...

И в книге, и в сценарии абсолютно совпадает: что Горлум все рассказал на допросе в Мордоре, Фродо знал на сто процентов (что-то после подсчетов Донны меня все на проценты тянет...). Знал еще с самого Шира.
А вот что Саурон не до конца Горлуму доверял, "ибо чувствовал в нем нечто непокорное" - Фродо было очень вряд ли известно... Прямой канал с Барад-Дуром он, в отличие от Сарумана, не наладил, последние новости о настроениях Саурона получать ему было неоткуда...
Так что он как раз очень даже мог предполагать, что Горлум расколется.
И, кстати, оказался прав...

Последний раз редактировалось Анна; 18.06.2003 в 06:46.
Анна вне форума   Ответить с цитированием
Старый 18.06.2003, 11:32   #52 (permalink)
Senior Member
 
Аватар для Cath
 
Регистрация: 27.01.2003
Адрес: Moscow
Сообщений: 1,503
Что-то все имхи со мной не согласны последнее время...

Анна, все эти пункты - "в том числе", они не главные.
Цитата:
для Фродо сохранение впечатления собственной честности не стоит человеческой жизни
Разумеется, не стоит. Но ему все равно немного не по себе от собственной лжи. И от того, что надо ее признать.

На допросе он врал нескрываемо - потому что не умеет. Естественно, доверие уже подорвано и Фродо это понимает. Но в тот момент Фродо все равно решает, что для остатков этого доверия лучше - продолжать все отрицать или признаться.

Но все равно, это - второстепенные причины колебания. Главная - это то, что он действительно просто за него боялся и стеснялся признаться в том, что у него был такой спутник. И уж тем более в том, что он "bound to me and I to him" (сорри за самоцитироване)

Цитата:
Ничего себе - кроме этого ничего не знал! Cath, так это же самое главное...
Это я в порядке шутки написала, сорри, забыла смайлик поставить. Конечно, прямой канал с Сауроном у Фродо не налажен, но Гэндальф говорил ему, что Горлум - крепкий орешек, что даже после стольких лет кольцо не разрушило его окончательно. Так что Фродо знал, что Горлум сохранил в себе то самое "нечто непокорное". В книге. В фильме это не акцентируется, но Фродо очень хорошо видит эти самые проблески совести своими глазами. И самое главное - Горлум прекрасно понимает, что если расскажет таким могучим воинам о кольце - они заберут его себе и ему никогда не удастся даже не то что его заполучить, но и вообще быть рядом, как сейчас с Фродо. Это имхо самый сильный сдерживающий фактор.
__________________
Временами, особенно осенью, он вдруг начинал грустить о каких-то диких краях и странные видения незнакомых гор наполняли его сны (с)

"... Above all shadows rides the Sun..."
Cath вне форума   Ответить с цитированием
Старый 18.06.2003, 17:36   #53 (permalink)
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Павел
 
Регистрация: 23.10.2002
Адрес: Владивосток
Сообщений: 5,070
Цитата:
Первоначальное сообщение от Анна
Баланс тем более хороший, Арагорн лично проверял
Кстати говоря, на форуме кто-то высказывал любопытное предположение, что это тот самый меч, который Арагорн в оружейной забраковал. Меч паршивый на самом деле, Арагон просто решил парня поддержать…
__________________
White shores are calling, you and I will meet again...
‘Я был солдатом и мечтал нести людям мир. Но рано или поздно - приходится проснуться.’ (с)Джейк Салли, ‘Аватар’.
Лучший интернет-ресурс о Кейт Бланшетт: http://www.cate-blanchett.com
Павел вне форума   Ответить с цитированием
Старый 18.06.2003, 21:20   #54 (permalink)
Senior Member
 
Аватар для Анна
 
Регистрация: 22.12.2002
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 475
Насчет меча мысль действительно интересная, и если исходить из поведения Арагорна - вполне могло быть и так...

С другой стороны, мне как-то легче было бы в это поверить, если бы мальчик был не сын покойного Хаймы, а кто-нибудь другой. Как-никак папа - профессиональный воин, типа - начальник стражи...

