3D, 48 fps… Новые технологии на съемках «Хоббита»

Содержание:

«Хоббит» в 48 кадрах в секунду: с чем его едят

RED Epic в «Хоббите»

Питер Джексон и его съемочная группа использует на съемках «Хоббита» целый парк кинокамер, состоящим из 48х RED Epic. Количество на первый взгляд кажется высоким, но так как съемки идут в 3D, для каждой 3D-системы требуется две камеры: в результате остается 24 операторских системы (т.н. «camera rigs»).

Как правило, кинокамеры (как и прочее съемочное оборудование: софиты, штативы, долли-тележки, краны итд.) обычно берутся в аренду у специализированных компаний. В случае с RED Epic это было невозможно: когда начинались съемки, эта камера только появилась на рынке и не была в наличии ни у одного прокатчика кинооборудования (не говоря уже о нужном количестве). Поэтому Джексон (то есть, одна из его фирм) попросту купил эти 48 кинокамер. Один корпус RED Epic (Brain) стоит сейчас 39 500 US$, а небольшой стартовый кит с несколькими дополнительными модулями – 58 000 US$. Кроме того, требуется дальнейшее оснащение, объективы, 3D-системы… можно смело предположить, что ПиДжей вложил в это дело несколько миллионов долларов. С другой стороны, скорее всего, он получил хорошую скидку: в конце концов, какая реклама для производителя кинотехники лучше, чем факт, что ее используют в «Хоббите»?

Вопрос цены

Для непрофессионала цена, которую требует производитель за RED Epic может показаться высокой; однако в профессиональном кинематографе сорок тысяч долларов за одну камеру – еще дешево. Например, камера ARRI Alexa, на которую снимался фильм «Хранитель времени» стоит 65 000 US$ — и она при этом не обладает достоинствами RED Epic. Чистое разрешение «Алексы» — всего 2880х1620 пикселей, то есть только четверть разрешения RED Epic. А камера Sony F35, которая дает разрешение всего лишь FullHD, стоит аж 128 000 €.

Как мы уже говорили, кинооборудование обычно берется напрокат. С другой стороны, цена проката на одну цифровую кинокамеру на текущий момент составляет более тысячи долларов в день. Так что Питер Джексон, возможно, еще дешево отделался – особенно, если он потом планирует сам сдавать свои кинокамеры в аренду. Такой сценарий вполне можно себе предположить.

Почему 48 кадров в секунду?

Питер Джексон достаточно рано объявил на Facebook, что он будет снимать «Хоббита» на RED Epic на технологии 48 кадров в секунду, вместо типичных для кино 24 кадров.

Почему он выбрал именно эту частоту кадров, пока неизвестно. Возможно, основная причина –улучшить процесс воспроизведения 3D. Кроме того, возможно, что на это решение повлиял Джеймс Кэмерон, который уже давно требует повысить частоту кадров в кино.

Джексон описывает изображение в 48 кадрах в секунду как более плавное, текущее, реалистичное. Возможно, так оно и есть. С другой стороны, в результате, возможно, пострадает привычная зрителю за многие десятилетия «кинематографичная картинка». Киноманы уже спорят на эту тему. Технология 24 кадров в секунду с ее дергающимся изображением рассматривается, как форма искусства, присущая кинематографу. Некоторые режиссеры, как Джеймс Кэмерон, Джордж Лукас, ну и разумеется, Питер Джексон смотрят на эту тему более открыто.

Недавно Джексон написал на Facebook, что съемки и проекция в 48 кадрах в секунду обязательно обуславливают друг друга: («The key thing to understand is that this process requires both shooting and projecting at 48 fps, rather than the usual 24 fps» – «Главное, что нужно понимать: этот процесс требует и съемок, и показа в 48 кадрах в секунду, весто обычных 24 кадров»). Но в результате он наверняка осознаёт, что к тому времени, когда выйдет «Хоббит», немногие кинотеатры чисто технически будут в состоянии показывать фильм с частотой 48 кадров в секунду (не говоря уже об аналоговых кинокопиях на 35мм). Поэтому он уже объявил, что будет и версия с «классическими» 24 кадрами в секунду. Очень интересный вопрос, к каким трюкам нужно прибегнуть, чтобы создать из 48-кадровой версии 24 кадровую, которая бы еще и хорошо смотрелась. Для этого съемочная группа проделала много тестов. Вполне возможно, что для создания 24-кадровой версии будет попросту опущен каждый второй кадр. Если исходить из этого, то выходит следующее:

Особенности съемки на 48 кадров в секунду

Как мы уже упоминали ранее, съемка на обычную кинокамеру проводится с помощью обтюратора (затвора) на 180°, и тем самым каждый кадр экспонируется 180°/360° x 1/24s = 1/48s. Некоторые сцены специально снимают с другим углом обтюратора, чтобы достигнуть стробоскопический эффект, например, в фильме «Гладиатор».

