Хоббит: мое неожиданное путешествие

Рецензия на «Хоббит: нежданное путешествие» от Mrs Underhill

Не знаю, с чего начать — у нас на Хеннет Аннуне было так много разговоров о «Хоббите»: мы читали и обсуждали книгу, спорили о мотивации Торина и гномов, гадали, чего ждать от ПиДжея, и, сейчас, наконец дождавшись, делимся впечатлениями. Как теперь это собрать в цельную рецензию, не повторяясь и не растекаясь мыслями?

Часть 1: Чего я ждала от «Хоббита».

Начну сначала. С моих ожиданий от фильма, с моей реакции, когда я узнала (и смирилась) с тем, что «Хоббит» будет и делать его будет ПиДжей, с чьими фильмами «ВК» у меня сложные отношения:

Все прощу, если буду рыдать в конце над Торином и Бильбо. 

Ведь о чем, собственно, «Хоббит»? В главном — о том же, что и «ВК».
О том, как «маленькие» люди, любящие простые радости, преодолевая искушение сидеть тихо, чтоб не трогали, становятся героями. И о том, как «большие люди», герои, преодолевая искушения своего статуса, склоняются перед скромностью и правдой маленьких людей. Ну и o том, как любовь спасает мир, в очередной раз — силами и тех, и других.

Искушения правда разные — в «ВК» это «Власть развращает», в «Хоббите» — «Люди гибнут за металл». Но суть та же. Непростые пути Торина и Бильбо, переплетение их судеб и трагическая, но светлая, развязка — именно через это выражается главная идея «Хоббита».

«Хоббит», как «ВК», это для меня и книга о политике. О том, как взаимное недоверие, утилитарные расчеты, ставка на силу заводят в тупик. И о том, как нестандартный, самоотверженный акт веры и любви может пробить стену и в корне изменить ситуацию: уничтожить Кольцо, отдать Аркенстон противнику — вот поэтому хоббиты мои любимые герои, а Гэндальф — мой любимый политик.

«Хоббит», как «ВК», это еще и квест, только камерный и семейный — гномы идут за сокровищем, а также за своим потерянным домом, смыслом жизни и достоинством (которое вернется, лишь если отдать долги врагам). Если б им было нужно только богатство, они б остались в Синих Горах, где уже сколотили новые состояния. Бильбо поначалу идет за тем, чтоб мир посмотреть и себя показать. В итоге и Бильбо, и гномы получают нечто большее.

«Хоббит», не как «ВК», это еще и детская сказка, с юмором, придурью и волшебством. Люблю его за это и очень рада, что Профессор не переписал его в духе «ВК», как планировал. Смеюсь над «Бейте тарелки, бейте розетки», над Оином и Глоином, которые подрались, над глупыми троллями и вредным бургомистром, и ни на что не променяю Беорна и говорящих животных и птиц.

Ну и напоследок — «Хоббит» это конечно о драконе, олицетворяющем жадность, страсть к богатству. Драконом поверяются все наши герои, и когда Смауг сражен, начинается самая драматическая битва в книге — битва с драконом в себе, и биться приходиться не только Торину.
Смауг на сокровищах под Горой — эпицентр, к которому стягивает всех героев по ту сторону «Мглистых Гор». Гномы, Бильбо, эльфы, эсгаротцы, гоблины, варги, Беорн, орлы — они все попадают в зону тяготения Смауга, все сходятся в эпицентре, где и происходит взрыв, которых одних уносит, других меняет навсегда. Страсти, перегорают, как пламя дракона, герои, тихие и пристыженые на пепелище, отдают друг другу даром то, за что вчера были готовы убить.

Занавес и конец — и намек Гэндальфа Бильбо, что это было лишь частью чего-то большего. Кольцо, Некромансер и его пауки — таинственное зло намного круче Смауга, разбираться с которым будут позже, в «ВК».

Вот, примерно, что значит для меня книга «Хоббит», и что бы я надеялась увидеть в фильме.
Длинная оказалась присказка, прямо как первый фильм «Хоббита». Ну раз Джексону можно, то мне и подавно.

Часть 2: Что я получила.

Во первых, я получила самое главное: Торина и Бильбо. Моих Торина и Бильбо, которые, я уверена теперь, вытянут главные темы «Хоббита».

Кастинг на обе роли просто гениален, и я каюсь за свое ворчание, что Фримена сдернули с «Шерлока» на «Хоббита». Он умудрился в сеансе одновременной игры оживить две роли-иконы английской литературы.