У меня на какой-то момент было другое ощущение: у мальчика мог быть меч погибшего отца. Мертвых они по приказу Теодена бросили, а хорошее оружие могли ведь и подобрать. Особенно если его мало... И память, опять же...
Анна вне форума   Ответить с цитированием
Старый 21.06.2003, 08:01   #55 (permalink)
Senior Member
 
Аватар для Анна
 
Регистрация: 22.12.2002
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 475
Мобыть, мобыть, и не буду спорить с умными людьми - в мечах понимаю мало, я как-то все с огнестрельным оружием контактировала...
А кстати, раз уж пошла такая пьянка, задам конкретный вопрос. Меня глючит, или у роханцев в сцене ночной битвы с орками щиты такие же, какой Боромир весь ВК на спине таскал? Круглые, с шариком в центре...
Анна вне форума   Ответить с цитированием
Старый 21.06.2003, 09:50   #56 (permalink)
Senior Member
 
Аватар для До
 
Регистрация: 11.05.2003
Адрес: Новосибирск
Сообщений: 328
О, меня тоже глючит! По-моему, совершенно одинаковые щиты.
__________________
"Все приходит вовремя к тому, кто умеет ждать" (с) Дизраэли
До вне форума   Ответить с цитированием
Старый 30.06.2003, 05:07   #57 (permalink)
Zoe
Registered User
 
Аватар для Zoe
 
Регистрация: 02.09.2002
Адрес: у ледниковых озер
Сообщений: 1,080
Ох. как давно меня здесь не было! :-) Одно извинение - время, благо извинение это годится на все случаи жизни. :-))) А теперь бычка за рожки.
Если народ не против. я сегодня подведу некие итоги, отвечу на некоторые вопросы и пойдем дальше. Если кому-то мой стиль кажется немного менторским - извиняюсь заранее, привычка много писать. :-) так что просьба не робеть, спорить со мной и можно и нужно. :-)

Итак,
Еще раз - Фарамир и Фоско

Фоско, предшественник Арагорна в первой редакции ВК и собственно Арагорн нынешней, четвертой... При всем при том, и в книге, и в фильме они друг от друга очень далеки. Заметь, в фильме Арагорн прямолинеен иногда до грубости, открыт и похоже, принципиально презирает хитрость и притворство. А вот Фарамир и Фоско - именно - дипломаты, холодные хитрецы. Не из головы же выдумал Джексон такую трактовку!.. И зачем, кстати говоря? Неужели трудно было ему устроить конфетного рыцаря без страха и упрека? Все бы остались довольны. :-) Так нет, этот деятель (Джексон, имется в виду :-) с высокой колокольни плюет на возмущенную общественность и рискуя, возможно, доходом от фильма устраивает грубого, небритого Арагорна и Фарамира со змеиным прищуром и улыбкой. Все затем, фильм бы иначе не ожил. Мало нам голливудских красавчиков, которые вступают - по видимости, в мясорубку с каким-то очередным монстром, а выходят чистенькие, благоухающие, со старательно нарисованным синяком под глазом? Доверие зрителей равно нулю. Вопрос стоял, как я понимаю, в реальности восприятия, чтобы вещь не стала костюмированной сказкой об очередном походе против очередного злодея :-) Зритель должен был верить и сопереживать персонажам. Причем заметьте, взрослый, тертый зритель. А для того единственный выход - максимальное приближение к реальности - грязь, и кровь, и характер отнюдь не сахарный, а какой еще может быть при таких условиях?..

И еще раз о Голлуме

Те, кто со мной немного знаком :-) уже убедились в моей стойкой любви ко всякого рода раритетам и черновикам. :-))) Передо мной сейчас одна из глав, не вошедших в нынешнюю, четвертую редакцию ВК. Гэндальф отвечает на вопросы четверки о самом начале "охоты за Кольцом". И вот там сказано прямо, что "Саурон понимал, что Голлума сломить можно единственным способом - убить его. Он чувствовал в этом хоббите некий стержень, который не мог преодолеть. Голлум видел в Черном Властелине соперника, что отнимет Прелесть. Допустить этого он никак не мог. И потому даже после допросов и пыток солгал, направив назгулов в воображаемый "Шир" - туда, где он сам жил когда-то, в верховья Ирисной реки. Это позволило выиграть время, пока они добыали одежду и лошадей, пока скакали в сторону, обратную от реальной, и пытались разыскать кого-то в давно покинутом селении... Проверить меня нетрудно, этот текст приведен в первом томе HoME.
Теперь что касается пыток. "В первый раз, может это и переносимо. Но когда у тебя и так разорвано все тело, и больно и ходить и стоять, а тебя вновь и вновь поднимают на дыбу - это уже - не выдерживает никто. Почти никто, скажем так." (Дж.Лемартин) Если кому особо интересно узнать, что почувстволи те, кто попадали в плен, можете через несколько недель заглянуть на наш с Анной общий тред - я эту завесу приоткрою немного - совсем чуток. Потом только не пищать, ладно?.. Этот текст сложный, кто-то пожимает плечами, ну и что, а кого-то пробивает как электрическим током... Анна, спойлеры прощаются? :-))) Потом уберу, обещаю. ;-)

