Мысли о ВК и не только.

Автор(ы): Tari-bird

Написано: 5.2.2004

Рецензия Tari-bird.

Tari-bird

Мысли о ВК и не только.

Комьюнити

Когда 22-го вечером я сидела в холле кинотеатра и пробовала что-нибудь съесть в качестве ужина, то окончательно поняла — дело серьезно. Что мой глубокий скепсис, тянувшийся весь год после ТТТ, не мешает мне нервничать, крошить хлеб и облизывать губы.

Это было первое, что меня по-настоящему удивило: ведь я уже знала, чего собственно ждать. Да и все это знали. А тем не менее, несколько дней подряд я уже читала восторженные отзывы значимых для меня форумчан. С другой стороны, не менее уважаемые и симпатичные форумчане точили горькую слезу разочарования.

Я сидела и чувствовала, как натянуты и дрожат нити, которыми я добровольно опутала себя за два года жизни на форуме. И вот уже я – не я, а просто одно из колечек (кхм!) сети любителей Кольца, которая дрожит, вибрирует и ходит ходуном. Каждый день, каждый час эта сеть генерит, генерит, генерит мысли, рассуждения, ссылки, картинки, информацию, цитаты, фанфики. И тем самым создает новые пласты смыслов, контекстов, измерений горячо любимого текста. И страстность, о эта страстность! Бессмертная фраза Мидж: «Покажите мне на форуме хоть одного объективного человека, и я спрошу его, что он здесь делает».

Каждое погружение на форум –сеанс группового гипноза. Каждый просмотр – впадение в транс. А как же иначе? Не находишь, не видишь, не чувствуешь? Тогда до свидания, отряхай пыль с подошв и go out. Мы сумасшедшие. Счастливые сумасшедшие, потому что видим, слышим и воспринимаем больше, чем друзья-цивилы. Да и не мы одни.

Если, скажем, ваше детство не прошло под знаком «Звездных войн», что вы увидели в Эпизодах I и II? Правильно, симпатичный, незамысловатый сюжет, красивых актеров и восхитительные спецэффекты. А какая (по слухам) могучая жизнь кипит в сообществах поклонников ЗВ. И ведь чем-то же они питаются, правда?

Тут-то я и нашла место фильму в моей системе координат. Дождалась щелчка и все сразу встало на свои места, приобрело смысл, соразмерность и законченность.

Книга и фильм: взаимоотношения

Вы помните саймаковские цепочки миров, отстающих друг от друга на секунду и отличающихся в мелочах, которые все накапливаются и накапливаются? Или, еще лучше – Отражения Амбера, которые все отдаляются и отдаляются от неподвижного центра? Вот фильм – такое же Отражение. Не очень близкое, но и не очень далекое, с одной стороны узнаваемое, а с другой – режущее глаза смысловыми отличиями.

Собственно, любой фанфик – это тоже Отражение, совокупность которых поясом астероидов кружит вокруг первоисточника («Источника миров», ха!), создавая ореол, привлекающий к нему новых читателей и поклонников.

С того самого момента, когда ПиДжей решил играть в этот проект, он и его команда увлеченно лепили фанфик. Счастливцы, как жгуче я им завидую! Как толково (в целом) они распорядились шансом материализовать свои фантазии. Но именно свои, личные, причем отнормированные на необходимость коммерческого успеха.

Бог с ними, со сценами, которые были выкинуты из сценария или наоборот, притянуты за уши, вопреки толкиеновскому духу. Фильм, как конечный продукт, внутренне целен и логичен. Он – не экранизация, он самостоятельный мир, ПОХОЖИЙ на толкиеновский. «Другого Средиземья у меня для вас нет!». И Денетор в этом мире – на месте. И король может прилюдно целовать свою избранницу. И маги могут дубасить друг друга (и прочих) своими посохами. И … И так далее.

Но! Недавно умница Донна подметила: «Когда пытаешься не думать о книге, фильм становится только хуже». Естественно, потому что ПиДжеевское Средиземье нежизнеспособно без книги, без толкиеновской субкультуры, которая живет в головах зрителей-поклонников и придает фильму многомерность.

Почему я так уверена? Почитайте, послушайте отзывы цивилов. Все в один голос говорят: «Фильм классный, спецэффекты крутые, битвы – супер. А какие там прикольные чудики: орки, Горлум и эти ходячие деревья!» Но пройдет год-два и Голливуд намайстрячит фильмов с еще более крутыми спецэффектами, еще более правдоподобными чудиками и еще более грандиозными битвами. Фильмы-экшены, которые будут вытеснены все новыми и новыми. А этот останется. Во всяком случае, пока кто-то не снимет другой, более талантливый.


