На съемочной площадке «Хоббита» — Часть 2: Зовите меня Мистер Чабб!

Американский журналист Эрик Веспи, также известный, как Quint, один из авторов с культового киносайта Aint-It-Cool-News, отправился на две недели в Новую Зеландию, чтобы освещать события с натурных съемок. Как оказывается, специально приглашенные журналисты иногда удостаиваются чести сняться в эпизодической роли. Так и Квинт: во второй части дневника он описывает, как нелегка жизнь статиста на сете Хоббитона.

Перевод на русский: TheHutt. Использование перевода только с разрешения!

Внимание, небольшие спойлеры!

Меня зовут Фредегар Чабб, и я – хоббит. Но я несколько опережаю события. Давайте вернемся немного назад.

Мой будильник прозвонил в 5 утра, и я вновь отправился из своей гостиницы в Гамильтоне на восхитительную сорокаминутную поездку в Хоббитон среди зеленых сельских холмов. В лагере мне едва хватило времени на то, чтобы наскоро сжевать завтрак, как меня уже потащили в костюмерную палатку, где я скинул с себя человеческие одежды и обрел новый облик: хоббита.

Нужно сказать – сам костюм невероятно комфортабельный. Он просторный, замшевый на ощупь, достаточно теплый, чтобы согреть морозным утром, и достаточно укрывающий, чтобы защитить от жгучих солнечных лучей нежную белую кожу человека, живущего всю жизнь в кинотеатре и перед компьютером.

Вприпрыжку я отправился на приладку хоббитских ушей – еще один безобидный процесс (страшные болезненные пытки начнутся позже – когда уши снимут, и липкие остатки клея еще неделю не захотят сходить с кожи и волос) – и направил свои стопы в гримерный фургон.

Самым худшим в этом процессе было расставание с бородой. Готов поспорить, что на нашем сайте Aint-It-Cool-News масса читателей, понимающих, почему я не люблю именно этот процесс. Крупные мужчины носят бороду перед собой, как щит. Мой щит отняли у меня, потому что ширский народец не носит бород – так что теперь мои дряблые щеки запечатлены на века.

Очень милая девушка по имени Риччи-Ли превратила мое недоумевающее, бледное безбородое лицо в солидную хоббитскую физиономию – с розовыми щечками и всем прочим. Процесс одевания парика оказался неожиданно сложным – сначала на мои настоящие волосы надели сетку и прикрепили булавками, заколками, ну и в конце концов, клеем. Волосы покрыли лаком промышленной мощности и пригладили как можно сильнее. Тем не менее, чтобы насадить парик, его пришлось сильно натягивать – но когда он сел, результат выглядел замечательно. Разумеется, его тут же скрыли с виду, нахлобучив на него широкую хоббитскую шляпу, но под ее полями все-таки просматривались дикие кудри.

До этого момента я ходил по лагерю в ботинках и носках. Пришла пора отбросить последние крупицы человечности и проделать последнюю фазу трансформации. Правильно: пришла пора заняться ногами.

В «Властелине Колец» хоббитские ноги надевались, как туфли, и приклеивались к щиколотке, то есть в конце съемочного дня их нужно было отклеивать. Когда я какое-то время был на съемках «Возвращения Короля», я видел, как Элайджа Вуд выдерживал этот процесс. Он казался довольно расслабленным, но мне думается, проделывать  это каждый день в течение года – не самое приятное занятие в мире…

За десять лет технология хоббитских ног сильно шагнула вперед. Теперь это не просто насадка на ступню, а силиконовая кожа, которую надевают на мою ногу очень терпеливые специалисты по пластическому гриму (в моем случае – очень красивая девушка по имени Хезер МакМаллен), пока стопа не окажется внутри мягкой хоббитской ступни; затем искусственная кожа натягивается на ногу чуть выше колена.

В результате мы получаем цельную и безопасную насадку на ногу, которая даже  защищает босую подошву. У некоторых хоббитских ног внутри есть особые педальки с рычагами, встроенными в пальцы, так что носитель такой ноги может даже шевелить большим пальцем протеза.

Мне дали пару обычных хоббитских ног,  на удивление комфортабельных; главное — не наступить пяткой на острый камень. Что и произошло. Несколько раз. Прости меня, пятка.