Мы видим Бильбо, в котором борятся Бэггинс и Тук.

Уморительного Бильбо, который пытается вежливо и безуспешно послать Гэндальфа, а потом гномов.

Бильбо, который завороженно слушает песню гномов, а наутро, в страхе, что шанс упущен, бежит за приключениями без носового платка. Если кому-то кажется, что это не по книге и что его Гэндальф заставил — перечитайте, и загляните в «Поход к Эребору» для верности. Бильбо сделал выбор сам, Гэндальф лишь помог ему решиться и не упустить свой шанс. В фильме выбор Бильбо просто показали в лоб, чтоб любой зритель понял.

Видим проблеск Бильбо-поэта, с тоской оглядывающегося на Ривенделл (хочу еще Бильбо в Ривенделле, на режиссерке!)

Мы видим, откуда у Бильбо берется храбрость — из жалости и доброты.

Помните ту сцену с лошадками, когда он кормил свою пони яблоком, а потом пришел в ужас, увидев, как ее стащили тролли? То, как он перерезает веревки и спасает лошадок, похоже, предвкушает разрубание паутин и спасение гномов в Лихолесье, к сожалению, перенесенное во 2-й фильм.
Ну не мог он видеть, как его поничку Миртл и других пони будут есть тролли, и это его заставило забыть про свой страх. То же самое с гномами и пауками — он не искал там драки, он просто хотел освободить гномов, и дрался за это.
(Подозреваю, что вставка Азога и последующая разбивка на 3 фильма, похоже, разрушила эту логику, вклинив Бильбо-воина, бросающегося за Торином, между лошадками и пауками. Но об этом позже.)

Ну а сцену с Голлумом только ленивый не хвалил. Фримен там сначала замечательно отыгрывает оторопь в своих разговорах с Голлумом: такая бэггинсовская реакция нормального человека на опасного психа.
А потом, сцена жалости — Бильбо ведь там не просто жалеет Голлума, он готов пострадать за это. Там был узкий проход, Голлум мог легко его поймать. И тот прыжок Бильбо — героизм, уже туковский, и видишь, как он перед этим собирается с духом и решается рискнуть жизнью, чтобы не совершить убийство.

Но главный путь Бильбо в фильме — не от Бэггинса к Туку.

Он начинает как наемный «взломщик», который пошел мир посмотреть и себя показать, а заканчивает тем, что принимает квест гномов близко к сердцу, становится одним из них, и, фактически, присягает на верность Торину — его рывок на защиту Торина в конце именно об этом.

То, как Бильбо проникается болью изгнания гномов, мы видим в чудесной сцене с Бофуром, тут всем все понятно. Но вот сцена, когда он бросается Торину на помощь, я вижу, вызывает вопросы — с чего это он?

С одной стороны, я этот вопрос понимаю. Бильбо-воин на данным этапе слегка преждевременен, и спасение Торина, и объятие/принятие в ряды должно, по идее, быть после пауков, если б 1-й фильм кончался в Эсгароте, как было раньше задумано. И битва с пауками должна была бы быть первой настоящей битвой Бильбо — и она логически вытекала бы из сцены с лошадками, объясняла бы, откуда у него храбрость.

Но с другой стороны… А вы, извиняюсь, Торина видели? 🙂 Вы слышали, как Балин рассказывал про Азанулбизар? Как за таким Торином можно не пойти — тем более, Туку? Вопрос лишь в том, возьмет ли он…

На этом мы плавно переходим к Торину, и о Эру — тут мне надо постараться подобрать челюсть с пола и высказаться членораздельно.

Скажу честно, когда я узнала о том, что ПиДжей собирается делать из Торина зазнобу, то почувствовала первый толчок оптимизма по отношению к фильму. Не из низменных соображений — я даже не знала тогда, кто будет его играть. Просто мне понравился ход мыслей ПиДжея.

Торин — главный трагический герой, который должен разбить нам сердце. А для этого он должен трогать на всех уровнях. Если он будет выглядеть как Гимли, то этого не произойдет, уж так мы устроены. Торин должен быть харизматичен и влюблять в себя — не только нас, но и Бильбо и свою команду, и так, чтоб мы в это верили. Можно смело сказать, что это удалось.