Еще Женщины и дети

Бог его знает, может я лезу и не в свое дело. :-) но все же, по-моему, спорим мы на эту тему рано. Вспомните, сколько было криков, что Галадриэль подарков не дарит, и Гимли в нее не влюбляется, а вот пришло SEE и все встало на свои места. :-) Здесь, думаю, можно дать несколько правдоподобных объяснений.
Первое, дамы весьма в годах. У древних ирландцев (да насколько я понмю, и англо-саксы переняли у них этот обычай) женщины обучались владению мечом. Молодые дрались наравне с мужчинами, (так в ирландском эпосе герой "Пес Кузнеца" дерется постоянно с женщинами-воительницами и богинями). Такова Эовин книги и фильма. Старые женщины, беременные, больные, уходили и прятались в пещерах или повозках. Что мы и наблюдаем. К тому же, "отряд прикрытия" само собой, женский. Но каково ждать и не знать, что происходит там, снаружи, и не иметь возможности выйти, - приказом короля. Наблюдаем то самое. :-)

Пока заканчиваю. Но ежели будет желание, продолжение следует. :-)
__________________
"Мечты сбываются - если они есть. И если их сбывать." (с)
Zoe вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.07.2003, 11:37   #58 (permalink)
Senior Member
 
Аватар для Анна
 
Регистрация: 22.12.2002
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 475
Все нижепробормоченное – во-первых, имхо, а во-вторых, результат длительных обсуждений Фродо, Сэма и, конечно, Фильма на ОФБ и ХХ.

Может, и не стоит это еще раз постить в малоизмененном виде. С другой стороны, мне вспоминается, как в советские времена один писатель говаривал властным структурам: «Слова ваши, порядок слов – мой». Перефразируя его, скажу, что порядок изложения мыслей – мой, а вот основная часть мыслей взята из постов замечательно умных и вообще замечательных людей, и если кто-то эти мысли прочтет – лично я буду рада.

А эти самые люди пусть считают данный пост ну очень длинной и многословной благодарностью лично от меня.


1. Знак "=" и его вариации: Сэм

Да, вот по поводу проблем равенства хотелось бы с самого начала высказаться. Потому что когда ТТ начинается, уже сложилась определенная система взаимоотношений и взаимозависимостей между Фродо и Сэмом.

Не знаю я, кто из них старше по метрике, но психологически с самого начала старший Фродо. Прямо с дня рождения Бильбо, где Сэм по-детски депрессует и смотрит в кружку, когда Рози строит ему глазки, а Фродо его наставляет на ум истинный. В том числе прямым физическим воздействием, впихивая в круг танцующих.

Дальше долго будет везде то же самое. Даже когда Сэм что-то замечает раньше Фродо, ну как Страйдера в трактире, он не ведущий – он ведомый. Сказал старшему, вроде как доложился – и ждет, что делать. В Ривенделле, собирая вещи, он жутко смущается, когда Фродо его за этим застает – вроде как делает что-то без спроса, и сразу начинает оправдываться.

Сэм совершенно искренне и без капли зависти считает Фродо выше себя и даже, может быть, преклоняется перед ним – ну, такое подростковое преклонение перед первым взрослым идеалом – застенчивое, чрезвычайно сильное, за кумиром хоть на край света, хоть дракону в пасть. И никакого слэша, даже в зачатке! «Юноша, ищущий, с кого бы делать жизнь свою…» (не люблю Маяковского. Это не стихи. Но – все же формулировка). Как мне кажется, на этой струнке как раз в фильме сыграли Джексон и сценаристки. Когда Сэм со страхом и восторгом бросается за Фродо в приключения, он идет не просто эльфов посмотреть или Фродо защитить – он следует за своим кумиром по его пути. И этим чрезвычайно счастлив.

По-моему, эти настроения у него не выветрились и после Заверти. Ну разве что иллюзий по поводу приключений резко поубавилось. Он теперь знает худшие стороны этого дела: когда они от постоянного холода и голода забыли про опасность и развели костерок – для горяченького; и недосып, и комары на болоте, и погоня, когда из страха в страх… Он насмотрелся, как дались эти приключения его жизненному примеру – поглядишь на мучительно и неуклонно переходящего в царство призраков Фродо, так очень захочется, чтоб подобных приключений было поменьше.

