Музыка, пленившая сердце

Автор(ы): Миа

Написано: 6.2.2004

Рецензия к «ВК:ВК» Миа, в особенности о музыке фильма.

Миа

Музыка, пленившая сердце

Сразу прошу прощения за назойливость, но не сказать ни слова о музыке просто не могу
Что такое фильм без звуковой дорожки? Наверно, это как глухонемой человек. Хотя, если брать ВК, то тут можно поспорить — смотрела я его совсем без звука, ощущение ошеломляющее. Но не об этом разговор. Было сказано не одно слово о самом фильме, об игре актеров и прочая, но на моей памяти не было сказано ни слова о музыке к нему. Пожалуй, попробую восполнить сей пробел в меру своих скромных сил.
Итак, после просмотра «Возвращения короля» все мы, думаю, убедились, что музыка в нем просто замечательная. Но почему так? Почему меньше запомнилась музыка к тем же «Пиратам…» или «Матрице»? Является ли это так называемым «синдромом популярного фильма» или же есть в ней что-то магическое, завораживающее, заставляющее даже после выхода из кинотеатра вспоминать какие-то моменты? Не напевали ли вы, идя домой, тему «Братства…» или же Рохана? Занятие трудное, не спорю, но вполне осуществимое.
Выражу свои мысли по этому поводу. Их несколько.

Мысль №1:
Музыка Шора, это тот редкий случай, когда композитор сумел уловить пресловутый Дух книги и воплотить его в музыке посредством нотных символов. Разве не заставляло душу трепетать скрипичное соло в теме Рохана? Или же тот «полет» с музыкой над горной грядой, когда зажигались сигнальные костры? Думаю, не у меня одной тема «Steward of Gondor» вызвала трепет и слезы. Даже не видя картинку, ты мысленно переносишься в Гондор, который прощается со своими солдатами, идущими на откровенное самоубийство.

Мысль №2:
Исполнение… Тоже много значит. Представьте на минуту, что ту же музыку исполнили несколько иначе. Разве оставила бы она такой неизгладимый след? Навряд ли, скорее был бы испорчен тот или иной эпизод картины.

Мысль №3:
Общий настрой фильма. Пусть ругают Джексона за самовольную трактовку произведения, но все же каждый увидел в этом фильме что-то, что совпало с его представлением о Средиземье. Пока что я не встречала полностью недовольных людей и вряд ли встречу. Потому что это неоднозначный фильм и отчасти этим он обязан музыке.

Мысль №4:
Физика, точнее тот ее раздел, посвященный звуку. Как известно (и в ФК Шора эта тема поднималась) человеческое ухо может воспринимать определенный спектр частот, часть частот мы можем скорее ощущать так называемым «звериным чутьем» — звук не слышим, а человек ощущает тревогу или наоборот расслаблен. Так и здесь. Думаю, мы скорее ЧУВСТВУЕМ эту музыку, чем СЛЫШИМ.

Мысль №5:
Что бы там ни говорили, а видеоряд в фильме сильный и неизвестно, что сильнее — этот самый ряд или же музыка. Они дополняют друг друга, заставляя во сто крат сильнее воспринимать то, что происходит на экране или же при простом прослушивании диска/кассеты. Память человека странная штука, удачно подобранное сочетание картинки и музыки и уже одно без другого трудно представить. Так и здесь — сеанс завершен, но приходишь домой, включаешь магнитофон и вот ты уже не просто в зале, а там, среди воинов… Не жуткое ли ощущение?

Итак, прошли «батальные сцены», враг побежден и начинает звучать последняя композиция. Она подобно бальзаму, успокаивает эмоциональную боль и становится немного грустно и как-то светло на душе. Все закончено, теперь будет только мир…

Обсудить эту рецензию