Но я не ожидала, что он будет настолько харизматичен, царственен и великолепен, и что он при этом прекрасно отыграет и психологическую подоплеку: его гордость и упертость, особенно в общении с другими лидерами — это компенсация, поскольку гордость — это все, что у него осталось. Что-то вроде: «Если отнять у меня все, что останется? Я!».
И он ходит с этой гордостью, как кот с вздыбленной шерстью: чтоб казаться больше, в том числе самому себе. Чтобы сохранить этот внутренний стержень, на котором держится не только он, но и остатки его народа.

Еще хотелось сказать — видела у разных людей его сравнение с Арагорном, или Боромиром, причем из фильмов. *голосом Елистратова* НЕЕЕЕЕТ! Сходство очень поверхностное.

Вот чего в фильмовых лидерах не было и чего мне там не хватало — это авторитета, врожденной лидерской харизмы, чтоб вожак зашел в комнату — и все глаза на него, сказал слово — и все заткнулись и смотрят ему в рот, сказал «Вперед» — и все побежали. Там все лидеры были в чем-то ушербные или убогие, которых хочется обнять и пожалеть, все в сомнениях, все как современные боссы — выслушают ваше мнение, спросят, как дела, как семья, нет ли вопросов. Что тоже хорошо и правильно, но вот этого генеральского — чтоб вошел и гаркнул и все по струнке — это, пожалуй, в фильмах было только у Эомера, он мог бы стать таким в будущем.

А вот Торин — именно что генерал, лидер, из которого эта мощь просто прет. При этом он тоже сомневается в себе и своей адекватности как короля — его бросок на Азога именно этим вызван, хоть этот гештальт закрыть достойной смертью, хоть здесь не опозорить честь рода, — но это не влияет на его лидерство. И обнять его тоже хочется иногда — но разве ж этот дастся. 🙂

Если Фрименовский Бильбо демонстрирует массу эмоций и сторон характерa, то Армитажевский Торин может показаться однообразным по контрасту.

Но в этом смысл его персонажа. Торин всю свою жизнь, все свои силы направляет лишь на одну цель: быть достойным королем своего народа. Никаких шагов влево-вправо, никаких шуток и слабостей, all eyes on the hidden door, как в песне гномов на титрах.

Ах, эта песня — в ней весь Торин — и его экзистенциальный ангст, и его северное мужество. Чем жить, когда все потеряно? Где найти новый смысл? We must awake, our lives to make. To find the song for heart and soul. Ну и конечно — never forget, never forgive.

Гэндальф упрекает Торина, что он живет прошлым. Балин мягко спрашивает Торина вначале — а может, не надо? Может, уже забыть про Эребор и просто жить? Но Торин неспособен это сделать, в этом и его сила, и его погибель. Из-за этого never forget, never forgive он никому не доверяет и рассчитывает только на себя.

И когда Бильбо, в конце, предлагает ему свою преданность и фактически свой меч. Чудесная сцена, где мы видим, как Торин открывает свое сердце Бильбо и как много это для него значило.

В конце фильма пути Торина и Бильбо сходятся в одну точку — Торин принимает Бильбо как своего, а Бильбо принимает как своих гномов, и их квест вернуться домой.

Они с оптимизмом смотрят вперед — вот он, дом, вот они — все вместе, плечом к плечу. Все худшее позади? И тут нам напоминают, что это не просто дом — это груда золота, которая буквально оживает и становится драконом. Вот они и в зоне притяжения Смауга!

Фильм, может быть, лишь присказка, не сказка, но складно получилось.

Итак, что у нас осталось?

Квест гномов? Такое ощущение, что фильм прочел мои мысли и снял то, что я хотела видеть. Гномы идут к Эребору, потому что не могут не идти — и будь что будет.
Причем в фильме дается логическое объяснение, почему гномы все-таки решились выйти втринадцатером. Потому что знаки, потому что дракона не видели уже 60 лет, а может, он уже окаменел? Саморастворился в воздухе? А вдруг кто-то придет туда первый? И Торин и Ко, которые десятки лет ждали своего часа, решают, что хватит, мы идем домой.

А сами гномы — о Эру, какие гномы! После третьего просмотра я отличаю практически всех: юнцы Фили и Кили, на которых покрикивает, и за которых смертельно волнуется дядя Торин, Двалин — крутой вояка (а какой у него ирокез был на Азанулбизаре!), Балин — мудрец и историк, Дори и Ори — два дуричка-интеллигента, Оин со своей слуховой трубкой, Глоин со свеой нелюбовью к эльфам, милый по башке стукнутый Бифур, обжора Бомбур и конечно Бофур — ехидный гном с золотым сердцем.

