Просмотр отдельного сообщения
Старый 18.11.2022, 21:37   #8637
Yar
Зарегистрированный пользователь
 
Аватар для Yar
 
Регистрация: 16.12.2012
Адрес: Берлин, Германия
Сообщений: 1,568
Лайки: 1,288
Продолжая собирать воедино материалы по любимым аспектам первого сезона “Колец Власти”, я бы хотел вернуться к музыке сериала. В целом мне показалось, что музыкальный ряд первого сезона критики и зрители встретили благосклонно: от восторженных “потрясающе” до сдержанных “неплохо”.

Помню, как при первом прослушивании двух демонстрационных треков ещё до выхода первого сезона (“Галадриэль” и “Саурон” вышли 21 июля 2022 - за полтора месяца до премьеры) я встретил музыку в штыки: дорожки показались мне совершенно несредиземскими, простецкими. Сегодня же, прослушав не только основной концептуальный саундтрек, но и все восемь альбомов для каждого эпизода первого сезона, я могу с уверенностью сказать, что я был неправ и что мое первое впечатление было обманчивым. Беару удалось достойно подхватить эстафету у Шора и создать высококачественный, разнообразный и, главное, своеобразный саундтрек к телеадаптации Толкина.

Сперва я попробую закончить выборочный перевод записей из личного блога МакКрири. Он опубликовал в итоге четыре записи о работе в первом сезоне (12 сентября 2022 - 05 октября 2022). Первую запись - преимущественно биографического характера, посвященного пути композитора ДО работы над проектом о Средиземье, - я приводил ранее в сокращенном виде здесь.

Основные моменты второй части дневника композитора:


 

  • К работе в проекте “Кольца Власти” композитора пригласила продюсер сериала Линдси Вебер в конце 2020 года. В течение нескольких месяцев он читал сценарий, а также, будучи в Лос-Анджелесе, посетил несколько виртуальных встреч с шоураннерами, находившихся в Новой Зеландии. Сценаристы и продюсеры заразили Беара “своей страстью к рассказыванию историй и своим знанием легендариума Толкина”. Заказ был прост: “драматичная и смелая музыка с культовыми, запоминающимися мелодиями”.
  • Летом 2021 года Линдси Вебер позвонила Беару и сообщила, что он утвержден. Тогда же ему сообщили, что Говард Шор напишет тему для заставки сериала. “Меня переполняли восторг, адреналин, благодарность и даже немного ужаса”. Беар поделился новостями с супругой за ужином и шампанским, но скрыл детали от дочери: композитор был вынужден придерживаться правил полной секретности, характерной для этого проекта.
  • Основной формат, в котором композитор контактировал со съемочной группой, - это онлайн-конференции, ставшие приметой времени. Творческая группа прислала Беару нарезки серий, которые послужили отправной точкой для создания музыкальным тем. Первые образы, которые он увидел, были кадры Валинора и Кхазад-Дума, сцены с Галадриэль и Элрондом. Беар отмечает, что испанцу Байоне удалось синтезировать отсылки к визуальному языку Питера Джексона, не отказываясь от собственного режиссерского стиля, ср. клаустрофобные сцены во втором эпизоде, напоминающие моменты из фильма «Приют» (2007).
  • На следующем этапе композитор получил доступ к сценарию всех восьми эпизодов. “Когда я читал сценарий, история оживала в моем воображении, заставляя меня снова почувствовать себя ребенком, читающим мои любимые фэнтезийные романы”.
  • Помимо Говарда Шора, композитор МакКрири упомянул других мастеров, повлиявших на создание саундтрек первого сезона: “стремительные мелодии” Джеймса Хорнера, ритмы Бэзила Поледуриса, “медные гимны” Джерри Голдсмита, “экзотические оттенки” Бернарда Херрманна и Дэнни Эльфмана, “трепещущие партии деревянных духовых инструментов” Джона Уильямса, “душераздирающие мелодии” Эннио Морриконе и Нино Рота, “тематическая иконография” Ширли Уокера, а также “элегантная оркестровка” Элмера Бернстайна.
  • Контракт категорически запрещал напрямую цитировать какой-либо материал, написанный Говардом Шором для фильмов Питера Джексона. Беар счел это логичным: оригинальные книги и кинотрилогия происходят в Третьей Эпохе, в то время как «Кольца Власти» происходят на тысячи лет раньше, во Вторую Эпоху — время относительного мира. Таким образом, тон адаптаций должен быть разный. Музыка задумывалась быть преемственной, но без прямого цитирования. “Я подумал про себя: если я буду делать свою работу правильно, то однажды смогу запоем посмотреть «Кольца власти», а затем сразу засесть за фильмы Питера Джексона, ощущая преемственность”. В качестве примера такой преемственности без прямого цитирования МакКрири приводит музыку гномов: “В фильмах, действие которых происходит в Третьей Эпохе, гномы - это народ в рассеянии, жаждущий вернуть свои утраченные родные земли: будь то Одинокая Гора или копи Мории. Для них музыка Шора казалась мрачной, благородной и грустной, с упором на повторяющиеся виолончели и басы, угрюмые оркестровые краски и низкий мужской хор. Напротив, зрители «Колец Власти» посетят Морийские копи в другом качестве - в виде могучего царства Кхазад-Дум, в зените своей промышленности, наполненного светом, бьющего жизнью. Я написал тему для гномов, которая так же задействует “пыхтение” виолончелей и басов, также обращается к глубокому мужскому вокалу, усиленному лязгом металлических молотков о наковальни. Но это не меланхолическая панихида, нет, здесь воодушевляющий патриотический гимн гномам на их цивилизационном пике. Так партитура достигает упомянутую преемственность”.
  • Когда МакКрири читал сценарии и обсуждал структуру сериала с шоураннерами, он составил список наиболее важных тем, которые счел нужными. “Для типичного телесериала я мог бы написать от пяти до семи основных тем, из которых только две или три являются музыкально значимыми… Но для “Колец” список состоял из семнадцати основных тем!”. В итоге список включал персонажные темы: (1) Галадриэль, (2) Элронд-полуэльф, (3) Саурон, (4) Нори Брендифут, (5) Незнакомец, (6) Дурин IV, (7) Бронвин и Арондир, (8) Халбранд - Южные земли, (9) Элендиль и Исилдур, (10) Адар и Орки, (11) Мистики. Беар также написал “культурные или географические темы”: для (12) Валинора, (13) Кхазад-Дума, (14) Нуменора, (15) караванов Харфутов, (16) Южных земель (тема 2) и (17) орков (тема 2). Наконец, он сочинил отдельную тему, представляющую сами (18) Кольца Власти. (*МакКрири, на самом деле, создал больше тем, если внимательно слушать все восемь альбомов, но об этом в другой раз*)



