«Две Крепости Special Extended Version»- обзор бонусов

Автор(ы): TheHutt

Написано: 29.11.2003

18 ноября во всем мире вышел DVD «Двух Крепостей» в удлиненной версии на 4 дисках. Чтобы облегчить решение «купить или не купить», мы взглянем на дополнительные материалы удлиненной версии.

«Две Крепости SEE» — Обзор бонусов

Автор: Петр Классен (TheHutt)
 

В Москве выпал снег, выпуск „Двух Крепостей SEE“ в России отложился до декабря. Так давайте глянем во время этой принужденной передышки, что за сокровища содержатся в этом коллекционном издании, и стоит ли оно той цены, которую уже сейчас заломили за импортные комплекты ушлые торговцы.
Сразу следует заметить, что упор сего обзора возлежит на «Приложениях», которые составляют третий и четвертый диск сета Special Extended Edition (SEE). Пятая бонусная ДВД, которую продают с фигуркой Горлума – не стоит упоминания. Это двадцатиминутный рекламный фильм о создании статуи Горлума в Sideshow WETA, которая содержится в супер-дуперовском пакете.
 

Чтобы сказать наперед – бонусы на «Приложениях» — можно с легкостью назвать референцией в этом жанре. Материалы составлены толково и разделены тематически. Все бонусы — в широкоэкранном формате 16:9, а материалы из темы «Звук и музыка» — еще и в Dolby Digital 5.1. Чтобы облегчить навигацию по многослойным поверхностям меню, создатели ДВД сделали полезные вспомогательные фишки в главном меню. Во-первых, на каждом из дисков имеется введение. В нем то режиссер Питер Джексон, то актер Элайджа Вуд рассказывают о том, как с этим диском обращаться. Во-первых, можно запустить все документальные фильмы без перерыва друг за дружкой. Во-вторых, можно пойти в алфавитный индекс и найти нужную тему там. В-третьих, чтобы не рыться в индексе, в буклете ДВД еще раз нарисована вся структура дополнительных материалов. Коими и займемся.
 

Примечание: скриншоты сделаны с немецкой версии DVD.
 

Меню диска 3 Меню диска 3

 

Диск 3 — «Часть третья: Путешествие продолжается».

На третьем диске содержатся аспекты создания фильма, связанные с его планированием и дизайном.
Первое, что бросается в глаза – что многие документальные фильмы идут под тем же названием, что и в SEE первой части. Но они не повторяются, а, как и подразумевает название диска — путешествие продолжается.

 
„J. R. R. Tolkien: Origins of Middle-Earth” (Дж. Р. Р. Толкиен: Происхождение Средиземья) – документальный фильм о Толкиене. Брайан Сибли, Джуд Фишер, Том Шиппи и другие рассказывают о Толкиене, его участии в войне, в высшей мере необычной истории написания «Властелина Колец» и о его дружбе с С. С. Льюисом, автором «Хроник Нарнии». Хорошо сделанная документация, в которой знатоки Толкиена рассказывают о его жизни и творчестве. 29:27 мин.

Том Шиппи рассказывает о Толкиене Известный портрет Толкиена


 

„From Book To Script – Finding the Story“ (От книги к сценарию – в поиске сюжета) – настоятельно рекомендуется посмотреть всем критикам экранизации, ибо здесь рассказывается про трудности авторов сценария при написании сценария второй части. Питер Джексон и Филиппа Бойенс рассказывают про перенос Кирит-Унгола и Шелоб в третий фильм, об Арвен в Хельмовой Пади, о изменении персонажа Фарамира и о влиянии интернетовских фанов на творческие решения сценаристов. Не все из их аргументаций можно принять, но главная мысль после просмотра такова – сценаристы отлично осознавали то, что они делали, и изменения по отношению к книге не произошли по случайности. 20:56 мин.