После обретения полного хоббитского вида меня повезли на шаттле в Хоббитон, и я   заковылял к «Зеленому Дракону», на площади перед которым возвели большой рынок. По дороге туда я пытался привыкнуть к ощущению ходьбы на шлепающих, мохнатых ногах и кое-как подчинил их себе, пока добрался до базара.

Там уже была тьма народу. Рядом с знаменитым мостом поставили большой кран «Technocrane». С него открывался вид на фасад «Зеленого Дракона», где стояли десятки торговых прилавков, с которых продавали все и вся – сыр, игрушки, даже книги.

Мне сказали, что в моей сцене я буду тащить огромного петуха. Петуха звали Тревор, и я должен был пойти, заплатить хоббиту, продававшему его (в его лавке также были утки, голуби и куры), затем взять Тревора, посадить на землю и провести по рынку. Да, по рынку. Да, провести. У Тревора был ошейник с веревкой, так что задумка была такая, что я проведу его по рынку на привязи.

Мне прочитали краткий вводный курс о том, как вести себя с петухами. Инструктаж был таков: «Держи его за грудь, закрывай руками крылья, не отпускай и следи за когтями. А теперь попробуй.» Оказалось, у меня талант. К сожалению, с Тревором у нас не сложилось. Хотя я снова опережаю события. Надо бы обуздать себя…

Один из самых крутых парней в команде «Хоббита» –  Терри Нотари. Он – тренер движений, но гики уже знают его по работе в «Восстании планеты обезьян». Он играл Ракету.

Что касается движений, этот парень знает свое дело (если вы хотите изобразить обезьяну, то главный секрет: вжаться бедрами, держать голову прямо, выпятить подбородок), и я проконсультировался с ним, как ходить по-хоббичьи. Я не хотел выглядеть слишком попрыгунистым, или чтобы мои ступни пружинили при ходьбе.

Нотари сказал, что хоббиты вышагивают коленом вперед, и что они всегда радостные: они смотрят вокруг себя, как дети, видящие везде, куда ни повернутся, что-то новое и интересное. Кроме того, чтобы ступни не отпружинивали, нужно шагать с пятки, а затем переносить вес на край стопы. То есть, не пятка-носок, а пятка-край стопы-носок.

Я вовсю тренировался и пытался при этом заставить Тревора идти туда, куда хочу, подгоняя его ногой (это не очень получалось, и я призадумался, как это проделывать перед камерой) – но тут пришел Питер Джексон и сказал, что мне не суждено вести Тревора в этой сцене.

«Как насчет рыбы?», — спросил он. Я не ем рыбу, и не выношу морепродуктов – уж не знаю, почему. Но я не боюсь рыб, и я сказал ему, что готов.

«Хорошо. Ты будешь продавать Бильбо рыбу», — сказал он, и мне указали на рыбный прилавок. Там уже стоял пожилой статист; помощник режиссера вывел его и поместил в другое место кулис. Я же занял место за прилавком, вокруг которого стояли корзины с реалистично выглядящими, но фальшивыми рыбинами и угрями.

(Заметьте: ясное дело, что у меня не было при себе фотоаппарата – но я снял этот прилавок на следующий день. Он задекорирован лишь наполовину, настоящую рыбу давно убрали – но у вас будет хотя бы представление о том, как он выглядел).

Я взглянул наверх и увидел кран – он смотрел прямо на меня. В этот момент я ощутил целую гамму эмоций: восторг, нервозность и вину. Мне было реально жаль того парня, которого убрали из этой сцены. Он, наверное, думал, что пришел его звездный час. Я в детстве подрабатывал статистом и знаю, какой испытываешь восторг, когда думаешь, что тебя покажут крупным планом – и разочарование, когда этого не случается.

В общем, мне было жаль этого чувака; но это чувство быстро улетучилось, когда я осознал, что я буду в центре кадра на переднем плане и не знаю, что мне делать.

Питер прорабатывал ракурсы с Мартином Фриманом. Начинается сцена так: Бильбо покупает рыбу, настороженно озираясь при этом. На этот момент сюжета Гэндальф уже предложил ему отправиться в большое приключение, и теперь он нервничает, что ушлый маг появится откуда ни возьмись и снова начнет его донимать. По крайней мере, так я понял. Купив рыбу, он сталкивается с другим хоббитом по имени Ворриворт, толкающим тачку овощей, и справляется у него, не видел ли он где мага.

