3D, 48 fps… Новые технологии на съемках «Хоббита»

Аналоговая кинотехника: ты помнишь, как всё начиналось…

Содержание:

За много десятилетий технология киносъемки практически оставалась неизменной. Фильмы снимали на 35-миллиметровую кинопленку, которая раньше состояла из горючего целлулоида, сегодня же – из прозрачного полиэфира (и поэтому более устойчива в плане возгораемости и механических повреждений).

Кинопленка имеет ширину 35 мм (поэтому она, собственно, и называется 35-миллиметровой пленкой); по краям находится перфорация для транспортировки.

Кинокадр из "ВК"

35-мм кинокадр из фильма «Властелин Колец» (изображение растянуто для анаморфической кинопроекции)

В принципе это тот же самый материал, как и в аналоговой фототехнике, с единственной разницей: в фотоаппаратах пленка транспортируется по горизонтали, а в кинокамерах и проекторах – по вертикали. Поэтому негативы фотопленки несколько крупнее, чем у кинопленки: фотокадры имеют формат 24 х 36 мм, а формат кинонегатива, как правило – 18 х 24 мм. Правда, здесь есть еще многие прочие аспекты, в том числе разные форматы – это весьма обширная и сложная тема, о которой можно проинформироваться здесь.

В общем и целом 35-миллиметровая кинокамера устроена весьма просто:

35-мм камера "Аррифлекс 435"

35-миллиметровая кинокамера «Arriflex 435» (использовалась, в том числе, для съемок «Властелина Колец»)

При съемке пленка перематывается с одной бобины на вторую (пустую). При этом пленка пробегает перед кадровым окном камеры. Обе бобины находятся в светонепроницаемом магазине, который закреплен наверху камеры. Однако, когда мы пишем «перематывается», это не совсем так – ведь тогда изображение было бы совершенно смазанным. На самом деле пленка останавливается перед кадровым окном для эскпозиции каждого кадра по отдельности и затем передвигается на следующий кадр. Но так как при пошаговом передвижении кадр все равно бы смазывался, нужен некий затвор, чтобы закрывать объектив на время смены кадров, и открывать его только тогда, когда пленка находится в совершенно неподвижном состоянии. В аналоговых камерах это делается с помощью так называемого обтюратора (англ. «shutter»).

Обтюратор

Схема работы обтюратора аналоговой кинокамеры.

Задняя сторона обтюратора (т.е. со стороны объектива), как правило, покрыта зеркальным слоем. Таким образом изображение, падающее в объектив, отражается от обтюратора в видоискатель кинооператора при закрытом положении обтюратора. Таким образом оператор видит то же самое, что снимается на пленку – почти как на зеркальном фотоаппарате.

24 кадра в секунду

Аналоговые фильмы снимаются и проецируются с частотой 24 кадра в секунду (англ. «frames per second», FPS). Эта частота кадров была выбрана в качестве компромисса между относительно низким расходом кинопленки и достаточно плавным изображением движущейся картинки. Для реалистичного отображения движения для человеческого глаза потребовалась бы более высокая частота кадров, ибо объективно говоря, 24 кадра – слишком мало.

При этой частоте на один кадр приходится 1/24 секунды. На самом деле, даже еще  меньше: ведь за это же время нужно также передвинуть пленку на следующий кадр. Смена кадров происходит в тот момент, когда обтюратор закрыт. Как правило, кинокамеры работают с обтюратором на 180° (то есть, он имеет форму полукруга). Но кроме того, это означает, что на экспозицию кадра отводится всего 1/48 секунды, а другие 1/48 секунды затвор закрывается для транспорта пленки. На некоторых кинокамерах можно менять угол затвора, например, до 45°. При использовании обтюратора на 45° время экспозиции сокращается до 1/192 секунды (=45°/360° x 1/24 s). Тогда изображение становится меньше смазанным и становится резче, но между соседними кадрами возникает более долгий перерыв. В результате получается  эффект стробоскопии, который иногда используется в качестве стилистического приема, например, в фильмах «Гладиатор» и «Спасение рядового Райана».

На мыло! – эффект Soap

Но как мы уже упоминали, стандартный угол обтюратора – 180°, что создает достаточно сильную смазанность движения (т.н. „motion blur“) в зависимости от скорости, с которой объекты в кадре движутся. И именно эта смазанность, вкупе с довольно низкой частотой кадра (24 кадра, не забыли?), создает ту самую «киношную» картинку, к которой зрители уже привыкли за прошлые десятилетия. Это изображение довольно сильно отличается от «телевизионного». Наше европейское телевидение работает с частотой кадров 50 полукадров в секунду (PAL); HDTV работает с частотой 50 полных кадров в секунду. Тем самым на телекамеру можно записывать видео с частотой 50 кадров в секунду, что приводит к более гладкому воспроизведению движения. Но обычно по этой технологии снимают только новости, телешоу и прочие телепрограммы; телефильмы, как правило, все равно снимают на кинокамеру. На цифровые телекамеры снимаются разве что дешевые сериалы; результатом является так называемый «Soap Look», который у зрителей автоматически ассоциируется с малобюджетной и ширпотребной телепродукцией.

Если при съемке кинофильма увеличить частоту кадров, это может привести к тому, что «кинематографичное» изображение исчезнет, уступив место дешевой «телевизионной картинке», позволяющей более реалистичное отображение движений, но не соответствующей классическому кинематографичному изображению. Об этом – в дальнейшем.

Следующая глава: Аналоговая кинопроекция на 35мм: как оно было…