«Властелин Колец» против «Хоббита»: в чем разница?

Между обоими кинотрилогиями существует немало параллелей. Режиссер и авторы остались прежними. Большинство съемочной группы вернулось на съемки. Те же художники работают над дизайном; тот же оператор наводит кинокамеру; те же компьютерщики рисуют эффекты. Тем не менее, между трилогиями «Властелин Колец» и «Хоббит» есть несколько немаловажных различий – и они весьма интересны, так как очень влияют на общий настрой обоих трилогий. Почему некоторые вещи, которые показали себя с хорошей стороны в «ВК», больше не делаются в «Хоббите»? Редактор сайта HDRF.de и наш добрый друг Штефан Сервос рассказывает.

Независимый лэйбл против корпорации-мэйджора

Проект «Властелин Колец» считается примечательным в том числе из-за того, что он был реализован независимой кинокомпанией New Line Cinema. Эта небольшая кинокомпания была основана Робертом Шэйем в 1967 году. В 80-х и начале 90-х она была известна несколькими ужастиками («Кошмар на улице вязов»), но и некоторыми жемчужинами: «Семь», «Американская история Х». Решение Шейя экранизовать «Властелина Колец» было, возможно, одним из самых смелых решений в истории кинематографа:  от успеха фильма зависела жизнь или смерть киностудии. Но в New Line было и достоинство: у режиссера там была творческая свобода, и никакие концерны не делали предписаний.  К тому же, в New Line Cinema, в отличие от большинства концернов, была довольно плоская иерархия.

Питер Джексон, Боб ШэйПрезиденты, Боб Шэй и Майкл Линн, постоянно были в контакте с Питером Джексоном, продюсер Марк Ордески постоянно был на съемках, а директор картины Майкл Де Лука (в возрасте всего 32 лет) даже лично отвечал на запросы многочисленных фанов. Это была эпоха невинности и неопытности: один из сотрудников в свое время сравнивал New Line со студенческим общежитием. Разумеется, тогда не обошлось без неправильных решений и ошибок; но тем не менее, в «Властелине Колец» ощущается эта наивность и невинность – и многие считают, что это пошло на пользу фильму. Но на «Хоббите» все иначе. Хотя в заставке снова появится логотип New Line, эта студия сейчас состоит всего из нескольких сотрудников, которые держат ее на плаву. А главные люди, которые решают все за кулисами «Хоббита» — Time Warner, один из самых могущественных медиаконцернов в мире, которому даже удалось победить новозеландское правительство и добиться изменения законодательства в свою пользу. «Хоббит» — это просчитанный заранее успех, и при съемках ничего не оставляют на волю случая. И неудивительно: бюджет «Хоббита» вдвое больше, чем бюджет «ВК». И когда в фильм вложено полмиллиарда долларов, нужно убедиться, что фильм отыграет их назад. И эта «потеря невинности» уже сейчас заметна при маркетинге и предварительных репортажах. Будет ли ее видно и на экране – покажет время.

Жертвы 3D

То, что «Хоббита» решили снимать в 3D, было практически неизбежно. Питер Джексон уже давно интересовался технологией 3D и ее качественным применением. Кроме того, после фильма «Аватар» приписка „3D“ на плакате автоматически означает прирост зрителей. Наверняка Тим Бертон не рассчитывал, что благодаря 3D его «Алиса в стране чудес» соберет больше миллиарда долларов.

Принужденная перспектива против 3DС другой стороны, технология 3D требует адаптаций при съемочном процессе. «Властелин Колец» считался шедевром технологии «вынужденная перспектива» (Forced Perspective): это технология, при которой два актера одного роста снимаются на разном расстоянии так, чтобы один казался меньше другого. Идея стара, как сам кинематограф – но Питер Джексон и его команда были первые, кто смог ее реализовать с помощью подвижной камеры. И так появились знаменитые сцены Фродо и Гэндальфа за столом в Бэг-Энде, их поездка на повозке через Шир, и другие. Создателям фильма аплодировали за эту технологию; ее даже демонстрировали на выставке, посвященной фильму. Но метод «вынужденной перспективы» — это чисто двухмерный трюк, который невозможен с помощью трехмерных кинокамер. Поэтому в «Хоббите» придется отказаться от таких сцен.

Миниатюры против компьютерных плановДругая жертва – миниатюрные модели. Во «Властелине Колец» Питер Джексон постоянно рассказывал о том, как важны физические, ощутимые модели для фильма. В то время, как другие режиссеры типа Джорджа Лукаса начали переходить на полностью цифровую технологию, команда Джексона построила огромные детальные миниатюры Минас Тирита, Хельмовой Пади, Ортханка и других локаций в павильонах Weta Workshop. Реальная модель выглядит более реалистично, чем цифровая. Но для съемок с 3D-камерами модели не приспособлены, особенно если их нужно комбинировать с планами реальных актеров – это сразу бы выдало комбинированные съемки. Поэтому те модели, что были построены для «Хоббита» — сугубо для ориентации строителей декораций и цифровых художников. То есть, решение в пользу 3D было одновременно решением против миниатюрных моделей и съемок с «вынужденной перспективой». И поэтому «Хоббит» теряет большую часть кинематографичного обаяния трилогии «Властелин Колец».

Компьютерная графика против грима и аниматроников

Десять лет назад состояние компьютерной графики было не такое, как сейчас. Поэтому на «Властелине Колец» много работали с традиционной техникой спецэффектов, если нужно было «оживить» многочисленных существ. Когда актеру Лоуренсу Макоаре (он же Луртц) нужно было сниматься, для начала ему нужно было просидеть 12 часов в гримерной; а для того, чтобы Мерри и Пиппин могли сидеть на ветвях у Древня, его построили в виде большой аниматронической куклы.