Вдруг Бильбо видит что-то, похожее на остроконечную шляпу Гэндальфа, за гущей рыночных прилавков, и пытается спрятаться за разными хоббитами: сначала за Ворривортом, потом — за ничего не замечающей влюбленной парочкой хоббитов, романтично гуляющей по рынку. Эту парочку, как оказалось, играли мои друзья, Аарон и Кэйла Морган, с которыми у нас было уже много новозеландских приключений, и они не захотели упустить еще одно. Ребята в этой сцене просто невероятно милые, они то и дело целуются, бродя от прилавка к прилавку,  и совершенно не замечают, что за ними прячется Бэггинс.

Кроме того, следует отметить, что Отто и Лобелия Саквиль-Бэггинс тоже присутствуют в этой сцене. Лобелия неодобрительно смотрит на странное поведение Бильбо, прячущегося за Ворривортом. Ее наряд до неприличия помпезный – такого до нелепости  яркого платья я еще не видывал. Актриса, чье имя я позабыл, вроде подходит на эту роль. Фанаты оригинальной трилогии, возможно, вспомнят, что в расширенной версии БК эту роль играла Элизабет Муди (мамаша из «Живой мертвечины»).

Кстати, я это все пишу по обрывкам воспоминаний уже задним числом. Кадр был панорамный, и я был в его центре, поэтому я не мог все время смотреть на Бильбо. Я должен был выглядеть так, будто разделываю рыбу!

Во время репетиции Питер познакомил меня с Мартином Фриманом. Я уже несколько недель был на съемочной площадке, но познакомили нас только сейчас. Так как я большой фанат британского варианта «Офиса» и, с недавних пор, восторженный поклонник БиБиСишного «Шерлока», я очень рад, что он оказался очень легким в обхождении и веселым парнем, с которым можно дурачиться весь день.

Фриман спросил у Джексона, есть ли у моего персонажа имя. Конечно же, имени не было. Но Питер вспомнил вебсайт, где можно задать человеческое имя, и он превратит его в хоббитское. Не прошло и 30 секунд, как Себастиан Мик – замечательный, юморной и нескладно высокий ассистент Питера – достал свой айфон и посмотрел.

Эта чертова страница сказала, что хоббитское имя для Эрика Веспи – Фредегар Чабб, и я должен сказать, это не самое удачное имя для грузного хоббита.

Но было поздно. Джексон и Фриман уже услышали его, и это стало моим официальным именем. Мне кажется, Фриман хотел знать имя для того, чтобы немного пообщаться, пока он будет выбирать рыбу, и обратиться к здоровяку рыботорговцу так, будто они видятся каждую неделю.

Поэтому в каждом дубле были фразы типа «До следующей пятницы, мистер Чабб» или «Я возьму вот эту, Фредди». В основном, правда, там фигурировал «мистер Чабб».

И в тот момент, когда я был весьма доволен собой, появилась настоящая звезда этой сцены… да где! звезда всего фильма. Возможно, я ошибаюсь, но кажется, это его первое появление в кино. Эта будущая кинозвезда, лауреат «Оскара» и филантроп носит имя Лерой, и он в один момент привлек к себе внимание всей съемочной площадки.

Лерой – огромный свин. Когда я говорю «огромный», я не шучу: высотой он почти полтора метра в холке.  И это не единственное, что в нем огромно. Когда Лерой прошел мимо, всем открылся вид на гигантские, мамонтоподобные яйца Лероя. Я говорю о причиндалах, гигантских до ужаса. Они тут же стали темой разговоров всего рынка.

Несколько дней позже я сфоткал Лероя. Я не мог оставить хозяйство Лероя незадокументированным. И мне это удалось. Узрите Лероя во всей его красе!

Ну не черт ли побери?!? Не беспокойтесь, «Хоббит» все же будет семейным фильмом, и вышеупомянутые таланты Лероя не были повернуты к камере, когда его снимали. По-моему это нарушает какой-то закон – показывать такие большие причиндалы в 3-D. Если же нет – такой закон следовало бы принять.

Во всяком случае, крупный план начали с нас, затем камера поехала назад и открыла вид на огромный рынок и деловитое мельтешение базарного дня, в то время, как Мартин продолжал свои действия.

Принесли несколько настоящих (мертвых) рыб и Мартин указывал на одну – как правило, со словами «Хмммм… если можно, вот эту, мистер Чабб». Я брал с улыбкой рыбу, которую он выбирал, клал ее на кусок бумаги, обертывал один раз, затем  второй,  и подавал рыбу ему. Пока я заворачивал рыбу, Фриман нервно оглядывался.

Я передавал упакованную рыбу мистеру Фриману, он благодарил, укладывал ее в корзинку, набитую помидорами и прочими овощами, и шел дальше, чтобы встретиться с Ворривортом.

Разумеется, мне нужно было чем-то заниматься, так как в сцене встречи Фримана и Ворриворта меня было видно на заднем плане. Мне предложили либо чистить, либо потрошить рыбу. Стало ясно, что если я ее буду чистить, за несколько дублей у меня не останется ни одной рыбины с чешуей. Поэтому рыбу решили потрошить – таким образом я мог запихивать кишки обратно после каждого дубля и начинать все по новой.

Нужно ли говорить, что к обеду три бедные мертвые рыбки были распотрошены несколько десятков раз и пролежали порядочное время на солнце. Запах был тот еще. Почти все время уходило на то, чтобы разгонять слетавшихся мух: что было весьма кстати, чтобы изображать деятельность на заднем плане. Я мог выбирать: потрошить ли рыбу  или же разгонять мух.

Самые ценные воспоминания о моем великом дне – это 45 секунд перед каждым дублем, потому что там были  только Фриман и я, и мы травили шутки. Джексон хотел, чтобы все выглядело живо и натурально. В конце концов, хоббиты – веселый и счастливый народец. Питер Джексон сидел на мегафоне и давал указания всем статистам двигаться, расслабиться и быть счастливыми. «Смейтесь друг с дружкой! Сплетничайте и смейтесь!»

Как правило, это означало, что либо мистер Фриман, либо я выдавали какую-нибудь хохму (обычно про яйца Лероя) и смеялись – либо взаправду, либо, наоборот, преувеличенно театрально, чтобы к тому моменту, когда крикнут «Мотор», опуститься до нормального уровня и стать просто веселыми.

Уже предстоял перерыв на обед, и я думал, что мой съемочный день закончен – но тут, перед тем, как разойтись, Питер, Эндрю Лесни (гениальный оператор-постановщик) и остальные операторы прорепетировали следующий ракурс – крупный план, как рыба шлепается на бумагу, затем камера отъезжает назад и показывает затылок меня, упаковывающего рыбу, и мое толстое лицо, когда я выдаю ее Фриману. Кроме того, они сделали хороший, крупный план Мартина, как он нервно озирается. Камера оставляла меня и снимала Мартина с другого ракурса, затем следовала за ним к продолжению сцены.

Питер подумал, что темп несколько медленный, и попросил меня заворачивать рыбу только в один слой. Но когда я так проделал в следующем дубле, Мартин еще только начал нервно оглядываться, когда рыба была готова.

Фриман попросил, чтобы я все-таки закручивал рыбу в два слоя – тогда у него останется больше времени озираться. Питер согласился, но при условии, что я буду запаковывать чуть поживее. Джексону понравился один маленький момент, когда рыбник отвлекает Бильбо от его паранойи, и сказал, что мне нужно привлечь к себе внимание, когда закончу запаковывать рыбу.

Зная, что мне нельзя говорить, у меня были лишь два варианта – помахать завернутой рыбой перед лицом Бильбо, или же потрепать его по плечу. Я попробовал потрепать его, но, по-видимому, это выглядело не очень. Терри Нотари указал, что это движение выглядит чересчур современным, а Питер тоже вышел и высказался более прямо: «Мне нравится, что ты его прерываешь, но это похлопывание выглядело чертовски глупо.»

«Отлично», подумал я. «Я испорчу весь фильм».

«Нам, возможно, придется дать тебе текст», сказал Джексон.

