HobbitCon-2014: Возвращение Хоббиткона

Ричард Тэйлор

Нет лучшего способа наконец-то взяться за свою жизнь, чем послушать сэра Ричарда Тэйлора.
Captain Solo, форумчанка, режиссер «Суета вокруг Колец»

Мы уже встречались с сэром Ричардом Тэйлором на франкфуртской книжной ярмарке полтора года назад. И когда организаторы РингКона заявили о его участии в ХоббитКоне, мысль была одна: «Надо ехать!» И еще одна: «Как записаться на его мастер-класс?» В результате, когда запись на мастер-классы в конце концов были открыта, места в обоих были разобраны в тот же день, несмотря на немалую стоимость – 50 евро. Но это стоило того: сидеть в первом ряду, в метре от мэтра, и смотреть, как в его творческих руках стройная симпатичная девушка превращается в страшного орка — это реально событие! При этом Ричард охотно отвечал на вопросы и подробно описывал процесс.

Так, к примеру, грим для «ВК» и «Хоббита» кардинально отличался. На ВК для грима персонажей использовалась латексная пенорезина. В «Хоббите» от нее пришлось отказаться по одной простой причине: из-за того, что разрешение камер сильно увеличилось, они теперь способны улавливать мельчайшие детали кожи. А из-за того, что грим актеров-гномов закрывает только часть лица, гримерные накладки должны обладать точно такой же прозрачностью, как и кожа самих актеров. А латекс этой прозрачностью не обладает, поэтому для «Хоббита» пластический грим делали из силикона.

Для приклеивания силиконовых накладок использовался специальный медицинский клей ProsAid, о котором Тэйлор поведал, что если его пролить, то это будет, как если проливаешь жидкое золото: он стоит несколько сотен долларов за бутылек. Зато он не раздражает кожу, а для того, чтобы его удалить, требуется слабый и очень щадящий масляный раствор. Кстати, хотя мастер-класс был за закрытыми дверями, в узком кругу и за большие деньги, процесс разгримировки проходил в общем вестибюле на глазах у всех и совершенно бесплатно.

Некоторые особенности процесса действительно открыли глаза на то, как он оптимирован для нужд кинематографа. Так, помимо всяких биологических особенностей, сильно усложняющих работу гримеров (пот, слюни и щетина), им также очень досаждает тот факт, что в процессе съемочного дня актерам приходится обедать. Поэтому маска не цельная, а состоит из нескольких частей, с отдельной накладкой для нижней челюсти. Так, если актер испортит ее в процессе обеда, ее легко заменить, не трогая остальной грим. Латексовые накладки уже заранее окрашены, кроме краев – их затем грунтуют и раскрашивают в процессе грима, причем сам Тэйлор предпочитает использовать для окраски собственные пальцы.

Раскраска

Кроме этого, симпатяга новозеландец показал в подробностях костюм орка, который одевается уже после наложения грима, послойно. Костюм нарочито мешковатый и с длинными рукавами, чтобы изменять форму тела и сделать руки более мощными. Кожаные детали держатся на заклепках, притом внешние контуры заклепок специально отбиты молотком и обкусаны кусачками, чтобы скрыть сей факт. В конце концов, одна из гарантий Weta режиссеру – то, что он сможет взять любого статиста и вывести на передний план без вреда для достоверности фильма.

Два часа загримировки и общения прошли совершенно незаметно. Девушка сначала выглядела похожей на старика, потом – на ведьму, и внезапно стала всамделишным орком. Но нас ждал еще один сюрприз: Тэйлор показал нам, как буквально на коленке сделать эффективный грим зомби за две минуты, используя лишь клей, бумажную салфетку и макияжную краску. Стоимость – копеечная, а эффект – абсолютно удивительный.

Помимо мастеркласса, Тэйлор выступил на двух панелях. И я не буду голословен, если скажу, что для многих участников это выступление было одним из главных событий этого конвента. Несмотря на свою застенчивость, Ричард настолько вдохновил и воодушевил публику, что дважды удостоился оваций.

Многих косплееров, вне сомнения, интересовало, как обратить свое хобби в профессию. Для них Тэйлор подробно рассказал о том, как он лично набирает соискателей в Weta Workshop. Роль играют четыре фактора, и талант – лишь последний из них. Остальные три – страсть, энтузиазм и усидчивость. Для того, чтобы поступить к ним на работу, нужно предъявить портфолио, а в нем главное – показать свой индивидуализм. В равной мере важно сопроводительное письмо, по которому можно понять, что это за человек и что мотивирует его идти в эту область работы.