О «духе книги»

Я вздрогнула, когда сообразила, что книгу читала ровно с такой же скоростью, как смотрела фильм. 10 часов фильма, 1000 страниц текста, со стандартной скоростью 100 страниц в час.

Проще всего было бы объяснить ощущение «два мира – две системы» распределением часов между, экшеном и романтикой. Тем не менее, это не так. Понятно, что любой пересказ – это отсечение лишнего. Вопрос в том, что для кого является лишним.

Я потратила год (озадачившись этим вопросом после просмотра ТТТ) на то, чтобы понять, что такое для меня Дух Книги. Ответ оказался до крайности неоригинальным – сплетение высокой поэтики сюжета с этническими мотивами. Поклон Профессору – что он обещал, то и поставил.

Поэтому Толкиеновское Средиземье – это мир, который намного проще и рельефнее нашего. Мир, в котором отсутствуют одна, до крайности привычная нам ось координат – деньги. Вы заметили это? Да, я помню, помню, что несколько раз деньги упоминаются по ходу повествования (Билла вон купили…). Но они не играют сколько-нибудь заметной роли в оценочной системе жителей Средиземья, выступая чаще всего в аллегорическом виде неких «сокровищ».
Внутренний мир средиземцев, таким образом, кардинально отличается от нашего. Он выстроен по осям «любовь-ненависть», «верность – предательство», «ум- глупость», «стойкость-слабость», но в нем отсутствует корысть как побудительный мотив для индивида и двигатель прогресса – для общества.

Понятно, почему Толкиен так сделал. «Корень всех зол — сребролюбие» — рефрен средневековых летописцев.

Мир, очищенный от корысти, в котором есть только один соблазн – власти. А жажда власти воспринимается как извращенный способ уподобится Эру. Итог — уход волшебства из мира, гордое поражение эльфов, смена эпох. «И невозвратное время не вернется к нам из-за моря.»

Поэтому всякие кинематографические украшательства в этом мире смотрятся так чужеродно. Они из нашего мира, требующего побольше картинок хороших и разных, спецэффектов, динамики и массовых сцен. Приключений тела, а не приключений духа.

Это требовательное ожидание развлечения настолько пронизало нашу современную культуру, что народ в массе своей в восторге от фильма и не замечает его калейдоскопической избыточности.

Впечатления крупными штрихами.

Что до меня, то я тоже грешна, ибо отмечена всеми родимыми пятнами современности: была в восторге от фильма при просмотре.

Но я поступаю как та сорока – выбираю и таскаю стеклышки поярче. Чтобы украсить ими свое собственное гнездо.

Я рада, что в фильме достойно показано «Время эльфов уходит. Мой народ покидает эти берега». Пустые города, засыпанные опавшими сухими листьями. Одинокие фигуры тех, кто завершает великое отступление. Я вообще рада тому, как показаны эльфы. Я в них почти верю. Причем верю не «по-фильмовски», а «по-книжному».

Галадриэль, ах Галадриэль! «Лучшие ушки Средиземья» Как радостно и сияюще она улыбалась Фродо в конце. В ее взгляде вся благодарность тому, кто так странно помог ей получить прощение Валар и разрешение уйти в Валинор.

Гендальф, мой любимый герой. Все, что меня в нем восхищает – мудрость, терпение, самопожертвование, энергия, доброта и твердость – все такое человеческое и так изумительно показано Мак-Келленом. Низкий поклон!

Боромир. Первый и бесспорный номинант на звание «Открытие фильма». Намного выразительнее и интереснее, чем в книге. Спасибо Шону Бину.

Другой номинант — Теоден. Да, если бы не сцена,в которой мы встречаемся с ним в первый раз, я бы сказала, что это один из самых удачных и ярких героев фильма. Он совершенно живой, рельефный и очень привлекательный. Его сомнения, его храбрость, его воля и его чувство долга.

Фильмовый Фродо с книжно/фильмовым Сэмом очень хороши в третьей части. Вуд и Эстин молодцы. То что многих раздражает – частые слезы на глазах, для меня совершенно нормально, поскольку я уже давно в курсе, что мужские слезы стали считаться неприличными только в 19 веке. До того эпические герои не стеснялись слез.

Единственное огорчение, которое я не могу скрыть, это несостоявшееся превращение Арагорна–следопыта в Арагорна-вождя народов. Чего не было, того не было, увы.

Моя прошлогодняя рецензия заканчивалась фразой: «И мы будем вместе со всеми радостно и нетерпеливо ожидать Возвращения государя, обсуждать новости, посматривать на спойлеры и только иногда, собравшись в самом темном уголке, тихонечко напевать «Ах, мой милый Августин, Августин, Августин. Ах мой милый Августин, все прошло, все»

Теперь думаю, так может это хорошо, что Государь не вернулся? Теперь мне есть чего ждать.

Обсудить рецензию