«Они украли мое Сокровище!»

Автор(ы): Mimi

Написано: 11.11.2003

Неоднозначный результат резюмирования впечатлений

Реакцией на выход первого фильма трилогии была нирвана. Это было исполнение мечты, когда мир Толкиена воплотился, обрел зримые черты. Была радость узнавания. Одни герои явились на экране такими, какими их рисовало наше воображение. Другие, мелькнувшие для нас на страницах романа бледными тенями, вдруг обрели плоть, силу, глубину.

Несмотря на отдельные спорные моменты (и на Солнце есть пятна!) фильм поражал своим совершенством, и по прошествии года мало кто усомнится в том, что «Братство Кольца» – это уже классика. Визуальная мощь и выразительность, потрясающий ритм, когда сверхдинамичные эпизоды сменяются размышлениями, разговорами, отношения и внутренний мир персонажей выступают на первый план…. Раз за разом персонажи выныривают из водоворота событий чуть иными. Квест обретает свое духовное измерение.

Но выход режиссерской версии «Братства» лично меня насторожил. Впервые я стала серьезно опасаться за воплощение второй части. Были добавлены и очень хорошие эпизоды, и эпизоды незначительные в смысловом отношении, но дорогие сердцу любого толкиениста. Опасения внушали некоторые моменты, носящие откровенно попсовый характер, вроде подпрыгивающих и падающих урук-хайев в битве на Амон-Хен. Какие бы рациональные объяснения и оправдания ни находили фанаты, факт остается фактом: вся эта сцена пристала скорее «Астериску и Обеликсу», чем величественной и мрачной эпопее Толкиена.

Но главное не это. То, что в театральной версии читалось из самой драматургии, из видеоряда, из взглядов персонажей, вдруг стало выражаться при помощи неуклюжих и нарочитых фраз, нелепых в своей иллюстративности. Упругая ткань киноповествования вдруг поползла, стала разжижаться. Словно вместо хрустящего сочного яблока тебе предложили нечто жеванное -пережеванное.

То, что в LOTR SEE проявлялось лишь эпизодически, в „Двух Крепостях“ расцвело пышным цветом. Количество попсовых решений зашкаливает (чего стоит Леголас на скейборде и Арвен в пеньюаре!) Но это еще можно пережить. Самое уязвимое место второго фильма – это диалоги. Как справедливо заметил один форумчанин, «персонажи не разговаривают, они сообщают полезную информацию». Добавлю: если некоторые реплики героев в первой части создавали впечатление того, что тебя кормят пережеванной пищей, то в ТТТ она оказалась и изрядно переваренной. Диалоги начисто лишены художественности и изобретательности и играют роль пояснений к происходящему на экране. Герои то и дело начинают изъясняться слоганами.

Особенно невыносим в этой роли Сэм, который постепенно становится чуть ли не главным резонером в фильме. Простоватый садовник из Шира, сочетающий практичность с некоторой романтической восторженностью, недалекий и безгранично преданный своему другу-хозяину, по ходу фильма преображается в Сэмвайза Премудрого, который временами начинает играть роль и.о. Гэндальфа при Фродо («Как Кольцо?»-заботливо справляется Сэм при спуске с Эмин-Майл).

Ужасны не только сами речи Сэма, но и то, что Фродо в этой ситуации выглядит еще более пассивным, чем это могло бы быть.

Фродо в фильме – это другая большая боль. Вуд отыграл в этой части практически безупречно, так, что временами мурашки по коже ползут. Но сама его история рассказана как-то слишком торопливо (как сказал один мой друг, «если бы Джексон меньше занимался отсебятиной, глядишь – и времени бы хватило на нормальный рассказ»). Как-то слишком быстро, необъяснимо быстро ломается Фродо. Фродо в ТТТ Джексона – это Фродо из «Возвращения Короля» Толкиена. Почти постоянно впадающий в транс, что он будет делать в третьей части? Надо полагать, что в Возвращении Короля» Сэм, связавши окончательно обезумевшего и превратившегося в назгула Фродо, дотащит его на собственной спине до самого Ородруина, чтобы сбросить вместе с Кольцом в Роковую Расщелину.

Ну что ж, попытаюсь резюмировать свои впечатления от фильма. Результат получился довольно неоднозначный и сильно зависит от того, в какой системе координат производить оценку. Если оценивать фильм, как фэнтези, – он очень хорош. Как экранизация Толкиена он ужасен. В результате все три часа, что я провела в кинозале, я отчаянно чертыхалась, но от экрана оторваться не могла. И клянусь, после окончания фильма в состоянии была бы нон-стопом посмотреть и продолжение. Мои друзья- нетолкиенутые сказали, что в отличие от первой части совсем не устали.

Я думаю, что со временем я смирюсь со всем тем, что ныне у меня вызывает возмущение и отторжение (а что еще остается делать?!) Но, честное слово, если бы кто-нибудь залепил рот Сэму скотчем, фильм бы от этого выиграл бы вдвое!

(Обсуждение статьи здесь)