«Возвращение Короля Special Extended Edition» — Обзор бонусов

Автор(ы): TheHutt

Написано: 13.12.2004

«Возвращение Короля SEE» — Обзор бонусов

Автор: TheHutt

И снова в Москве снег, а выход СЕЕ по сравнению с загнивающим Западом задержался на две недели. Премьеры нового кинофильма в этом году нет — удобный случай осветить дополнительные материалы третьей расширенной версии ВК.

Уже не секрет, что расширенные ДВД-выпуски «Властелина Колец» установили новый эталон качества в отношении бонусных материалов. После того, как предыдущие две части получили признание не только через покупательский кошелек, но и со стороны индустрии (DVD «Братства SEE» и «Крепостей SEE» получили многочисленные награды) – осталось посмотреть на то, что нам даст в этом плане «Возвращение Короля SEE».
Те, кто следовал за новостями, вспомнит, что создание этой ДВД было гораздо труднее, чем предшественников. После успеха «Короля» актеры разъехались по всему миру по новым проектам, и заполучить их для интервью и комментариев было гораздо сложнее, чем раньше. Поэтому выход ДВД и задержался до декабря, но: скажу сразу, по бонусам совершенно незаметны новые утяжеленные условия.

Также и в оформлении материалов ничего не изменилось. Оба диска начинаются со стильного меню в виде ветхой книги, и сопровождаются музыкой в Dolby 5.1. Для навигации по многочисленным бонусным материалам имеется во-первых, само меню; во-вторых – алфавитный индекс, а в-третьих – две страницы в буклете, где в форме дерева демонстрируется разветвляющаяся структура материалов. Названия большинства материалов не изменены по сравнению с предшественниками, являясь их логичным продолжением. И меню, и бонусы в анаморфичном формате 16:9.

Перепрыгнем же введение Питера Джексона, и перейдем к самим материалам.
Примечание: скриншоты сделаны с немецкой версии DVD.

Меню DVD Главное меню

Диск 3: «Часть пятая – Война Кольца»

„J. R. R. Tolkien: the Legacy of Middle-Earth“ (Дж. Р. Р. Толкиен: Наследие Средиземья) 28:16
В этом фильме о Толкиене эксперты-толкиенисты Том Шиппи, Брайан Сибли и другие обсуждают мотивы Толкиена при создании «Властелина Колец». Они обсуждают языки эльфов – Синдарин и Квенья. Рассказывают об истории Арагорна и Арвен, переходя к истории Берена и Лютиэн, и о том, как Толкиен в этой истории завпечатлел свою собственную любовь к своей жене Эдите. Также повествуется о влиянии Первой Мировой войны на жизнь Толкиена – к примеру, когда он потерял многих близких друзей, с которыми он основывал клуб Tea Club And Barrovian Society.

Могила четы Толкиенов Tea Club and Barrovian Society

„From Book To Script: Forging the Final Chapter“ (От книги к фильму – выковать последнюю главу) 24:02
Здесь опять обсуждаются вопросы сценария и его отклонения от книги. Опять же, эта глава для тех, кто хотел бы знать, почему его любимую книгу так изменили (или, как бы сказал пурист: «испохабили»). Здесь обсуждаются проблемы хронологии – некоторые главы из «Двух Крепостей» на самом деле хронологически идут одновременно с главами «Возвращения Короля» — поэтому для создания параллельного монтажа нужно было придержать несколько глав для третьего фильма. Также интересно узнать про запланированную сцену «Арагорн бьется с Сауроном у Черных Врат», которую даже сняли – но затем решили поменять на вариант, более близкий к книге.

Саурон пытается околдовать Арагорна в форме Аннатара Новая структура сюжета

„Abandoned Concept: Aragorn Battles Sauron“ (Отброшенный концепт: Арагорн бьется с Сауроном) 05:04
Пятиминутная сцена, смонтированная из сторибордов — с музыкой и звуковыми эффектами – отлично демонстрирующая бредовость этой идеи.

