Medieval Fantasy Convention-2018: отчет с места событий

Киран Шах

Киран Шах – актер и каскадер, рекордсмен книги Гиннесса, как самый низкорослый каскадер в мире. Актер ростом всего в 1,27 м родился в Кении и уже более 40 лет работает в кино. Он участвовал не только во Властелине Колец и Хоббите, но и в таких блокбастерах, как Звездные войны, Индиана Джонс и Хроники Нарнии. Так как из последней франшизы присутствовала актриса Анна Попплуэлл, Киран участвовал в панелях вместе с ней. Вот обе их панели в записи, а ниже – расшифровка его самых интересных цитат:

Субботняя панель (с Анной Попплуэлл):

Воскресная панель (с Анной Попплуэлл и Александром Людвигом):

Вопрос: Если бы вы были сортом мороженого, то каким бы вы были?

Киран: Ванильное!

Анна: Ванильное?!

Киран: Это единственное, что мне приходит в голову.

Анна: Мне много приходит в голову. Но я была бы мятным мороженым с шоколадными кусочками. Это мой любимый сорт.

Вопрос: какое самое невероятное место, где вы работали?

Киран: Должен сказать, что это Новая Зеландия. Я провел в общей сложности 8 лет своей жизни в Новой Зеландии – 4 года на ВК, 9 месяцев на Нарнии и 3 года на Хоббите. И места, которые я видел в Новой Зеландии – это реально нечто. Анна, помнишь, когда у нас была сцена боевки на вершине горы, где скалы нагромождаются друг на друга? Такого я нигде не видел – ни здесь, ни вообще в Европе. Новая Зеландия — совершенно уникальное место.

Вопрос: если бы вы были персонажем Диснея, кем бы вы были?

Киран (моментально): Микки Маус.

Анна: У меня ощущение, ты очень хорошо знаешь себя. Микки Маус, ванильное мороженое…

Киран: Для начала нужно познать себя.

Вопрос: Когда вы решили для себя стать актером?

Киран: Когда мне было 6 лет, в Кении. Я шел за моим дядей по улице и имитировал его, и все люди смеялись. И с тех пор я знал, что хочу работать в развлекательной индустрии.

Наш вопрос Кирану: в документальных видеодневниках к Хоббиту у вас была отличная сцена в роли Леголаса. Как родилась эта идея?

Киран: Как это было… парень, который снимал документалку, поговорил со мной. Он сказал мне: «Вот что мы планируем сделать. Завтра мы снимаем, как спрашиваем тебя, где Питер – и ты нас отводишь к Питеру. И шутка в том, что Питера будет интервьюировать парень, снимающий документалку – и им оказывается Орландо Блум. Мы это отсняли. И тут Питер спрашивает Орландо: «А тебе вообще-то не пора сниматься?» А Орландо отвечает: «А тебе не нужно снимать фильм?» И тут я поднимаю руку: «Пожалуйста, а можно мне побыть Леголасом?» И они согласились на это. И вечером приходит парень-документальщик: «Завтра ты будешь Леголасом. Питер хочет тебя переодеть.» За ночь нужно было найти подходящий парик, и у меня было всего 20 минут, чтобы выучить сцену боевки. Вот так это было.

Вопрос: Самое безумное, что с вами когда-либо случилось?

Киран: Я, когда я играл горящего ребенка на Хоббите. У меня буквально горела вся спина.  Но надо сказать, это был реально классный трюк.

Анна: Ты этим еще и наслаждался?!

Киран: Конечно! Я считаю: где еще тебе доведется быть объятым пламенем, как не на таком фильме? Конечно, там на съемках были приняты все меры предосторожности. Питер очень хотел меня поджечь. Правда, сцена в фильм не вошла. Но мне очень понравилось.

Анна: Мне кажется, он тебя разыгрывал!

