Интервью: Питер Джексон и история ВК

Недавно вышла в свет книга Anything You Can Imagine: Peter Jackson and The Making of Middle-earth о Питере Джексоне и том, как он реализовал фильмы Властелин Колец и Хоббит. Автор — редактор журнала Empire Иен Нэйтан, получивший особый доступ к режиссеру и съемочной группе. Stuff.co.nz опубликовал интервью с автором книги. Предлагаем вашему вниманию его перевод.

Через два десятилетия после того, как первая трилогия получила «зеленый свет», сложно себе представить, что она висела на волоске…

Не знаю, существует ли что-то вроде судьбы или рока, но иногда, мне кажется, это ощущалось именно так. Перед этими ребятами постоянно возникали препятствия, и должно было, это было очень больно, учитывая, сколько раз Властелин Колец стоял перед крахом. У Питера была команда дизайнеров и компьютерных художников, которых он хотел обеспечить работой. Он хотел создать творческое комьюнити, и подвести их было бы ужасно. Но с другой стороны, мне кажется, там также ощущалось присутствие неких космических сил, которые внезапно помогали преодолевать препятствия и реализовать проект.

Продюсером ВК мог бы оказаться Харви Вайнстайн, так как у Джексона в конце 90-х была с ним договоренность о праве первичного выкупа. Стали бы эти фильмы другими — учитывая, что Вайнстайн хотел снять только два фильма?

По правде говоря, я не думаю, что их бы сняли. Проект дошел до той стадии, на которой Вайнстайн не смог бы его финансировать. Питер не был готов идти на компромиссы и снимать фильм, который, как он считал, стал бы ужасной экранизацией книги.  Но Харви реально хотел, чтобы Питер был режиссером. Он сказал ему: «Если ты уйдешь, я отдам фильм Квентину Тарантино или Джону Мэддену» — второй кандидат был бы более вероятным, но я не знаю, планировал ли он это всерьез. Но на этот момент проект был для него слишком дорогим, и к счастью, ничего этого не произошло.

Вайнстайн дал Джексону практически невозможный ультиматум — две недели, чтобы найти новую студию...

В Голливуде двухнедельный срок на такое совершенно непредставим. Обычно тебе дают полгода-год на то, чтобы продать проект куда-либо еще. Но две недели — видимо, они считали, что это дохлый номер. Кроме того, Вайнстайн требовал возврата всех своих инвестиций в тот момент, когда договор будет подписан. Это был кошмар. Все другие студии сказали «Это слишком краткосрочно, мы не можем согласиться на таких условиях». Так что тот факт, что Нью Лайн пошла на это, граничит с чудом. И они не хотели снимать двухсерийный фильм, они хотели трилогию. То есть, студия была еще и готова приложить дополнительные усилия.

Был ли опыт Джексона работы над ранними фильмами наподобие Плохого вкуса и Знакомьтесь с Фиблами, где у него почти не было бюджета, полезным для Властелина Колец?

Некторым сложно представить себе, как этот человек, снимавший комедийные ужастики, всего несколько фильмов спустя экранизирует самый значимый фэнтэзи-роман XX века. Но в этом что-то есть, связанное с практичным подходом при создании тех фильмов и с опытом съемки фильма с нуля. Он потратил больше времени на Плохой Вкус, чем на Властелина Колец, но это был проект для души. Что-то в его ДНК позволяет доводить до конца проекты-долгострои, когда другие люди давно бы их бросили.

Вы упоминаете, как архетипичный новозеландский принцип решать проблемы «с помощью проволоки №8» был важной составляющей метода работы Джексона…

Когда я писал книгу, одним из главных аспектов, который я хотел изучить, был «что именно в характере новозеландцев позволило им сделать невозможное?» Потому что Властелин Колец всегда считался невозможным для экранизации. Во многом дело было в том, что если ты живешь на краю света, нужно справляться своими силами. Больше обращаться некуда. Властелин Колец не был проектом «на коленке», он был снят масштабно и высокопрофессионально. Но в то же время они с Ричардом Тэйлором обладали способностью взглянуть на проблему наподобие «как нам сделать маленьких хоббитов из этих больших актеров?» — и найти пять или шесть решений.

Нет более удачного примера находчивости киви, чем революционная технология захвата движения, которая теперь считается индустриальным стандартом…

Если рассматривать один конкретный элемент Властелина Колец, который заключает в себе весь этот образ мышления — так это Горлум. В самом начале они не знали, как они будут его делать, но когда встретились с Энди Серкисом, они сразу поняли, что он и есть Горлум.

Когда он играл Горлума, они задумались: «Как нам это показать в фильме?» Просто невероятно, что они додумались до технологии, позволяющей захватывать перформанс Энди, оцифровывать его и совмещать его с анимацией. Это был настолько невероятный прорыв! Даже после успеха Братства Кольца они еще не были в безопасности: если бы Горлума запороли, то над ним бы смеялись в каждой сцене, где он появляется в Двух Крепостях. Реальная победа — это то, что зрителям нужно лишь 2-3 минуты на то, чтобы привыкнуть к нему, как к персонажу, хотя мы знаем, что он компьютерный. Мы даже видим его эмоции и драматизм, так что это былом триумфом.

Властелин Колец сделал из «многообещающего режиссера» Питера Джексона одного из самых знаковых кинорежиссеров в мире…

После Небесных созданий и Страшил он уже обрел достаточный вес в Голливуде, чтобы на него обращали внимание, но, конечно же, не на уровне Властелина Колец. Уже тогда были трения из-за того, что он хотел работать в Новой Зеландии, и у него была репутация непоколебимого человека, поэтому отношение к нему было сложным: «Мы не можем поручить ему наш последний блокбастер, потому что он захочет его снимать где-то за тридевять земель». В какой-то степени он продвигал свою карьеру в Голливуде и в то же время становился авторским режиссером в том плане, что хотел работать на своих условиях.

Но ему очень помогали многие другие — к примеру, Ричард Тэйлор, Филиппа Бойенс и подруга жизни Фрэн Уолш…

Можно сказать, что он — авторский режиссер, но при этом у него за спиной целая страна. Фильм создал очень большой коллектив, так что это также история общего успеха — с Питером в центре команды. Можно поспорить, что Фрэн Уолш была ко-режиссером фильма. Она была главным двигателем в плане сценария и музыки, и режиссером многих сцен с Горлумом, а также отсняла много материала второго плана. Филиппа Бойенс была душой Дж. Р. Р. Толкина, она была хранителем текста. А Ричард Тэйлор — моделист, гений, безумный профессор… Если Питер говорил ему, что на следующий день ему нужно 1000 черепов, то Ричард это обеспечивал — потому что именно этим он занимается в своей чудесной мастерской.

Оказался ли Питер в патовой ситуации, согласившись в последний момент стать режиссером Хоббита после того, как Гильермо дель Торо покинул проект?

После ухода Гильермо дель Торо Питер не собирался становиться режиссером Хоббита. Это было переломным моментом для всего проекта. Опять же, Питер осознавал, что он должен удержать киноиндустрию Новой Зеландии на плаву. Ему было важно, чтобы эти фильмы были сняты, и сняты именно там. Уорнеры сказали ему: «Либо ты возьмешься за это, либо мы спишем весь этот проект со счетов и закроем его.»

Так что Питеру пришлось взяться за Хоббита по многим искренним причинам, и это было непросто. Ему тут же пришлось бежать впереди паровоза и открыть для себя фильм, который он не планировал снимать.

Вы описываете Питера Джексона, как одного из немногих режиссеров,  тесно связанных со своей родной страной…

Вполне существует понятие «французский режиссер» — режиссер, ассоциирующийся с французским кино. Но никто не рассматривает Джеймса Кэмерона как «канадского режиссера», или Стивена Спилберга как «американского режиссера». У Питера же — какая-то симбиотическая связь с Новой Зеландией. Он говорит, что не хочет снимать кино в другом месте. Что-то в Новой Зеландии его подпитывает, и это отражается на его стиле работы, это в его крови. Можно аргументировать, что Властелин Колец — не новозеландский фильм, потому что снимался на голливудские деньги и его сюжет не о Новой Зеландии. Но по какой-то причине этот фильм все равно новозеландский: благодаря Питеру, тому, как он его снимал, и благодаря своей индивидуальности.

Оригинал

Перевод: TheHutt

Добавить комментарий