Саурон бьется с Арагорном

„Designing Middle-Earth“ (Дизайн Средиземья) 38:20
Этот документальный фильм посвящен созданию сетов для съемок «Возвращения Короля». Здесь мы узнаем, что сет Кирит Унгола был создан специально в такой форме с запутанным лабиринтом лестниц, чтобы его можно было снимать с разных ракурсов, не замечая его небольшой размер. Узнаем, как делалась паутина в логове Шелоб (ее нужно было плавить при температуре 104,5°C – если же на один градус больше – она воспламенится). Ну и самые интересные кулисы из всех – огромный сет Минас Тирита, возведенный на месте, где раньше стояла Хельмова Падь. Заодно нам покажут самое любимое здание ПиДжея на этом сете…

Кулисы подхода к Минас Моргулу Любимое здание ПиДжея в МТ - лавка крысолова

„Big-atures“ (Большеатюры) 19:11
Этот фильм, как и оба предшественника, посвящены миниатюрам, использовавшимся при съемке Возвращения Короля. Из-за их отчасти гигантских размеров эти миниатюры прозвали «большеатюрами». К примеру, Минас Моргул, Минас Тирит и Серебристые Гавани были исключительно миниатюрными моделями.
В фильме также уделяется внимание сотрудникам отдела миниатюр, которые работали над фильмом практически дольше всех. Так, они устроили вечеринку на 666-й день съемок в костюмах чертиков. И уже на их окончательной вечеринке, когда была закончена вся работа над фильмом, им позвонил ПиДжей – ему потребовался еще один ракурс Ортханка для SEE…

Два Минас Моргула - для разных ракурсов Гронд

„WETA Workshop“ 47:25
Этой чудодейственной кузнице под началом чародея Ричарда Тэйлора посвящена данная фича. Так, нам подробно объясняют, как образовалась форма разных гондорских шлемов – и как трудно было создать правильную форму крыльев чаек на этих шлемах (и не превратить гондорцев в викингов). Показаны аспекты дизайна харадримцев, которым ни в коем случае нельзя было выглядеть похожими на африканцев. Показано развитие орков от морийских «насекомоподобных» до отборных мордорских мордоворотов. Лоуренс Макоаре, которого каждое утро наряжали в маску Готмога, оказывается, спал все свободное время. И никто точно не знает,сколько грузовиков понадобилось, чтобы перевезти модель мумака в натуральную величину на место назначения…

Доспех Арагорна для коронации Лоуренс Макоаре находит самые оригинальные места, чтобы поспать...

„Сostume Design“ (Дизайн костюмов) 12:03
Нгайла Диксон представляет костюмы для фильма: одежду Арагорна для битвы перед Черными Вратами, одежду Фарамира и многочисленные платья Арвен и Эовин. Удивительно, сколько деталей вошло в эти костюмы – ведь кто увидит в фильме, что на рукавах хламиды Гэндальфа Белого расшиты эльфийские узоры?..

Детали на хламиде Гэндальфа Платье

„Design Galleries“ (Галереи дизайна)
Здесь в разных категориях содержатся более двух тысяч набросков для фильма. Некоторые сопровождаются аудиокомментарием скульптора или художника.

Обзор галереи Уст Саурона

„Home of the Horse-Lords“ (Родина всадников) 30:15
Данный документальный фильм посвящается лошадям в трилогии. Кто знает, что Сполоха (коня Гэндальфа) – играл не один белый жеребец, а два? Освещаются аспекты Атаки Рохирримов, которую снимали на поле, созвав всех новозеландских наездников, кто при коне. Очень трогательна история о том, что Вигго купил не только своего коня, игравшего в фильме Брего – но и коня Арвен, которого он подарил тренерше, которая дублировала Лив Тайлер на коне в первом фильме…

Вигго на Брего Эовин и Мерри занимаются явно чем-то непотребным

„Middle-earth Atlas: Tracing the Journeys of the Fellowship” (Атлас Средиземья: по следам Братства)
Эта интерактивная карта ничем не отличается от предыдущих – но здесь больше разветвлений. Можно следовать по следам всех четырех кучек из Братства, а на ключевых моментах играются кадры из фильма с сопровождающим текстом.

Выбирайте свой путь

„New Zealand as Middle-earth“ (Новая Зеландия в роли Средиземья)
Еще одна интерактивная карта наподобие предыдущих. Здесь есть возможность выбрать разные географические пункты Средиземья – и на карте появляются географические пункты в Новой Зеландии, где проходили их съемки. Если же нажать ввод – будет показан небольшой клип разведывания локаций съемок в этом месте.

