Хеннет Аннун Властелин Колец: Аннотация к саундтрекуХоббит: проект Нежданный БуклетНовая Зеландия, или Туда и обратно      

Вернуться   Хеннет Аннун > Совет Мудрых (ОСНОВНОЙ ФОРУМ)

Ответ
 
Опции темы Поиск в этой теме
Старый 13.04.2007, 15:56   #61
Void
Зарегистрированный пользователь
 
Регистрация: 04.11.2004
Адрес: Tlön, Uqbar, Orbis Tertius
Сообщений: 906
Лайки: 0
Цитата:
Originally posted by Горькая полынь
С чего Вы взяли, что я говорю о _склонности_? Я говорю исключительно о _вынужденности_.
А с чего Вы взяли, что поступки Хуана и других персонажей Толкиена были "вынужденными"?
Под вынужденностью того или иного поступка я понимаю безальтернативность этого поступка для того, кто этот поступок совершает.
У Хуана, безусловно, была альтернатива его отказу служить Келегорму. Например, служить ему дальше. Поэтому его поступок не был вынужденным, а был совершен "по склонности".
Цитата:
И, кстати, раз уж Вы вспомнили так много разных примеров, может быть, сделаете более развернутый комментарий: укажете, кому данные положительные герои Толкина клялись в _личной верности_ и в связи с чем были вынуждены эту верность нарушить. Я думаю, это будет очень в тему треда… (просто я сама сейчас не смогу вспомнить подробности, потому надеюсь на Вашу помощь)
Простите, я не утверждал, что упомянутые мной персонажи нарушали данные ими клятвы.
Однако некоторые их поступки являются прямым или косвенным "нарушением верности" = предательством по Вашему определению.
Примеры:
Элендил, не поплывший со своим королем воевать против валар; Бильбо, отдавший Аркенстон Бранду и Трандуилу; Эомер, отказавшийся выполнять приказы Теодена, которому он присягал; Фарамир, отказавшийся от могучего оружия, хотя Гондор в этом оружии нуждался; Фродо, обманувший доверие Голлума, выдав его Фарамиру.
Характерно, что совершив подобные "предательства", персонажи, как правило, о содеянном не жалеют. А это говорит скорее о склонности, чем о вынужденности, не так ли?
Void вне форума   Ответить с цитированием
Старый 13.04.2007, 18:27   #62
Vasya Gondorsky
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Vasya Gondorsky
 
Регистрация: 15.04.2002
Адрес: К востоку от Моря
Сообщений: 8,291
Лайки: 0
Цитата:
Originally posted by Горькая полынь
А когда речь идет о ценностях, разделяемых христианами, первое, что вашей покорной слуге приходит в голову – это знаменитые десять заповедей. Среди которых, насколько я помню, есть такое положение, как «не убий». Следовательно, опираясь на эти десять заповедей, я бы предположила, что среди _безусловных_ христианских ценностей будет числиться человеческая жизнь (а также жизнь эльда – если применить ее (заповедь) к миру Толкина.
Так и есть. Правда, если Вы хотите понять, как Церковь трактует десять заповедей, то здесь лучше обратиться к Катехизису, а не заниматься домысливанием.
По поводу заповеди "не убий" там имеются вполне конкретные разъяснения, согласно которым убийство врага на (справедливой) войне не является грехом.
Цитата:

А если ничего не останется, то к чему будут эти упреки в нравственном релятивизме, обращенные к Исильмэ?
Таким образом, осталось не ничего, а христианская концепция как она есть.

Цитата:
Originally posted by Isilme
Понятие "Бог" не может полностью исчерпываться ничьим субъективным представлением. В том числе профессора Толкина.
Совершенно верно, не может. Как и понятие объективного добра в мире Толкина.
Однако, с какой целью Вы привели это утверждение? Кто-то собирался исчерпывать это понятие? Вроде бы, нет.
Речь шла о другом, о том, что в мире Толкина объективное добро _существует_ и вполне однозначно, в ряде случаев, определяется.
__________________
Главное, ребята, fёa не стареть!

Рассказъ у насъ пойдётъ въ особенности о хоббитахъ, и любознательный
читатель многое узнаетъ объ ихъ нравахъ и кое-что изъ ихъ исторiи
Vasya Gondorsky вне форума   Ответить с цитированием
Старый 14.04.2007, 01:25   #63
Келебрин
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Келебрин
 
Регистрация: 16.12.2002
Адрес: Москва
Сообщений: 1,084
Лайки: 1
Цитата:
Originally posted by Isilme
Т.е. любое действие совершаться скорее без причины, чем с причиной. То, что причина есть, надо еще доказать. Очень странно.
Ума не приложу, откуда Вы это взяли. Если Вы не можете привести причину - не значит, что её нет. Не значит, впрочем, и что она есть.
А вот что точно _значит_ - так это то, что утверждение, которое Вы не можете обосновать, является безосновательным. следовательно, в споре может просто игнорироваться.
В противном случае, возлагая на оппонента бремя опровержения Ваших утвеждений, Вы можете позволить себе утверждать всё, что угодно, а ваш противник будет каждый раз доказывать, что он не верблюд.
Мне даже удивительно, что вы считаете странной необходимость обосновывать свои утверждения...
Цитата:
К ситуации с феанорингами это не подходит, т.к. они считали, что их поступки – добро.
Вы в этом уверены? Интересно, как это Вам удалось так точно прочесть их мысли...
А выстрел в спину Лютиэн они тоже считали добром? Или добром (по-Вашему) они считали только нападение на безоружного мужчину и беззащитную девушку?
Да и противоречие в Ваших словах присутствует. Если вот не понравился мне кто-то на улице, и я ему в морду дал - почему это я сразу должен осознавать, что совершаю зло? С моей субъективной точки зрения - это очень даже добро. Поучил какого-то дурака жизни... В чём разница такой позиции и позиции Келегорма с Куруфином?
Цитата:
Следовательно, он совершает «акт неоправданной агрессии» только с субъективной точки зрения (Хуана).
Внимание! Логическая ошибка. Из Ваших предыдущих утверждений этого не следует. Следует только то, что он _не_ совершает злого поступка только со _своей субъективной_ точки зрения.
Цитата:
Значит, нет причин считать Берена и Хуана _объективно_ правыми.
Абсурдная фраза. _Считать_ кого то _объективно_ (!!!) правым невозможно. Он объективно прав не в силу того, что кто-то так считает, а в силу того, что он просто объективно прав. Именно этим объективность от субъективности и отличается.
Цитата:
Следовательно, Хуан также совершает «акт неоправданной агрессии» с субъективной точки зрения.
Простите, а из чего это следует? Из того, что Келегорм его проклял? Ну, а Моргот проклял Хурина. Что, это автоматически обозначает, что Моргот был прав, а злобный агрессор Хурин его обидел?
Цитата:
Если же вы так и не пожелали проявить фантазию, могу попытаться сделать это. Скажем, Берен может выступать в роли агрессора когда вскакивает на седло Куруфина и первым предпринимает попытку убийства.
Вообще-то Берен не просто так напал на Куруфина, а спасал Лютиэн. Дальше - по цитате, "кто первым начал, того и вина за злые поступки".
Цитата:
Следуя вашей логике: является ли дурным поступком убийство Берена -убийцы? НЕТ. Потому что он – агрессор.
А по отношению к кому Берен был агрессором?
Цитата:
На каких основаниях я ставлю свои высшие принципы добра выше чьих-то? С какой стати я знаю о них больше кого-то?
Ещё одна абсурдная формулировка. Высшие принципы добра не свои у каждого, а одни на всех. Они объективны, не субъективны.
Цитата:
Следовательно, Хуан и Берен на правой стороне с позиции этих самых субъективных или даже откровенно предвзятых зглядов.
Из чего это "следовательно"?