  • Темы реализованы как симфонические структуры. Каждая тема обычно состоит из характерного остинато (повторяющегося музыкального рисунка, часто служащего фоном), основной темы A, вторичной темы B, (часто) развивающей вариации и финала. Некоторые из тем вписываются в повествовательную арку, которая разворачивается в первом сезоне. Но другие, более амбициозные темы “предощущали” повествование, задавали тон для будущего сюжетного развития. Такие темы создаются не для конкретной сцены или даже не для конкретного серии, а для драматики всего сериала. «Элендиль и Исилдур» и «Элронд-полуэльф» — примеры тем с таким типом “предзнаменования”. МакКрири: “Когда повествование наконец дойдет до кульминационного момента Последнего Союза эльфов и людей, предположительно через несколько сезонов, я должен был убедиться, что мои мелодии по-прежнему будут соответствовать драматическим потребностям истории”.
  • “Моя цель состояла в том, чтобы придать каждой теме настолько сильную идентичность, чтобы зрители узнавали их по отдельности”. Композитор считает, что смог позволить зрителю на слух различить тему Галадриэли и Саурона или “уловить волнующую сольную виолончельную тему принца Дурина, переплетающуюся с фразами сурового остинато Кхазад-дума (=его отца)”.
  • Первые шесть недель написания партитуры «Колец Власти», по воспоминаниям Беара, были наиболее мучительными. Создание запоминающихся мелодий требует значительной энергии: “я мог отбивать одну мелодию (темы) в течение пяти-восьми часов, пока не был настолько морально истощен, что мне приходилось падать от бессилия и вздремнуть. Несмотря на давление, я держал себя в постоянном темпе. Я знал, что если я потороплюсь с этим процессом, если я прыгну вперед и начну озвучивать сцены без отточенных тем, я в конечном итоге зайду в тупик, и будет слишком поздно… Каждая тема должна была работать, прежде чем я мог начать работать с отснятым материалом”.
  • “Самая большая проблема в том, чтобы не повторяться”. Чтобы избежать этого, композитор наметил три важные музыкальные характеристики, работая с темами: “музыкальные цвета” (musical Colors), музыкальные интервалы (musical intervals) и повествовательный замысел (narrative intent).
  • Уникальные “музыкальные цвета”: тема лучше выделяется, если исполняется каким-то характерным инструментом или специфическим вокалом, которые больше нигде не появляются в партитуре. Так происходило музыкальное “раскрашивание” определенных народов или царств: “Я сделал акцент на неземном женском вокале эльфов, декларативном теноровом мужском вокале и механически устойчивых партиях низких струн для гномов, гортанном басовом мужском вокале Саурона и шёпоте хоровых слогов у таинственных персонажей, известных как Мистики”. Скандинавские инструменты, такие как никельхарпа, скрипка Хардангер и чеканные цимбалы, представляли Южные земли. Ближневосточные инструменты, такие как армянский дудук, турецкий яйлы тамбур и рамочные барабаны, представляли Нуменор. МакКрири объединил кельтские инструменты (волынка uilleann, маленькая шотландская волынка, ирландская флейта вистл и рамочный барабан бодхран) с западноафриканскими инструментами-молотками (балафоны), чтобы создать характерный звук для харфутов. Орки представлены военными горнами: ацтекскими свистками смерти, раковинами и примитивными костяными флейтами, сделанными из козьих рогов, оленьих рогов, различных костей животных и даже человеческой бедренной кости. В теме “Незнакомца» представлен индонезийский оркестр гамелан с острова Бали — совершенно иного “музыкального цвета”, чем другие темы, потому что мы не знаем, из какой культуры Незнакомец происходит.