«Боже мой! Тебе уже дали имя, а теперь еще и текст?!? Чего тебе еще нужно?» —  воскликнул Мартин в притворном возмущении. Я ответил, что если он будет зевать, то мистер Чабб заберет себе всю франшизу.

«Сколько ты здесь еще будешь?» —  спросил Мартин.

«До декабря», — ответил я.

«Ага. К 18 ноября ты станешь новым  Бильбо», — заключил Фриман.

Было решено, что я просто скажу «сэр?», когда протягиваю рыбу. Я ни разу не актер, а   тут мне нужно было сказать что-то на камеру. Причем в качестве хоббита, то есть это слово нужно было говорить с акцентом.

Боюсь, моя первая попытка была не слишком успешной. Я не только волновался, что мой хоббитский акцент больше походит на пародию на Дика Ван Дайка в «Мэри Поппинс», но Питер еще и сказал, что я звучу слишком плоско. Тут у меня душа ушла в пятки. Но у Джексона родилась идея – лучше, если я говорю текст в то время, когда упаковываю рыбу. Тогда, правда, мне потребовалась фраза подлиннее, чем просто «сэр». В результате у меня получилась красивое, растянутое «Вот, пожалуйста, сэр!»

Самое важное было сказать текст добродушно. Они хотели видеть блеск в моих глазах и улыбку на лице. Радостные, веселые хоббиты, помните ведь?

Когда  я проделал все таким образом, Джексон сконцентрировался на тайминге остатка сцены. Либо я все сделал правильно, либо они решили забросить мой неисправимый случай и переделать мой ужасно произнесенный текст в озвучке, отдав на передубляж какому-нибудь талантливому актеру.

В начале сцены камера крупным планом показывает мои руки, когда я шлепаю рыбой о прилавок и заворачиваю ее в бумагу. Я подумал, что чистые, мытые после обеда руки не сгодятся, и поискал вокруг себя, с чем бы можно поработать. То, чего мне недоставало в гриме, я с лихвой нашел в рыбьей требухе – в свежей и не очень…

Я так гордился собой. Мои руки были просто отвратительны, ошметки склизкой требухи прилипли именно в тех местах, в каких надо, мои ногти были грязными, а кое-где даже стратегически прилипло несколько чешуек для фактуры. Довольный, как слон, я провел репетицию с этими подготовленными для съемок руками.

Двадцать минут спустя, прямо перед тем, как снять первый кадр, я пошел снова окунуть свои уже почти высохшие руки в новую требуху – и наткнулся на нечто омерзительное. Из требухи выползли десятки маленьких прозрачных червячков, извиваясь, как в кошмарном ужастике с эффектами Роба Боттина.

Через секунду я вспомнил, что мазал эту дрянь себе на руки. Я присмотрелся – и разумеется, эти мерзкие ужасные мелкие паразиты были у меня на ладонях. Добрый ассистент принес мокрую тряпку, и я, гримасничая, стер с рук всех червей. На руках оставалось достаточно слизи (без червей), чтобы хорошо выглядело в кадре.

Шоу должно продолжаться, поэтому мы отсняли кадр. Надеюсь, ничего не подцепив.

Надо сказать, вся команда – просто герои. Им нужно было смотреть за 60 взрослыми хоббитами, 10 хоббитятами (в их числе — двое детей Ричарда Тэйлора), за животными, за яйцами Лероя, и решать большие проблемы. Тем не менее, они всегда были там, где требовалось, с бутылкой воды или с зонтом, чтобы создать милый, милый тенек.

Еще чуть-чуть, и моя маленькая роль в этом приключении подошла к концу. К тому моменту, когда я заковылял обратно к шаттлу, мои хоббитские ноги были как два маленьких водяных матраса: полные трудового пота после рабочего дня.

Это звучит гадко, но так оно и есть. Но вот что совсем не гадко – так это буквально оргазмическое чувство, когда героические гримеры стягивают с тебя эти чертовы ноги, тут же посыпая все детским тальком. Окей, это тоже гадко, но не для меня, уж поверьте. Для меня это волшебно!

Я спросил, можно ли оставить себе ноги на память – и получил в ответ «ни за что» от Хезер из отдела пластического грима. В моем мозгу родилось несколько планов похищения, но чтобы реально выкрасть эти ноги из лагеря, потребовался бы как минимум молодой Майкл Кейн.