Новая Зеландия в роли Средиземья

Далее идет описание четвертого диска бонусов – «Проходит Эпоха».


Меню DVD Главное меню

Диск 4: «Часть шестая – Проходит Эпоха»

Уже на первом бонусном диске появляется ощущение прощания. Речь ли о WETA, о дизайне костюмов или же об отделе миниатюр – везде к концу документального фильма воцаряется атмосфера прощания с этими ребятами, вложившими столько труда в создание этих фильмов. И если на третьем диске уже ощущалось, что глава «Властелин Колец» подходит к концу и для участников – то на втором бонусном диске это ощущение только вырастает. Тема же этого диска – в основном съемки и постпродакшн.

„Cameras in Middle-Earth“ (Камеры в Средиземье) 1:13:15
Это один из самых лучших фильмов на этом выпуске – и, по-моему, также на всей трилогии SEE. Здесь содержатся очень интересные моменты при съемках сцен для «Возвращения Короля». К примеру, сцену, где Фродо отсылает Сэма на краю лестницы Кирит Унгола, сняли наполовину при съемках «Братства», шесть недель после начала съемок. А вторую половину сняли только год спустя, в той же студии, под которую оборудовали зал для тенниса в какой-то деревушке – в результате, целый год жителям пришлось обойтись без тенниса. При съемках «Голоса Сарумана» Питер Джексон был удивлен, что Кристофер Ли отлично знал, какой стон издает человек, зарезанный в спину ножом – но причину тот раскрыть не мог по причине засекреченности – во Второй Мировой войне Ли служил в британской секретной службе. Мы узнаем о том, каким оригинальным образом Вигго обеспечил Шону Эстину и Саре МакЛауд правильный свадебный поцелуй – и сколько дублей при этом понадобилось Эстину.
Но когда начинается часть, посвященная окончанию съемок и прощанию с актерами – смешные истории сменяются трогательными. И когда вся команда каскадеров-маори исполняет торжественный танец «Хака» перед Вигго Мортенсеном и Бернардом Хиллом, и видно, как они тронуты до глубины души – то зритель не может оставаться нейтральным. Или когда Питер снимает самую последнюю сцену Элайджи Вуда – и продолжает просить новые и новые дубли, чтобы оттянуть момент прощания – то и у зрителя глаза на мокром месте…

Cлева направо: Джино Асеведо, гример. Ричард Тэйлор, спецэффекты. Питер Джексон, режиссер. Просто пират. Новозеландская Хака для двух Королей

„WETA Digital“ 40:21
Данный фильм посвящается кудесникам из Weta Digital, которые в титанической работе переплюнули намного то, что они уже достигли в «Братстве» и «Крепостях». С каждой частью количество ракурсов для спецэффектов вырастало вдвое – но времени на них давалось столько же, сколько и раньше. Нам рассказывают, как создали полное трехмерное окружение для Пеленнорских Полей – как шокированные аниматоры увидели всю сцену в варианте превизуализации со словами «А теперь ваше дело ее реализовать красиво». Нам показывают цифровых дублеров лошадей и каким образом Леголас скакал на мумаке. Как вокруг Сэма рисовали Шелоб. Как на последнем общем собрании сотрудников им показали все готовые сцены этого месяца, и они сидели без слов…

Цифровые и реальные лошади Сэм и Шелоб

„The Mumakil Battle demonstration“ (Демонстрация «Битвы мумаков») 0:30
Демонстрация битвы с Мумаками на Пеленнорских полях – с семью перспективами разных элементов, которые можно переключать либо друг за дружкой, либо свободно. Кроме того, можно смотреть эту фичу с комментарием создателей.

Битва с мумаками

„Editorial: Completing the Trilogy“ (Монтаж: окончание трилогии) 21:20
Этот фильм посвящен монтажу третьей части, над которым работал гоф-монтажер Джексона, Джейми Селькирк. Нам показывают, почему Джейми не работал над первыми двумя фильмами, и какие трудности у него были на системе Avid. Как все усложнилось тем, что некоторые сцены пришлось добавить из второй части. И каким оригинальным образом достигились ракурсы для спецэффектников, которых не хватало.

