Питер Джексон: «Великолепный сэр Иен Хольм»

Питер Джексон опубликовал в фейсбуке теплые воспоминания об ушедшем вчера из жизни Иене Хольме.

Мне очень печально, что сэр Иен Хольм ушел от нас.

Иен был таким очаровательным и великодушным. Тихим, но в то же время с лукавым блеском в глазах.

В начале 2000х, перед тем, как снимать сцены с Бильбо для Братства Кольца, я нервничал из-за того, что мне предстоит работать с таким уважаемым актером. Однако, он меня тут же успокоил. Стоя в декорациях Бэг-Энда в первый же день, перед тем, как включились камеры, он отвел меня в сторонку и сказал, что в каждом дубле будет пробовать что-то новое, и чтобы это меня не беспокоило. Если, по истечении пяти-шести дублей он не даст мне то, что нужно, то он будет рад, если я дам ему специфические указания.

И мы работали именно так. Но что невероятно: все его разные прочтения текста и нюансы игры оказались великолепными. Мне редко требовалось давать ему указания. Он дал нам невероятный выбор разных вариантов для монтажа.

Мы провели вместе очень приятный месяц, когда снимали первые полчаса Братства.

Однажды Бильбо должен был рассказывать о своих приключениях зачарованной группке маленьких трех-четырехлетних детишек, сидящих на поляне, где отмечался его День Рождения. Сначала мы сняли игру Иена, где он рассказывает эту историю; однако, нам также нужно было снять реакции детей на разные драматические моменты. Но маленькие дети очень легко отвлекаются, и мы с Иеном быстро поняли, что они не могут слушать одну и ту же историю несколько раз, в то время, как мы снимали их с разных углов.

Нужно было сохранить внимание детей — и для этого я предложил Иену изменять историю при каждом рассказе: добавлять разные подробности, придумывать что-то новое… лишь бы общая сюжетная канва оставалась верной сценарию. Я сказал, чтобы он не волновался — я что-нибудь придумаю при монтаже.

Тем не менее, нам нужно было также не давать детям отвлекаться в те моменты, когда мы быстро передвигали камеры с одного места на другое. На съемках «быстро» — это 15-20 минут. Так что, когда камеры не работали, я шепнул Иену, чтобы он продолжал их развлекать. Я подкинул ему идею, что он «мог бы рассказывать другие истории в перерывах между съемками». И он это сделал. По прошествии нескольких часов мы отсняли все, что требовалось.

Когда детей выводили со съемочной площадки, а команда готовилась к следующей сцене, Иен сказал мне, что так тяжело ему в жизни еще не доводилось работать!

Более десятилетия спустя мы надеялись, что Иен снова сыграет Бильбо — в сценах в начале Хоббита. Мы с Фрэн встретились с Иеном и его женой Софи в Лондоне на ужине. И он сказал нам, что ему очень жаль, но он не может. Он огорошил нас, уже и так шокированных, тем фактом, что у него нашли болезнь Паркинсона, и что он больше не может запоминать текст. Ему трудно ходить, и конечно же, он не сможет поехать в Новую Зеландию. Будучи затворником, он сказал, что в принципе он ушел на покой, хоть и не объявил об этом публично.

Это было ударом для нас, уже придумавших замечательный способ сделать переход от Иена в роли старого Бильбо к Мартину Фриману в роли молодого Бильбо. Я описал ему эту сцену, и она ему понравилась. Я также рассказал, что мои мать и дядя страдали от Паркинсона многие годы, и что мне очень знакомо то, что эта болезнь делает с людьми.

На этот момент наш ужин (на котором мы планировали обсуждать с Иеном его новые сцены, а Иен планировал объяснить нам, почему он не сможет у нас сыграть) внезапно превратился в мозговой штурм, в котором Иен, Софи, Фрэн и я все вместе пытались додуматься, как позволить Иену в последний раз сыграть Бильбо.

Мы снимаем в Новой Зеландии… но что, если мы приедем в Лондон и снимем его сцены рядом с его домом?

В конце трапезы он медленно кивнул и сказал: «Да, я думаю, это я бы смог сделать.» Но я знал, что он оказывает мне огромную услугу,  взял его за руки, и со слезами на глазах поблагодарил его.

Мы начали съемки в Новой Зеландии, с Мартином Фриманом в роли молодого Бильбо. Мартин был огромным поклонником Иена Хольма, но не был знаком с ним. Однако, Мартин оказал нам большую услугу, согласившись сняться в пластическом гриме, чтобы сыграть сэра Иена Хольма в роли старого Бильбо для нескольких панорамных кадров в НЗ — и он отлично воспроизвел его характерную манеру двигаться.

Мы вернулись в Лондон несколько месяцев спустя и взяли с собой наши декорации Бэг-Энда. Мы сняли сцены Иена с маленькой съемочной группой, как и обещали. Милая Софи, жена Иена, была с ним каждый день, и оказала и ему, и нам огромную помощь.

За четыре дня мы отсняли все, что требовалось. Элайджа Вуд и Иен подружились еще на Властелине Колец, и Элайджа каждый день был в лондонской студии, чтобы дополнительно поддержать Иена.

В окончательном фильме, надеюсь, зрители видят лишь Иена Хольма, снова играющего Бильбо. Но тогда, на съемочной площадке, я видел великолепного актера, играющего свою последнюю роль. Это было чрезвычайно смело с его стороны, и очень эмоционально для всех, кто в этом участвовал.

Мы всегда будем крайне благодарны Иену за то, что он сделал это. За то время, что мы провели с ним, мы с Фрэн очень подружились с ним, и нам было очень хорошо в его компании.

Чтобы отпраздновать завершение съемок, Иен и Софи позвали нас к себе домой на ужин. Это был чудесный вечер, полный юмора и веселья. Мы с Иеном обнаружили, что нас обоих очень интересует Наполеон, и мы разговаривали о нем несколько часов.

Год спустя, когда в Лондоне прошла премьера первого Хоббита, благоговеющий Мартин Фриман наконец-то познакомился с Иеном Хольмом.

Смотреть на то, как играет Иен, научило меня очень многому: так как Иен сохранял свое тихое спокойствие, актерское перевоплощение будто происходило само собой. Для меня было честью работать с ним, и я счастлив, что был с ним знаком.

Я всегда любил то, как Иен сыграл в последних сценах Возвращения Короля.

«Мне кажется, я вполне готов к еще одному приключению.»

Прощай, дорогой Бильбо. Доброго пути, милый Иен.

1 комментарий

  1. Миша-345:

    Спасибо сэру Питеру за столь теплые и искренние слова! Именно таких от него и ждали! Да, уходят звезды «Властелина Колец»… В 2015-м умер оператор Эндрю Лесни, в том же году не стало великого Кристофера Ли, теперь с нами нет и Иена Хольма…

Добавить комментарий