Киран: Вовсе нет! Координатор каскадерских трюков прибежал ко мне в фургончик. Не знаю, почему люди постоянно ходили ко мне в фургончик. И он мне говорит: «Надо встретиться с Питером. Питер хочет, чтобы ты играл с огнем.» Я подумал: «Окей, он хочет, чтобы я следил за безопасностью, когда кого-то будут поджигать на съемках.» А он: «Нет-нет, Киран, он хочет, чтобы ты играл с огнем.» И я: «Хорошо, я приду.» А он: «Нет. Тебя будут поджигать.» И я такой: «Йессс!» Я каскадер. Я люблю такое.

Анна: Не думаю, что после такого ты можешь продолжать считать себя ванильным мороженым!

Вопрос: О вашей каскадерской работе. Были ли ситуации в вашей жизни, где вы думали «Это было очень рисковано, я чуть не погиб»?

Киран: Я занимался каскадерской работой больше 40 лет. Сейчас я могу сказать, что какие-то из трюков я не буду делать, потому что я уже не должен никому ничего доказывать. На Властелине Колец я как-то упал с лошади и получил перелом в районе спины – это было очень рискованно. Самый опасный трюк, который у меня был – на фильме Интервью с вампиром, где мне нужно было скатиться кубарем с лестницы. И я думал: «Это я не могу сделать, никаких шансов, я не могу скатиться, как нужно». И в последний момент у меня возникла мысль: «Я все-таки справлюсь! Если они меня швырнут со всей силы, я все же смогу скатиться!» И я это проделал. К счастью, все удалось и ничего плохого не произошло.

Вопрос: без каких трех вещей вы не могли бы жить?

Киран: Друзья и родные, без них я бы не мог. Второе… я пишу стихи. Без поэзии я бы тоже не мог обойтись. А третья… наслаждение от работы. Думаю, когда я уйду на покой, я буду одним из самых печальных, злобных… нет, не злобных – депрессивных людей в мире!

Кто ваш любимый персонаж во Властелине Колец?

Киран: Властелин Колец… Надо сказать, что мне очень нравится Горлум. Он просто фантастический – злобный, иногда смешной. Мне нравится Горлум. Зрители его почему-то тоже очень любят.

Наш вопрос Кирану: Вы были в обоих трилогиях – и на ВК, и на Хоббите. И были каскадерами и для Фродо, и для обоих Бильбо. Что было более сложным, а что доставляло больше удовольствия?

Киран: Властелин Колец был очень забавным, потому что я был в команде низкорослых актеров. Мы были миниатюрными дублерами, у нас были люди из Индии и других стран. Они были хорошие, но в плане каскадерских трюков они ничего не могли. Я поговорил с Питером, что у нас проблема: если с кем-нибудь из них что-то случится, то мы уходим с проекта. И Питер с продюсером Барри Осборном через час совещаний вышли и сказали: «Итак, хорошая новость: ты будешь играть всех четырех хоббитов. Тот, кто ведет в сцене – тем ты и будешь. В панорамных планах. Если нужно скакать верхом – ты будешь тем хоббитом, кто впереди всех.» Вообще сцены верхом были очень сложными: мне приходилось переодеваться то Фродо, то Бильбо, то Сэмом – по три-четыре смены персонажа за день, из разных мест сценария – меня вставляли всюду, где только можно. И потому что я так был загружен работой… обычно у актеров и каскадеров есть время отрабатывать боевки, хореографию: номер один — удар, номер два – блок… по пятнадцать элементов боевки за раз. И я помню, когда Сэм сражается со сковородкой, эта сцена состояла из 20 элементов с семью орками. И мне нужно было выучить эту двадцатиходовую боевку в этот же день. И я реально путался: первого я бью тут, второй – стоит вот тут… К счастью, один из каскадеров сказал: «Вот, что мы сделаем: мы пронумеруем ходы. Номер один – удар в цель, номер три – промах, и так далее». Но это было действительно сложно: изображать всех четырех хоббитов без подготовки, в любое время.

Вопрос: Ты еще общаешься с кем-нибудь со съемок?

