Я, наконец-то, закрыла свои бытовые проблемы и, пока год не перешёл в следующий, всё-таки хочу закончить начатое и описать свои впечатления о «Женеве».
Мне много думалось, как я на самом деле отношусь к этому проекту. Если бы автором был кто-то другой, изменилась бы моя оценка? Думаю, не слишком. Потому что мне эта книга видится чем-то таким, чем стал для Толкиена «Хоббит». Он ведь тоже создал его по случаю, для развлечения детям, не планируя чего-то грандиозного — а оно случилось. Это не значит, что Ричард положил начало чему-то подобному, просто я воспринимаю эту историю в контексте всего его творчества, как закономерное проявление его способностей, и от этого оно не то чтобы обретает какие-то несуществующие смыслы, а видится, что ли, более отчётливо, прозрачно.
Мне нравится, что он видит сильные и слабые стороны книги — отделяет психологию персонажей (более сильное) от перипетий сюжета (более слабое). Но, думаю, это с опытом сгладится. А вот то, что главные, второстепенные и совсем эпизодические персонажи прописаны с разной степенью глубины, мне кажется, очень грамотно. Всё завязано на двух людях, между которыми много лет идёт подспудная борьба. Причём, Сара понимает это так же хорошо, как и Дэниел, просто считает, что в жизни есть более достойные внимания вещи. И логично, что это ИХ история. А все остальные интересны лишь в той мере, в какой имеют отношение к этим двух. Если всё расписывать подробно — была бы мыльная опера. Хотя, не сомневаюсь, что Ричард так и сделал. Для себя. У каждого была большая отдельная история. Но «на выходе» он озвучил это только для Сары и Дэниела. Но второстепенные персонажи всё равно получились живыми и естественными.
Больше всего меня поразила тема болезни, как он представил это через отца Сары. Поскольку я пережила похожее с мамой, то было… ощутимо. Хотя психологически немного иначе — Ричард показал почти идиллическую картину спокойного человека, с которым Сара довольно легко находит общий язык. Говорят, такое есть, но мне повезло гораздо меньше. И всё равно, он очень явственно передал переход от провалов памяти и назад в реальность. И это было немного жутко. Хотя внешне всё описано очень простыми словами, без всяких писательских ухищрений.
По-хорошему удивила научная линия сюжета. Мне вообще понравилось, что Ричард выбрал не сферу шоу-бизнеса, которую хорошо знает — это было бы обоснованно, — а вот это, что создаёт дополнительные трудности и неуверенность для человека, не занимающегося наукой. Но мне показалось, ему удалось. По крайней мере, было впечатление, что он знает, о чём говорит. Возможно, в другой жизни он был бы учёным))
Что не понравилось… Даже не знаю. Мелочи, разве что, которые на сюжет не влияют. Но я всегда стараюсь понять, зачем человек пошёл именно этим путём, чем почему он не сделал так, как хотелось бы мне)))) Скажем, я бы не стала так часто употреблять название потребительских брендов. Но это я, а для него, видимо, это было традиционным способом подчеркнуть снобизм Хелен (это о ней речь), — особенно это понятно в конце, когда раскрывается, кто она, какова её история. Когда прочитала, как её ботинок от Прада показался из глубин авто, вспомнилась сцена из «Молчания ягнят»: Лектер стремится уничтожить Кларис одной фразой — о том, что у неё дорогая сумочка, но дешёвые туфли; но ей плевать на его мнение, и это его заинтересовывает. Так вот, Хелен не плевать на свой внешний вид, она больше всего боится потерять лицо — то, чего у неё на самом деле и не было. Она вся — это дизайнерский пуховик и ботинки от Прада и ложный ник в сети. Для сравнения, мы почти не видим, во что одета Сара. Даже когда Ричард описывает какой-то дресскод, это как бы идёт фоном. И знаем, что для Сары социальные сети не имеют значения, её там нет.
Мне не то чтобы не понравилось, а я, наверно, не совсем поняла какие-то перипетии в облике Павла. Всё-таки не удаются иностранцам наши характеры)) Или Павлу всё-таки не хватило описания… Но я рада, что именно он оказывался каждый раз рядом с Сарой.
В общем, я благодарна Ричарду за эту книгу и очень жду следующую. Как сказала Ирэн Адлер, «мозговитость сексуальна», и книга добавила притягательности Ричардову образу.
Кстати, у меня стойкая ассоциация: Хелен Алдер — Ирэн Адлер)
---------- Сообщение добавлено в 22:37 ---------- Предыдущее сообщение было в 22:36 ----------
Цитата:
Сообщение от Annie Jane
|
Так он об этом раньше говорил. Но я, наверно, не поняла, или гугл так перевёл: он же говорил о Единожды солгав?
А, тю. Поняла: у Кобена ж все названия тривиальные - я приняла его за часть предложения)))
---------- Сообщение добавлено в 22:57 ---------- Предыдущее сообщение было в 22:37 ----------
О, РАБ заметила - синяя галка у Ричарда вернулась
Сэр, оплачивайте вовремя "коммуналку", а то мы волнуемся!