Но если Фродо считает необходимым идти дальше – Сэм преклонится перед его мужеством и пойдет вместе с ним.

Рубежной чертой взросления стала, по-моему, Мория – и дальше Лориэн.

Морийские схватки, трагические записи гибнущих гномов, Балрог и гибель Гэндальфа ознаменовали конец мира и начало войны. Лориэн уже находится на переднем крае. И то, что Галадриэль безжалостно прошерстила каждого из Братства на слабину, тоже не способствует расслаблению.

Перед Галадриэлью у Сэма впервые совершенно взрослое лицо. И – может, я ошибаюсь, но сдается мне, что именно в Сэме она видит сохраняющуюся надежду.

На реке Сэм говорит с Фродо уже не как преклоняющийся подросток, а как взрослый заботливый спутник. Почти взрослый.

На Амон Хен он совершает свой первый абсолютно взрослый поступок – не заботясь о мнении Фродо относительно его общества (тот резко не желал кого бы то ни было брать с собой, если помните), кидается за ним опрометью, безжалостно предлагая кумиру выбор, в общем, из одного варианта. Типа: я все равно погибну, вот и выбирай, утону прямо сейчас или немножко еще подышу рядом с тобой.

Да, но личность, взрослея, осознает собственную ценность и начинает самоутверждаться. А это нормальный критический период в жизни, и самоутверждение, знаете ли, обычно идет за счет тех, кто поблизости…


2. Знак "=" и его вариации: Фродо

Что мне нравится в позиции Фродо по отношении к Сэму – так это полное отсутствие высокомерия. Я уже не говорю о социальном статусе: хозяин-слуга. Сэм для Фродо в фильме с самого начала не столько слуга, сколько друг. Хотя и младший.
Младший, но равный и уважаемый.

Он всегда говорит с Сэмом серьезно и ласково, но не так, как Боромир с Мерри и Пиппином, а как тот же Боромир, но уже с Фродо в Лориэне. Очень сходные интонации. Да, я старше и опытнее, но мы с тобой на равных.

Такая жизненная позиция характерна для вежливых, скромных и внимательных людей. Фродо Джексона вообще, по-моему, удивительно вежливый человек. Он безукоризненно ведет себя со всеми, кого встречает на пути, и это при том, что почти каждый встречный начинает с того, что «пробует его на зуб». Пройти через то, что он прошел за два фильма, и единственный раз повысить голос… Кстати, тут же извиниться. Невероятно. Как писал Честертон – «безукоризненно-естественная вежливость», природное свойство.

А еще вежливые люди шарахаются от проявления собственных чувств, очень сильно не любят выяснять отношения – и до последнего этого избегают. В этом их сильная и одновременно слабая сторона.

Фродо даже объясняет что-либо о себе самом только в чрезвычайных случаях. Еще и потому, что отличается исключительной ответственностью и просто боится переложить на кого-либо хоть малую часть собственных проблем.

После того, как пропадает в Мории Гэндальф, сказавший: «I will help you bear this burden, Frodo Baggins, as long as it is yours to bear», исчезла последняя возможность получить совет от кого-то, кто больше Фродо знает, что делать.

После разговора с Галадриэль Фродо понимает, что вся тяжесть действительно легла на него одного.

Он вежлив с Сэмом, но одновременно решительно отодвигает его от себя, так непреклонно, как умеют только очень вежливые люди. Он понесет эту тяжесть один, до конца, совершенно безнадежно, потому что хорошо понимает, что взял ношу не по силам и в конце концов сломается. Но – он не чувствует себя вправе разделить эту ношу с кем-нибудь еще.

Его отход прикрывают своими телами друзья. Остается один против оркского отряда Арагорн, приказавший: «Run!» Вызывают огонь на себя Мерри и Пиппин. Это было бы тяжело любому человеку, а уж сверхответственному Фродо…

Прощаясь, он просит Арагорна позаботиться обо всех – особенно о Сэме. Он думает о том, кому без Фродо будет хуже всех. И когда этот самый Сэм кидается в воду и кричит: «Of course you are, and I’m coming with you!», перенести это уже невозможно. Еще одна, самая последняя жертва ради него… «А если ты погибнешь? Ты думаешь, я смогу это вынести?» - говорит он в книге.