Цитата:
Я надеялась мое отношение к данной цитате видно из дискуссии.
Да, я прекрасно понял Вашу позицию по отношению к цитате (кажется, её разделяет и Горькая Полынь): "Лично мне эта цитата не нравится, поэтому я буду её игнорировать". Без объяснения причин.


Void, за примеры с Эомером и Элендилем - спасибо огромное, мне их очень не хватало! :-)
__________________
«And it seems to the fairies and it seems to me who know that town and have often trodden its disfigured ways that autumn and the falling of the leaf is the season of the year when maybe here or there a heart among Men may be open, and an eye perceive how is the world's estate fallen from the laughter and the loveliness of old. Think on Kortirion and be sad - yet is there not hope?» J.R.R. Tolkien

Последний раз редактировалось Келебрин; 14.04.2007 в 01:28.
Келебрин вне форума   Ответить с цитированием
Старый 14.04.2007, 02:30   #64
Ezh
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Ezh
 
Регистрация: 17.07.2004
Адрес: Lo real maravilloso
Сообщений: 1,492
Лайки: 1
Цитата:
склонность к предательству является характерной чертой положительных персонажей Толкиена
Характерной чертой это назвать нельзя - есть как положительные, не совершавшие предательства, так и отрицательные - совершившие.
Склонность тоже сомнительна - шансов продемонстрировать рецедив у положительных персонажей нет возможности (за исключением Хуана), а сложный этический выбор, в котором оказываются персонажи, не их вина.
__________________
When ever you open your big mouth you put your foot in it...

Последний раз редактировалось Ezh; 14.04.2007 в 02:33.
Ezh вне форума   Ответить с цитированием
Старый 14.04.2007, 11:57   #65
Void
Зарегистрированный пользователь
 
Регистрация: 04.11.2004
Адрес: Tlön, Uqbar, Orbis Tertius
Сообщений: 906
Лайки: 0
Цитата:
Originally posted by Ezh
Характерной чертой это назвать нельзя - есть как положительные, не совершавшие предательства, так и отрицательные - совершившие.
Склонность тоже сомнительна - шансов продемонстрировать рецедив у положительных персонажей нет возможности (за исключением Хуана), а сложный этический выбор, в котором оказываются персонажи, не их вина.
Большинство положительных персонажей Толкиена или совершают поступки, попадающие под определение предательства, которым пользуется Горькая полынь, или одобряют подобные поступки, совершенные другими положительными персонажами.
"Рецедив" мы также наблюдаем в случае Эомера. Что касается других персонажей, то у нас нет никаких оснований считать, что они поступили бы по другому, окажись они снова в похожей ситуации.
Так что мое обобщение вполне обоснованно. Слово "характерный" было употреблено в смысле "свойственный", а не в смысле "отличительный".
Void вне форума   Ответить с цитированием
Старый 14.04.2007, 15:19   #66
Ezh
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Ezh
 
Регистрация: 17.07.2004
Адрес: Lo real maravilloso
Сообщений: 1,492
Лайки: 1
Про "большинство", мне кажется, точно неправда. Например, в ВК из девяти хранителей пока только Фродо и Боромира записали в предатели. А ещё были Теоден, Элронд, множество менее упоминаемых персонажей, таких как, Глорфиндел, Арвен.
Про Эомера верно.
То, что другие персонажи не оказались перед выбором второй раз, говорит об отсутствии "склонности".
Вообще, мне не нравится идея обсуждать предательства положительных персонажей всех скопом.
Например, Эомер, нарушая приказы Теодена, искренне считал, что поступает во благо Теодену. Так на самом деле и оказалось, и Теоден сам признал действия Эомера правильными.
Когда Элендиль нарушал приказы Ар-Фаразона, он стремился сохранить верность Валар. Действия Элендиля никак не повлияли на судьбу Ар-Фаразона, и нуменорский король не одобрил бы действия верных.
Если действия Элендиля в приведенном ранее примере с убийством императора можно отнести к варианту сообщить императору о намерениях командира, то действия Эомера скорее похожи на убедить командира отменить приказ. Что, впрочем, не препятствует возможности учесть в моральной оценке действия Эомера как предательство с последующей поправкой на то, что это не так.
В общем, спасибо за разъяснения позиции Келебрина. Я, наконец-то, полностью её осознал.
__________________
When ever you open your big mouth you put your foot in it...

Последний раз редактировалось Ezh; 14.04.2007 в 15:24.
Ezh вне форума   Ответить с цитированием
Старый 14.04.2007, 16:32   #67
Void
Зарегистрированный пользователь
 
Регистрация: 04.11.2004
Адрес: Tlön, Uqbar, Orbis Tertius
Сообщений: 906
Лайки: 0
Из девяти Хранителей в предатели по формальным признакам следует записать еще как минимум Гэндальфа (предал Фродо у Мораннона) и Пиппина (за то, что способствовал предательству Берегонда).
Цитата:
Вообще, мне не нравится идея обсуждать предательства положительных персонажей всех скопом.
Вообще, идея, что во всех упомянутых случаях речь идет о предательствах, мне кажется абсурдом. Поэтому мне кажется нелепым выдвинутый здесь тезис "Любое нарушение верности = предательство", из которого эта идея логически следует.
Void вне форума   Ответить с цитированием
Старый 14.04.2007, 19:44   #68
Горькая полынь
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Горькая полынь
 
Регистрация: 15.10.2006
Сообщений: 67
Лайки: 0
Господа, что же вы со мной делаете-то? У меня из-за вас работа летит
Ничего, если отвечать буду по частям?

Vasya Gondorsky
Цитата:
если Вы хотите понять, как Церковь трактует десять заповедей, то здесь лучше обратиться к Катехизису, а не заниматься домысливанием. По поводу заповеди "не убий" там имеются вполне конкретные разъяснения, согласно которым убийство врага на (справедливой) войне не является грехом.
То, что вы назвали «домысливанием», я называю «размышлениями», и, более того, я полагаю их единственным способом понять суть и смысл того, над чем приходится задумываться. Хотя не могу не признать, что ошибиться в этих не самых простых вопросах довольно легко…
Что же до Катехизиса, то, если быть точным, убийство врага на войне за Отечество, а также наказание преступника смертью по правосудию не относятся к «беззаконному» отнятию жизни. С другой стороны, к убийству приравнивается укрывание или освобождение убийцы и создание таким образом ему возможностей для новых убийств. По крайней мере так написано в том Катехизисе, которым пользуюсь я («Пространный христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви», составлен митрополитом Филаретом (Дроздовым), Свято-Троицкая Сергиева Лавра по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995 г., прошу прощения за длинный перечень названий и выходных данных). И, честно говоря, конкретно эти нюансы меня ни капли не удивляют. Действительно, война и правосудие – это как раз те сферы жизни, где вопросы меньшего зла стоят невероятно остро. И если нет другого выбора, совершение меньшего зла ради предотвращения большего – это законно и правильно. Причем, как ни странно это прозвучит, разрешение этого меньшего зла в данном случае как раз и проистекает из признания абсолютной ценности человеческой жизни. По крайней мере, таково мое имхо Беда только в том, что даже Катехизис – это что-то вроде сборника готовых ответов к задачнику по физике, а для студента мало пользы от ответов, если он не прорешал задачи. Потому, скажем, для меня логичность предложенных выводов стала очевидна только после того, как я выстроила в голове схему наподобие той, что применяю для предательства и верности.

