Наследники Толкиена подали в суд, чтобы защитить свою Прелесть

На днях мы писали об иске Tolkien Estate к Warner Bros. Теперь в журнале Wired вышла статья Эрика Векса, где объясняется подробно, в чем суть данного иска и что он означает. Предлагаем вашему вниманию русский перевод статьи.

Автор: Eric Wecks, перевод: TheHutt

Теперь, надо полагать, большинство наших читателей уже знают о судебном иске, который наследники Толкиена (Tolkien Estate) подали против Warner Bros. за их маркетинг продукции Властелин Колец. Если вы не слышали, то The Hollywood Reporter сделал довольно хороший суммарный обзор дела и включил ссылку на оригинальную заявку в суд. Думаю, поклонники Властелина Колец Дж. Р. Р. Толкиена должны взглянуть на это. Не бойтесь: существенные пункты заявки – короткие и написаны на понятном английском.

Tolkien Estate просит суд определить контрактные рамки прав Warner Brothers на Властелина Колец и Хоббита, утверждая, что оригинальные права на маркетинг включали в себя только «материальное имущество». По словам наследников, кинокомпания Warner Bros. зашла далеко за эти рамки. Я не знаю, что именно «материальное имущество» означает в правовом смысле, но я не понимаю, на каком основании United Artists, первоначальные покупатели прав на фильм, решили, что они купили право на создание тематических отелей, ресторанов, парков аттракционов и онлайн-автоматов для азартных игр по Властелину Колец. (Эти автоматы уже существуют. Отели, рестораны и парки аттракционов запатентованы Warner Bros.). Иск утверждает, что Warner Bros. пытаются превратить ограниченные права на интеллектуальную собственность Дж. Р. Р. Толкиена в неограниченное право использовать Властелина Колец и его персонажей, как им захочется.

Дело не только в Tolkien Estate и их благотворительном фонде, которые подали этот иск; в нем также задействован HarperCollins, правообладатель на издания книг Властелин Колец и Хоббит на английском языке. Для них на кону тоже стоит многое. Сейчас идет борьба за то, кто будет контролировать иконографию шедевров Толкиена и их место в нашем обществе. С одной стороны баррикад – наследники оригинального создателя и издатель его произведений. С другой стороны – компания, создающая одну из самых крупных кинофраншиз в истории.

Следует заметить, что первый раунд между этими мастодонтами проиграла кинокомпания. После того, как они на полном серьезе утверждали, что не получили никакого дохода с трилогии наиболее прибыльных фильмов всех времен, кинокомпании пришлось заплатить 7,5% сборов Tolkien Estate, чтобы уладить их предыдущую тяжбу. Это проложило дорогу к началу съемок Хоббита, по словам французской газеты Le Monde. Посмотрим, попробуют ли они провернуть этот фокус «мы не заработали ни гроша» и на следующей трилогии.

Такое поведение вполне стандартно в Голливуде. Возможно, самый знаменитый пример – иск Арта Бухвальда против Paramount, где он утверждал, что они украли его идею к фильму Эдди Мерфи Путешествие в Америку. Бухвальд доказал, что Paramount использовал «недобросовестные» бухгалтерские методы, утверждая, что фильм не собрал никакой прибыли с тем, чтобы не платить ему. Paramount заключил внесудебную сделку с Бухвальдом при апелляционном процессе: студия не хотела, чтобы суд определил четкие правила для определения прибыльности фильма при заключении контрактов.

Судя по истории компании, нет повода предполагать, что Warner Bros. собираются ограничить использование Властелина Колец материальными объектами. Когда речь идет о том, чтобы платить кому-либо за работу или интеллектуальную собственность, голливудская бизнес-модель вполне ясна. Возьми то, что тебе спустят с рук, и пусть потом с тобой судятся за выполнение условий контракта. А затем – ври, чтобы тебя не заставили платить.

