STAR WARS: ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА

Третьим эпизодом «Звездных войн» голливудский цех по сборке новых мифологий ставит точку в величайшей из придуманных историй. Анакин Скайуокер переходит на темную сторону Силы!

В отличие от также многочисленных в Новом Свете основателей церквей, сект и учений, киношники производят не менее прибыльные, но не претендующие на власть над душами религии-плацебо. Рубеж тысячелетий, как ни странно, породил только один новый киномиф — «Матрицу». Два других мегапроекта стали лишь завершением старых мифов. Экранизация «Властелина колец» просто превратила давно культовую книгу из апокрифа, который каждый может трактовать по своему усмотрению, в не предполагающую разночтений догму. А завершающая часть второй трилогии «Звездных войн» — «Эпизод III. Месть ситхов» дописывает последнюю главу в самом долгоиграющем киноэпосе.

Фэны «Звездных войн» 1990-2000-х годов разбираются в летописи клонических войн и конфликтах между республиканцами и сепаратистами с педантичностью историков и прозорливостью политических аналитиков. Для синефилов постарше, тех, кто никогда не согласится с тем, что все началось со снятого в 1999-м самозванного «Эпизода I», а вовсе не с легендарного первого фильма 1977 года, все эти интриги — такое же занудство, как давно забытые университетские лекции по какой-нибудь античности и школьные политинформации. Старые «Звездные войны» вовсе не были историческими хрониками — они были мифом в его архаической, сказочной форме. В них не было политики, кланов и наций: мир зависел от героев-одиночек, и не только «законного» избранника Люка Скайуокера, но и авантюристов и искателей приключений вроде Хана Соло. А разномастные элиены, в новых сериях степенно заседающие в каких-то вселенских сенатах и думах, в старых фильмах неформально тусовались в затерянном на перекрестке космических дорог шалмане, где дули в хоботы-саксофоны меланхолические зеленые лабухи, а у стойки затевали драки бродяги со всех уголков галактики.

К концу прошлого века футуристическая кинофантастика явно пришла в упадок. Все самые заманчивые образы будущего — будь это тот самый межгалактический кабак или же дождливый мегаполис «Бегущего по лезвию бритвы» — уже стали ностальгическими. Даже Джорджу Лукасу было не под силу придумать новое будущее. Поэтому он стал сочинять прошлое — вместо сиквелов трилогии 1970-1980-х он стал снимать приквелы. Новые «Звездные войны» — про седую старину, причем отнюдь не только про предысторию похождений Люка Скайуокера и Хана Соло. Глядя новые фильмы лукасовской эпопеи, невольно ловишь себя на мысли, что время «Эпизода I» и «Эпизода II» не может быть будущим — ведь изложенные в них события происходили задолго до тех, что рассказаны в старых сериях классических «Звездных войн», снятых так давно, в незапамятные 70-е, да и эстетика новой трилогии пока что напоминает не футуристическую фантастику, а помпезную фэнтези в духе «Властелина колец» — главного соперника Лукаса за кассовые сборы. На то, чтобы превратить это новодельное прошлое в до боли знакомое будущее, у него осталась ровно одна серия.

Завершающей части трилогии с равным нетерпением ждут фэны всех поколений. Одни уже картографируют новые планеты, которые покажут в завершающей серии. А туристические гиды Таиланда, Китая и Швейцарии уже прикидывают, как включить в свои маршруты места съемок. Так, в Тунисе уже давно показывают пустынный ландшафт и пещерную деревню Матмата, где снималась планета Татуин из первой трилогии. Правда, теперь актерам уже не пришлось колесить по странам и континентам — их фигуры совмещались с отдельно снятыми пейзажами уже в компьютере. А поклонники первой трилогии ждут не столько знакомства с новыми цивилизациями, сколько возвращения едва ли не самого любимого киноэлиена — лохматого обезьяноподобного вуки Чубакки. О культовости героя говорит хотя бы то, что в 1997 Чубакка был награжден MTV Movie Awards в почтеннейшей номинации «За достижения жизни». В свое время, придумывая облик этого персонажа, Джордж Лукас сделал его похожим на свою любимую собаку Индиану (в честь которой Спилберг позднее назвал своего героя). Трудно представить, как это архаичное и анархистское существо впишется в новую трилогию — ведь его пришлось заметно модернизировать: вуки оказались вовсе не полупервобытным племенем, а высокоразвитой цивилизацией. А лохматая шкура Чубакки, в старых фильмах сделанная из экологически чистой шерсти яка, теперь сделана из сверхсовременной синтетики и даже снабжена кондиционером — дабы облегчить жизнь актера. Но играть Чубакку по-прежнему будет все тот же Питер Мэйхью. Да и как найти другого актера ростом 2 метра 21 сантиметр! Бывший медбрат английского госпиталя Питер Мэйхью является одним из крайне немногочисленных ветеранов «Звездных войн», снимавшимся в обеих трилогиях. Помимо него, из первого кастинга сохранились только актеры, играющие и озвучивающие двух роботов — андроида С-ЗРО и «пылесос» R2-D2, а также «голос» мастера Йоды — Фрэнк Оз.

Но поклонники всех поколений с равным нетерпением предвкушают главную схватку сериала — бой между Анакином Скайуокером и его наставником Оби-Ваном Кеноби, ту самую, после которой юный джедай без страха и упрека превратится в исчадие ада Дарта Вейдера. Одних порадует то, что эта схватка будет едва ли не самой длинной в истории кино — целых десять минут. Другие растрогаются, узнав, что лазерный меч в руках играющего Оби-Вана Кеноби Юэна Макгрегора — тот же самый, который на съемках первой трилогии держал сэр Алек Гиннесс. Но никто не останется равнодушным при виде того, как искалеченный Анакин исчезает под черным скафандром Дарта Вейдера, а его обезображенное лицо навсегда скрывается под черным шлемом. Прошлое и будущее, 1970-е и 2000-е, Анакин Скайуокер и Дарт Вейдер наконец соединятся в одно целое.

Джордж Лукас решительно опровергает слухи о том, что он якобы собирается снимать новую трилогию и на этот раз не приквел, а настоящее продолжение саги. Нового будущего, увы, не предвидится. Когда-то, в конце 1970-х годов, космические саги уже казались безумно старомодным жанром, и молодому режиссеру Лукасу стоило немалых усилий убедить киностудии взяться за его проект — да и то изначально «Звездные войны» задумывались как фильм для детских утренних сеансов. Новая трилогия мэтра выглядит не столько возрождением жанра, сколько его мемориалом. «Космические одиссеи», с энтузиазмом открывающие планеты, миры и цивилизации, давно завершились, и на карте воображаемой вселенной уже не осталось белых пятен. А с окончанием «Звездных войн» закончились и космические «Илиады» — мифы, легенды и хроники будущего навсегда записаны на цифровых скрижалях. И пока что трудно представить, откуда — из глубин трэша, с высот арт-хауса или из какой-нибудь отдаленной экзотической кино-державы — придет человек, способный начать с нуля строительство нового эпоса и нового мира.

Источник: GQ/ май 2005
Автор: ИРИНА КУЛИК

Добавить комментарий