Келебрин

Цитата:
Да, я прекрасно понял Вашу позицию по отношению к цитате (кажется, её разделяет и Горькая Полынь): "Лично мне эта цитата не нравится, поэтому я буду её игнорировать". Без объяснения причин.
Вам напрасно это кажется Мое отношение к данной цитате ничем не отличается от отношения к любой другой. Просто я считаю, что любую цитату надо рассматривать в контексте всего творческого наследия автора и с учетом сопутствующих жизненных обстоятельств. Иначе есть риск понять ее неправильно. К данному письму есть примечание: «Комментарий, написанный Толкином, по всей видимости, для себя самого, и никому более не отосланный и не показанный , по поводу рецензии на «Возвращение Короля» под названием «В финале Квеста — победа» за авторством У. X. Одена, опубликованной в «Нью-Йорк таймс бук ревью» от 22 января 1956 г.» Разумеется, причины, по которым Толкин не отослал письмо, могут быть самыми разными. А вот то, что он его никому не показывал, все же заставляет задуматься… (Кстати, в комментарии есть любопытная фраза «Приведенный здесь текст представляет собою переписанную впоследствии раннюю версию, ныне утраченную, и, по всей вероятности, составленную в 1956 г.» Где-нибудь есть информация о том, кем оно было переписано и когда?)
И если Вы хотите, я объясню, чем меня смущают те фразы, которые Вы в нем в последний раз выделили.

Void

Н-да… Кажется, начинать надо было с вопроса о том, какой смысл Вы вкладываете в слова «склонность» и «вынужденность». Потому что уже очевидно, что понятийный аппарат у нас с Вами существенно различается
Я объясню, какой смысл в эти слова вкладываю я, но только завтра – хорошо? Что же до остального, то я разделяю позицию Ezh-а: «мне не нравится идея обсуждать предательства положительных персонажей всех скопом», а подробный разбор ситуаций Вы, к сожалению, не предоставили Тем не менее, кое до чего руки у меня все же дошли.

Отрывок из “Аккалабет”
“Узнал Амандиль о намерениях короля и ужаснулся, ибо знал, что люди не могут победить Валар и что если не преградить путь этой войне, мир погибнет. Призвал он тогда сына своего Элэндиля и молвил так:
- Дни темны, и нет надежды людям, ибо Верных слишком мало. И потому решился я предпринять то же, что некогда предпринял предок наш Эарендиль - поплыть на Запад, презрев все запреты, отыскать Валар, и, быть может, самого Манвэ, и молить его о помощи, пока еще не все потеряно...
- Но не значит ли это предать Короля? - спросил Элендиль. - Ты ведь знаешь, что нас называют предателями и соглядатаями, но до сего дня это было ложью.
Отвечал Амандиль:
- Если б думал я, что Манвэ нуждается в таком посланце, я предал бы Короля. Ибо есть лишь один обет верности, от которого никто не может отречься. Но я буду лишь молить о милости для людей и об освобождении их от Саурона-обманщика, ибо хоть немногие из них все еще верны. Что до Запрета, уж лучше я буду наказан, чем весь мой народ погрязнет в грехе”.

Собственно, что мы здесь видим? Видим, что налицо тот очевидный факт, что Амандиль не пускается в мудреные рассуждения на тему «предательство Короля ради сохранения верности Валар в условиях, когда Король поддался дурному влиянию и сам стал предателем, предательством ни в коем случае не является!». Он определяет свои возможные действия предельно просто и совершенно бескомпромиссно – «я предал бы Короля». И вызывает мое безусловное уважение тем, что не бежит от ответственности за свои поступки, т. е. ИМХО проявляет то самое «северное мужество», которое мы так ценим в книгах Толкина.
О чем еще после этого спорить - применительно к этому случаю?

Впрочем, да – есть еще один нюанс. Возможно, перевод некорректен, и слово «предать» вылезло в нем по ошибке Ну, так если что – Келебрин в таких делах специалист, поправит, а я тогда буду думать дальше.
__________________
Вообще-то, меня зовут Нариэль. Но обычно меня не зовут - я сама прихожу...
Горькая полынь вне форума   Ответить с цитированием
Старый 14.04.2007, 20:25   #69
Void
Зарегистрированный пользователь
 
Регистрация: 04.11.2004
Адрес: Tlön, Uqbar, Orbis Tertius
Сообщений: 906
Лайки: 0
Цитата:
Что же до остального, то я разделяю позицию Ezh-а: «мне не нравится идея обсуждать предательства положительных персонажей всех скопом», а подробный разбор ситуаций Вы, к сожалению, не предоставили
Горькая полынь, я предоставил Вам исчерпывающий разбор ситуаций. На всякий случай еще раз:
Если верна Ваша позиция относительно предательства, то во всех указанных мной случаях положительные герои Толкиена совершили предательство. Потому что во всех этих случаях верность, вассальная или прочая, нарушается. Подробности ситуаций Вы можете найти в произведениях Толкиена. Если у Вас есть обоснованные возражения, я их охотно выслушаю и на них отвечу

Цитата:
Отрывок из “Аккалабет”
- Если б думал я, что Манвэ нуждается в таком посланце, я предал бы Короля. Ибо есть лишь один обет верности, от которого никто не может отречься.
[...]
О чем еще после этого спорить - применительно к этому случаю?
Так ведь и Келебрин Вам об этом говорил...
Есть ценности абсолютные, по крайней мере, в Арде, а есть относительные. И если человек поступается относительной ценностью ради ценности абсолютной, то это не является злом. О чем еще после этого спорить?
Void вне форума   Ответить с цитированием
Старый 14.04.2007, 21:28   #70
Горькая полынь
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Горькая полынь
 
Регистрация: 15.10.2006
Сообщений: 67
Лайки: 0
Забавно..

Цитата:
Горькая полынь, я предоставил Вам исчерпывающий разбор ситуаций.
Неужели? Я не вижу подробностей и цитат. А без этого, извините, считать разбор «исчерпывающим» не могу.
Цитата:
если человек поступается относительной ценностью ради ценности абсолютной, то это не является злом. О чем еще после этого спорить?
Во-первых, о том, относительной ли ценностью является верность в мире Толкина, если ее нарушение называется «предательством» даже в том случае, когда оно оправдано. А во-вторых, о деталях, очевидно Например, об этих:
Цитата:
Если верна Ваша позиция относительно предательства, то во всех указанных мной случаях положительные герои Толкиена совершили предательство.
Цитата:
мне кажется нелепым выдвинутый здесь тезис "Любое нарушение верности = предательство"
Из Ваших слов я заключаю, что с моей оценкой Вы были не согласны (Или нет? ) Но в данном конкретном случае положительный герой Толкина _сам_ определяет свои возможные действия как предательство. С чем Вы не согласны теперь – с его определением? С текстом Толкина? Мне правда интересно
__________________
Вообще-то, меня зовут Нариэль. Но обычно меня не зовут - я сама прихожу...
Горькая полынь вне форума   Ответить с цитированием
Старый 14.04.2007, 23:41   #71
Live (Evil)
Зарегистрированный пользователь
 
Регистрация: 13.07.2004
Адрес: Таганрог
Сообщений: 1,436
Лайки: 0
Void, огромное спасибо за примеры! Действительно, они как нельзя лучше иллюстрируют ту мысль, которую я выражала в своем первом посте.

Isilme, определить, что есть добро, а что зло в конкретной ситуации вполне можно. Возьмем опять всю то же пресловутое столкновение Берена с феанорингами. Вспомните, с чего оно началось. Братья, увидев Берена и Лутиэн, поскакали на них, Куруфин подхватил Лутиэн на седло, а Келегорм пытался сбить с ног Берена конем. Это как, нормальные действия? Если бы феаноринги действовали не по принципам добра, но хотя бы по принципам чести, максимум, что они могли бы сделать в этой ситуации – это вызвать Берена на поединок. Повод для этого у них был – ведь Берен объявил о своем желании завладеть Сильмарилем. Однако, они действовали явно не по принципам чести, проявили агрессию – поэтому все дальнейшие действия Берена и Хуана против них оправданы. В принципе, можно было бы и оправдать убийство Келегорма и Куруфина в этой ситуации – ведь они напали первыми, а Берен лишь защищался. Что касается агрессии со стороны Берена и Лутиэн, то мне сразу же вспомнилась цитата из «По ту сторону рассвета» О. Чигиринской. Берен говорит в ответ на вопрос Ородрета, что случилось:

«А что тебе неясно, король Ородрет? Я шел с Лютиэн, увидел двоих мерзавцев, они были верхом и при мечах, я – пеший и безоружный, - дай, думаю, сведу с ними счеты. И подло напал. Ну, Келегорм, Куруфин! Разве не так все было?!» (с)

Смешно, честное слово, слышать об агрессии Берена в этой ситуации. Куруфин не имел ни малейшего права хватать Лутиэн и увозить против ее воли. Поэтому все действия Берена против него – оправданы. А Хуан, увидев, что его хозяин уже совсем не прав, совершенно справедливо решил не дать свершится здесь злу. И если для этого надо отречься от верности – это правильный поступок, достойный не только прощения, но даже награды.

