Хеннет Аннун Властелин Колец: Аннотация к саундтрекуХоббит: проект Нежданный БуклетНовая Зеландия, или Туда и обратно      

Вернуться   Хеннет Аннун > Совет Мудрых (ОСНОВНОЙ ФОРУМ) > Архив рецензий > Рецензии форумчан на "Хоббит: Битва Пяти Воинств"

Like Tree9раз понравилось
  • 5 Сообщение от Миша
  • 4 Сообщение от Миша

Ответ
 
Обратные ссылки Опции темы Поиск в этой теме
Старый 21.02.2015, 16:07   #1 (permalink)
Зарегистрированный пользователь
 
Регистрация: 21.03.2004
Адрес: г.Киев /Украина/
Сообщений: 127
Последняя глава (рецензия на "Битву пяти воинств" со спойлерами, ч.1)

Конечно, эта минута должна была наступить. Последняя киноглава о Средиземье снята, как и предыдущие (а скорее всего, и еще скрупулезнее) разобрана на кадры, эмоции, цитаты, достоинства и недостатки. И так же, как и все предыдущие, будет нежно мной любима и обожаема. Грандиозный пятнадцатилетний труд новозеландского режиссера Питера Джексона по созданию удивительного, волшебного, чарующего и потрясающе красивого мира, созданного воображением великого британца Джона Дональда Руэла Толкина увенчал достойный финал в виде «Битвы пяти воинств», ставший квинтэссенцией всего лучшего, что представили нам в фильмах-предшественниках. Все эти годы мы жили ожиданием сначала того, что вот-вот нам откроет ворота в Средиземье «Братство Кольца». Потом коротали время до «Двух крепостей» и «Возвращения короля», разбирая по косточкам уже увиденное, жадно ловя по капле новости о каждой грядущей части, строя догадки, гипотезы и прогнозы. Впечатлений, эмоций и предметов для дискуссий Джексон в «ВК» подарил столько, что с лихвой хватило и на все время до начала работы над «Хоббитом». Все повторилось снова. Эмоций после новой трилогии о Средиземье если и поубавилось, то лишь на самую малость. А это значит, что и «Хоббита» мы будем обсуждать еще не один год после того, как оценим режиссерскую версию «Битвы пяти воинств».
Сколько людей, столько и мнений. Чьи-то ожидания Джексон оправдал, чьи-то – не вполне, а еще чьи-то не оправдал вообще. Лично мои - оправдал полностью. Сейчас просто не могу представить себе, кто бы еще так самобытно, оригинально, творчески, но и с большим уважением, даже трепетом перед первоисточником, подошел к экранизации британского классика фэнтези. Да, многие его сценарные решения, убранные и, наоборот, вставленные в сюжет линии, сцены, персонажи, творческие переосмысления далеко не бесспорны. Но главное в том, что за всеми экспериментами Джексон сумел вдохнуть в мир Толкина жизнь, волшебство и очарование, не покидающие зрителя с пролога к «Братству Кольца» до финальных титров в «Битве пяти воинств». Чувства меры, вкуса и стиля ни разу не изменили обаятельному новозеландцу, как ни разу не дали сбой его чутье и интуиция при выборе актеров. В результате из этого мира не хочется возвращаться, и теперь суммарно, если взять в расчет режиссерские версии всех шести картин, в киноСредиземье можно жить почти сутки. Уже за это Джексон достоин памятников на всех континентах.
Если еще какая-нибудь фэнтези-киносага подарит хотя бы столько же радости, эмоций и переживаний, буду невероятно счастлив! Ну, а чтобы превзойти… Предела совершенству, конечно, нет и снять лучше, чем Джексон, конечно, можно. Но опять-таки, лично мне сейчас представить это крайне трудно. Пока очевидно лишь то, что перед режиссером, который решится подступиться в ближайшие годы к Толкину (если такой в принципе вообще в будущем найдется), Джексоном поставлена очень высокая планка, преодолеть которую будет очень сложно. Тем не менее, от всего сердца желаю ему, этому потенциальному смельчаку-режиссеру, удачи.
