Закольцованность Колец

Рецензия к «Хоббит: нежданное путешествие» от TheHutt

«Фильм безупречен»
Лэймар (о ВК)

«Пиджеевщина, как и было сказано»
Radio Weiss (о Хоббите)

Абстрагируемся от сложной истории создания «Хоббита», переговоров о правах, забастовок, банкротств, смен режиссеров. Отойдем от видеоблогов, покадровых крупиц информации, Уорнера, Нью-Лайн и МГМ. Забудем про 3D, HFR и прочие технологические прибамбасы. ПиДжей снял новый фильм о Средиземье, и теперь главный вопрос: удалось ли ему туда вернуться?

Не буду брать на себя труд пересказывать сюжет книги (которую, надо полагать, все читали) или фильма (если вы смотрели – вы его уже знаете, а если нет – нечего спойлериться). Бильбо отправляется в поход к Одинокой горе, захваченной ужасным драконом Смаугом, в обществе  тринадцати гномов и одного мага. Первая серия – примерно треть его путешествия.

В отличие от «Властелина Колец», сюжет «Хоббита» весьма разорван на эпизоды: сцены отдыха сменяются очередными напастями и невзгодами. С другой стороны, оригинальный сюжет «Хоббита» гораздо менее наполнен событиями, нежели «Властелин Колец», и поэтому урезать из оригинальной книги пришлось гораздо меньше по сравнению с тем же «ВК». Скорее, ее даже пришлось дополнять материалом из приложений и из личной фантазии сценаристов. В том числе, в фильм добавились сцены: появление таинственного Некроманта в Дол-Гулдуре и совещание Белого Совета, решающего, что с этим делать. Ну и надо сказать, эта расширенность идет вполне на пользу фильму в плане одобрения толкиенистами. Сценарий «Хоббита», даже в большей мере, чем «ВК», полон отсылок к легендариуму Толкиена. Количество же субтитрованных диалогов на эльфийском и на Черном наречии, по-моему, превышает их количество во всей трилогии «ВК». По идее, сердце толкиениста должно возрадоваться – особенно того толкиениста, который не принимал для себя говорящие кошельки троллей, мягкие тапочки гоблинов и поющих на ветвях деревьев эльфов. Но и для поклонников книги остались «бейте тарелки, бейте розетки», история изобретения игры в гольф и каменные великаны.

Мне кажется, главный пункт, который будут особенно и хвалить, и вменять в вину первой серии «Хоббита» — это закольцованность с «Властелином Колец» (особенно же с «Братством Кольца»). Эта самая закольцованность уже играла большую роль в самой трилогии «ВК», теперь же многие мотивы сознательно перекликаются еще и с «Хоббитом». И на мой взгляд эта самая закольцованность удалась: визуальные и ситуационные отсылки нигде не выглядят нарочитыми, они происходят между делом, узнаваемые лишь фанатами оригинальной трилогии: только сравните, к примеру, кадры, где Бильбо и Фродо впервые достают Жало из ножен. Иногда закольцовка происходит «наоборот»: в «Хоббите» Гэндальф отказывается от чая, предпочитая бокальчик красного вина, а в «БК» — наоборот, предпочитает чай. Даже мой нелюбимый титр «Шир, 60 лет спустя» имеет своего отзеркаленного близнеца в «Хоббите». Но есть и отсылки и на более глубоком уровне: мотив жалости и пощады, который играл такую роль в развитии линии Фродо и Горлума, заложен уже здесь – при напутственных словах Гэндальфа, когда он вручает Бильбо Жало – и когда тот вынужден сам сделать выбор, убить ли Горлума – или пощадить…

Горлум

Закольцованность существует и на уровне музыкальных тем. Говард Шор, развивший в свое время лейтмотивы для ВК, гармонично переплетает старые темы с новыми, написанными для «Хоббита» — мы снова слышим знакомые мотивы Шира, Ривенделла, Лориэна, назгулов. При первом просмотре у меня даже сложилось ощущение, что у фильма практически нет собственных музыкальных тем – но оно было ошибочным. И это не только главная тема «Мглистые горы», которую поют гномы в Бэг-Энде, и которая занимает здесь место героического мотива «Братства Кольца». После второго просмотра и прослушивания саундтрека, к примеру, надо отметить тему Торина, тревожно-настороженную, пронизанную печалью и чувством потери. Боевки с орками на варгах сопровождаются угрожающей перкуссионной темой, а тема Азога – воистину дьявольская.