Кстати, нашла еще одну цитату из Акаллабет, прекрасно иллюстрирующую позицию Толкина на этот счет. Амандиль собирается плыть в Валинор, узнав, что Ар-Фаразон решил напасть на Валар.

«Но не значит ли это предать Короля? – спросил Элендиль. – Ты ведь знаешь, что нас называют предателями и соглядатаями, но до сего дня это было ложью.
Отвечал Амандиль:
- Если бы думал я, что Манвэ нуждается в таком посланце, я предал бы Короля. Ибо есть один лишь обет верности, от которого никто не может быть свободен ни по какой причине». (с)

По видимому, под обетом верности здесь понимается верность Манвэ как Владыке Арды, которого на этот пост определил сам Илуватар. Однако, если и Манвэ начнет нарушать волю Илуватара – значит нужно нарушить верность и ему и выступить против него. В общем, источник нравственности в Арде – это Эру и лишь верность ему нельзя нарушать ни в коем случае.
__________________
Вставая на защиту добра помни, что добро главнее, чем защита (с) Олди
Live (Evil) вне форума   Ответить с цитированием
Старый 15.04.2007, 00:08   #72
Void
Зарегистрированный пользователь
 
Регистрация: 04.11.2004
Адрес: Tlön, Uqbar, Orbis Tertius
Сообщений: 906
Лайки: 0
Цитата:
Originally posted by Горькая полынь
Забавно..

Неужели? Я не вижу подробностей и цитат. А без этого, извините, считать разбор «исчерпывающим» не могу.
Не надо так догматично относиться к цитатам и подробностям. Если я их опустил, то они, по моему скромному мнению, ничего к моему разбору не добавили бы. У Вас есть обоснованные возражения против моего утверждения, что в упомянутых мной эпизодах верность так или иначе нарушается?
Цитата:
Во-первых, о том, относительной ли ценностью является верность в мире Толкина, если ее нарушение называется «предательством» даже в том случае, когда оно оправдано.
Почти всегда. Цитату Вы только что приводили.
Цитата:
Из Ваших слов я заключаю, что с моей оценкой Вы были не согласны (Или нет? ) Но в данном конкретном случае положительный герой Толкина _сам_ определяет свои возможные действия как предательство. С чем Вы не согласны теперь – с его определением? С текстом Толкина? Мне правда интересно
Ээээ...с Вашими огороднобузинодядькокиевскими противопоставлениями я не согласен
То есть, я их просто не понимаю.
Вы утверждаете: нарушение верности = предательство. Я утверждаю, что это не так, потому что далеко не всякое нарушение верности можно назвать предательством. Амандиль утверждает, что если бы ему понадобилось предать короля, чтобы не нарушить "высшую форму" верности, то он бы это сделал. С точки зрения логики утверждение Амандиля не имеет никакого отношения к моему утверждению о неправильности Вашего определения предательства, с точки зрения здравого смысла оно Ваше определенние опровергает...
Но Вы, как мне кажется, что-то другое имели в виду.
А что именно? Мне правда интересно

Live, спасибо за тему
Void вне форума   Ответить с цитированием
Старый 15.04.2007, 00:57   #73
Ezh
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Ezh
 
Регистрация: 17.07.2004
Адрес: Lo real maravilloso
Сообщений: 1,492
Лайки: 1
Цитата:
Live, спасибо за тему
Присоединяюсь.
Цитата:
Из девяти Хранителей в предатели по формальным признакам следует записать еще как минимум Гэндальфа (предал Фродо у Мораннона) и Пиппина (за то, что способствовал предательству Берегонда).
Эти примеры не понимаю. Нужны комментарии по поводу того, что именно нарушается, а то похоже на софистику из серии подмены уверенности в своем выборе и склонности (использовании схожих решений в различных ситуациях). Так мы докатимся до того, что в исходной истории с Хуаном все пятеро под обвинение в предательстве попадут.
Цитата:
Есть ценности абсолютные, по крайней мере, в Арде, а есть относительные. И если человек поступается относительной ценностью ради ценности абсолютной, то это не является злом. О чем еще после этого спорить?
Не думаю, что сейчас в этот тред пишет хоть один человек, готовый оспорить это утверждение, равно как нет здесь и имеющего какие-либо сомнения в правильности обсуждаемых поступков героев Толкина. Спорим, как уже верно заметила Горькая полынь, о деталях. Мне, вот, интересно, как восприняли прочитавшие Толкина его отношение к нарушению верности, насколько это похоже на мои впечатления. Так что я совершенно искренне благодарил в предыдущем посте.
__________________
When ever you open your big mouth you put your foot in it...
Ezh вне форума   Ответить с цитированием
Старый 15.04.2007, 03:13   #74
Void
Зарегистрированный пользователь
 
Регистрация: 04.11.2004
Адрес: Tlön, Uqbar, Orbis Tertius
Сообщений: 906
Лайки: 0
Цитата:
Originally posted by Ezh
Эти примеры не понимаю. Нужны комментарии
Не приняв условия Мордора, Гэндальф тем самым отказывается от попытки (пусть и бессмысленной) спасти Фродо. Пиппин требует от Берегонда сделать выбор между подчинением Денетору и жизнью Фарамира, причем из контекста ясно, что правильным ему кажется именно неподчинение.
Цитата:
а то похоже на софистику из серии подмены уверенности в своем выборе и склонности (использовании схожих решений в различных ситуациях).
Эммм...не понял. "Использование схожих решений в различных ситуациях" - это к чему относится?
Void вне форума   Ответить с цитированием
Старый 15.04.2007, 06:59   #75
Горькая полынь
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Горькая полынь
 
Регистрация: 15.10.2006
Сообщений: 67
Лайки: 0
Void

С грустью констатирую, что и я, со своей стороны, совершенно перестала Вас понимать. И пожалуй что отчаялась донести до Вас свою позицию, хотя, казалось бы, все уже разложила по полочкам в примере с императором – и оценки, и детали, и выводы. На мой скромный взгляд, история с Амандилем прекрасно иллюстрирует мои рассуждения и подтверждает их буквально слово в слово.
Впрочем, доказывать что бы то ни было _именно Вам_ в мои задачи не входило и не входит. Потому, ежели хотите продолжения беседы, перечитайте то, что я писала на предыдущей странице, а потом представьте, пожалуйста, свои тезисы в плюс-минус систематизированном виде. Я их с удовольствием выслушаю, и, может быть, после этого дело сдвинется с мертвой точки.

Пока же могу только сказать в ответ на:
Цитата:
Не надо так догматично относиться к цитатам и подробностям.
Надо. В цитатах и подробностях зачастую всплывают весьма примечательные детали. Как в случае с Амандилем, например.

