С Наступившим Рождеством вас, дорогие
Пускай у вас всегда в жизни будет свет и тепло
А вот такое оно - Норвежское Рождество
Рождественское фото норвежской королевской семьи
Мышка
В Норвегии, стране лесов и высоких гор, обрывистых скал и незамерзающих водопадов, глубоко врезающихся в сушу фьордов и множества озер и рек, как и в других скандинавских странах, Рождество начинают ждать за месяц — вернее, за четыре недели до его наступления, свято соблюдая старинные обычаи.
Это время называют адвентом — от латинского adventus, приход, пришествие. Началом адвента считается первое воскресенье после дня святого Андрея — 30 ноября.
Первое упоминание об адвенте мы находим в 524 году, когда синод в Лериде запретил заключение брака и празднование свадеб в период от начала адвента до праздника Богоявления. Церковь считает, что в этот период верующие должны духовно готовиться к Рождению Христа и Его явлению в наш мир.
Адвент церкви западной вполне сравним с Рождественским постом церкви православной. В это время так же запрещены всяческие увеселения, а священники служат в церквях в траурных одеждах.
Литургический год западной церкви начинается с адвента, как и история христианства начинается с предсказаний пророков и Иоанна Крестителя о пришествии Мессии.
В домах в первое из четырех воскресений месяца «ожида-ния» на всех подоконниках устанавливают специальные рождественские светильники из семи поднимающихся лесенкой свечек и развешивают в окнах лампы в форме звезды. Раньше в таких светильниках горели настоящие свечи, теперь — электрические лампочки. Вся страна в преддверии Рождества озаряется таинственным мерцающим светом. Зажигают в этот день и первую из четырех лиловых свечей в специальном четырехрожковом подсвечнике-венке. Свече этой не дают сгореть до конца, а гасят — до следующего воскресенья, когда зажигают уже две свечи. В третье воскресенье зажигают соответственно три свечи, а в последнее перед Рождеством — четыре.
Этому радостному и напряженному периоду ожидания, создающему особое настроение, посвящены многие литературные произведение, прежде всего — стихи. Одно из стихотворений —«Рождественские огни» классика норвежской литературы Ингер Хагеруп — перевела на русский язык Ирина Токмакова.
Сегодня мы свечу зажжем,
С тобой затеплим радость.
И рядом с трепетным огнем
С тобой мы вместе чуда ждем,
Сегодня мы свечу зажжем,
Зажжем ее на радость.
Сегодня две свечи зажжем,
Надежда в них и радость,
И рядом с трепетным огнем
С тобой мы вместе чуда ждем
Сегодня две свечи зажжем,
Надежда в них и радость.
Сегодня три свечи зажжем,
Любовь, надежду, радость,
И рядом с трепетным огнем
С тобой мы вместе чуда ждем,
Сегодня три свечи зажжем,
Любовь, надежду, радость.
Четыре свечки мы зажжем,
Пусть так оно и будет:
Любовь, надежда, радость, мир.
Всего нужнее людям мир,
На этой маленькой земле
Всего нужней он людям!
Для детей же время адвента связано прежде всего с рождественским календарем, когда каждый день надо открыть в двухслойной картонке с рисунком специальное окошко, за которым часто скрывается шоколадка. Рождественский календарь — изобретение недавнего прошлого — его придумала в конце прошлого века немка фрау Ланг для своего сына, чтобы сделать ожидание Рождества более «интересным». Постепенно календарь завоевал признание во всем мире, и во всех странах Европы дети с родителями часто делают такие календари собственными руками. Иногда делают «натуральный» календарь — например, втыкают в картофелину спички по числу оставшихся до Рождества дней, делают ножки из палочек, маленький хвостик из закрученной стружки, симпатичную мордочку из картона с розовым пятачком — и рождественская свинка готова. Каждый день ребенок вытаскивает из спины такого картофельного поросенка по одной спичке и считает оставшиеся до сочельника дни.
Но адвент — не только время тихого ожидания и духовной подготовки, ведь, как и на Руси, в Скандинавии накануне Рождества «разгуливается нечистая сила». Начинается этот период с 13 декабря — дня святой Лючии (или Лусии) — вернее, с ночи 13 декабря, по народным верованиям, самой длинной ночи в году.
Существует несколько объяснений того, почему разгул нечисти начинается именно со дня святой мученицы Лючии, жившей на Сицилии в III веке и принявшей мученическую смерть. Этнографы установили, что культ Лючии проник на Север из Германии, где святая с венком из горящих свечей на голове часто ассоциируется с Младенцем Христом, который приходит накануне Рождества к немецким малышам и дарит им подарки. Тем не менее имя Лючии имеет и другие, не столь радостные аналогии — например, с Князем тьмы Люцифером. Кроме того, первую жену Адама, прародительницу подземных духов, звали Лилит (в норвежской традиции). По созвучию это имя стало также ассоциироваться с днем Лючии.
В период с 13 декабря по самый день Рождества выходить во двор после наступления темноты опасно, ибо нечисть может появиться в любую минуту — пешком или на лошади, и особенно плохо придется тогда тем, кто много грешил или не готовился должным образом к Великому празднику... Если в доме не пекут специальные обрядовые печения или не моют полы и стены, то тогда от темной силы можно ожидать массы неприятностей — ей ничего не стоит разбить деревянный стол на мелкие кусочки или снести половину крыши.