Если снимать фильм на 48 кадров в секунду и оставить 180-градусный обтюратор, то кадры будут экспонироваться всего 1/96s. То есть, каждый кадр будет гораздо резче, так как в нем будет меньше смазанного движения. Но если попытаться сконвертировать такой материал на 24 кадра в секунду, это было бы равнозначно съемке на 24 кадра в секунду при использовании обтюратора 90°. Вполне возможно, что стробоскопический эффект в этом случае станет слишком сильным для восприятия – ведь его, как правило, используют только для усиления эффекта избранных сцен, а не для всего фильма. Во всяком случае, результат тестов Питера Джексона и его команды был, по всей видимости, следующим: изменить угол обтюратора на 270° при 48 кадрах в секунду. В аналоговых кинокамерах это было бы невозможно: там чисто технически обтюратор не может быть больше 180°. Но мы здесь говорим о RED Epic, где обтюратор симулируется электронным способом – и где его можно выбрать по собственному усмотрению.

Таким образом экспозиция кадра становится такой: 270°/360° * 1/48s = 1/64s.

При съемке на 24 кадра в секунду экспозиция 1/64s соответствует обтюратору на 135°. Этот угол – как бы компромисс, принятый Питером Джексоном и оператором-постановщиком Эндрю Лесни, чтобы с одной стороны иметь более короткую экспозицию (и тем самым уменьшить смазанность движений), но с другой стороны избежать стробоскопического эффекта при проекции на 24 кадрах в секунду.

Другие, уже известные нам особенности — камера RED Epic при съемке в 48 кадров в секунду в совокупности с 3D-ригами поглощает цвета (в особенности красный), поэтому это отклонение  нужно компенсировать другими способами. Поэтому, как нам показали в видеоблоге ПиДжея, декорации и грим сделали чрезмерно яркими — но на отснятом материале все приходит в норму…

Следующая глава: 3D: как оно работает

10 комментариев: 3D, 48 fps… Новые технологии на съемках «Хоббита»

  1. Александр говорит:

    Спасибо, восхитительный труд!
    Очень жду продолжения!:)

  2. Ирик говорит:

    Интересно и простым языком, спасибо, жду продолжения!

  3. Маг говорит:

    Хорошая статья, спасибо, я многого не знал! Вот только не пойму все-таки, почему более качественное изображение люди не любят и называют хуже обычного «киношного»? Не готовы, наверное. А мы сможем в декабре уже заценить…

  4. Burgher говорит:

    А мы сможем в декабре уже заценить…

    Не факт, что сможем, учитывая, что ПиДжей и студии дали задний ход.

  5. Маг говорит:

    А я и не знал что на премьере «Аватара» такой казус случился!
    И еще я думал что и сейчас работник кинотеатра сидит в будке безвылазно, пока идет фильм.
    Огромное спасибо за статью!
    Жду продолжения.

  6. Sohr говорит:

    «Уже «младший» HD-формат под названием «720p» выглядит на порядок больше»

    На порядок — это в 10 раз.
    ‘720p’ выглядит лишь в два раза больше по размеру картинки.
    Исправьте, пожалуйста, очень режет глаз.

    Спасибо.

  7. TheHutt говорит:

    Я говорил фигуративно. Но хорошо — переправил на «в разы крупнее». 🙂

  8. Joan Nard говорит:

    RED не поглощает красные оттенки, это дезинформация. Искажение в цветах происходит из-за поляризационного зеркала в 3D-rig beam-splitter. Камеры тут совершенно не при чем.

  9. stasiusss говорит:

    Джексон и Кэмерон молодцы, постоянные революционеры, двигатели прогресса в мировом кинематографе.

  10. novainfo говорит:

    интересно

Добавить комментарий