Live (Evil)
Цитата:
Однако, если и Манвэ начнет нарушать волю Илуватара – значит нужно нарушить верность и ему и выступить против него. В общем, источник нравственности в Арде – это Эру и лишь верность ему нельзя нарушать ни в коем случае.
То есть, Вы теперь понимаете, почему Феаноринги дали Клятву, а потом не могли отказаться от нее, правда?
__________________
Вообще-то, меня зовут Нариэль. Но обычно меня не зовут - я сама прихожу...
Горькая полынь вне форума   Ответить с цитированием
Старый 15.04.2007, 14:23   #76
Void
Зарегистрированный пользователь
 
Регистрация: 04.11.2004
Адрес: Tlön, Uqbar, Orbis Tertius
Сообщений: 906
Лайки: 0
Цитата:
Originally posted by Горькая полынь
На мой скромный взгляд, история с Амандилем прекрасно иллюстрирует мои рассуждения и подтверждает их буквально слово в слово.
Простите, на мой скромный взгляд это не так, и слова Амандиля с Вашими рассуждениями объединяет только слово "предал".
По моему скромному мнению Амандиль имеет в виду примерно следующее: служа Добру, оставшись Ему верным, я в любом случае не совершу зла, даже предав короля. Потому что Добро в Арде абсолютно и одно на всех, в том числе и для предаваемого короля.
Примените точку зрения Амандиля для оценки упоминаемых мной поступков, и все встанет на свои места. Положительные персонажи будут, как им и полагается, делать добро, а не совершать мерзззззззкие предательства.
Цитата:
Надо. В цитатах и подробностях зачастую всплывают весьма примечательные детали. Как в случае с Амандилем, например.
Или не надо. Примечательные детали могут отвлечь Ваше внимание и за деревьями Вы не увидите леса. Как в случае с Амандилем, например.
Void вне форума   Ответить с цитированием
Старый 15.04.2007, 14:58   #77
Горькая полынь
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Горькая полынь
 
Регистрация: 15.10.2006
Сообщений: 67
Лайки: 0
Ну, наконец-то! Изложи Вы свое скромное мнение два дня назад, нам не пришлось бы так долго ломиться в открытую дверь
Что, впрочем, не меняет того факта, что я остаюсь при своем скромном мнении, поскольку причин разделять Ваше по-прежнему не вижу Слова «предательство» и «добро» очень плохо ложатся рядом в моем ламатьявэ, извините. А логика «положительные персонажи делают добро, что бы они ни делали», с моей точки зрения, попадает все в ту же схему «цель оправдывает средства» и является худшим проявлением морального релятивизма из всех возможных.
__________________
Вообще-то, меня зовут Нариэль. Но обычно меня не зовут - я сама прихожу...

Последний раз редактировалось Горькая полынь; 15.04.2007 в 15:09.
Горькая полынь вне форума   Ответить с цитированием
Старый 15.04.2007, 15:24   #78
Void
Зарегистрированный пользователь
 
Регистрация: 04.11.2004
Адрес: Tlön, Uqbar, Orbis Tertius
Сообщений: 906
Лайки: 0
Цитата:
Слова "предательство" и "добро" очень плохо ложатся рядом в моем ламатьявэ, извините.
Именно поэтому не стоит называть поступок Хуана предательством.
Цитата:
А логика «положительные персонажи делают добро, что бы они ни делали», с моей точки зрения, попадает все в ту же схему «цель оправдывает средства» и является худшим проявлением морального релятивизма из всех возможных.
А кто в этом треде рассуждал по такой схеме? Процитируйте, пожалуйста, если Вас не затруднит.
Void вне форума   Ответить с цитированием
Старый 15.04.2007, 16:17   #79
Келебрин
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Келебрин
 
Регистрация: 16.12.2002
Адрес: Москва
Сообщений: 1,084
Лайки: 1
Цитата:
Originally posted by Горькая полынь
Собственно, что мы здесь видим? Видим, что налицо тот очевидный факт, что Амандиль не пускается в мудреные рассуждения на тему «предательство Короля ради сохранения верности Валар в условиях, когда Король поддался дурному влиянию и сам стал предателем, предательством ни в коем случае не является!».
Я не вижу, в чём приведённая Вами цитата подтверждает Вашу точки зрения, и всецело согласен с толкованием Void. Смысл слов Амандиля: "Если б я был уверен, что мой поступок угоден Манвэ, я бы сделал, как угодно ему, пусть моему королю угодно было бы прямо противоположное". То есть, эта цитата - прямое подтверждение как раз нашей (Void, Live(Evil) и моей) точки зрения. И - что немаловажно - Амандиль всё же поступает против воли короля.

А ещё хотел напомнить, что именно Амандиль, Элендиль и их сторонники именовались _Верными_, хотя они и были противниками Людей Короля. Верными, а не предателями, как это, видимо, должно было бы следовать из Вашей точки зрения.
В общем, не могу не высказать ППКС Void'у. :-)

Цитата:
То есть, Вы теперь понимаете, почему Феаноринги дали Клятву, а потом не могли отказаться от нее, правда?
А к чему это сказано?
Цитата:
И если Вы хотите, я объясню, чем меня смущают те фразы, которые Вы в нем в последний раз выделили.
Да, хочу :-)
__________________
«And it seems to the fairies and it seems to me who know that town and have often trodden its disfigured ways that autumn and the falling of the leaf is the season of the year when maybe here or there a heart among Men may be open, and an eye perceive how is the world's estate fallen from the laughter and the loveliness of old. Think on Kortirion and be sad - yet is there not hope?» J.R.R. Tolkien
Келебрин вне форума   Ответить с цитированием
Старый 15.04.2007, 16:33   #80
Ezh
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Ezh
 
Регистрация: 17.07.2004
Адрес: Lo real maravilloso
Сообщений: 1,492
Лайки: 1
Цитата:
Не приняв условия Мордора, Гэндальф тем самым отказывается от попытки (пусть и бессмысленной) спасти Фродо.
У нас очень разный взгдял на эти переговоры. Во-первых, среди представленных вещей не было клинка Фродо. Во-вторых, Уста Саурона говорил об одном пленнике, и Гендальф также ни разу не сказал иного. А это, мне кажется, означает, что Гендальф начал подозревать, что у Саурона есть только один пленник, и, скорее всего мертвый, иначе бы Саурон его "разговорил" (вспомним реакцию Гендальфа на то, что Пипин посмотрел в палантир). Мало того, маг стал выдвигать встречные требования, как мне кажется, для того чтобы вынудить парламентера упомянуть кольцо. Уста Саурона о кольце не обмолвился, что, укрепило сомнения Гендальфа. Имхо, в результате переговоров Гендальф даже не поверил, что у Саурона есть пленник. В любом случае, единственным способом спасти пленника было бы уничтожение кольца, а надежду на это Гендальф не потерял.
Про Пипина, хм. Не знаю, правильно ли обсуждать отношение к чужому выбору. А случай с Берегондом - очень хороший пример. Он был наказан за нарушение верности, но таким образом, что его наказание было и оценкой того, что он спас Фарамира. Решение Арагорна наиболее близко моему пониманию нарушения верности у Толкина.
Цитата:
"Использование схожих решений в различных ситуациях" - это к чему относится
К вопросу, что есть склонность. Предлагаю этот оффтопик не обсуждать.
__________________
When ever you open your big mouth you put your foot in it...

Последний раз редактировалось Ezh; 15.04.2007 в 16:35.
Ezh вне форума   Ответить с цитированием
Старый 15.04.2007, 17:18   #81
Isilme
Зарегистрированный пользователь
 
Регистрация: 08.02.2004
Сообщений: 621
Лайки: 0
Цитата:
Originally posted by Vasya Gondorsky
в мире Толкина объективное добро _существует_ и вполне однозначно, в ряде случаев, определяется.
В нем существует "объективное" добро, каким его видит Толкин. Почему объективное добро _вообще _ „не имеет к Арде никакого отношения“?
Цитата:
Originally posted by Келебрин
Если Вы не можете привести причину - не значит, что её нет. Не значит, впрочем, и что она есть.
Это значит только то, что либо мы ее не знаем, либо она нам не нравится, но причина _в любом случае _ есть.
Я предложила вам причину: спасение жизни брата.
Я и не предполагала, что вам покажется странным, что я не доказываю наличие каких-либо причин поступков феанорингов. Я всегда держала правило «ничто не бывает просто так» за постулат и, следовательно, наличие причинно-следственных связяей считала само собой разумеющимся, даже если я лично их и не вижу. Так что извините, у меня не было никаких задних мыслей. (это не «неоправданная агрессия» в виде применения некорректных средств в споре с корыстными целями, это разное восприятие «высших принципов добра», наличие которого вы так активно оспариваете )Я думала, наоборот, что как раз таки утверждение «действие может совершаться без причины» (интересно, что в тот момент в голове у того, кто его совершает, пустота?) нуждается в доказательстве. Точнее, нуждалось бы, если бы не являлось полным абсурдом.