Древень против зеленого экранаОднако, с тех пор компьютерная графика шагнула далеко вперед – в том числе благодаря Weta Digital.  Поэтому в «Хоббите» цифровыми будут не только Горлум и тролли, но и другие создания. Если в 1999 году когти орлов для спасения Фродо и Сэма еще сделали в натуральную величину, то в 2012 году актер Стивен Хантер, играющий Бомбура, висит в объятиях больших зеленых сосисок. Но и другие персонажи будут компьютерными, в том числе и орки: король орков Азог, а также Великий Гоблин из Мглистых гор. И хотя то, как создается спецэффект, не должно играть роли (так как результат в идеале должен быть таким, что эффекта не видно) – многие синеасты ругают компьютерные эффекты, как слишком искусственные. Предыдущий режиссер «Хоббита», Гильермо дель Торо, утверждал в свое время, что он хотел бы работать как можно меньше с компьютерными эффектами, и реализовать их традиционным способом, с помощью моделей и аниматроников. Но с его уходом из проекта эта прерогатива отменяется: Питер Джексон использует компьютерную графику по полной программе. С другой стороны, технология захвата мимики (Performance Capture), разработанная для «Аватара» способна создавать невероятно реалистичные изображения персонажей. Так что поживем – увидим.

Студия против натуры

«На волю, в пампасы» было девизом съемок «Властелина Колец». Большинство сцен были действительно отсняты под открытым небом прямо посреди новозеландского ландшафта – в горах ли, в долах ли, или же в парке Веллингтона. Особенно в «Братстве Кольца» ощущается эта связь с природой. С другой стороны, у такого подхода немало недостатков: съемки на натуре требуют решения огромных логистических задач, каждый съемочный день сильно зависит от дождя и облачности. Съемки «Властелина Колец» приходилось часто прерывать из-за проливных ливней. А когда весной неожиданно выпал снег, его завалы пришлось плавить гигантскими фенами. Поэтому многие голливудские режиссеры не любят натурные съемки; например, Роланд Эммерих предпочитает все снимать в павильонах, чтобы контролировать освещение и погодные условия.

Натурные съемки против студийныхОднако Питер Джексон долгое время придерживался мнения, что только съемки на настоящей природе дадут фильму ощущение реальности. Это изменилось при досъемках «Возвращения Короля»: за несколько месяцев до выхода третьего фильма Питер Джексон решил доснять несколько сцен в очень короткое время. И так как времени на создание сложных декораций и выездов на натуру уже не оставалось, Питер Джексон решил отснять почти все сцены перед зеленым экраном на студии Стоун-Стрит. Таким образом, многие сцены в Эдорасе и на Пеленнорских полях в третьей части были отсняты в студии. Поэтому Джексон решил, что этот подход тоже работает. Почему тогда не снимать больше сцен в павильонах? Это и дешевле, и проще. И поэтому Джексон решил отснять большинство сцен «Хоббита» именно в студии, и выезжать на природу только для самого необходимого. Ясно, что без эпичных ландшафтов все равно не обойтись – но вовсе необязательно снимать на них весь фильм. К примеру: в 1999 году Ривенделл, последний домашний приют эльфов, был построен среди настоящих деревьев в парке к северу от Веллингтона. Декорация Ривенделла 2011 года, напротив, целиком находится в студии, освещенная искусственным светом и окруженная искусственными деревьями. В «Хоббите», увы, нет таких захватывающих дух декораций, как Эдорас, построенный в долине Ранджитата.  Эсгарот возвели не в настоящем озере на настоящих сваях, а сделали в виде декорации на открытой площадке студии Стоун-Стрит, с большим зеленым фоном на заднем плане. Скептики уже сейчас утверждают, что эта разница весьма ощутима.

Переписывание Толкиена

Еще большее отличие «Хоббита» от «Властелина Колец» будет в том, что большинство сюжета будет незнакомым даже для застарелых толкиенистов: ведь как известно, детская книга Профессора Толкиена не содержит достаточно материала для кинотрилогии, даже если добавить в нее приложения из «ВК». И хотя мы знаем, что на Белом Совете и в Дол Гулдуре что-то происходило, для нас останется сюрпризом вплоть до премьеры, как эти сцены будут реализованы. Сюжетные линии Гэндальфа и Радагаста, обыскивающих гробницы Ангмара и история Азога в основном были написаны Джексоном, Филиппой Бойенс и Фрэн Уолш. То же относится к истории отца Фродо, Дрого, и к эльфийской воительнице Тауриэль. Книга Профессора вынуждена уступить современным требованиям к драматургии, стандартам повествования и аспектам маркетинга. Если это сделать правильно – то может получиться хороший фильм, но в любом случае это не будет «Хоббит» Толкиена. Как к этому отнестись толкиенисту? Принять эти изменения, как натуральное развитие мифологии (то, что собственно хотел сам Толкиен), или же остаться пуристом и отказаться от домыслов ПиДжея и компании?

Надо сказать, это сравнение немножко уклонилось в сторону пессимизма. Возможно, это реакция на нормальный страх перед всем новым; а может, на страх перед изменениями. Возможно, это воспоминание о прошлых разочарованиях – стоит только вспомнить сюжетную линию Арагорна в «Двух Крепостях» или искусственность «Возвращения Короля». А с другой стороны Джексон – мастер своего дела, и многое сделал правильно. Как считаете вы? Относитесь ли вы к этим изменениям критично, или же доверяете ПиДжею при реализации «Хоббита» на все сто? Обсудите эту тему у нас на форуме.

Источник: HDRF.de

Перевод: TheHutt, использование на других ресурсах не разрешается!