Джон Хоу — Разговор с художником

Автор(ы): TheHutt

Написано: 4.2.2004

Иллюстратор Толкиена Джон Хоу дал, помимо Алана Ли, фильму тот вид, которым он смог снискать уважение даже у закоренелых толкиенистов. В этом интервью Хоу рассказывает про свою работу над фильмом, про то, как он относится к видению Джексона, и про влияние фильма на его творчество.

Штефан Сервос

Джон Хоу-
Разговор с художником

Перевод: TheHutt
 

Джон ХоуДжон Хоу славится своими иллюстрациями к историям Дж. Р. Т. Толкиена. Он иллюстрировал много английских изданий и рисовал мотивы для календарей Толкиена. Но мировую славу ему принесла работа над трилогией «Властелин Колец».
 

Джон Хоу родился в 1957 году в Ванкувере в Канаде. В 1976 году он переехал в Францию, и учился три года в Страсбурге в Ecole des Arts Décoratifs. Затем он переехал во французскую Швейцарию, где он живет сейчас вместе с женой Фатане и сыном Даной.
 

Режиссер Питер Джексон пригласил Джона Хоу в Новую Зеландию в 1998 году, чтобы заполучить его в качестве концептуального дизайнера для своей экранизации «Властелина Колец». Джексон ценил способность Хоу рисовать динамичные, быстрые картины, как бы замораживая сцену. Кроме того, Джексону нравилось, как Хоу изображает разных тварей. Хоу немедленно загорелся энтузиазмом. И так вышло, что вся трилогия несет в себе почерк этого художника. Это часто заметно, когда зритель вступает в Бэг-Энд, или когда Гэндальф противостоит Балрогу. Специальность Джона Хоу –создания и постройки темных сил, и поэтому в третьей части он в высшей форме. Черная башня Барад-Дур, город призраков Минас Моргул, черные врата Мораннон и крылатые твари назгулов – все на его счету.
 

Это интервью было сделано в августе 2003 года.
 

Здравствуйте, Джон. Вы могли бы рассказать, сколько времени Вы работали над трилогией вообще?
 

Я был на съемочной площадке в Новой Зеландии в течении одного или полутора лет.

Какое у Вас ощущение, если Вы пытаетесь вспомнить время «до трилогии»? Изменился ли с тех пор Ваш стиль рисования, в отношении к персонажам и ландшафтам? Производство фильма не повлияло на Ваше восприятие и воображение?
 

Вообще-то, восприятие изменяется все время. Такого нет, чтобы ты представлял себе одну сцену именно определенным образом долгое время. То, что ты рисуешь в определенный момент, зависит от множества факторов, и они могут измениться всегда. Ты стареешь; открываешь что-то новое; и обычно ты учишься чему-нибудь. Я признаю, что с тех пор, как я побывал в Новой Зеландии, я добавляю много новозеландских ландшафтских форм в свои картины.
Ирония же в том, что все картины, которые я нарисовал для New Line Cinema и для трилогии – собственность New Line Cinema. Если я теперь хочу нарисовать определенные сцены или персонажей, которые были в фильме – я должен рисовать их по-другому.
 

Бэг ЭндУ меня появилось ощущение, что в некоторых Ваших новых работах все же имеется схожесть с кинотрилогией. Я говорю не о ландшафтах, а о мелких деталях.
 

Собственно, этого я стараюсь избежать.

Ну например, меч Арагорна, Андурил, на новых картинах выглядит в точности как меч Нарсил/Андурил из фильма.
 

О’кей, тут ты меня поймал. Насчет Андурила ты прав. Здесь я немного подмухлевал, потому что очень горжусь рукояткой меча, в особенности отверстием на конце рукоятки. И я настолько ей горжусь, что решил – была не была, я буду продолжать его ее рисовать так.
 

Мне тоже очень нравится дизайн этого меча. Я даже купил сувенирную копию Нарсила, созданную фирмой United Cutlery.
 

Да, а в общей сложности будет выпущены три варианта Нарсила. Нормальный Нарсил, сломанный Нарсил и перекованный Андурил. И даже если эти мечи все стоят огромных денег, обязательно нужно купить их все! [смеется]
 

Вы помните свой первый контакт с Питером Джексоном, первое приглашение в Новую Зеландию?
 

