Жанр этого сериала изначально был определён как «ситуационная комедия» (ситком) о жизни выдуманной деревушки графства Оксфордшир, где викарием служит колоритная дама средних лет. Серии начали выходить в 1994 году, и вся история завершилась новогодним выпуском 2007 года свадьбой главной героини. Однако, несмотря на то, что, по словам сценариста Ричарда Кёртиса, эта свадьба, как в любой сказке, означала «
конец динамики ситкома, …и присутствие мужа вносило некую сложность в эту систему», — сюжет настолько был любим зрителями, что к нему неоднократно возвращались. Сначала в марте 2015 года было снято продолжение, затем во время пандемического локдауна 2020 года появилась серия, обыгрывающая мировую ситуацию. И, наконец, к Международному женскому дню вышел «Фильм о фильме», который должен был означать, что с историей Викария придётся, наконец, распрощаться.
Несмотря на многолетние съёмки и множество отыгранных сюжетов, этот документальный фильм был сосредоточен на том, к чему, собственно, и шла эта весёлая история — на избраннике Джеральдин Грейнжер. И зрители, и сама актриса представляли его по-разному, отчего в сериале время от времени появлялись те или иные актёры, которые почему-то так и не воплотили собой счастье Викария. Это сейчас зритель не может себе представить кого-то на месте Ричарда, а поначалу о нём, скорее всего, речи не было. Ричард Кёртис с самого начала предполагал, что герой её романа «
будет довольно умным, и это должно было стать частью замысла, где она вроде как находит себе ровню в романтичном и интеллектуальном плане. А в Дибли даже пара извилин очень приветствуется».
В общем, всё как бы объективно подводило к тому, что играть эту роль должен был Ричард. Но, кроме того, ум и интеллигентность Гарри подразумевали то, что сценарист писал этот образ не с кого-нибудь, а с самого себя. И Ричарду эту тайну в шутку или всерьёз довели до сведения:
«На каждом перерыве, когда мы шли к столику за чаем, буквально каждый подходил ко мне, брал за руку и шептал на ухо: Ты вообще понял, что Гарри по сути основан на Ричарде Кертисе? Он фактически вписал себя в сериал. Каждый [говорил мне это]. Я возвращался на место и, пока съёмки шли дальше, невзначай оглядывался на Ричарда и думал: “Возьму-ка я тебя за основу этого персонажа”».
Гари не только умён и тактичен, но и красив, — это было непременным условием Доун, и это было в целом логично: слишком долго она прожила посреди чужого счастья. Ричард Кёртис считал, что она заслужила себе лучшего мужа, поэтому «
она сказала, мол, дайте мне настоящего красавчика, чтобы завершить историю. Но она просто хотела быть счастливой, поэтому нам пришлось выдать её замуж за Ричарда Армитиджа». С последними словами даже и спорить не хочется: именно так и должна выглядеть Мечта. И эта Мечта настолько велика, что даже несколько неловких ситуаций не разбивают, а делают её ещё более захватывающей. Кёртис решил рискнуть, сделав Гарри существенно моложе Джеральдин, чем довёл комедию до гротеска. Справедливости ради, сама Доун подумывала над тем, чтобы взять на роль кого-нибудь вроде Майкла Пейлина, но из-за его возраста все решили, что вряд ли это может быть мечтой. Сам же Ричард чувствовал себя не в своей тарелке не от разницы в возрасте с героиней, а думая о том, как долго выбирали актёра на эту роль:
«До меня доходили слухи (возможно, они доносились до меня каким-то проказником на площадке), что вообще-то эта роль должна была достаться Рэю Уинстону [Актёр, сыгравший Уилла Скарлетта в сериале «Робин из Шервуда» —
сост.].
И всё это время я думал: должно быть, Рэй Уинстон отказался, поэтому им пришлось в итоге позвать меня». В конечном счёте, это многостороннее недопонимание привело к той самой атмосфере, которая требовалась по сценарию. Сейчас Доун вспоминает это со смехом, а тогда всё было достаточно серьёзно:
«Я помню, что бесконечно извинялась перед ним на площадке: “Прости, что тебе приходится целоваться со старухой. Мне так жаль”. Но, конечно же, наслаждалась этим. В нём есть такой огонёк, и он так хорошо это сыграл». Это была именно та ситуация, когда юмор и нежность сценариста к своим персонажам решали всё. Поэтому словам Ричарда просто нельзя не поверить, — скорее всего, ему не раз пришлось ободрять её:
«Это так здорово, когда тебе нравится твой экранный партнёр. Тогда нет неловкости, всё очень мило. Да и кто не хочет поцеловать Доун Френч? Ну, правда же».
Жанр ситкома предполагал наличие всяческих нелепиц до самого конца и появления на экране финальных титров. Но несмотря на тонну уличной грязи и пижаму у алтаря, героиня Доун Френч получила своё пожизненное счастье, а зрителям спустя годы достался «Фильм о фильме», чтобы они могли ещё раз вспомнить прошлые минуты веселья в нелёгкое для них время.