Киран: Если речь о ВК – то да, с несколькими людьми я еще общаюсь. Хотя это и сложно: мы все постоянно в разъездах по всему миру. Но мы стараемся.

Вопрос: Кого из хоббитов было легче всего имитировать во время съемок?

Киран: Подражать другим людям сложно. Как я изучал их движения… я просматривал их фильмы на DVD. Все, что делали до этого Элайджа, Шон, Доминик и Билли. Я постоянно пересматривал их. И однажды я обнаружил кое-что, что до меня никто еще не нашел. Неважно, насколько глубоко актер входит в роль, в любом из фильмов есть доля секунды, в которой мы видим не персонажа, а самого актера. И я начал выискивать эти черты для каждого из пятерых хоббитов. Элайджа любит обхватывать себя за колени. А Билли, а может это был Доминик – гиперактивный, он барабанит. Так что я изучал такие моменты, чтобы таким образом перевоплотиться в актера, а уже потом – в его персонажа. Самым простым был Бильбо: Иен Холм был гораздо проще, ну и я с ним уже работал на фильме Грейсток. И я помнил, что он прихрамывает, уж не помню, на какую ногу. Так что я уцепился за это. Так что самым простым был Бильбо.

Вопрос: крали ли вы со съемочной площадки реквизит?

Киран: Когда я снимался в 70-е, 80-е, даже в 90-е, со съемочной площадки можно было умыкнуть что хочешь. Никого это не интересовало. И раз это никого не интересовало, нам это тоже было неинтересно. Что нам со всем этим делать? Если бы я их тогда крал, я бы мог сейчас заработать целое состояние. Но я этого не делал. Хотя нам иногда дарили реквизиты.

Вопрос: Я мечтаю стать актером, что вы мне можете посоветовать?

Киран: Добудь себе агента!
А вообще… сколько тебе лет?

— Восемнадцать.

Киран: Ты был в театральном училище? Да? Уже неплохое начало.
И еще кое-что. Когда я снимался в своем первом фильме, я работал с актером по имени Дэвид Нивен. Он смотрел на меня, как я одиноко стоял, не зная, что делать. По какой-то причине я его заинтересовал. И однажды он сказал мне: «Молодой человек, давайте поговорим.» Я отвечаю: «Чем могу быть полезен?» А он говорит: «Слушай очень внимательно. Не веди себя, как актер. Они уходят к себе в гримерку поспать между дублями. А ты – учись, постоянно самоулучшайся. Для актеров очень важно общаться с операторами. Ты должен знать объективы. Тогда не нужно будет спрашивать у режиссера, делает ли он сейчас средний или крупный план. Если ты все это знаешь, ты будешь меньше задавать вопросов режиссеру». Например, 120мм – это крупный план лица. А 35мм – панорамный план. Тебе тоже нужно будет это знать.

И еще кое-что. Если ты хочешь быть актером, начинай изучать других людей. Все равно, что ты делаешь: идешь по улице, едешь на машине. Изучай людей, как они двигаются. Изучай их движения, манеры. Ты научишься очень многому!

Вопрос: Если бы у вас был шанс попасть в фантастический мир, какой бы вы выбрали?

Киран: Я думаю, это бы был… Мне все еще нравится мир Толкина, Властелин Колец. Почему? Там я мог бы быть хоббитом. Да я и есть хоббит!
А вообще, когда я встретился с Питером для Хоббита, он меня познакомил с Дель Торо, который должен был быть режиссером Хоббита. И Питер сказал: «Знакомься, это Киран Шах, истинный хоббит! Все остальные – всего лишь актеры!» А вот я – хоббит!

Вопрос: Что вам особенно нравится в Германии?

Киран: Одна из самых крутых вещей, что я делал в Германии… кто помнит рекламу сгущенки Bärenmarke (Медвежья марка)? В 1990х я играл там медвежонка! Это было самое классное из того, что я делал на немецком ТВ!

[Для справки — вот эта реклама]

Далее: Фотогалереи…