У него нет выбора. И когда дрожащий Сэм в лодке говорит с отчаянием и решимостью: «I made a promise, Mr. Frodo. A promise! "Don’t you leave him Samwise Gamgee." And I don’t mean to», Фродо плачет не только от сознания того, что он все-таки не один – он плачет еще потому, что ему придется принять от Сэма его жизнь, хочет он этого или нет.

На этих позициях они находятся к началу ТТ – Сэм, обнаруживший, что он стал взрослым, и Фродо, обнаруживший, что груз на его плечах рядом с Сэмом нести и легче, и много тяжелее.
__________________
Количество выигранных споров в жизни часто равно количеству потерянных друзей (с).

Я не против высокого. Отнюдь. Но покупаюсь на человеческое (c) Lis

Последний раз редактировалось Анна; 10.07.2003 в 11:49.
Анна вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.07.2003, 11:39   #59 (permalink)
Senior Member
 
Аватар для Анна
 
Регистрация: 22.12.2002
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 475
3. Еще до титров, или Сто дней одиночества

Фродо не случайно снится именно то, что происходит с Гэндальфом. Помимо прочего, это пример на будущее: падающий в пропасть Гэндальф не тратит времени на рефлексию по поводу своей неизбежной гибели, хватает на лету меч и до последней секунды без надежды, но с предельным напряжением сил бьется с Балрогом.

Гэндальф для Фродо – второй после Бильбо и последний учитель. Если, конечно, не считать Кольцо...

После Мории Фродо в самом деле страшно одинок. Собственно говоря, он одинок с того момента, когда увидел еще в Шире назгула. После того, как по-настоящему понял, что у него есть тяжелая и мрачная тайна, которой он ни с кем не должен делиться – чтобы никого ею не обременять.

Однако по умолчанию он принимает, что обо всем знает Гэндальф. Хотя после разговора по дороге к Мории он начинает догадываться, что знает о Кольце больше, чем даже и Гэндальф.

Он один на Заверти, где он единственный понимает, проснувшись, чем именно им грозит маленький костерок. Он один вынужден противостоять назгулам, верных друзей отбрасывают в стороны, как мелкие предметы по дороге.

Он одинок на Совете Элронда в Ривенделле. Вроде и Гэндальф рядом, но даже и Гэндальф встает и уходит от Фродо, в нарастающую склоку, спровоцированную Кольцом. Только для одного Фродо – то видение, когда отраженных в ярко-золотом Кольце мудрых, но спорящих между собой властителей охватывает Сауронов огонь. Фродо, принявший решение Гэндальфа и бежавший из Шира в Ривенделл, в самом Ривенделле уже вынужден принимать решение в одиночку и брать все на себя.

Он все время один в отряде, постоянно держится в стороне, несмотря на Сэма, и Мерри с Пиппином, и Арагорна, стеной вставшего за него на Карадрасе, и Боромира, нашедшего единственно возможные слова утешения в Лориэне, даже несмотря на Гэндальфа, который чем дальше в лес, тем больше может лишь дать совет – но решать все равно придется самому.

С какого-то момента одиночество становится не только тяжестью, но и броней. Когда один – тебе легче. Ты отвечаешь только и исключительно за себя. И вообще, одиночество ломает только слабых. Сильных оно укрепляет.

Фродо почти любит свое одиночество.

С другой стороны, Кольцо виртуозно искажает именно благие побуждения. Не слишком ли упорно Фродо стремится отгородиться от друзей, только ли от желания уберечь их от своей личной боли он не пускает внутрь никого из желающих помочь? Нет ли здесь какой-то легчайшей тени, которая потом сгустится в отчетливое темное облачко в сцене с Сэмом в Итилиене – «It's my task! Mine! My own!»

К своей боли он относится почти ревниво. Он даже не поворачивается к встрепенувшемуся на вскрик «Гэндальф!» Сэму, молчит, напрягшись, переполненный горем, а потом говорит то, что принято говорить в этих случаях: «Ничего. Это только сон». И ложится с открытыми глазами, не очень заботясь о том, что Сэма он вряд ли обманул.

Хотя это не просто сон, и Фродо это знает.


4. Перед появлением Горлума

В разговорах Фродо и Сэма начинают звучать новые нотки. Если раньше Фродо говорил с Сэмом серьезно и заботливо, то теперь – тихо и твердо.

«He didn't mean for a lot of things to happen, Sam. But they did». Очень тактично, очень деликатно, но он напоминает Сэму о том, что время жалоб закончилось.