Было немного печально смотреть, как к концу рабочего дня мистер Чабб по кусочку исчезает – но сладость избавления от чешущегося парика, пружинящих ног, искусственных ушей (которые заглушали звук целый день) и возвращение в уютные гражданские одежды возместили это с лихвой.

Я ощутил новый прилив уважения к тем, кто проходил и проходит через этот процесс каждый день – будь это Элайджа Вуд, Шон Эстин, Билли Бойд и Доминик Монаган в «ВК», или Мартин Фриман в «Хоббите». Гномам приходится в сто раз хуже. Огромные бороды, носы, фальшивые руки, плотные костюмы. Не завидую им.

Итак, вот история Фредегара Чабба, простого рыбника, который одним глазком узрел великое приключение. И под приключением я, конечно же, имею в виду яйца Лероя.

Ну а здесь давайте представим еще одного члена съемочной группы. В каждом отчете будет участник съемочной группы «Хоббита», зачастую невоспетых героев кинематографа.

Сегодня мы расскажем о парне, о котором я уже говорил выше – мистере Терри Нотари.

Терри, в отличие от остальной команды, немного повыше профилем, и все это благодаря прошедшему году. Он играл Ракету в «Восстании планеты обезьян», затем – главного инопланетянина в фильме «Чужие на районе», а теперь он консультант  в  «Хоббите». Его карьера определенно идет в гору.

Карьера Терри началась с роли каскадера в фильме «Гринч» Рона Хауарда. Однажды на съемочной площадке он заметил, что все каскадеры двигаются по-разному, и он подумал, что следовало бы иметь общий стиль движений для жителей Хувилля, чтобы они не мельтешили по всей округе.

Нотари придумал несколько основных видов походки и движений  и обучал им свою команду, когда это увидел Рон Хауард. В результате Хауард взял его на должность тренера движений и тем самым запустил его карьеру. Поначалу не знали, как называть его должность, вот он и подумал: в кино бывают тренеры диалектов, так почему бы не быть и тренеру движений?

Вот так это и началось. Он начал подниматься по карьерной лестнице и очутился в Новой Зеландии.

В «Хоббите» он снова придумывает движения для разных народов Средиземья и знает наизусть, как каждый из них двигается. То есть: ходят, бегают, крадутся, говорят, спят, падают, едят, работают, воюют – спросите, что хотите, и он сразу скажет, в чем тонкие различия между разными народами.

Хоббиты, как мы уже знаем, выпячивают при ходьбе колени вперед, постоянно улыбаются, а их глаза всегда быстро улавливают движения и цветные, яркие вещи. Гномы – более инстинктивные, они ходят приземисто, выпячивая при ходьбе живот. Эльфы думают о внешних сферах, не копаются в себе, им не важен собственный имидж – поэтому они ходят легко, почти паря при ходьбе.

Я не спросил, как ходят гоблины, орки и маги, но Терри – это голова, и я уверен, что он легко изобразит их походку, не успеешь и глазом моргнуть.

Перед тем, как попрощаться, вот, насладитесь крутотенью. Это видео будет особенно интересно фанатам «Восстания планеты обезьян».

Как я уже говорил, Терри – это голова.

Вот и конец новому выпуску. Прошу прощения, мне пора идти писать подробную неизбежную  биографию Мистера Чабба на Толкиен-Вики. Думаю, что он играл роль и в «Братстве»: старик Чабб кидался рыбными головами в назгулов, и только благодаря ему Фродо и его друзья-невысоклики успели добраться до парома Бакенберри, и тем самым он спас все Средиземье от возвращения Саурона.

Спасибо, что присоединились ко мне на Неожиданном Путешествии! Ждите следующей статьи!

— Эрик Веспи, он же «Квинт»

Photographs © Quint, Aint-It-Cool-News.

Оригинальная статья: http://www.aintitcool.com/node/51851

Перевод на русский: TheHutt. Корректура: Silv. Использование перевода только с разрешения! 

комментария 3

  1. Petrov-Vodkin:

    Ну и хряк же у них на съёмочной площадке.

  2. Segiy:

    интересный у Вас сайт… Интересно почитать.

  3. povtas.ru:

    я бы сказал необычный сайт

Добавить комментарий