Однако, закольцованность – это обоюдоострый меч, и некоторые претензии пуристов к «Властелину Колец» справедливы и здесь. Самая главная претензия – потребность ПиДжея в злодее «локального масштаба». В «ВК» создателям фильма недостаточно было главного абстрактного злодея Саурона; для каждого фильма требовалась еще и физическая угроза героям, которую нужно было победить в конце каждой части:  Луртц в «БК», Саруман в «ДК», Готмог в «ВК». Здесь эту роль принял на себя бледный орк Азог, в битве Азанулбизара обезглавивший Трора, деда Торина, и (в отличие от книги) выживший и стремящийся уничтожить весь его род. То есть, к каноническим злоключениям гномов присоединяется еще и погоня злодеев за главными героями. Эти сцены типа «в это время в замке у Шефа», по-моему, несколько напрягают, хотя с другой стороны, дают снова внезапно взглянуть на знакомые места из «ВК», к примеру, на Амон Сул. Есть и иные претензии. Масштабность и эпичность боевых сцен, мощнейший визуальный ряд, сдобренный компьютерной графикой  – издревле ПиДжеевский конек, но очень часто возникает эффект «падающего куска лестницы» из «БК», особенно при бегстве из Города гоблинов: вроде бы масштабно, но как-то поверхностно и игрушечно, и ни у одного из гномов не остается даже синяка. Кроме того, в фильме фигурируют варги – в техническом плане слабое место и «Хоббита», и «ВК». И хотя здесь они больше напоминают волков, чем ВК-шные гиены, они все еще выглядят весьма фальшиво. Что не скажешь, к примеру, об орлах – они до сих пор совершенны, а сцены с ними – глубоко эмоциональны.

Есть в «Нежданном путешествии» и другие сценарные параллели с ВК. Некоторые эпизоды, к примеру, сильно сжимают происходящие масштабные преобразования мира во времени: если вспомнить, как Саруман практически за ночь вырубил сады Изенгарда и выкопал в нем рудник; в «Хоббите» же практически за несколько минут Зеленолесье превращается в Лихолесье, зараженное злой волей некоего таинственного Некроманта, что обнаруживает маг Радагаст…

Радагаст БурыйКоторый, правда, просто блистает. В книге «Хоббит» его имя однажды упоминается Гэндальфом в разговоре с Беорном, в ВК он также упоминается вскользь, но что из него сделал ПиДжей – это просто песня (хотя, возможно, не каждому она понравится). Радагаст (Сильвестр МакКой) – несколько безумный, но очень обаятельный и добрый старичок-боровичок, живущий в лесу и дружащий с животными – и в нужный момент вспоминающий, что он не только доктор Айболит, но еще и могущественный истари.

Надо отметить и остальных актеров – они на высоте. Если к Элайдже Вуду в роли Фродо были некоторые претензии еще со времени «ВК», то к Мартину Фриману в роли молодого Бильбо таких практически не возникает. У Бильбо Фримана – диапазон от респектабельного хоббита, курящего на завалинке, тщетно пытающегося управиться с невоспитанной оравой нежданных гостей и дрожащего за свои селекционные помидоры и парадную матушкину посуду, и до решительного героя, идущего на помощь друзьям, попавшим в беду. И когда Бильбо наутро после гномьего дебоширства взирает на красивый, залитый солнцем – но такой опустевший Бэг-Энд, в его глазах проскакивает искорка, от которой веришь: да, в следующую секунду он помчится по тропинкам Шира вслед за гномами, сжимая в руке договор.

Гэндальф Серый (Иен МакКеллен) – это душа фильма. Если в «ВК» Серого Странника мы видели на протяжении всего лишь половины фильма, то здесь он блистает во всей красе: несколько саркастичный и хмурый, но также и добрый и душевный маг, проявляющий свое могущество редко, но очень метко. Один из любимейших кадров – как он медленно выступает из дыма в Городе гоблинов. И если в главе «Из огня да в полымя» из книги сцена, где он кидается зажженными шишками, читается скорее потешно (и я не мог себе представить, как ее изобразить серьезно), то в фильме веришь: шишки в руках этого мага – грозное оружие.

Гэндальф в Ривенделле

С тринадцатью гномами ситуация оказалась весьма сложной: некоторых из них Толкиен описал всего лишь схематически (у Балина – белая борода, Торин – очень важный гном, а Бомбур – невероятно толстый), но большинство остались совершенно бесплотными. Поэтому гномов пришлось делать настолько разными, насколько возможно, чтобы их было можно различить – и по характеру, и по внешности. И с этим дизайнеры справились на ура. Гномы различимы с первого взгляда, даже по силуэтам. Конечно, всем им невозможно уделить внимание в равной мере: больше всего экранного времени досталось Торину, Балину и Двалину, ну и племянникам Торина, Фили и Кили. У других же гномов – по одной-две фразы, однако не в бровь, а в глаз: чего стоит один интеллигентный Дори, предлагающий Гэндальфу выпить с ним красного винца с замечательным букетом; или Оин, оригинальным образом решающий проблему эльфийской флейтистки, дудящей ему прямо в слуховую трубку; или бесшабашный, но трогательный Бофур в ушанке! Кстати говоря, другие гномы, к примеру, в Эреборе, показаны более традиционно – так что эта разношерстость компании Торина, возможно, вызвана жизнью в изгнании и их разными профессиями (кто-то из них даже делает игрушки!). Вообще же гномы вносят в повествование легкость и юмор – благодаря их самобытности сцены с ними веселые и смешные, особенно – на ужине у Бильбо и у Элронда в Ривенделле.