Этот конфликт также олицетворяет борьбу двух организаций с совершенно разными целями. У HarperCollins и Tolkien Estate в фокусе – долгосрочный интерес к книгам. Конечно, одна из причин – это их главный источник дохода. Фильмы, спин-оффы и фанфики – это прекрасно, если они приводят фанатов назад к первоначальному тексту. Но фильмы Питера Джексона – несколько другое дело. Они сами по себе грозят стать исходным текстом, который мог бы затмить оригинальные книги. Вот в чем страх, о котором говорил Кристофер Толкиен, глава Tolkien Estate в интервью французской газете Le Monde в июле (Читатели GeekDad подсказали мне о переводе этого интервью Sedulia, когда я написал о своей надежде, что Питер Джексон попробует экранизовать истории из Сильмариллиона). Кристофер Толкиен сказал Le Monde, что ему не понравились фильмы из-за того, что «они распотрошили книгу, сделали из нее боевик для молодежи от 15 до 25, и кажется, Хоббит станет таким же фильмом».

И HarperCollins, и Tolkien Estate хотят, чтобы в мышлении и иконографии Властелина Колец доминировала книга. С другой стороны, Warner Bros. заинтересованы в создании крупнейшего зрелищного колосса, чтобы увеличить кассовые сборы. Это значит, что они намереваются как можно сильнее доминировать в культурном контексте по Толкиену с помощью империи фильмов, видеоигр и спин-оффов. Как американская корпорация, находящаяся во владении акционерного общества Time Warner, она обладает одной единственной миссией: приносить максимальный доход акционерам. Поэтому, если создание одноруких бандитов по Властелину Колец значит более высокие доходы, то мало что может помешать акционерной компании из индустрии развлечений выпускать одноруких бандитов. Это, очевидно, стало последней каплей для семьи Толкиена. Кристофер Толкиен особо упоминал эти игровые автоматы в интервью Le Monde в июле. Иск к Warner Bros. также обращает внимание на одноруких бандитов, а также на видеоигры, доступные исключительно онлайн. Я предполагаю, здесь имеется в виду конкретная онлайн-ролевая игра Lord of the Rings Online.

Однорукий бандит по «Властелину Колец»
Мой собственный любимый пример безумных результатов подобного маркетинга киностудий – из фильма Лев, Ведьма и Волшебный Шкаф, основанный на книге К. С. Льюиса, друга Дж. Р. Р. Толкиена. Все, кто хоть что-либо знает о Хрониках Нарнии, в курсе того, что они – аллегоричны, что лев Аслан – это метафора Иисуса, Спасителя из христианской религии, о ком христиане думают, что это – Бог, спустившийся на Землю. У меня самого есть зубная щетка с Асланом, которую выпустили вместе с фильмом. Я никогда не пользовался ею, но нахожу юмор в замечательной иронии того, что могло заставить компанию маркетинга выпустить зубную щетку с изображением Бога. Я улыбаюсь каждый раз, когда вижу ее у себя на полке.

Для нас, простых смертных, которые только мечтают о цифрах вроде 80 млн долларов, или 7,5% от сборов трилогии Властелин Колец, легко отринуть Кристофера Толкиена и Tolkien Estate как взбаламошных склочников, обидевшихся, что им не дали причитающуюся долю добычи. Однако для семьи Толкиена здесь на кону стоит гораздо больше, чем просто деньги. Хотя зубные щетки и другие материальные объекты не под контролем Кристофера, он не хочет видеть, как произведение его отца, интеллектуальный шедевр, умаляют до уровня одноруких бандитов и онлайнового рубилова. Как он сказал Le Monde: «Разрыв между красотой и серьезностью этого произведения, и тем, что из него сделали, зашел для меня слишком далеко. Такая коммерциализация свела на нет его эстетическое и философское влияние.»

Что касается меня, то я не могу сказать, что вижу столько же вреда в фильмах Джексона, как Кристофер Толкиен, хотя у меня есть свои сомнения. С другой стороны, я уверен, что на месте Кристофера Толкиена я бы сделал то же самое, чтобы защитить работу отца. Как ветеран Первой Мировой войны, Толкиен в своих трудах ценил человеческие отношения, уважал природу и предупреждал против слепого поклонения технологии. Видеоиграм в жанре боевок, одноруким бандитам, отелям, ресторанам и паркам развлечений не место среди того, что представляют собой его книги. Как поклонники мыслей и произведений Дж. Р. Р. Толкиена, давайте надеяться, что суды будут согласны.

Перевод: TheHutt. Использование на других ресурсах запрещено!

1 комментарий

  1. valentinchik2:

    Властелин Колец — очень интересны фильмы! Толкиен был большой талант…

Добавить комментарий