Арвен в Хельмовой Пади


 

„Designing Middle-Earth“(Сотворение Средиземья)
В этом сорокапятиминутном документальном фильме дизайнеры рассказывают о том, как они создавали многочисленные ландшафты и кулисы для съемок «Двух Крепостей». Главные художники Джон Хоу и Алан Ли, художник-постановщик Дэн Хенна, и другие сотрудники рассказывают по порядку о той или иной кулисе и ее создании. К примеру, Фангорн был создан полностью в студии, так же как и кулиса Хеннет-Аннуна. Особенно интересная вещица: для демонстрации иногда прочитывается описание той или иной сцены из книги – или же показывается иллюстрация Алана Ли или Джона Хоу, на которой сцена завпечатлена. 45:43 мин.

Джон Хоу, один из визионеров Средиземья Воссоздание Мертвецких Болот на автостоянке


 
„WETA Workshop“
Критики фильма – и те не могли не оценить работу мастерской спецэффектов WETA Workshop, которые в многолетней работе кропотливым трудом создали костюмы, доспехи и реквизиты для трилогии. Этот документальный фильм посвящен творчеству этих художников и скульпторов. Ричард Тэйлор прямо упивается энтузиазмом, описывая каждую деталь доспехов то одного, то другого персонажа. Детали, которые в фильме не замечаешь, но которые тем не менее есть. Оружие персонажей, выкованное вручную кузнецом. Кольчуги, которые несколько лет скручивали вручную из пластиковых колец два парня, и сточили себе «на нет» отпечатки пальцев (комментарий ПиДжея: «Теперь, после фильма, они смогут начать карьеру преступников»). Этот документальный фильм – один из самых интересных на третьем диске… 43:45 мин.

Ричард Тэйлор с доспехом Маски орков


 
„Taming of Sméagol“ („Укрощение Смеагорла“)
…и мы подходим к другому из самых интересных документальных фильмов. Вы знали, что Горлум из «Братства Кольца» и из «Двух Крепостей» — не один и тот же? Перед «Двумя Крепостями» компьютерный персонаж Горлума переработали, придав ему больше сходства с актером Энди Серкисом. Этого актера в начале наняли только на озвучку компьютерного персонажа. Но уже вскоре его роль выросла во много раз: в водолазном костюме он играл на съемочной площадке с Фродо и Сэмом, чтобы их игра была убедительнее… В документальном фильме также освещается борьба между двумя отделами компьютерной анимации в WETA Digital: отдел Keyframe Animation (покадровая анимация) против Motion Capturing (сканирование реальных движений).
Очень порадовало то, что упомянули и показали «нашего» в WETA – Сергея Невшупова, который вместе с гримером Джино Асевидо «раскрасил» Горлума, и придал его коже реалистичную окраску.
Кроме того, существовал еще и третий способ вдохнуть жизнь в Горлума… но это все в документальном фильме. 😉 39:32 мин.

Ранний набросок Горлума и его прототип Энди Серкис на репетиции
Сергей Невшупов и Джино Асевидо


 
„Andy Serkis Reference“. (Референция на Энди Серкиса)
В прославленной сцене монолога Горлума / Смеагорла аниматоры полностью скопировали игру и мимику Серкиса для создания этой сцены. На разделенном пополам кадре можно сравнить игру Серкиса с готовым результатом. 1:45 мин

Референция на Энди Серкиса


 
„Gollum’s Stand-In“ (Замена Горлума)
Однажды, когда Серкис был занят, продюсер Рик Поррас занял его место в водолазном костюме. Довольно скоро обнаружилось, что он – не замена Серкису. Комментарий Вуда «Эта сцена помогла кой-кому понять, где его возможности натыкаются на границы». Смешная короткая сценка. 3:17 мин
 
„Middle-Earth Atlas“ (Атлас Средиземья)

Как и в первой части, на интерактивном атласе Средиземья можно последовать за маршрутами той или иной части Братства на карте Средиземья. На вехах их путешествия показываются кадры из фильма. Интересно, но не особенно много информации для знатоков книг.

