Спецэффекты и CGI в «TTT»

Автор(ы): Alexbel

Написано: 11.11.2003

Это не совсем обычная «рецензия» из тех, что тут уже есть. Я не хотел бы обсуждать в этом треде личные впечатления от фильма как экранизации романа «Властелин колец» или просто как блокбастера. Для этого есть другие треды. Цель моей «рецензии» — обсудить с теми, кому это интересно, спецэффекты фильма «Две крепости», компьютерные и физические.

Я не специалист в этой области и могу судить лишь по личному впечатлению от фильма. И оно следующее: спецэффекты почти идеальны. Почти — потому что кое-где заметны кое-какие шероховатости. Неполная фотореалистичность отдельных персонажей в отдельных кадрах не в счет — таков на сей момент уровень технологии.
К шероховатостям я отношу не очень аккуратно вырезанных персонажей, снимавшихся на синем фоне. Это следующие сцены (где съемки на синем фоне хорошо заметны):

1) Фродо и Сэм перед назгулом в Осгилиате в тот момент, когда Сэм подбегает к Фродо;
2) Арагорн на фоне сражающихся воинов и урукхаев в Хельмовой Пади утром, когда он произносит, глядя на восток: «Гэндальф!»
3) Назгул на своей крылатой твари крупным планом; претензия скорее не к синеэкранному происхождению, а к ненатуральному освещению фигуры назгула.

О компьютерной графике (кроме Голлума, о нем — отдельно).
В некоторых местах битвы за Хельмову Падь понятно, где компьютерно сгенерированная массовка, а где — реальные съемки. Но это мое личное восприятие — человека, который очень много материалов о создании этой десятитысячной армии урукхаев. Мнение же цивильного человека об этих эпизодах — «Только разум мне подсказывал, что набрать 10000 человек для массовки невозможно».
Кроме того, не всегда удается достичь эффекта живого существа во время эпизодов с энтами. Это особенно часто проявляется во время передвижения Древоборода по лесу. Разрушение же Изенгарда — великолепно! Вот здесь энты развернулись в полной красе. К этому эпизоду у меня нет абсолютно никаких претензий.
Варги. Опять же, кое-где во время бега, проявляется некоторая компьютеризированность существ, но зато они же крупным планом — абсолютно живые твари. Как кто-то метко подметил, «они получились теплые».

Это основные компьютерные эффекты. От «физических» же спецэффектов, к коим я отношу и съемку миниатюр, я в полнейшем восторге. То есть разумом понимаешь, что, например, разрушение Изенгарда не что иное как миниатюра плюс CGI, но смотрится потрясающе! Особенно, я это подчеркиваю, на большом экране. Никаких огрех!
Я до сих пор задаюсь вопросом: что взрывали в Хельмовой Пади — миниатюру 1:4, 1:35 (как известно, было две миниатюры) или ее же компьютерный аналог? 😉 Притом ощущение от взрыва совершенно реальные, как огромные глыбы камня падают на толпу урукхаев…

The last but not the least. Голлум!
Начну со здоровой критики…
…в адрес призывающих заменить компьютерного персонажа живым актерам. Сразу хочется спросить: вы что? Как такая идея может придти в голову, мне совершенно непонятно. Разве что от желания подчеркнуть свое негативное восприятие. Характерная деталь: ни в одной западной рецензии на фильм я не видел не то что отрицательной, а нейтральной реакции на Голлума. Либо «Хорошо» либо «Блестяще! Впечатляюще!» и т.д.

Поясню. Голлум в книге — не хоббит. Он был им когда-то, но теперь он уже «существо», нечто, совершенно высушенное годами и властью Кольца. Он не должен внешне напоминать хоббита, что и было сделано — в том числе и способом передвижения. Джексон оставил хоббитскими только глаза — как очень важную деталь.
А теперь представьте себе, что на месте Голлума — худющий актер-человек, дистрофик. Поверили бы вы в такого Голлума? Лично я — ни за что.
Еще один «аргумент» гонителей компьютерного Голлума — «невесомость» и «отстутствие взаимодействия с окружающей средой». Абсолютная невнимательность или заведомо ложное утверждение. Навскидку — три сцены: от лап Смигола отлетают травинки (когда он радостно скачет после первого разговора со Голлумом), от лап Голлума колышутся травинки на кочках (самое начало перехода через болота) и земля под его же лапами (в сцене с кроликами).
Мимика и голос! Они сливаются воедино, даря миру живое существо. Такого я и в самом деле еще никогда не видел; и ставшее уже неостроумным (;) ) сравнение Голлума с Добби так же интересно, как сравнение Добби с Джа-Джа Б. из Эпизода 1. Самый «вкусный» момент — это, ИМХО, короткое Смиголовское «No.» и «Murderer!» Голлума после этого. Как шевелятся его губы в этот момент — передано потрясающе!
Безусловно, не обошлось без небольших шероховатостей. Так, заметна врисованность Голлума в кадр по крайней мере в двух местах: ночью на болотах, перед появлением назгула, и на Запретном пруду возле Хеннет-Аннуна, когда он лупит рыбу об камень. В остальных местах это либо фотореалистичность, либо прекрасная графика.

На этом, пожалуй, закончу, сделав маленькое заключение. В этом году конкурент в битве за спецэффекты у нас только один (не считать же «Особое мнение», «Тайную комнату» и «Три икса» 😉 ) — но какой! «Эпизод 2», безусловно, прекрасен с технической точки зрения. Но вот то, как эти спецэффекты подаются, могло бы сыграть роль в судьбе наград в этой номинации;). Хотя я лично пожертвовал бы «Оскаром» за спецэффекты ради «Оскара» за лучшую второстепенную роль нашей Прелести

(Обсуждение статьи здесь)