Со Средиземьем прощаться тяжело. С рецензией медлил два месяца. Не только чтобы привести в порядок впечатления и эмоции после четырехкратного просмотра картины в кинотеатре, но и осознавая, что это финал и нового путешествия в волшебный мир Толкина, перенесенный на экран Питером Джексоном, уже не будет. Думаю, многие согласятся, что режиссерское кресло «Хоббита» новозеландскому режиссеру было предназначено свыше, и даже в пору неопределенности с проектом почему-то не покидало ощущение, – да нет, даже уверенность! - что у руля новой трилогии о Средиземье станет именно он.
Что же до собственно финальной части, то в ней, как и во всей саге Джексона, идеально все – от Смауга в Озерном городе до филигранно осуществленного финала.
Итак, что же мы увидели в эти, кажется, так быстро пролетевшие 2 часа 24 минуты? «Битва пяти воинств», в отличие от других фильмов цикла стартует не с отвлеченного от финала предыдущей части пролога, а прямо продолжает события, завершившие «Пустошь Смауга». Налет последнего на Озерный город кладет начало безупречно снятой последней части трилогии. Тут все потрясающе эмоционально и нет ничего лишнего. Из этой сцены невозможно забыть ничего: ужаса и паники, охвативших жителей Эсгарота; отчаяния и безысходности, которого еще не звучало из уст ни одного эльфа, даже «пессимиста» Элронда, в словах Тауриэль «Его шкуру не пробьет стрела!»; столь же отчаянной решимости Барда, из которого, похоже, страх перед смертью испарился как таковой и почти такой же отчаянной храбрости его сына. Между этим было не менее эмоциональное «включение» с Одинокой Горы, где такие разные доселе гномы застыли в безысходности и страшном осознании того, причиной какой беды они стали. Бильбово «Что же мы наделали!», завершившее «Пустошь Смауга» дошло и проняло всех. Особенно выразительным показалось мне выхваченное на пару секунд камерой застывшее лицо Бомбура. Убийство дракона режиссер слегка переиначил, но каким же эмоциональным оно вышло! Смауг великолепен в своей надменности, зловещем величии, силе, полной самодовольной убежденности, что ничто в этом мире не может ему противиться, и… словоохотливости. А раз так, почему еще не поболтать и не поиздеваться даже не как кошка с мышкой, а как слон с букашкой. А с другой стороны не желающий до последнего сдаваться лучник, шепчущий: «Сынок, смотри только на меня»! И когда дракона поражает стрела, ты не можешь поверить в свершившееся даже когда внутри Смауга будто «гасят лампочку», он безмолвно падает в воды озера и совершает попутно благодеяние, раздавив нечистого на руку бургомистра.
Особое удовольствие предвкушал от сцены в Дол-Гулдуре. Она не обманула моих ожиданий. Тут снова великолепны все участники, каждый из них сумел раскрыться с новой стороны. Во-первых, никогда еще не доводилось видеть такого уязвимого и беспомощного Гэндальфа. Не помню, чтобы Митрандир выглядел таким беззащитным: ни когда над ним в Ортханке измывался Саруман, ни когда лежал на улице охваченного огнем Минас-Тирита и с отчаянием взирал на переломившего его посох Короля-Ангмарца. Даже прибывший для его (Гэндальфа) эвакуации Радагаст выглядит чуть ли не воплощением силы и решительности на фоне Серого Мага.
Также только этот эпизод дал ответ о силе и мощи Галадриэль. Ее короткая дуэль с Сауроном – это нечто! Вот когда в полной мере ощущаешь справедливость поговорки «Коса нашла на камень». Последнего тоже охота было лишний раз увидеть в каком-нибудь другом виде, нежели Око. Тут команда Джексона постаралась на славу: огонь, темная приближающаяся фигура в доспехах, окружающие его назгулы, тоже визуально решенные выше всяких похвал: полутени, только восставшие из могилы и не набравшие еще всей своей мощи. А как виртуозно управляется с ними Саруман! Глядя на энергию, которую источает в своем почтенном возрасте Кристофер Ли, готов поверить, что актер сам махал посохом, раздавая удары Но не менее удачно он и зарождающуюся гнильцу в Верховном Маге показал, причем буквально несколькими фразами, полными уже отчетливо чувствующихся обманчивых вкрадчивости и успокоения: мол, не переживайте, родные, все путем. Неоднозначен и его взгляд, которым он за минуту до этого взирает на