Атлас Средиземья


 
„New Zealand as Middle-Earth“ (Новая Зеландия в качестве Средиземья)
Эта интерактивная фича также сравнима с первой частью SEE. На карте можно выбирать тот или иной пункт Средиземья – тогда высветятся места в Новой Зеландии, в которых снимался этот пункт. Видеоклипы показывают съемки. Это может быть интересно для знатоков Новой Зеландии.

Новая Зеландия


 
„Design Galleries“ (Галереи дизайна)
Во многочисленных галереях дизайна можно посмотреть наброски художников Хоу и Ли, и художников WETA для разных аспектов воссоздания Средиземья. Некоторые картинки идут с комментариями авторов. Интересно глянуть, но долго я продержаться не смог. Ждал диск 4….


Меню диска 4 Меню диска 4

 

Диск 4 — «Часть третья: Битва за Средиземье начинается».

На четвертом диске содержатся материалы, связанные со съемкой и постпродакшном фильма. Названия материалов опять частично повторяют названия из первого фильма – но действительно, как иначе назвать документальный фильм о музыке Говарда Шора, как не «Музыка для Средиземья»? И почему менять название от первой серии ко второй…

 
Итак, приступим. Первый блок документальных фильмов относится к съемкам. В этот раз нас не ублажают набором актеров на роли (они все те же, что и в первой части), а представляют их «темную» сторону.

 
„Warriors of the Third Age“(Воины Третьей Эпохи)
Этот документальный фильм посвящен работе каскадеров на съемках. Эти каскадеры проделали титанический труд для фильма: полчища орков отнюдь не всегда выходили из компьютера. К тому же, актерам плана Вигго Мортенсена и Миранде Отто приходилось выполнять каскадерские трюки самостоятельно – и чтобы тренировать их, нужна была помощь хореографов и тренеров для боев на мечах. И истязания съемок Хельмовой Пади изматывали даже самых сильных… 20:57 мин.

Инструктор по фехтованию, Боб Андерсон Три урука при Хельмовой Пади


 
„Cameras in Middle-Earth“ (Камеры в Средиземье)
Этот громадный кусок – сердцевина четвертого диска, и рассказывает чуть ли не про все места, студии и кулисы съемок второго фильма. Заодно освещается и секрет, как Питер Джексон следил за съемками аж восьми съемочных групп. Многие места оказываются полностью созданными в студии, а иные – сняты вперемешку и на студии, и на месте, причем с разницей в несколько месяцев. 68:14 мин.

Съемки Мерри на ветвях Древня в студии Фарамир на кулисах Хеннет-Аннуна


 
„Big-Atures“ (Большеатюры)

Это – продолжение одноименной фичи из первого фильма. Здесь показываются миниатюрные сеты, которые из-за своей величины уже никак невозможно назвать миниатюрами (поэтому их и называют «big-atures»). Черные Врата Мордора, Изенгард – все эти места действия существовали только в миниатюрном варианте. 21:51 мин.

Макет Хельмовой Пади Алекс Функе демонстрирует детали Черных Врат


 
„The Flooding of Isengard“ (Затопление Изенгарда)
В этом маленьком фильме дизайнеры испытали, как должно происходить затопление большого макета Изенгарда. Энтов симулируют деревянными палочками, а воду – полиэтиленовой пленкой. Очень смешно, особенно сравнивая с результатом на разделенном экране… 2:31 мин.

 
„WETA Digital“
Здесь рассказывается о работе отдела компьютерных эффектов WETA. Художники рассказывают о создании почти всех компьютерных трюков – от прыгающего на коня Леголаса до полчищ орков у Хельмовой Пади и о создании энтов. Очень прикольно увидеть, где реального Леголаса подменивают на цифрового. 27:32 мин.