Весьма любопытным оказался рассказ о личном собеседовании:
— Я лично встречаю каждого кандидата у дверей. Я приглашаю его в конференц-зал, предлагаю сесть – и на этот момент на 95% знаю, что он не подходит. Теперь у него остался лишь 5-процентный шанс переубедить меня. Большинство приходит, садится, мямлит «а сколько у вас тут платят?». Но вот если я вижу, что человек этого реально хочет, если он просит «сводите меня в вашу мастерскую, дайте недельку поработать у вас, показать вам, что я могу» — именно таких сотрудников я ищу.

На вопрос о том, как совмещать сложную работу руководства компанией с активной работой в мастерской, он ответил:
— Я еще с детства знал, что хочу работать руками. Поэтому когда я прихожу на работу, я не иду в офис, не сажусь отвечать на мэйлы, а сразу направляюсь на этаж мастерской. Я до сих пор стараюсь активно работать своими руками и стараюсь прожить свою жизнь как можно более творчески. Но тем не менее, компанией тоже нужно руководить. Поэтому, когда мы с женой возвращаемся домой и укладываем наших детей спать, у нас начинается вторая смена – руководство компанией, обработка мэйлов…

На вопрос, может ли он наслаждаться фильмами, несмотря на свое огромное знание спецэффектов и того, как они делаются, Тэйлор ответил:
— Я обладаю отличной способностью абстрагироваться от техники и наслаждаться фильмом эмоционально. Вообще я очень люблю фильмы и совсем без спецэффектов, и такие фильмы, где спецэффектов не видно, например, «Амели». А мой любимый фильм – мультфильм «Порко Россо» Миядзаки. Я так его люблю, что на собственную свадьбу пришел в костюме Порко Россо. А вот моя жена мыслит очень аналитически и при просмотре фильмов постоянно пихает меня в бок: «Ты видел, как они это сделали?»

А вообще у меня мало времени смотреть кино, ведь каждый фильм – это полтора часа, в которые я не могу работать в мастерской. Моя жена открыла кинотеатр «Рокси» три года назад, и мы в нем побывали всего несколько раз. Самое лучшее в том, что ты лауреат «Оскара»: тебе постоянно присылают фильмы на просмотр. Так у нас дома скопилось 600 непросмотренных DVD – просто некогда смотреть!

Несмотря на то, что и сам Тэйлор, и его жена Таня Роджерс работают вместе в Weta Workshop, их дом не выглядит, как склад реквизита:
— Если бы вы пришли к нам в гости, вы бы нипочем не догадались, кем мы работаем. У меня дома единственная статуэтка – бюст дракона из фильма «Убийца драконов».

А вот по отношению к реквизиту из «ВК» Тэйлор относится очень ревностно и не готов продавать оригиналы ни за какие коврижки:
— Мое личное мнение: после создания фильма реквизит становится артефактом, и его нельзя продавать. У нас уже скопилось 248 грузовых контейнеров, полных реквизита из «ВК» и «Хоббита». Я уже 10 лет борюсь за то, чтобы открыть постоянную выставку нашего Средиземного реквизита; но сложность в том, что эта выставка должна быть в Веллингтоне, в том городе, где он был создан. Но у нас в Веллингтоне население довольно небольшое, поэтому очень трудно сделать такую выставку окупаемой. Но мы не сдаемся.

Ричард Тэйлор фоткает Тауриэль

Помимо панелей, Тэйлор очень охотно общался с фанатами и постоянно снимал особо удачные косплейные костюмы на мобильник. Наша знакомая девушка-Торин настолько привлекла его внимание, что он попросил ее показать ему другие ее работы – и под аплодисменты зрителей она передала ему USB-флешку со своим портфолио. По словам Тэйлора: «Именно об этом я только что и говорил: когда вы видите шанс показать свое портфолио кому-нибудь – дерзайте!»

Своим слушателям Тэйлор дал мудрый совет на будущее:
— Делайте всё, что вы делаете, с увлечением, каждый день, и никогда не сдавайтесь!

Но самое приятное и личное впечатление у нас было уже после закрытия, когда мы с Сильв стояли у выхода из отеля, и Ричард Тэйлор взял и подошел к нам пообщаться. Он запомнил наши вопросы на мастер-классе и панелях и похвалил за них, но также с удовольствием поговорил о Новой Зеландии, отметив, что мы в этой стране повидали больше, чем он сам. Именно таким он и запомнился мне: вдохновляющим, восторженным – и при этом совершенно простым, общительным и дружелюбным.

Ричард Тэйлор

Дальше: Грэм МакТэвиш и Кен Стотт…