Да, очень хорошо помню. Он позвонил нам посреди ночи, в два или три часа. Он просто забыл про разницу во времени. Ехать же в Новую Зеландию было очень здорово.
 

Вы уже с давних пор толкиенист. У Вас не было внутренних конфликтов с самим собой при работе над фильмом? Например, если нужно нарисовать что-то, что сильно отклоняется от оригинального сюжета?
 

Сэм и ШелобНет. Я думаю, работа над фильмом – очень интересная работа, и в корне отличается от того, когда работаешь один. Если работаешь один, то ты сам себе шеф с начала и до конца. А вот в Новой Зеландии Алан Ли и я были маленькими звенами в большой цепи. Над тем, над чем мы работали, работало уже много людей до нас. Мы просто перенимали их результаты. Перед тем, как что-то оказывалось в фильме, оно проходило через бесчисленное количество мастерских рук, и только небольшая часть – создана твоими руками.
Чтобы вернуться к вопросу: нет, у меня не было внутренних конфликтов. Конечно в реализации Джексона есть пара вещей, с которыми я не согласен, но я же не режиссер. Режиссер – Питер, который снял этот фильм, и в этом случае, можно сказать, Питер – шеф. И хотя я не полностью согласен с трактовкой Питера Джексона, я все равно считаю ее удачной. И я поддерживаю абсолютно любое решение Питера. Питер знает, что делает, и не принимает то или иное решение из праздного удовольствия. Каждое решение хорошо продумано, и выполняет определенную функцию.
Но фанам в кино такое объяснить обычно трудно. Они сидят, смотрят на изменения и говорят «Но это не мой «Властелин Колец»!»
Большинство толкиенистов хотят роман в качестве фильма. Они хотят всю книгу, каждое ее предложение, фильм, который длился бы 40 часов. И такого делать нельзя. Это во-первых невозможно, а во-вторых – это был бы отвратительный фильм. Я уверен, что главная причина Питера снять этот фильм – создать что-то личное. И одновременно с тем – что-то, что бы осталось верным духу книги, но не обязательно верным его букве до каждой точки и фразы. Он хотел сделать сильную интерпретацию «Властелина Колец». И я считаю, что он при этом очень, очень тесно придерживался оригинала. Ты не можешь представить себе, что бы было, если бы другой режиссер взялся за этот проект…
 

Этого я не хочу себе даже представлять…
 
Ведь это было бы вполне возможно.
 

Но Вы твердо различаете между своей работой над фильмом и обычной своей работой?
 

Да, точно! Это две совершенно разные вещи.

Эовин и АнгмарецЕсть в трилогии фильма какие-нибудь наброски, которыми Вы гордитесь больше всего?
 
Да, есть некоторые вещи, за которые я очень горд. Но я не могу назвать тебе по списку. В фильме видно много моих набросков, и это меня очень радует. Поэтому меня очень впечатлил просмотр окончательного фильма.

А что Вам больше всего нравится из Ваших работ, которые видно на экране?
 
Помимо всяких интересных сцен из третьего фильма, мне очень нравится Барад Дур. Кроме того я очень люблю Черные Врата. Я уже видел и город Минас Моргул. Модель его, со всеми мелкими деталями, просто захватывает дух. Меня она наполнила гордостью. Но интересно вообще все.

А что в третьей части трилогии будет конкретно Вашей работы?
 
Этого я не могу тебе рассказать, придется уж подождать фильма.

Были ли какие-нибудь трудности во время работы над фильмом?
 
В общем-то нет. Многое было непросто, но работа над дизайном фильма – вообще долгий и кропотливый процесс. Собственно, главная задача была – найти художественные решения какой-нибудь проблемы.
 

Я слышал, что для многих членов съемочной группы время было критическим фактором.
 
Да, но Алану Ли и мне очень повезло, так как мы присоединились в ранней стадии проекта. Поэтому время было на нашей стороне. Некоторые люди начали позже, и им нужно было поторапливаться, чтобы успеть доделать работу.
 

Это был последний вопрос. Большое спасибо!
 

Ссылки по Джону Хоу:

Jone-Howe.com — офиц. сайт Джона Хоу
Fantasyplanet.cz — галерея картин Хоу на Fantasyplanet

© Stefan Servos, herr-der-ringe-film.de
Перевод с немецкого: © Петр Классен (TheHutt)

Использование на других ресурсах запрещено!