Питер Джексон посетил Оксфорд Толкина

Peter Jackson QandAНа днях Питер Джексон впервые посетил университет, в котором учился Дж.Р.Р. Толкин, и где он создал свое Средиземье век тому назад. Режиссер участвовал в панели вопросов и ответов и поведал о том, что бы он чувствовал, если бы Профессор увидел его экранизацию «ВК» и «Хоббита».

В 1914 году Джон Рональд Руэл Толкин был студентом колледжа Эксетер и председателем младшей общей палаты колледжа, Стэплдонского общества. В том же году в Оксфорде появились первые два кинотеатра — Phoenix Picture Palace и Oxford (Ultimate) Picture Palace — оба существуют по сей день. Но в те времена многие относились к новомодному кинематографу критично. Стэплдонское общество вынесло резолюцию: «Дешевое «кино» — это двигатель социальной коррупциии». Толкин подписался под этой резолюцией.

«Действительно?» — ухмыляется Питер Джексон. «Я бы с радостью показал ему наше кино. Хотя я бы был в ужасе. Я уверен, там очень много того, что ему бы совершенно не понравилось… с другой стороны, мне кажется, что многое из того, что мы проделали, порадовало и повеселило бы его.»

Peter Jackson TOLKIEN_0Это — лишь один из моментов в уникальной встрече со зрителями, которая прошла 25 июня в колледже Эксетер в честь его 800-летия, и посвященная Толкину (справа: на фотографии 1914 года), одному из его самых прославленных выпускников. В несколько душноватом Шелдонском театре собралась возбужденная публика, чтобы задавать вопросы знаменитому режиссеру кинотрилогий Властелин Колец и Хоббит. Сэр Рик Трейнор, ректор колледжа, открыл собрание. Мне выпала честь вести основное интервью, и я сидел с потными ладонями, то и дело прошибаемый холодным потом. Темы были самые разные: от обширной фильмографии Джексона до его технических достижений, ну и конечно, о его отношении к Толкину.

В кино каждая из трилогий собрала по всему миру по три миллиарда долларов. Властелин Колец: Возвращение Короля получил 11 оскаров и 4 Золотых Глобуса. Благодаря своему успеху, Джексон, живущий и работающий в Новой Зеландии, получил рыцарское звание в Ордене заслуг своей страны. Тем не менее, все могло быть иначе.

Первоначально Средиземье не было его целью. Заканчивая свой пятый кинофильм, Страшилы, Джексон вместе с Фрэн Уолш планировал создать собственное фэнтэзи-приключение в ключе фильмов про Синдбада или Аргонавтов, классики покадровой анимации Рэя Харрихаузена, которые оказали сильное влияние на Питера Джексона в детстве. И только после многочисленных дискуссий о том, как бы сделать этот  фильм «похожим на Властелина Колец«, родилась мысль взяться собственно за произведение Толкина.

«У нас была опция на первую оценку с Мирамаксом и Харви Вайнстайном. Первоначально мы предложили Хоббита как односерийный фильм, а Властелина Колец — как двухсерийный. Мы не знали, кому принадлежат права.» Вайнстайн исследовал этот вопрос и перезвонил им. «Он узнал, что права принадлежат продюсеру Саулу Зентцу: все права на Властелина Колец и половина прав на Хоббита, но какая именно половина — я не знаю.»

Зентц «отверг многочисленные предложения от разных режиссеров». рассказал Джексон. В конце концов на него удалось повлиять с помощью популярной в Голливуде практики «рука руку моет»: Мирамакс в последний момент спас от банкротства кинопроект Зентца, Английский пациент, и в результате получил творческий контроль.

Peter Jackson MAIN«Затем возникла проблема, что [правовая ситуация с] Хоббитом оказалась слишком сложной, но Властелин Колец был в порядке. Так что мы решили снять его первым.»

Первоначальные продюсеры фильма, студия Мирамакс, желала «американизированную» версию проекта, что привело к творческим разногласиям и расторжению переговоров с командой Джексона. «Я — первый, кто скажет, что я — не эксперт по Толкину, и я никогда не буду утверждать обратное», рассказал Джексон. «Но мы пытались отдать его книге дань уважения, насколько это возможно. Мы не хотели американизировать его. Мы пытались сохранить целостность его сюжета. Но в то же время нам нужно было сделать наш собственный фильм.»

В результате получились «фильмы, которыми я очень горжусь. Мы пытаемся сделать их как можно лучше. Мы продолжаем работать над ними. Такого понятия, как «финальный вариант сценария», для нас не существует.»

Самокритичный анализ может продолжаться уже после того, как фильм вышел в кино. Когда Джексон и его партнерша смотрели вместе Кинг Конга в этом году, впервые после того, как он вышел в2005 году, они весь просмотр комментировали «небрежный монтаж» и сцены, которые надо бы «уплотнить».

«Властелин Колец, Хоббит… я уверен, что когда-нибудь пересмотрю их», рассуждал режиссер. «Ты делаешь фильм таким, чтобы ты сам захотел его посмотреть — но когда ты его завершил, тебе не хочется смотреть его.»

На вопрос, над какими проектами он собирается работать в будущем, Джексон сказал, что он «не торопится» снова встать за камеру. И тем более, вернуться в Голливуд.

«В настоящий момент… очень многие из фильмов, которые сейчас идут в кино — не те фильмы, которые доставляют мне удовольствие. Так что мы с Фрэн, скорее всего, возьмемся за тот или иной небольшой кинопроект, фильмы о Новой Зеландии.
Кроме того, у меня задуманы Разрушители плотин. Мы время от времени работали над сценарием вместе со Стивеном Фраем на протяжении прошлых лет. Но за что бы мы ни взялись в ближайшие годы — это будет гораздо менее масштабное кино.»

После встречи со зрителями, на праздничном ужине в колледже Эксетер, Джексон поведал, что на самом деле они вместе с Фрэн уже бывали в Оксфорде. Они сбежали с пресс-тура Властелина Колец, чтобы по-быстрому выпить пива в «Орле и Ребенке» — старинном оксфордском пабе, в котором любил уединяться Толкин. «Тайком вошли, тайком вышли» — что было особенно приятно, потому что это произошло инкогнито. Хотя режиссер ощущает себя в своей тарелке и на киноэпосах, и в Шелдонском театре, он — которого можно описать, как теплого, скромного и обаятельного — больше всего любит уют.

Peter Jackson GARDEN

В колледже он общался с добровольцами, организовывавшими событие (фотография выше), и получил возможность осмотреть архивы, связанные с Толкином, включая его табель, его автограф в реестре колледжа, а также протокол заседания Стэплдонского общества, которое Толкин, в то время секретарь общества, описал, как «битву». Джексон был искренне тронут и поведал, что это первый раз, когда он напрямую ощутил связь с памятью человека, творчеству которого он обязан своим успехом.

Текст: Эдвард Эллиотт
Перевод: TheHutt
Источник

Добавить комментарий