Саурона: в нем вместе со страхом уже сквозит что-то напоминающие восторг и благоговение. Элронд хорош каждым своим словом и движением! Да и уже хорошо знакомый средиземский мотив при его появлении сразу словно придает ему дополнительной отваги. Вообще, Хьюго Уивинг отлично передал контраст в настроении своего героя по сравнению с «Властелином колец». Контраст логичный и объяснимый, но от этого не менее разительный. В «ВК» Элронд больше хандрил и величественен был только моментами, в «Хоббите» же с самого первого своего появления «светел, бодр и молод душой». Признаться, сильно этим порадовал. Его, как и всех других действующих лиц, хотелось в фильме как можно больше и дольше, но и за то, что имеем, думаю, стоит сказать спасибо. В теории присутствие эльфийского владыки в «Хоббите» могло оказаться более скромным.
Среди новых персонажей в новой трилогии о Средиземье особняком у меня стоит Торин Дубощит. Уже с первого его появления в «Нежданном путешествии» стало ясно, что Ричард Армитедж – одна из самых удачных кастинговых находок Джексона в «Хоббите», хотя там по ходу действия предстояло еще появиться не одному новому персонажу. Ричард хорош во всех трех частях, но в «Битве пяти воинств» он выдал просто шедевральную игру, и считаю, надолго закрепился в ТОП-десятке актеров, лучше всех сыгравших безумие за всю историю кино. Причем свое, оригинальное, гномье. Начало было положено еще в «Пустоши Смауга», когда новый Король Под Горой с пристрастием допрашивает только секунду назад выскочившего из-под шквального драконьего огня Бильбо на предмет наличия у него Аркенстона. Было ясно, что драконья зараза уже делает свое дело, с начала же третьего фильма Торин предстает во всей «красоте» своего сумасшествия. Хотя, нет, все-таки безумия. В свое время я заочно выразил Джексону претензию относительно выбора актера на одну из ролей во «Властелине колец». Она у меня, к слову, так и осталась единственной на все шесть фильмов о Средиземье, в которых заняты десятки, если не сотни актеров. Думаю, очень весомый аргумент в пользу интуиции и чутья режиссера, не так ли? Но я отвлекся. Речь шла, напомню, о Дэнеторе в исполнении Джона Нобла. И дело не только во внешности и возрасте (по книге, как все, помнят Дэнетор уже достаточно преклонных лет), сколько в психологической трактовке образа. Снова-таки, в книге – и это там не единожды подчеркивается – Дэнетор персонаж сильный, авторитетный, общающийся с Гэндальфом почти на равных, и даже постигающее его безумие несет в себе нечто величественное, королевское. В Дэнеторе Нобла мы его если и видим, то от силы в паре эпизодов, в остальном же это банальный, примитивный и отталкивающий маразм, вселяющий не страх, а отвращение и даже брезгливость. Тогда я не мог сказать точно, какого безумия я хотел от Наместника Гондора. Теперь. посмотрев на гениальную игру Ричарда Армитеджа в «Битве пяти воинств», могу сказать определенно: именно такого! Ричард потрясающе сыграл истинно королевское, аристократичное безумие, когда даже с головой погрузившийся в него не теряет своего величия и благородства. Очень похожим в моем понимании должен был выглядеть и Дэнетор, только в исполнении другого актера.
Торин же выразителен в каждом своем кадре Этот остекленевший отсутствующий взгляд, обманчивая безучастность, в мгновение ока сменяющаяся то лихорадочной подозрительностью – глаза моментально оживают и начинают просвечивать всех и вся на предмет лояльности к его величию, - то бешеной яростью, под горячую руку которой лучше не попадаться никому. А эта гениально переданная… нет, даже не звериная, а какая-то потусторонняя, запредельная алчность и жажда обладания в глазах Дубощита! Ход с подменой у него голоса в одном эпизоде на драконий – великолепен, Король гномов здесь внушает ужас. Но вот наступает момент просветления, и перед нами снова благородный, отважный и мудрый Торин. Один его диалог с Бильбо когда гном застукал его с желудем, здесь особенно показателен. Как и сцена со вручением Бильбо дара – кольчуги из мифрила (кстати, длинноватой она мне показалась по сравнению с «ВК», по-моему там она куда меньше и на Фродо сидела как влитая, а в «Хоббите» кажется великоватой даже для гнома). Кажется, Король Под Горой пришел в себя И тем страшнее становится, когда им снова буквально через мгновение вновь овладевает безумие, достигающее апогея, когда Торин готов швырнуть полурослика со стены, сыпет в его адрес оскорблениями и проклятиями, но, снова-таки, в этот момент он страшен, ужасен, но не выглядит таким жалким и ничтожным, как в большинстве своих сцен – Дэнетор. Ход с Двалином как главным «психотерапевтом» для Торина стал для меня настоящим сюрпризом со стороны Джексона. Признаться, я был уверен, что эту нелегкую миссию доверят Балину. Но первый гость в Норе мистера Бэггинса не разочаровал: Грэм МакТавиш сыграл, наверное, лучшую свою сцену за три фильма. Правда последующее «вытрезвление» Торина в залитом золотом зале смотрится несколько скомканным. Шов от монтажных ножниц, определенно вырезавших тут несколько минут, чувствуется буквально на ощупь. Здесь явно было сказано и показано что-то еще. Да и присутствующие в трейлере, но отсутствующие в фильме слова Торина: «Все, что я сделал, я сделал ради них», звучащие как аргумент в споре наводят на эту мысль. Ну а затем все как положено: «Пойдете ли вы за мной в последний раз?», звук трубы со стены крепости и выбегающий из пролома во главе своего отряда Король под Горой. Кстати, никому ничего не напомнил этот момент? Отсыл Джексона в «Двум крепостям» тут более чем очевиден. Думаю, никто еще не забыл трубящего на башне в Хельмовой Пади Гимли. И Арагорна, так же как и Торин, зовущего за собой в «последний раз», только не гномов, а всадников Рохана? Арагорн неоднократно мелькал в Торине и до этого. Наиболее близким Страннику предводитель гномов был в прологе к «Пустоши Смауга», когда заходил в Бри в таверну «Гарцующий пони». Пользуясь случаем, громадный респект, сэр Питер, за черного кота на стойке! Вроде мелочь, но внимание к таким даже вроде незначительным, на первый взгляд, связующим с «ВК» деталям вызывает большое уважение. Кроме того, в Торине порой отчетливо виделся Боромир и даже Горлум. При этом Дубощит умудрился остаться самобытным и неповторимым персонажем. Поединок с Азогом захватывает и держит в напряжении с начала до конца, а смерть Торина на руках у Бильбо с дословным цитированием текста Толкина, как и предполагалось, стала одной из самых пронзительных и трогательных в картине. Даже слова хоббита: «Орлы прилетели!» (у меня почему-то в этот момент упорно не лезло из головы «Грачи прилетели»), в другой ситуации показавшиеся бы смешными, тут вызывают слезы на глазах. Сцена сыграла на все сто! Пусть со мной кто-то не согласится, но роль Торина достойна как минимум номинации на «Оскар». Браво, еще раз, браво, Ричард Армитедж! Вы действительно великий актер!
Из остальных гномов моим любимцем после Торина так и остался Балин в блестящем исполнении Кена Стотта. Одна из его главных фишек – хитрый, полуулыбающийся с прищуром ожидающий взгляд на Бильбо (мол, сейчас, полурослик обязательно выкинет или скажет что-нибудь этакое, оригинальное, неожиданное и смешное!) – каждый раз срабатывала на ура.
Очень хорош и Кили в исполнении Эйдана Тернера, у которого получился, наверное, самый романтичный гном во всем киноСредиземье Джексона. Мне кажется, стремлением расширить рамки этого персонажа, показать гномов именно с этой, не слишком характерной для них стороны, было не в последнюю очередь продиктовано решение режиссера ввести в сюжет линию его любви к Тауриэль.
(следует)
KrokoBill, Serena, Елена_я и 2 другим это нравится.
__________________
Михаил Коронкевич
Миша вне форума   Ответить с цитированием
Старый 21.02.2015, 16:12   #2 (permalink)
Зарегистрированный пользователь
 