Цитата:
Из Ваших предыдущих утверждений этого не следует. Следует только то, что он _не_ совершает злого поступка только со _своей субъективной_ точки зрения.
Ну да, со своей т.з. – не совершает, с т.з. Хуана – совершает. Где здесь ошибка?
Цитата:
Абсурдная фраза. _Считать_ кого то _объективно_ (!!!) правым невозможно.
Именно. А вы чем занимаетесь? Вы считаете, «что он просто объективно прав».

Цитата:
Простите, а из чего это следует? Из того, что Келегорм его проклял?
Проклинают врагов. Тех, кого считают правыми не проклинают.
Цитата:
Если вот не понравился мне кто-то на улице, и я ему в морду дал - почему это я сразу должен осознавать, что совершаю зло? С моей субъективной точки зрения - это очень даже добро. Поучил какого-то дурака жизни...
Вы-то его всего лишь жизни поучить хотели, а он взял вам и нож к горлу приставил.


Цитата:
Вообще-то Берен не просто так напал на Куруфина, а спасал Лютиэн. Дальше - по цитате, "кто первым начал, того и вина за злые поступки".
Цитата:
Или добром (по-Вашему) они считали только нападение на безоружного мужчину и беззащитную девушку?
Вообще-то Куруфин и Келегорм тоже не просто так напали на Берена и Лютиен. Вы не знаете наверняка, есть ли причина или ее «нет», так стоит ли выносить приговор? (Конечно, ничто их не оправдает, как и не оправдает Хуана, но последнего вы почему-то оправдываете.)
Вы же не на секунду не будете сомневаться в справедливости своих намерений, если решите дать тому подонку в морду, ведь это же он нарушает ваш душевный покой, ведь это ж он того сполна заслуживает _в силу каких-либо непременно «объективных» причин _ , это он «начинает первым», иначе вы бы не били.
Так что давайте не будем разводить здесь детский сад «кто первый начал». Вы не можете понять одной простой вещи - на пустом месте ничто из ниоткуда вдруг просто вот так не появляется. И эта «немотивированная агрессия» - это по моему скромному мнению, уж простите, миф. Кому она нужна?

Цитата:
А по отношению к кому Берен был агрессором?
По отношению к братьям. Я предлагаю оставить им их личное право выбирать, кого любить, кого ненавидеть и не судить, насколько это «объективно» правильно.



Цитата:
Высшие принципы добра не свои у каждого, а одни на всех.
Да, но универсального правила, как их определить, как вы сами говорите, нет. Кто-то так определяет, кто-то по-другому. Мой вопрос остается в силе: так с какой стати я знаю о высших принципах добра больше предаваемого?


Цитата:
Из чего это "следовательно"?
Вы, один сторонний наблюдатель, имеете свой взгляд, я, другой сторонний наблюдатель - свой. На что вы говорите:
«Значит, эти сторонние наблюдатели тоже судят не с позиции ценностей, которые являются валидными _во всех случаях_, а тоже с позиции своих субъективных (или откровенно предвзятых) взглядов.»
Следовательно, Берен и Хуан правы с субъективных или откровенно предвзятых взглядов.


Цитата:
Да, я прекрасно понял Вашу позицию по отношению к цитате (кажется, её разделяет и Горькая Полынь): "Лично мне эта цитата не нравится, поэтому я буду её игнорировать". Без объяснения причин.
Я бы рада их объяснить, но дело в том, что я не согласна чуть ли не с каждым высказыванием в ней. Получилось бы очень пространно и путано. (это снова не «неоправданная агрессия», как вы опять подумали, в виде проявления невнимания к словам собеседника, опять таки - разные «принципы добра»)
Вы предложите несколько пунктов, какие вы считаете особенно необходимыми к обсуждению, дабы хоть в какой-то степени приблизить этот спор к разрешению.


Цитата:
Originally posted by Void
Есть ценности абсолютные, по крайней мере, в Арде, а есть относительные. И если человек поступается относительной ценностью ради ценности абсолютной, то это не является злом. О чем еще после этого спорить?
А как узнать, придерживаюсь ли я сейчас абсолютной ценности или нет?

Цитата:
Originally posted by Live (Evil)
Братья, увидев Берена и Лутиэн, поскакали на них
А почему они решили так поступить? Спрашиваю, потому что мне не совсем понятно, "с чего все началось".

Последний раз редактировалось Isilme; 15.04.2007 в 17:21.
Isilme вне форума   Ответить с цитированием
Старый 15.04.2007, 17:50   #82
Горькая полынь
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Горькая полынь
 
Регистрация: 15.10.2006
Сообщений: 67
Лайки: 0
Void
Цитата:
Именно поэтому не стоит называть поступок Хуана предательством.
Именно поэтому не стоит говорить «служа Добру, я в любом случае не совершу зла, даже предав короля»
Цитата:
Процитируйте, пожалуйста, если Вас не затруднит.
Пожалуй, не затруднит. Автора, я думаю, Вы узнаете.

все встанет на свои места. Положительные персонажи будут, как им и полагается, делать добро, а не совершать мерзззззззкие предательства.

Это была исходная посылка.

Есть ценности абсолютные, по крайней мере, в Арде, а есть относительные. И если человек поступается относительной ценностью ради ценности абсолютной, то это не является злом.

Это еще одна исходная посылка.

Не приняв условия Мордора, Гэндальф тем самым отказывается от попытки (пусть и бессмысленной) спасти Фродо.

Это констатация факта.
Но Гэндальф – положительный персонаж, следовательно, не совершает зла, жертвуя жизнью Фродо, ибо жизнь Фродо, безусловно, относительная ценность.
Бедный Фродо.
Впрочем, Вы, наверное, скажете, что к положению «цель оправдывает средства» это не имеет никакого отношения, поскольку оправдывать здесь нечего – средства во всех отношениях допустимые А поскольку главная и единственная (абсолютная) ценность в Арде – это Эру (или, если хотите, Высшие Принципы Добра), то получается, что ради этих принципов можно жертвовать чем угодно. Что Вы и выразили словами:
Цитата:
служа Добру, я в любом случае не совершу зла, даже предав короля.
Бедный профессор Толкин.

Простите, Void, засим я прекращаю диалог с вами, по причине его полной бессмысленности.

Келебрин

Цитата:
Я не вижу, в чём приведённая Вами цитата подтверждает Вашу точку зрения.
Я вижу, что не видите
Цитата:
"Если б я был уверен, что мой поступок угоден Манвэ, я бы сделал, как угодно ему, пусть моему королю угодно было бы прямо противоположное"
Ага. Но обратите внимание, как Амандиль определяет это «не угодное Королю действие». Он называет его _предательством_, а не, простите, «неугодным действием».
Цитата:
То есть, эта цитата - прямое подтверждение как раз нашей (Void, Live(Evil) и моей) точки зрения.
Позвольте, я процитирую ваши точки зрения.
***Нарушение верности более низкого порядка ради того, чтоб не нарушить верность более высокого - не предательство .***(с)Келебрин
***Это отнюдь не предательство *** – про отречение Келебримбора(с)Live (Evil)
***Нужно отказаться от этой службы и это вовсе не будет предательством ***– про Хуана(с) Live (Evil)
***…отказавшись от выполнения клятвы еще перед Дориатом, феаноринги ни в коей мерене стали бы предателями*** – про Феанорингов(с) Live (Evil)
***Вообще, идея, что во всех упомянутых случаях речь идет о предательствах, мне кажется абсурдом***(с) Void

А теперь еще раз цитата из Аккалабет:
«…я предал бы Короля. Ибо есть лишь один обет верности, от которого никто не может отречься.»
По-моему, очевидно, что Амандиль ставит знак равенства между отречением и предательством – это раз. Процитированная фраза идет как ответ на вопрос «Не будет ли это предательством?» со стороны Элендиля, и если бы ответ на этот вопрос предполагался отрицательным, Амандиль так бы, наверное, и сказал – «Нет, не будет», и объяснил причины Это два. И три – я полагаю, что профессор Толкин достаточно тщательно выбирал слова, чтобы можно было верить на слово (простите за тавтологию) его текстам, вместо того, чтобы вчитывать в них удобные и приятные нам смыслы.

А теперь вернитесь к нашему примеру с императором и прочитайте там то же самое
И кстати да – пример с Берегондом, на который ссылается Ezh, тоже весьма показателен.
Цитата:
И - что немаловажно - Амандиль всё же поступает против воли короля.
Что немаловажно, Амандиль уезжает, хоть и без ведома Короля, но с единственной целью – молить Манвэ о милости к Нуменору, а вовсе не для того, чтобы выдавать Манвэ королевские планы.

Извините, на остальное отвечу позже…
__________________
Вообще-то, меня зовут Нариэль. Но обычно меня не зовут - я сама прихожу...
Горькая полынь вне форума   Ответить с цитированием
Старый 15.04.2007, 18:08   #83
Void
Зарегистрированный пользователь
 
Регистрация: 04.11.2004
Адрес: Tlön, Uqbar, Orbis Tertius
Сообщений: 906
Лайки: 0
Еж, догадки о мотивах Гэндальфа никоим образом не отменяют того факта, что у Гэндальфа была возможность сделать попытку, хоть и обреченную заранее на провал, выкупить пленного хоббита.

Isilme
Цитата:
А как узнать, придерживаюсь ли я сейчас абсолютной ценности или нет?
Isilme, а вот я пиво люблю. Очень. Оно для меня представляет ценность, пусть и не абсолютную. Как мне узнать, люблю ли я сейчас пиво?


Горькая полынь
Цитата:
Но Гэндальф – положительный персонаж, следовательно, не совершает зла, жертвуя жизнью Фродо
Из того, что поступок Гэндальфа не является злом, еще не следует, что любые поступки положительных персонажей автоматически являются добром. Так что не приписывайте мне того, что я не говорил и учите логику.
Цитата:
Простите, Void, засим я прекращаю диалог с вами, по причине его полной бессмысленности.
Я огорчен. Вынужден констатировать свою полную правоту по предмету нашей с Вами дискуссии.

Последний раз редактировалось Void; 15.04.2007 в 20:07.
Void вне форума   Ответить с цитированием
Старый 15.04.2007, 18:30   #84
Isilme
Зарегистрированный пользователь
 
Регистрация: 08.02.2004
Сообщений: 621
Лайки: 0
Цитата:
Originally posted by Void




Isilme, а вот я пиво люблю. Очень. Оно для меня представляет ценность, пусть и не абсолютную. Как мне узнать, люблю ли я сейчас пиво?
Так ведь и персонажи, которых предают, считают, что они "любят пиво". Почему чья-то "абсолютная" ценность ставится выше их "абсолютной" ценности?

Цитата:
Вывод абсурден, поэтому предпосылка тоже неверна.
Почему абсурден? Положительная моральная оценка поступков персонажей не может быть абсолютной. С чьей-то точки зрения то, что они совершают, действительно будет считаться предательством.
Isilme вне форума   Ответить с цитированием
Старый 15.04.2007, 18:52   #85
Void
Зарегистрированный пользователь
 
Регистрация: 04.11.2004
Адрес: Tlön, Uqbar, Orbis Tertius
Сообщений: 906
Лайки: 0
Isilme, как мне узнать, люблю ли я пиво, если известно, что я его люблю?

Последний раз редактировалось Void; 16.04.2007 в 01:06.
Void вне форума   Ответить с цитированием
Старый 15.04.2007, 19:18   #86
Келебрин
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Келебрин
 
Регистрация: 16.12.2002
Адрес: Москва
Сообщений: 1,084
Лайки: 1
Цитата:
Originally posted by Isilme
Это значит только то, что либо мы ее не знаем, либо она нам не нравится, но причина _в любом случае _ есть.
По третьему разу повторяю. _Наличие_ причины - не оправдание. Нужно, чтоб причина была достаточно веской. Притом, объективно, а не субъективно.
Проявлять агрессию (нападение на Лютиэн) у Келегорма и Куруфина объективных причин не было.
Цитата:
Я предложила вам причину: спасение жизни брата.
Это, допустим, относится к Келегорму. А что оправдывает Куруфина?
Цитата:
Я думала, наоборот, что как раз таки утверждение «действие может совершаться без причины»
Просто к слову (во избежание дальнейшего ложного приписывания мне взятых "с потолка" фраз) попрошу процитировать, где я говорил, что "действие может совершаться без причины".
Цитата:
Проклинают врагов. Тех, кого считают правыми не проклинают.
Вы не дочитали мой предыдущий пост. Следует ли из того факта, что Моргот проклял Хурина, то, что Моргот прав, а Хурин - нет?
Цитата:
Вы-то его всего лишь жизни поучить хотели, а он взял вам и нож к горлу приставил.
Если я беспричинно напал на прохожего, а у него оказался нож, которым он мне пригрозил - прав прохожий, не я.
Цитата:
Вы же не на секунду не будете сомневаться в справедливости своих намерений, если решите дать тому подонку в морду, ведь это же он нарушает ваш душевный покой, ведь это ж он того сполна заслуживает _в силу каких-либо непременно «объективных» причин _ , это он «начинает первым», иначе вы бы не били.
Ваш метод спора: Вы формулируете некую абсурдную посылку, без всяких оснований _приписываете_ её оппоненту, а потом указываете на её абсурдность. Это, без сомнения, очень конструктивно.
По существу: прохожий, которому я дал в морду, агрессию не проявлял. "Нарушение моего душевного покоя" - не агрессия, а проблемы моего личного мировосприятия.
Цитата:
Я предлагаю оставить им их личное право выбирать, кого любить, кого ненавидеть и не судить, насколько это «объективно» правильно.
Право на субъективное мнение - оставлю. А вот судить их поступки - извините...
Цитата:
Мой вопрос остается в силе: так с какой стати я знаю о высших принципах добра больше предаваемого?
Я могу знать о них и меньше "предаваемого" (хотя повторяю, что это не предательство), но быть верным им.
Цитата:
А почему они решили так поступить? Спрашиваю, потому что мне не совсем понятно, "с чего все началось".
Это _нам_ у Вас стоит спрашивать, почему они решили так поступить...
Цитата:
Почему чья-то "абсолютная" ценность ставится выше их "абсолютной" ценности?
Абсолютная ценность - на то и абсолютная, что она одна на всех. О чём уже неоднократно говорилось.

Горькая полынь


Цитата:
По-моему, очевидно, что Амандиль ставит знак равенства между отречением и предательством – это раз.
Он отрекается от короля - и это плохой поступок с точки зрения вассальной верности. Это он и подразумевает под "предательством". Но он же говорит, что не преминёт совершить этот поступок, поскольку принципы вассальной верности не абсолютны.
И из этого никак не следует, что он совершает плохой поступок с точки зрения принципов абсолютного добра - ведь как раз в этом случае принципы вассальной верности вступили в конфликт с этим самым Добром.
Кстати, обратите внимание, что если Амандиль сохранил бы верность королю (поплыл бы с ним в поход на Аман), то нарушил бы тот самый "обет верности", который _никто_ не может нарушить.

Именно в этом смысле о "предательстве" говорил Void, к чьей фразе Вы стали цепляться.
Цитата:
Что немаловажно, Амандиль уезжает, хоть и без ведома Короля, но с единственной целью – молить Манвэ о милости к Нуменору, а вовсе не для того, чтобы выдавать Манвэ королевские планы.
Сам факт отплытия - уже нарушение воли короля.
Цитата:
три – я полагаю, что профессор Толкин достаточно тщательно выбирал слова, чтобы можно было верить на слово (простите за тавтологию) его текстам, вместо того, чтобы вчитывать в них удобные и приятные нам смыслы
И именно поэтому Вы отказываетесь читать приведённую мной цитату только потому, что она Вам не нравится


Кстати, ещё один показательный пример содержится в "Повести Аданэль". Почему люди (предки Эдайн) не понесли наказания, "предав" Мелькора, которому поклялись служить на заре своей истории?
Ответьте, являлось ли злом отречение от служения Морготу?
__________________
«And it seems to the fairies and it seems to me who know that town and have often trodden its disfigured ways that autumn and the falling of the leaf is the season of the year when maybe here or there a heart among Men may be open, and an eye perceive how is the world's estate fallen from the laughter and the loveliness of old. Think on Kortirion and be sad - yet is there not hope?» J.R.R. Tolkien

Последний раз редактировалось Келебрин; 15.04.2007 в 19:23.
Келебрин вне форума   Ответить с цитированием
Старый 15.04.2007, 23:08   #87
Ezh
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Ezh
 
Регистрация: 17.07.2004
Адрес: Lo real maravilloso
Сообщений: 1,492
Лайки: 1
Цитата:
догадки о мотивах Гэндальфа никоим образом не отменяют того факта, что у Гэндальфа была возможность сделать попытку, хоть и обреченную заранее на провал, выкупить пленного хоббита.
Из-за этих догадок я считаю, что Гендальф попытался (начав с предложения назвать условия освобождения пленника) и в процессе раскрыл обман Саурона.
__________________
When ever you open your big mouth you put your foot in it...
Ezh вне форума   Ответить с цитированием
Старый 15.04.2007, 23:50   #88
Void
Зарегистрированный пользователь
 
Регистрация: 04.11.2004
Адрес: Tlön, Uqbar, Orbis Tertius
Сообщений: 906
Лайки: 0
Цитата:
Originally posted by Ezh
Из-за этих догадок я считаю, что Гендальф попытался (начав с предложения назвать условия освобождения пленника) и в процессе раскрыл обман Саурона.
Мне такая версия кажется маловероятной. Гэндальфу известно только, и то не наверняка, что Саурон приказал Устам Саурона показать ему, Гэндальфу, хоббитские вещи. Сделать на основании этой информации уверенный вывод, что пленника у Саурона нет, ИМХО нельзя.
Void вне форума   Ответить с цитированием
Старый 16.04.2007, 04:14   #89
Горькая полынь
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Горькая полынь
 
Регистрация: 15.10.2006
Сообщений: 67
Лайки: 0
Келебрин

Цитата:
И именно поэтому Вы отказываетесь читать приведённую мной цитату только потому, что она Вам не нравится
О какой цитате идет речь?
Цитата:
если Амандиль сохранил бы верность королю (поплыл бы с ним в поход на Аман), то нарушил бы тот самый "обет верности", который _никто_ не может нарушить.
Но Ар-Фаразон прекрасно его нарушил, хоть и «не мог»
Цитата:
Он отрекается от короля - и это плохой поступок с точки зрения вассальной верности. Это он и подразумевает под "предательством". Но он же говорит, что не преминёт совершить этот поступок, поскольку принципы вассальной верности не абсолютны. И из этого никак не следует, что он совершает плохой поступок с точки зрения принципов абсолютного добра
Гм… Кажется, Вы хотите сказать, что «не абсолютные принципы» - это принципы, нарушение которых не является «плохим» с точки зрения «абсолютного добра», потому что их _можно_ нарушать, когда очень нужно?… Келебрин, но если так, то «принципы» ли это вообще? Я бы такое образование со спокойной душой назвала «химерой» и вычеркнула из списка принципов, дабы оно не валялось там напрасно и не вводило в заблуждение Собственно, мы возвращаемся к тому, с чего начинали и я таки повторю вопрос: «Может быть, мы зря ценим верность, если ее нарушение, «когда требуется» – это нормально?»
Впрочем, тут есть еще один вариант. При наличии «не абсолютного принципа», само понятие «верности» (а, значит, и предательства, и отречения) может исчезать с какого-то момента - например, с момента, когда эта верность «вступает в конфликт с Добром». Тогда, действительно, назвать «предательством» определенные действия будет уже нельзя. Но цитата про Амандиля и случай с Берегондом не укладываются в эту картину, вот в чем незадача…
В общем, начните сначала(с) Потому что лично я по-прежнему полагаю, что _любой_ нравственный принцип должен встраиваться в здание этого самого Абсолютного Добра (как кирпичик) и соблюдение его должно укреплять Абсолютное Добро, а нарушение – разрушать (сравните с десятью заповедями). Ваши же «кирпичики» имеют странное свойство шататься и исчезать в самый неподходящий момент, из чего я делаю вывод, что здание из них не построишь… А Абсолютное Добро, во имя которого можно предавать и отправлять на смерть, и это не будет считаться злом, а будет считаться «не добром» - Эру, до чего ж знакомо!... Осталось только добавить в общий котел «не зло» и знаменитую «пустоту» и картинка маслом и сыром будет полной... А ведь в христианской картине мира (насколько я ее понимаю, разумеется) нет добра «высшего» и «низшего», а есть одно добро – то, что от Бога, и оно все от Него – на любом уровне. И нет «не зла», потому что зло – это «отсутствие, нехватка добра», и разрушение добра – опять же, на любом уровне – автоматически становится злом. Потому нарушение верности (а верность – это одна из добродетелей, как Вы помните) это все-таки зло, и весь вопрос, стоящий перед «отреченцем», сводится к тому, как сделать это зло минимальным.

Таки все же бедный профессор Толкин…

Цитата:
ведь как раз в этом случае принципы вассальной верности вступили в конфликт с этим самым Добром.
По-вашему, это происходит из-за того, что принцип плох?
Цитата:
Ответьте, являлось ли злом отречение от служения Морготу?
«Не станем более служить ему! Ибо он Враг нам»(с)"Повесть Аданэль". Если мне не изменяет память, в случае, когда лорд (назовем его так) напрямую причиняет зло своему вассалу, вассальные обязательства автоматически считаются расторгнутыми. Вам не кажется, что это как раз тот самый случай? Впрочем, если Вас такое толкование все же не устраивает, отвечу прямо – «да». Потому что "Если человек клянется Таш и держит клятву ради клятвы, воистину он клянется Мной, хотя и не знает этого, и Я Тот, Кто наградит его"
Это не Толкин, но тоже близко.

Ezh

Цитата:
Спорим, как уже верно заметила Горькая полынь, о деталях.
Да нет, спор идет отнюдь не о деталях – об этической концепции Арды, не больше и не меньше Концепции у нас различаются, отсюда и расхождение в оценках.
__________________
Вообще-то, меня зовут Нариэль. Но обычно меня не зовут - я сама прихожу...

Последний раз редактировалось Горькая полынь; 16.04.2007 в 06:32.
Горькая полынь вне форума   Ответить с цитированием
Старый 16.04.2007, 11:52   #90
Void
Зарегистрированный пользователь
 
Регистрация: 04.11.2004
Адрес: Tlön, Uqbar, Orbis Tertius
Сообщений: 906
Лайки: 0
Цитата:
Но Ар-Фаразон прекрасно его нарушил, хоть и «не мог»
For there is but one loyalty from which no man can be absolved in heart for any cause.
(~ Есть только один обет верности, от которого никто не может быть освобожден)
Свободу воли Ар-Фаразона слова Амандиля не отменяют.

Последний раз редактировалось Void; 16.04.2007 в 16:46.
Void вне форума   Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход



Текущее время: 05:18. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.6.4


Яндекс.Метрика Яндекс цитирования