Рецензия: Саундтрек к Хоббиту: Пустоши Смауга

hobbit_smaug_ost_normalРедактор Demosthenes с сайта TheOneRing.net написал рецензию к саундтреку ко второй серии «Хоббита». Предлагаем вам русский перевод.

Саундтрек Говарда Шора к «Пустоши Смауга» превращается из адекватного в шедевральный благодаря лишь шести нотам. Это звучит пафосно, но они формируют, возможно, самый жуткий и напряженный лейтмотив, который вы услышите в этом году. Многие слушатели отмечали (или, скорее, жаловались) на недостаток новых мотивов в «Хоббите: Нежданном путешествии». Общий тон был в ключе: «дайте нам зацепку, что-нибудь новое, чтобы было, что насвистывать!»

И при первом прослушивании стандартного издания саундтрека к «Хоббиту: Пустоши Смауга» кажется, что этих зацепок не так уж много. Например, такая зацепка есть у Барда. Краткий проигрыш на клавесине в стиле барокко в треке «Thrice Welcome«, по всей видимости — тема бургомистра Озерного города (хотя возможно, его тема — помпезная музыка после этого).

Тем не менее, именно шесть нот темы самого Смауга бьют слушателя под дых и требуют его безраздельное внимание.

Сначала это всего лишь две тяжелые, раскачивающиеся ноты, передающие величественность, угрозу и непрерывное напряжение (глядя со стороны, это в некотором роде почти инверсия темы «Челюстей»). Они растянуты на долгие моменты в начале трека «Inside Information» в исполнении струнных; и интенсивное ощущение беспокойства уступает лишь чувству неизмеримой огромности. Повторы, чтобы держать напряжение в цикле. Вариации текстуры и тембра, чтобы держать интерес. Плюс звон индонезийского гамелана, слухи о которых дошли до нас — чтобы создать чувство глубокой чужеродности. Затем — четыре быстрых ноты, чтобы закрыть фигуру.

И снова повтор. Вариации, чтобы музыка не приелась. Время от времени (очень редко)  — вкрапления более легких элементов, чтобы немного рассеять угрюмость этой музыкальной палитры. Это звучит просто, но работа проделана мастерски. Ничего лишнего; второй диск саундтрека — чистое золото без какого либо наполнителя.

В звуковом плане Смауг- звезда второй половины фильма, и его мотив в ней — доминирующий. Он звучит в «In The Shadow Of The Mountain», «Inside Information», «A Liar And A Thief», «Smaug», «My Armor Is Iron» и даже в доброй части «The Hunters» — и постоянно возвращается и гонит действие вперед по американским горкам из напряжения и угрозы. И то и дело он идет наперекор музыкальным ожиданиям, чтобы создать нелегкую, иногда атональную атмосферу, излучающую опасность.

Когда уже знаешь ключевой мотив, начинаешь находить его в самых неожиданных местах. К примеру, в «Flies And Spiders» он резко звучит в одном-единственном такте; в начале «Wilderland» он раздается в мощном взрыве из медных духовых и бьющих гонгов; а в середине «The Nature of Evil» он звучит в любопытной арабской вариации а-ля Али Баба.

howard-shoreК сожалению, первый диск не имеет такого общего тематического хребта и в начале звучит несколько бессильным. Конечно, в нем тоже есть свои моменты: увлекающий зов и ответ на него в начале «The Quest for Erebor», быстрый, энергичный пульс трека «Wilderland», быстрые взвизгивания, характеризующие «Flies And Spiders». Однако идеи, представленные в «The Woodland Realm», «Barrels Out Of Bond» и «The Forest River» остаются неразвитыми: они звучат, как обрубленное пыханье паровоза, которое в результате никуда не приводят. В этом плане больше всего разочаровывает «The House of Beorn»: даже живой темп не помогает ему избавиться от ощущения того, что этот трек играет роль наполнителя.

Повторное использование тем проводится весьма удачно. Да, вы услышите тему Саурона/Барад-Дура, когда Гэндальф ведет нас в Дол Гулдур. Вы услышите и другие: траурную тему Кольца Всевластья, непоседливую и живую тему Бильбо и возможно еще целую кучу других тем, которые я пропустил. Но это и к лучшему: они добавляют субстанцию в музыку, избегая доминирования.

Для некоторых этот альбом может оказаться слишком мрачным: только темы «A Feast Of Starlight», «Kingsfoil» и закрывающий трек — «Beyound The Forest» звучат более-менее оптимистично и вселяют надежду. Но если вы готовы вложить свое время, чтобы слушать альбом, не отвлекаясь — то отдача от музыки будет чертовски хорошей.

Саундтрек Говарда Шора к «Хоббиту: Пустоши Смауга» выйдет 10 декабря на  Watertower Music. Сэмплы можно послушать на странице Watertower на  Soundcloud.

[Предзаказ издания «Делюкс» ] | [Предзаказ стандартного издания]

 

Добавить комментарий