Монтажная комната Последние ракурсы Горлума

„Music for Middle-Earth“ (Музыка для Средиземья) 22:03
Как и в прошлые разы, документальные фильмы о музыке и звуках смешаны в формате Dolby Digital 5.1, в отличие от остальных фич, которые только в стерео. Здесь мы узнаем, что Питер Джексон отплатил Говарду Шору за то, что он дал ему музыкальное камео в «Крепостях». Джексон рассказывает, почему музыка в Логове Шелоб настолько отличается от всей остальной музыки в фильме. Оказывается, Билли написал музыку к «Песне Пиппина» за один-два дня, и когда он ее спел –многие присутствующие на сете плакали. Заодно нам показывают, что это за песню поет Арвен в Палатах Исцеления.

Запись музыки В этом месте я буду обитать...

„The Soundscapes of Middle-Earth“ (Звуки в Средиземье) 22:11
Данный фильм тоже представлен в звуковом формате Dolby Digital 5.1. Здесь мы становимся свидетелями, насколько было трудно звуковым операторам и монтажерам – ведь к концу работ монтаж фильма был еще не готов, и многих спецэффектов еще не было. И это – несмотря на большие требования к звуку, которые ставили перед собой съемки битвы на Пеленноре. Так, для звука падающих булыжников из катапульт, звукооператоры записали огромный двухтонный бетонный блок, падающий оземь. А звук умирающего мумака – оказывается, храп жеребца, которого ведут к кобыле.;)

Запись двухтонного блока Запись пьяного хора орков

„The End of All Things“ (Конец всего) 20:38
Альтернативное название этой фичи – „Just In Time“. И если ее посмотреть, станет ясно, почему. Здесь речь о том, на что намекается в фильмах о создании монтажа, спецэффектов и звука – катастрофальном давлении времени и работе не покладая рук. И слава богу – готовую кинопленку доставили в Лос-Анджелес в Нью Лайн всего за пару дней до мировой премьеры в Новой Зеландии, а сушили ее, по слухам, феном – чтобы быстрее просохла.

Главный девиз - Все под контролем! Доставка пленки

„The Passing Of an Age“ (Эпоха проходит) 24:11
Здесь идет речь о событиях после окончания работы над фильмом. О том, как Питер Джексон уломал Нью Лайн устроить третью мировую премьеру в Новой Зеландии. Воспоминания актеров о параде, кадры парада, и ощущение Сэма, увидевшего свое лицо на «Боинге» компании Air New Zealand. Вигго рассказывает, как они были в Осло на премьере – и узрели один из самых невероятно организованных приемов – которые большинство актеров пропустило, утомленное от путешествий от премьеры к премьере. Все рассказывают взахлеб об их ощущениях во время Оскаровской ночи. И как три недели после «Оскаров» Питер снял последний ракурс для „RotK SEE“, с комментарием Питера – «Самое лучшее – когда ты выигрываешь Оскар за лучший фильм – до того, как снял его последний кадр!» И после трогательного прощания Вигго со зрителями следует очень душевная подборка фотографий со съемок.

Честь им и хвала! После церемонии Оскаров

„Cameron Duncan: The Inspiration for ‘Into the West’“ (Камерон Дункан: Вдохновение для ‘Into The West’) 32:24
Несколько отдельно стоит этот последний документальный фильм. Здесь Питер Джексон рассказывает о молодом новозеландском кинорежиссере, с которым он познакомился в течение последнего года работы над «Возвращением Короля». 16-летний паренек был неизлечимо болен раком – и вдохновил Фрэн Уолш при написании песни Into The West. Помимо истории знакомства Джексона с Дунканом, в этом документальном фильме представлены два его короткометражных фильма: DFK6498 и Strike Zone – второй из них Дункан закончил незадолго до своей смерти.

Камерон Дункан Мать Камерона, Шарон

DFK6498 Strike Zone

Заключение

Бонусный материал третьего фильма по качеству и глубине равноправен с первыми двумя SEE – а по эмоциональности превосходит их, и иногда следует послушать совета Доминика Монагана и достать носовой платок. И при просмотре действительно появляется сладко-горькое чувство, что эпоха заканчивается, и что книга закрывается. Но с тем, что ее можно открыть снова и снова, и перечитать полюбившееся.

Конец

Перепечатка на других ресурсах строго воспрещается!