Регистрация: 21.03.2004
Адрес: г.Киев /Украина/
Сообщений: 127
Последняя глава (рецензия на "Битву пяти воинств" со спойлерами, ч.2)

К сожалению, не всем гномам удалось уделить достаточно внимания. В частности, мне хотелось бы еще пары персональных сцен для Глойна, отца Гимли. А о остальных так и сказать особо ничего. Типажи продумали хорошо, актеров подобрали выразительных, в компании смотрятся хорошо, но не более того. Так, пытаюсь вспомнить, довелось ли сказать за все три фильма хоть пару фраз, например, Бомбуру. В режиссерке «Пустоши Смауга» в Лихолесье, когда проснулся, по-моему, кинул пару слов, но сказать точно не могу. Еще у нескольких буквально по одной - две реплики, а хотелось большего.
Билли Коннолли в роли Даина прекрасен, но текста ему в прокатной версии все же маловато дали, надеюсь режиссерка тут поправит ситуацию. Кстати, свинка, на которой он под Одинокую Гору приехал, точь-в-точь такая, что по берегу озера бродила, когда жители Эсгарота свои пожитки из воды вылавливали после смерти Смауга. Похоже, в Средиземье только одна порода свиней.
За людей в «Хоббите» выпало главным образом отдуваться Барду, и с этой задачей он справился блестяще. О сцене с драконом я уже сказал, но и в дальнейшем Люк Эванс своего героя не потерял. И снова, то тут то там мы видим, как нет-нет да мелькнет в Барде нечто уже до боли знакомое. Вот он бежит в атаку с мечом наперевес – опять Арагорн! А вот сцена с Бильбо в шатре, где взирающий на хоббита слегка развалившийся в кресле Бард ну просто вылитый Дэнетор, принимающий клятву Перегрина Тука! А его разговор с Торином через «замочную скважину» - какая борьба характеров! Бард предстает в фильме и большим авторитетом, настоящим вождем со всеми обнаружившимися в нем необходимыми для этого качествами, ведущим за собой других. Но в то же время это и любящий нежный отец, человек, очень щепетильный и чуткий в понятиях чести и достоинства, что также хорошо удается передать Эвансу, игра которого стала настоящим украшением фильма.
Неплохим дополнением к «человеческой составляющей» стал в «Хоббите» Альфред Лизолблюд, внеся в сюжет не лишнюю на фоне драматических событий долю юмора даже в казалось бы, малоподходящие для этого моменты. Особо сердобольные могут даже найти основания, чтобы пожалеть Альфреда в его, в общем-то незавидной судьбе. Лично я паре эпизодов ему действительно посочувствовал.
Нельзя не отдать должное и Мартину Фриману, сыгравшему очень достоверного Бильбо Бэггинса, сумевшего не затеряться на фоне масштабных событий. Какую сцену с ним не возьми, ни одна не оставила равнодушным. Про эпизоды с Торином я упоминал. Мощным выглядит упомянутый также мной выше момент в шатре с Трандуилом, Бардом и Гэндальфом. И Аркенстоном, который тут чуть ли не главное действующее лицо. В заключительных эпизодах Фриман вообще великолепен и чрезвычайно убедителен. Финал в Хоббитоне безупречен и продуман до самой мелкой детали Очень надеюсь, что режиссерка и тут дополнит эпизод хотя бы парой минут, наверняка за это время Бильбо успел сказать еще «пару ласковых» покусившимся на его имущество соседям и родственникам. Ну и наконец закругление-подводка ко «Властелину колец». Мартин Фриман, сжимающий в руках Кольцо, словно передает эстафетную палочку Иэну Холму, в дверь стучит старый друг Гэндальф – и здравствуй, «ВК»! Блестяще, все завершается в самый нужный и подходящий момент! Лучшего и пожелать нельзя.
Хороши в «Битве пяти воинств» и в целом в «Хоббите» эльфы. С новой стороны раскрыл Трандуила Ли Пейс. Его потрясенный взгляд на Бильбо, просто так отдающего ему Аркенстон, который он наверняка бы не выпустил из рук ни при каких обстоятельствах, забудешь не скоро. Настоящим же переломом в сознании короля лесных эльфов стают апокалиптическое зрелище десятков его мертвых воинов в развалинах Дэйла и, казалось бы, менее значительный на фоне этого мятеж Тауриэль и родного сына. Вся надменность, самоуверенность и невозмутимость слетают напрочь, и в сцене с Тауриэль над телом Кили это уже совсем другой Трандуил. За последовавший вскоре очередной переброшенный к «Властелину колец» мостик Джексону опять спасибо, хотя тут не обошлось без весьма грубоватого ляпа. Речь о моменте, когда король лесных эльфов посылает Леголаса на Север к дунаданцам знакомиться с Арагорном. При этом он называет Арагорна «молодым всадником». Вот только десятилетний на тот момент Арагорн явно не вписывается в это определение. Что же до самого Леголаса. то он в основном демонстрировал нам уже знакомые чудеса ловкости, гибкости и пластики. Чего-то принципиально нового Орландо Блум в свой образ тут, как и во всем «Хоббите», не внес. Хотя отдаю должное – поединок с Болгом смотрелся эффектно. Тауриэль лишней не показалась Эванджелин Лилли сыграла свою героиню с душой, красиво и стильно, создав запоминающийся яркий образ эльфийской воительницы и наглядно подтвердив, что эльфийки столь же полноценны в этом отношении, как и эльфы. Галадриэль мечом в «ВК» и «Хоббите» вообще не пользовалась, а Арвен только раз и замахнулась на назгулов на броде через реку.
Гэндальф….. По ходу фильма несколько раз чувствовалось, что сэр Иэн МакКеллен уже порядочно устал от Гэндальфа Серого. Нет, актер не схалтурил, хорошо отыграв все свои сцены, но какое-то утомление в его поведении, движениях, даже словах явно присутствовало. Что ж, сэру Иэну остается только сказать спасибо за потрясающе сыгранного Митрандира. «Властелин колец» еще могут экранизировать, но роль Серого Мага так удачно больше не исполнит никто, уверен в этом почти на 100%.
Очень хорош и Сильвестр МакКой в роли Радагаста Карого. Честно говоря, не знаю, за что на него так напали. Вполне достоверным и убедительным он у него вышел. С гнездом на голове, может, слегка и перебрали, но зато находка с кроликами в упряжке – высший класс, вполне в духе этого очень обаятельного, пусть и экстравагантного волшебника.
О картинке лишний раз распространяться не буду. О ней сказано уже очень много, добавить нечего. А вот монтажные склейки в нескольких местах грубоватыми получились. О предположительно частично вырезанном эпизоде с «просветлением» Торина я уже говорил, но есть и еще более грубо обрезанная сцена с предполагаемой коронацией Даина. Она настолько коротка и резко оборвана, что лучше бы ее вообще не было, убрали бы ее совсем из театралки, поставили в режиссерку, там зритель ей уже целостно насладился бы. А то ни рыба ни мясо. Мотивы ясны: надо было сделать подводку к последующей сцене с прощанием Бильбо и гномов, когда Балин рассказывает хоббиту, как они будут поминать Торина. Но думаю, зритель разобрался бы, что к чему, а так все не слишком красивым и органичным получилось.
Достойно завершил свою работу над киноСрезиземьем и Говард Шор. Перебирая в памяти его незабываемые, такие разные, но неизменно эмоциональные композиции ко «Властелину Колец» и «Хоббиту», трудно представить на месте Говарда кого-нибудь другого, кто бы так чутко прочувствовал и пропустил через себя каждую сцену, каждого героя, каждую эмоцию. Любая тема у него тут самодостаточна, самобытна и незабываема, ни одну из них них не спутаешь ни с какой другой, включая саундтреки самого Шора к другим лентам. Музыка к картинам о Средиземье живет своей полноценной жизнью, ее можно включить и слушать отдельно от фильмов: знакомые образы, пейзажи мгновенно возникают перед глазами с первой же нотой из завораживающе-мистического пролога к «ВК»: «Мир изменился…».
Изменился не только мир. После фильмов Джексона изменились мы в этом мире. И как Бильбо Бэггинс, уже никогда не будем прежними.
Serena, Елена_я, Larsa и 1 другим это нравится.
__________________
Михаил Коронкевич
Миша вне форума   Ответить с цитированием
Ответ

Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Вкл.
Refbacks are Выкл.




Текущее время: 21:31. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.6.4
Copyright ©2000 - 2019, vBulletin Solutions, Inc. Перевод:
zCarot


Яндекс.Метрика Яндекс цитирования