А как они поют свою песню! Ну как тут не поверить, что она снесла Бильбо крышу.

Дальше — юмор и сказочность? Есть! Первый час в Шире и Бэг Энде и комедия положений с Бильбо, Гэндальфом и гномами — просто праздник души. Тролли — уморительные гурманы, и ладно, простим Гвинет Пэлтроу и Бильбо, тянущего время вместо Гэндальфа, за тот луч света на лице Торина, как напоминание, что где Гэндальф, там свет, и не стоит ему об этом забывать. Дважды (с гоблинами было то же самое — Торин хотел уйти, не дождавшись Гэндальфа, и судьба его тут же наказала).

Ну и милый Радагаст со своими кроликами. Я его полюбила еще в концептах, и фильм не разочаровал, только добавил ему крутизны. Он излечил ежика, прогнал пауков и как следует врезал ангмарцу. А его кролики обскакали варгов. То, что они на пару с Гэндальфом ширяются и выводят этим из себя Сарумана, тоже улыбнуло. Сарумана потроллить никогда не грех!

Эльфы и гномы, троллящие друг друга в Ривенделле? Тоже есть, хоть и была надежда на дурацкие песенки и «тра-ля-ля». Ну ладно, пусть эльфийка, пиликающая в ухо Оину, их заменит.

Ну и Король Гоблинов — абсолютно прикольный персонаж, поющий дурацкие песенки. Мне неожиданно понравилось.

А также — птички, играющие важную роль? Есть. Говорящие ежики? Есть. Сказочно-легкая часть «Хоббита» удалась для меня по полной программе.

Так, что осталось? А, большая политика, и общая картина «ВК», на фоне которой Смауг и хоббитские квесты — детские цветочки.

Ее нам дает момент с Трандуилом и Белый Совет, и сказать по этой линии пока особо нечего.

Момент с Трандуилом оказался решающим для Торина, но что он значил для самого Трандуила? Дадут ли нам объяснение, или размышления об этом самого Трандуила? Покажут ли нам Торина за решеткой, допрашиваемого Трандуилом, покуда невидимый Бильбо его утешает? Так, стоп! 😀

Про линию Дул Гулдура и Лихолесья могу сказать лишь, что хорошо, что одно объяснили другим: что тьма в Лихолесье, и пауки, идет от Дул Гулдура. Кстати, беготня Радагаста с ежиками и в Дул Гулдур и обратно — это классический монтаж кино 80-х, эти события могли занимать несколько лет — окрестные жители даже лес успели переименовать в Лихолесье — а вовсе не происходили одновременно с выходом гномов из Шира. Т.е. вопрос о том, как Радагаст так быстро бегал туда и обратно, не по делу — никак. Он может уже несколько месяцев искал Гэндальфа с этими новостями.

Сам Белый Совет — Гэндальф сделал грамотный вброс про дракона, и про Дул Гулдур. И сказал очень важную вещь, звучавшую и в «ВК»:

Саруман верит в силу, в общую картину, а Гэндальф — в доброту и стойкость маленьких людей.

И сразу за этим нам дают наглядную иллюстрацию — маленькие люди, попавшие в жернова истории, застрявшие на коленях сражающихся гигантов. Вот она — общая картина, битва глобальных сил, и ее отражение на простых людях. Сцена с каменными гигантами не только книжная, она еще и со смыслом. Посмотрите ее повнимательней: еще и для того, что б увидеть, какие еще у Торина бывают эмоции, и что с ним делаетсям, когда он боится за своих людей — маленькиx людей, затерявшихся в большой истории.

А недостатки — ну да, они есть. Зачем Азог до Мории, и зачем Бильбо надо было уходить по горам ночью в грозу, и поменьше бы компьютерных падений с невероятных высот, и пр. После третьего просмотра они почти не беспокоят.

Посмотрим что будет после четвертого просмотра, и пятого, и.т.д.

После стольких лет пути я наконец попала в Средиземье на экране, и теперь меня оттуда не вытащить!

Ну а на вопрос — буду ли я рыдать над Торином с Бильбо, ответ похоже понятен…
Конечно буду, вопрос в том, как бы остановиться…

Хотите обсудить эту рецензию? Это можно сделать у нас на форуме.