Гэндальф борется с Балрогом Воины Massive
Леголас и его цифровой дубль


 
„Editorial: Refining the Story“ (Монтаж – как отполировать сюжет)
Здесь Питер Джексон уже берет зрителей с собой в горячую фазу. «Две Крепости» стала готовой «тютелька в тютельку» к сроку сдачи, и постпродакшн был сущим адом. Монтаж велся до последнего звонка, еще во время написания музыки и работы над звуковыми эффектами. Документальный фильм не только рассказывает о том, как велся монтаж второй части – он вообще рассказывает о технике монтажа в общем, и о том, что она значит для фильма. Каждую часть монтировал другой монтажер – попросту из-за того, что один человек бы не справился с тремя фильмами сразу. Странное чувство появляется при просмотре пробных дублей сцены «Голос Сарумана», когда Питер Джексон рассказывает, что он удалил сцену из «Двух Крепостей» и вставил в начало «Возвращения Короля», где она «подходит гораздо лучше». Ведь теперь он удалил ее и оттуда… 21:58 мин.

ПиДжей пугает детей в пещерах Кадры из Голоса Сарумана


 
„Music for Middle-Earth“ (Музыка для Средиземья)
Все музыкальные и звуковые документации представлены в звуковом формате Dolby Digital 5.1. «Музыка» занимается композицией музыки для второй части, которую написал Говард Шор. Он представляет разные темы и мотивы, которые промелькивают в «Двух Крепостях», также рассказывает о пении в фильме и о задействованных вокалистах. Весело посмотреть, как Питер Джексон принял участие в аранжировке музыки, а также, как участники пошли на пешеходный переход через Эбби Роуд, чтобы сфотографироваться на нем. Очень клевая вещь! 25:22 мин.

Перевод песни Эовин Эбби Роуд


 
„The Soundscapes of Middle-Earth“ (Звуки Средиземья)
Этот документальный фильм показывает наглядно, как воссоздавались все звуки, которые мы слышим в течение фильма. С одной стороны дизайнеры звука рассказывают, как они создавали те или иные специфические звуки (к примеру, рев крылатой твари назгула). С другой стороны – все натуральные звуки типа шороха одежды, звука шагов и лязга доспехов приходилось также создавать… Обе звуковые фичи вдвое длинее, чем у SEE первой части – и гораздо интереснее сделаны. 21:28 мин.

Создатели шумов Демонстрация звука


 
„Sound Demo: Helm’s Deep“ (Звуковая демонстрация: Хельмова Падь)
Здесь на 8 аудиоканалах можно прослушать разные звуковые слои (типа «шорох летящих стрел», «попадающие стрелы» итд.), а также финальный микс звука. Хорошо сделана интерактивность. 1:08 мин.

 
„The Battle For Helm`s Deep Is Over…” (Битва за Хельмову Падь закончилась…)
Этот маленький фильмец показывает сцены с разных премьер, радость насчет законченной второй части и заключительные мысли актеров насчет нее. Затем следуют титры Special Extended Edition DVD. 9:28 мин.

Горлум на кинотеатре Embassy


 
На диске 4 тоже есть галереи, фотографии со съемок, неиспользованные наброски «скользкого Балрога»… И, разумеется, есть еще четыре аудиокомментария на дисках 1 и 2, которые я оценить не смог, так как не прослушал пока.

В заключение

В общем: четырехдисковая SEE – если не устанавливает новую планку в отношении качества и количества дополнительных материалов (ее установил SEE „Братства“) – то находится с ней на одном уровне. Даже, может, несколько выше — так как здесь уже не требуется введение, и остается больше места для полезной информации и развлекательных анекдотцев, смешанных в правильных дозах. Технология DVD используется в полную меру (в отношении интерактивности, к примеру); анимации меню не слишком долгие и не слишком короткие, а как раз какие надо; подумали даже о 5.1 звуке для тех материалов, где этот звук важен! И если подчастую в так называемых Making Of’ах обычно актеры целуют друг дружке и режиссеру нижнюю часть спины, то здесь –действительно интересные вещи. Не обходится и без самокритики.

Если пираты будут вдруг продавать ободранную SEE без материалов – следует хорошенько подумать, брать ли ее такую. Эти бонусы стоят того, чтоб их посмотреть.