Может быть, у него просто нет сил вести себя так, как раньше. Но скорее он начинает относиться к Сэму как к взрослому – после того, как Сэм показал себя вполне взрослым на Амон Хен. И требовать с него именно взрослого поведения.

Тем более что тучи сгущаются. Багровый свет Ока здесь, вблизи от Мордора, впервые опаляет Фродо, когда тот в этом – а не в призрачном, вызванном Кольцом – мире. И он хватается за Кольцо почти так же, как сердечники за грудь при внезапной острой боли. И почти так же задыхается.

Сэм понимает. Он ведет себя почти безупречно – не акцентируя свое сочувствие к Фродо, поддерживает смену разговора. Пытается быть по-старому забавным, немного увальнем. «Lembas bread. And look! More lembas bread». Я думаю, что он и дальше шутит – он, восхищавшийся эльфами, знакомый со вкусом лембасов, прикидывается обыкновенным ширским валенком. «I don't usually hold to foreign food, but this elvish stuff is not bad».

Между прочим, этим он проявляет удивительную тонкость чувств.

Он вознагражден потрясающе светлой улыбкой Фродо, почти без горечи, почти по-старому беззаботной, мгновенным возвращением былого тона – заботливого, нежно подшучивающего Фродо.

Это последний момент равновесия на очень долгий срок. Им хорошо сейчас вдвоем – Фродо, ненадолго ощутившему себя там, в счастливой жизни, где еще не было Кольца, и Сэму, смущенно отводящему глаза.

Хотя Сэм все-таки реагирует немного не так, как раньше. В Шире, остановившись у своего личного рубикона, он наивен и беззащитен – и благодарен Фродо за поддержку. Здесь он смущен, помимо прочего, именно возвращением к старому. Он хочет, чтобы Фродо был таким, как прежде. Но чтобы к нему, Сэму, относился уже так, как сейчас.

Сложная эта штука – взросление.


5. Появление третьего в дуэте

Горлум – это испытание для Фродо, которое недопустимо завалить. Своеобразная проверка, на что Фродо окажется способен, а в качестве группы контроля – обыкновенный человек, не злой, хороший и совсем не глупый Сэм. Зрителю так легко ассоциировать себя именно с Сэмом… Чтобы хотя бы понять реакцию Фродо, реакцию очень высокого уровня души, надо как минимум хорошо над собой поработать.

Испытание противным. Никто до сих пор не хотел Кольцо так некрасиво, как Горлум.

Испытание доброты. Можешь ли ты суметь пожалеть Горлума? Сэм-то – не смог. И долго еще не сможет…

Испытание понимания. Горлум и Фродо «словно читают в сердцах друг у друга». Они говорят пунктиром, как те, кому ничего не нужно объяснять друг другу. Оба испытали - и испытывают – на себе страшную власть Кольца.

Испытание предвидения…

Сэм в сцене «Мы дадим обещание на Прелести» не понял практически ничего.

С самого начала он проявляет почти жестокость. От раздражения и брезгливости, что ли? Или еще присоединилась боль в укушенном плече? Но жутко слышать, как он предлагает связать Горлума обжигающей того эльфийской веревкой и оставить на медленную страшную смерть среди камней. Я бы поняла еще, если бы он предложил Стингом по горлу. По крайней мере, это быстрая и в какой-то мере чистая смерть.

Либо это Кольцо работает, либо Сэм не считает Горлума ни человеком, ни даже животным. Трудно представить себе, чтобы он даже с животным так поступил, не то что с человеком. Типа бросить бабочку в банку с водой и долго смотреть, как она тонет. Правда, в книге он и когда петлю на ноге у Горлума закреплял, вроде бы «был грозен больше на словах, чем на деле»…

Не понимает он Фродо. Когда тот говорит о жалости к Горлуму, Сэм смотрит на него примерно как на слегка головкой ушибленного. Единственный момент, который он одобряет - «There is no promise you can make that I can trust». Это - да.

Между прочим, по-житейски он совершенно прав. Тварь опасная, еще сожрет, чего доброго… И то, что он себя накручивает, пытаясь ожесточиться, по-человечески очень понятно. Мало того, что Горлум раздражает – это нервы, а нервы, как известно, не лгут. Но он же еще верещит аж до Мордора, с ним надо разбираться не только быстро, но и кардинально, а сделать что-нибудь жестокое легче, когда озлобишься…

А Горлум чем дальше, тем больше ведет себя с неожиданным достоинством. С пониманием – да, да, Кольцо предаст. С горечью – да, мне нельзя верить… Между прочим, Смеагорл ли это? Как-то не слишком похоже. Видится очень старый, проживший горькую жизнь человек… На наивного щеночка-Смеагорла не похоже. На злобного фанатика-Горлума – еще меньше. Вот очень похоже на Запретный Пруд, когда он спрашивает: «Идти… прямо сейчас?» Очень человеческое выражение.

Может быть, именно таким он был бы без Кольца? Может быть, это – настоящий старый усталый хоббит, тот, который у Толкиена на секунду показался перед Кирит-Унгол, не Смеагорл, не Горлум – не одна из половинок, а ненадолго целое?

По-моему, Фродо особенно тяжело смотреть на злого Сэма после краткого момента почти-достоинства Горлума.

Вот оно, начало противоречий, здесь, а на речке будет лишь развитие сюжета. И озвучка. Пока – молча, но Фродо и Сэм уже противостоят друг другу.

Это в Сэме еще осталась какая-то наивность, а Фродо уже избавился от нее напрочь. И он стал жестким. Его сочувствие лишено каких бы то ни было признаков сентиментальности, а доброта прежде всего требовательна.

Да, это тяжкое испытание. Довериться достойному, вроде Гэндальфа, или даже сомнительно достойному – вроде Страйдера, как-никак спасшего хоббитов ночью от назгулов, - много проще. Попробуй довериться отвратительно недостойному…

Решиться Фродо помогает именно противодействие Сэма. Он на секунду сжимает губы – и идет к Горлуму.

Интересное у Сэма при этом выражение лица. Он еще не начал ревновать – это будет позже. Но он уже считает себя вправе выносить суждения о кумире.
__________________
Количество выигранных споров в жизни часто равно количеству потерянных друзей (с).

Я не против высокого. Отнюдь. Но покупаюсь на человеческое (c) Lis

Последний раз редактировалось Анна; 10.07.2003 в 11:53.
Анна вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.07.2003, 11:40   #60 (permalink)
Senior Member
 
Аватар для Анна
 
Регистрация: 22.12.2002
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 475
6. Мертвецкие Болота

Теперь мы все время будем видеть Фродо то с Сэмом, то с Горлумом. В одном эпизоде важнее один, в другом – другой. «Междусобойчик» у них только раз, в Итилиене. Кстати, одна из самых смешных в ТТ сцен. А так – они все время при Фродо. Оба.

Сэма очень устроило бы быть и дальше вдвоем. Горлум для него лишний.

Горлума тоже устроило бы быть вдвоем с Фродо. Кто для него лишний – понятно.

Когда они спускаются с гор, Горлум шарахается от Сэма и льстиво говорит что-то типа: хорошенький, добренький хоббит. Что на самом деле значит что-то типа: ах ты злая мерссская морда. Но пока он Сэма, наверное, просто боится. Отвращение и ненависть – последовательные этапы будущего.

От Фродо он не шарахается.

Интересно, если бы тонул не Фродо, а Сэм, Горлум полез бы его спасать?

И просто ли он благодарен Фродо за то, что ему горло не перерезали, на камнях связанным умирать не кинули и даже петлю с шеи сняли? Может быть, еще – впервые за много-много лет – он рад, что встретил того, кто все понимает, когда речь идет о проклятии Кольца? Может быть, он рад быть полезным?

А еще есть такая любопытная психологическая штука: к тому, чью жизнь спасли, вроде бы как еще больше привязываются…

То, что бормочет Горлум ночью на болотах, нервно и смущенно отворачиваясь от ласково настойчивого Фродо, это ведь из Могильников, кажется? Там, где «словно ночь, тоскуя по свету дня, проклинала его».

Тогда это знаковая заявка. У Толкиена по свету и добру тоскует даже зло.

В том, как Фродо гладит Кольцо, много всякого намешано. Я согласна, что это уже почти любовь, во всяком случае – страсть. Потом, оставшись без Кольца, Фродо будет так тосковать еще и потому, что весь нерастраченный запас любви (наверное, огромный) ушел на Кольцо. Не будет «ни жены, ни сына» еще и потому, что больше нечем любить. Этот кусок души потерян.

Но еще, мне кажется, так неровно, навязчиво, задыхаясь от боли, трогают больное место. Вроде как языком больной зуб. Или плохо заживающую зудящую рану.

Духовный рост Фродо ускоряет именно присутствие Горлума. На болотах он относится к Горлуму не просто как к существу, достойному жалости. Он начинает понимать, что Горлума можно «вытащить», вернув ему чувство собственного достоинства. Проявив не только понимание – уважение.

Уважение к Горлуму… У Сэма волосы бы зашевелились, услышь он такое.

А между тем отдача почти мгновенна. Когда прилетает назгул, ситуацию спасают именно «ценные указания» Горлума, в то время как Сэм мечется без толку, не представляя, чем реально помочь, а Фродо корчится в муках.

Горлум теперь на стороне Фродо. И надолго. Особенно ясно это будет у Мораннона.


7. Мораннон

Это одна из самых сильных сцен в фильме. И это звездный час Сэма.

Фродо перед последним броском не столько предупреждает – «I do not ask you to come with me, Sam» - сколько дает последний шанс отказаться. Зная Сэма, он не верит, что тот этим воспользуется. Но предложить – он должен.

Спасибо Джексону, что Сэму дан этот момент. Это самый красивый, самый лучший момент его за весь фильм. Если разногласия и были, они забыты. Он не просто жертвует здесь своей жизнью. Он поднимается до инстинктивного понимания, почему он это делает. Осознанный долг, осознанная жертва. Ни малейших колебаний. Никакой рисовки. Он соглашается - «Я знаю» - так, что в этом звучит: «Я все понимаю». И все это совершенно естественно.
Преклоняюсь.

А вот потом….

Звездный момент Сэму портит Горлум. И, как мне кажется, здесь оформляется вся будущая Сэмова ревность.

Это – второй момент ТТ, когда Горлум «целый», а не раздвоенный. И он тоже ведет себя достойно. Ведь он не просто боится за Кольцо – хотя и это, конечно… Он боится за Фродо.

Да, здесь немало эгоизма – ведь Фродо единственный, кто оказался способен разбить его многовековое одиночество, вернул ему имя и дал шанс распрямиться, подарил ощущение цельности, поставил себя и Горлума на равных… Все верно. Горлум боится это потерять. Но когда он судорожно гладит Фродо по руке, это жест отчаянной заботы и даже любви. Ты не погибнешь сейчас. Я не позволю. Я дам тебе хотя бы крохотный шанс – и, во всяком случае, ты поживешь еще немножко…

Бедный Сэм. Весь его героизм, вся решимость, вся преданность вдруг оказались ненужными… и, собственно, из-за Горлума…

Ревность – это не разумная реакция, это реакция эмоциональная. Рассуждая логически, Сэм должен радоваться, что абсолютно безнадежное и абсолютно смертельное предприятие хотя бы отложено. Типа - ребята, ура, дышим еще недельку. Но какие уж тут, собственно, логические рассуждения. После сильнейшего напряжения, готовности к гибели – такой абсурдный облом…

Ревность Сэма совсем не беспочвенна. Горлум уже второй, даже третий раз оказывается реально нужнее и полезнее, чем он. На Болотах Горлум сначала опередил Сэма, спасая Фродо из воды, а затем – ведь только по его наводке Сэм схватил Фродо за руку, тянущуюся к Кольцу. Теперь Горлум в состоянии подарить Фродо шанс на спасение. А Сэм мог бы сделать для Фродо только одно – погибнуть рядом с ним.

Бедный Сэм. В ревности и горечи он не видит, что для Фродо по-прежнему и важен, и жизненно необходим, и очень любим, наконец. Ведь только что, не раздумывая, Фродо кинулся его спасать от разведчиков южан.

Интересно, что и психологически Фродо очень зависим от Сэма. Сэм для него и опора, и раздражитель, связывающий его, упорно вторгающийся в его одиночество. Даже отрицая мнение Сэма, он все равно определяется по нему. Выбирая второй раз – после выбора в горах – он снова колеблется, боясь довериться Горлуму. И ему снова помогает решиться именно противодействие Сэма.
Сэм для него является точкой отсчета.

Но Сэм этого не понимает.

Сцена у речки после Мораннона не просто срыв – это горькая неизбежность. Изменившиеся характеры не могут быть связаны прежними отношениями. Им необходимо выяснить приоритеты. Хотя, конечно, в какой-то степени она – именно срыв.
__________________
Количество выигранных споров в жизни часто равно количеству потерянных друзей (с).

Я не против высокого. Отнюдь. Но покупаюсь на человеческое (c) Lis
Анна вне форума   Ответить с цитированием
Ответ

Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Вкл.
Refbacks are Выкл.




Текущее время: 14:16. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.6.4
Copyright ©2000 - 2020, vBulletin Solutions, Inc. Перевод:
zCarot


Яндекс.Метрика Яндекс цитирования