Но предводитель гномов – Торин, и при его появлении шуткам и прибауткам – конец. Этот Торин не ввалится вместе со всеми остальными в дверь Бэг-Энда и не будет петь про «бейте тарелки, бейте розетки»: король под Горой улыбается редко. Как и у Толкиена, Торин – очень важный гном, и то, что вносит в его персонаж Ричард Армитедж – выше всяких похвал. Его взгляд – взгляд изгнанника, превратившегося из принца в нищего, но сохранившего свое достоинство. Когда же он чувствует, что настал час взять обратно то, что принадлежит ему по праву, он берется за этот шанс. Его неприязнь к эльфам, более заостренная в фильме, чем в книге, создает дополнительные конфликты с Гэндальфом (прекрасный момент, когда Торин собирается положить найденный эльфийский меч Оркрист обратно, узнав, кто его выковал).  Но тем не менее, он способен и преступать через собственную гордость, и признавать свои ошибки. И гномы, окружающие его, не только весельчаки-балагуры – но и сплоченная компания бойцов, готовых бороться до последнего – и когда они хором поют «Misty Mountains» в темном Бэг-Энде, по коже пробегают мурашки.

Гномы в Бэг-Энде

Плохиши в этом фильме представлены двумя полностью компьютерными персонажами: Азог (Ману Беннетт) и Верховный Гоблин (Барри Хамфриз). Если первый – прямолинейный, как доска, демонический злодей, то второй – менее серьезный персонаж, этакий огромный бородавчатый великан, смесь Джаббы Хатта и барона Харконнена, благодаря замечательной актерской игре Барри Хамфриса играющий самыми разными оттенками. Просто прелесть, а не гоблин. Жаль, попеть ему дали мало.

Благодаря расширению сценария мы встречаемся и со старыми знакомыми из Властелина Колец: помимо Фродо (Элайджа Вуд) и старого Бильбо (Иен Хольм) нам предстоит увидеть Элронда (Хьюго Уивинг), Галадриэль (Кейт Бланшетт) и Сарумана (Кристофер Ли). При этом знакомые персонажи вносят интересные новые детали в свои роли: так, Кейт Бланшетт, у которой в ВК почти не было общих сцен с Гэндальфом, просто блистает в роли Галадриэли, его ближайшей соратницы, на Белом Совете. Глава его, Саруман – еще не павший Белый Маг, уже сомневается в подозрениях Гэндальфа о темной силе в Дол Гулдуре – и возможно, уже ведет двойную игру, хотя прямым текстом это не говорится. Элронд здесь – не только расхаживающий по Ривенделлу в халате владыка, играющий суровой бровью – но и молодой жизнерадостный воин на коне. И в визите тринадцати гномов в Последнем домашнем приюте, спаливающих в костре эльфийскую мебель, по-моему, содержатся чуть ли не самые смешные сцены фильма.

Ну и конечно же, отдельного упоминания стоит ключевая сцена, «Загадки в темноте». В то время, как гоблины пленили гномов, у Бильбо развивается совсем другая драма – ведь в подземелье, на островке на подземном озере живет таинственное существо Горлум (Энди Серкис), обладающий неким волшебным золотым колечком, превращающим носителя его в невидимку. И вся сцена Бильбо с Горлумом, от начала и до конца, просто великолепна. То есть, на самом деле это даже сцена с тремя героями: Бильбо, Горлумом и Смеагорлом, в отличие от злобного Горлума истосковавшимся от одиночества. И когда Бильбо в конце пытается решить, убить ли ему Горлума, чтобы бежать на свободу, и видит слезы на его глазах – в горле невольно сжимается комок.

И именно в этом снова проявляется закольцованность фильма. «Хоббит» — совершенно определенно фильм ПиДжея, ровно в такой же мере, как и ВК, и со всеми вытекающими. Этот фильм несовершенен, полон шероховатостей и углов, но в нем есть и такие искренние, чистые моменты, что этот фильм просто любишь, вопреки этим спорностям. На каждого склизкого орка – свой ортханкский мотылек. Точно так же, как десять лет назад было с ВК.

Хотите обсудить рецензию? Это можно сделать здесь.