    Фото (Olav Luksengård Mjelva играет на скрипке Хардангера, а Erik Rydvall — на Нюкельхарпе):


  • Уникальные музыкальные интервалы: “Я стремился создать уникальный интервал между первой и второй нотой каждой темы. Если бы у каждой основной темы был уникальный первый интервал, слушатели смогли бы идентифицировать эту тему всего по двум нотам, что является наименьшим возможным объемом музыкальной информации. Вот это было бы упражнение в эффективности! Чем более знаковой, как я надеялся, будет тема, тем более редким должен быть ее начальный интервал. Тема Арондира и Бронвин начинается с восходящей минорной сексты, тема Галадриэли — с восходящей минорной септимы, а тема незнакомца — с восходящей мажорной септимы (относительно редкий начальный интервал в популярных мелодиях). Тема Валинора начинается с нисходящей большой секунды, тема Саурона — со зловещей нисходящей малой терции, тема Дурина — с нисходящей чистой кварты, а «Where The Shadows Lie» — с нисходящей чистой квинты. Интервалы также могут создавать конфликты в музыкальных культурах. Тема Харфутов вращается вокруг простых скалярных движений с небольшими прыжками, представляя их желание оставаться незамеченными, в то время как тема Нори подчеркивает ее мечту увидеть более широкий мир с вдохновляющим совершенным прыжком вверх квинты… Каждая из этих тем имеет уникальное качество звука и тона, но, начавшись с отчетливого первого интервала, все они мгновенно становятся узнаваемыми за считанные секунды”.
  • Повествовательный замысел: тема каждого персонажа должна рассказать слушателю, как этот персонаж вписывается в историю и сообщество, где он живет или где он оказывается. “Например, придерживаются ли персонажи ожидаемых социальных норм? Или являются ли они аутсайдерами, стремящимися вырваться”. Их темы должны подсказывать эти повествовательные идеи. У сообществ была некая стандартная, образцовая музыкальная тема (например, «Валинор» у эльфов, «Кхазад-дум» у гномов, «Южные земли» у низких людей, «Нуменор» у высших людей, «Жизнь харфутов» у харфутов и «Нампат» у орков), а у персонажей в каждом таком сообществе будут темы, отражающие знаковые музыкальные черты их соответствующей культуры. Некоторые персонажи находятся «внутри» сообщества, разделяя больше музыкальных черт, в то время как другие находятся «вне» сообщества, конфликтуют с ним и поэтому разделяют меньше музыкального материала. “Я чувствовал, что если бы я мог ясно передать замысел повествования в теме персонажа, зрители узнали бы важную информацию об этом персонаже, просто слушая музыку”.
  • При сочинении музыки МакКрири использовал музыкальное программное обеспечение для создания макетов своих идей: сэмплы и аудио композитор записывает самостоятельно, которые он потом секвенсирует и микширует. Так появляются “демо” (демонстрационные макеты) - до стадии записи музыки живым оркестром и живым хором. МакКрири нравилось давать кинематографистам четкое представление о том, как будет звучать музыка до ее записи вживую. Макеты для “Колец” были более детализированными, чем в предыдущих проектах композитора (отдельно Скрипки I, Скрипки II, Альт, Виолончель и Бас, отдельно партии деревянных духовых и медных духовых инструментов и т.д.): “В среднем я трачу около десяти процентов своего рабочего времени на обдумывание музыкальной идеи. Я трачу семьдесят процентов своего времени на создание макета, на сглаживание деталей и определение последовательности различных многослойных музыкальных линий. Последние двадцать процентов своего времени я трачу на микширование музыкальной реплики в объемном звуке, балансируя уровни, настраивая эквалайзеры и добавляя эффекты, чтобы прояснить желаемое эмоциональное воздействие. Когда вся эта работа будет сделана, я знаю, продюсеры услышат примерное представление о том, как будет звучать их партитура вживую. Что не менее важно, я знаю, что вся моя музыкальная команда, от инженеров, оркестраторов, дирижеров до музыкантов и певцов, будет иметь четкое представление о моем музыкальном видении. За каждый час, который я трачу на детальную работу над демонстрационным макетом, я экономлю себе два часа на объяснении музыки (на стадии звукозаписи)”.
  • “После шести мучительных недель в изоляции за написанием набросков, композиций, секвенирования и микширования демострационных макетов я, наконец, начал чувствовать себя уверенно в своем тематическом материале для “Колец Власти”. Однако решающий шаг еще только предстояло совершить: “я еще не сыграл ни одной ноты для шоураннеров, и пришло время узнать, как они отреагируют на сыгранную музыку. Будет ли какая-либо из этих тем действительно воплощена в жизнь, а не только звучать у меня одного в голове?..”

Продолжение следует

Последний раз редактировалось Yar; 19.11.2022 в 00:10.
Yar вне форума   Ответить с цитированием
Yar получил(а) за это сообщение 5 лайков от: