«Властелин Колец»

О проекте | Актеры | Создатели | Мультимедиа | Постеры | Музыка

О проекте

Кинокомпания New Line Cinema продюсировала кинотрилогию «ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ» с бюджетом более 190 миллионов долларов. Съемки проходили в Новой Зеландии с 11 октября 1999 и закончились 22 декабря 2000. В декабре 2001, 2002 и 2003 годов каждая из этих частей вышла в кинопрокат.

Наш сайт пишет о новостях о кинотрилогии с 1999 года. В этом месте мы хотим дать вам краткий обзор самых важных фактов.

История киноэпопеи

19 декабря 2001 года ожидания фанатов, наконец, сбылись. Уже много лет толкиенисты всех стран ждали этого дня (хотя русским толкиенистам пришлось подождать еще чуть подольше – до февраля 2002) Фантазия стала действительностью в тот момент, когда первая часть «ВЛАСТЕЛИНА КОЛЕЦ» под названием «БРАТСТВО КОЛЬЦА» вышла на экраны. Многих фанатов до сих пор пробивает на слезу, когда они вспоминают, как смотрели премьеру первой части. Уже за год кинокомпания стала получать запросы насчет билетов на премьеру. С тех пор кинематограф изменился, ибо этот фильм затмил собой все, что было до этого. «Властелин Колец» — не только является краеугольным камнем в истории спецэффектов; он снова оживил жанр фильмов фэнтэзи. И еще никто в истории кино не осмелился снимать все три части одной трилогии одновременно – да еще в жанре, подобный которому еще никто не видел на большом экране.

Жанру фэнтэзи в прошлом очень не везло. Двадцать лет назад первые попытки снимать фильмы в этом жанре не увенчались успехом. Дешевые кинопроекты поражали своей трэшовостью. Высоких бюджетов никто не давал; в результате и эффекты, и постановка выходили очень посредственными. Если в фильме были спецэффекты, то упор делался именно на них – в результате сюжеты получались плоскими, а персонажи – одномерными. Поэтому до этого ни одному фэнтэзи-фильму не удавалось достичь эпической глубины «СПАРТАКА» или «ХРАБРОГО СЕРДЦА». Мускулистые герои 80-х, топающие среди картонных кулис, могли снискать разве что снисходительную улыбку зрителя. Жанр был успешен лишь в жанре детского кино – «БЕСКОНЕЧНАЯ ИСТОРИЯ», «ТЕМНЫЙ КРИСТАЛЛ» — но взрослого кино в этом жанре так и не было.
Тем не менее, «Властелин Колец» Дж. Р. Р. Толкиена с самого начала был запланирован, как миф для взрослых. Кроме того, сюжет «ВК» слишком сложен, чтобы ориентироваться на детей. Мифологическое создание Толкиена могло бы без труда занять свое место вместе с «Эддой» и «Песнью о Нибелунгах». Поэтому экранизация романа пошла именно по этому пути. Режиссер Питер Джексон хотел выйти из тени некачественного фэнтэзи и дать зрителю кинотрилогию, объединяющую фантастические элементы с исторической серьезностью. Первый шаг, который он сделал: он объяснил всему миру, что он снимает не фильм фэнтэзи, а мифический эпос. Весь мир пришел в восторг – и в кинобизнесе заговорили только об одном: об экранизации «ВЛАСТЕЛИНА КОЛЕЦ».

Миссия: совершенно секретно

Еще ни разу уровень секретности на съемках кино не был столь высоким, как на экранизации «ВЛАСТЕЛИНА КОЛЕЦ». Киностудия New Line Cinema не выдавала практически никаких деталей; все участники проекта, от техников до статистов, должны были подписать соглашения о секретности, так называемые „Confidential Agreements“. По этим соглашениям они обязывались не говорить никому о том, что они видели, слышали или делали на съемках фильма. Также под строгим секретом хранились дизайны самых важных существ фильма – к примеру, Балрога или Горлума.

Однако толкиенистов не так-то легко провести. Потребность в информации и фотографиях декораций и дизайнов была настолько высока, что у некоторых развилась прямо-таки криминальная энергия добыть желанные материалы. Несколько фанатов перелезали ночью с фотоаппаратами через забор, чтобы сфотографировать декорации Бри, а их друзья в это время отвлекали охранников. Другие фанаты взяли напрокат вертолет, чтобы фотографировать с воздуха съемочную площадку Хоббитона. Интернет довершал все остальное. За несколько часов каждое фото расходилось по всему свету. Восторженные фанаты прямо-таки застали New Line Cinema врасплох. Меры безопасности были усилены, и съемочные площадки были под охраной целой толпы сторожей.

Чтобы сдержать наплыв фанатов и папарацци, круглосуточно работали три охранных предприятия. Но даже они не могли помочь, если декорации были видны с улицы или с соседних участков. Для сохранения секретности оказалось большой неудачей, что Хельмову Падь устроили в каменоломне, лежащей всего в нескольких метрах от самой главной автострады Новой Зеландии. Сегодня эта декорация, возможно, является наиболее часто сфотографированной в истории кино. Каждый день в Сети всплывали новые серии фотографий, так как фанаты совершали туда настоящие паломничества.

Когда каменоломню перестраивали для декораций Минас Тирита, художники учли горький опыт тех дней и поставили декорации так, чтобы с дороги были видна только задняя сторона. Однако, задники декораций тоже оказались популярным фотомотивом.

Охрана съемок снова усилилась, но один фанат оказался еще хитрее. Он переехал в Новую Зеландию специально из-за фильма. Там он поступил в охранное предприятие и начал работать на съемочной площадке. Он то и дело воровал со съемок реквизиты и сделал бесчисленное количество фотографий. В своей квартире он создал настоящий храм Толкиена. Но еще до того, как он смог опубликовать что-нибудь из собранных материалов (стоимостью более 107 тыс. евро), его взяли с поличным. New Line Cinema немедленно подала в суд на фанатика, и он был приговорен к 250 часам общественных работ.

Но это еще не все. После того, как New Line Cinema остановила несколько аукционов на eBay, где якобы продавались реквизиты и киноматериалы на видеокассетах, в июле 2000 г. были арестованы трое сотрудников съемочной группы. Они украли видеокассеты с записями сотен кадров со съемок, сценариев, реквизитов и костюмов. Полиция Веллингтона выдала себя за заинтересованного фаната и купила для пробы одну минуту киноматериала за 5000 евро. Затем они договорились с продавцом в ауклендской гостинице с тем, чтобы купить и остальные пленки (длиной 90 минут и 45 минут) за приблизительно 95 тыс. евро. 24 июня 2000г. полиция провела обыск в доме одного из злоумышленников и нашла еще 17 видеокассет.

Эти примеры наглядно показывают, как велика была потребность общественности в информации о «Властелине Колец» — недаром этот роман является одним из самых популярных в мире. Тем не менее, New Line тоже можно понять: компания хотела предотвратить преждевременное насыщение рынка, так как примеры из прошлого показали, что слишком большое освещение темы в медиа может повредить фильму. Когда одну тему разжевывают в многочисленных телепередачах – быстро наступает преждевременное пресыщение этой темой. Кроме того, это может загнать ожидания на такую высоту, что их потом просто невозможно будет выполнить.

Между китчем и коммерцией

Профессор Дж. Р. Р. Толкиен при жизни очень скептично относился к возможной экранизации, так как он не мог бы контролировать этот процесс. Первой права на экранизацию шедевра Толкиена приобрела компания Walt Disney в 1956 году – вполне обычный процесс для Диснея, когда речь идет об успешной детской литературе. Когда Толкиен два года спустя получил первый вариант сценария, он был в шоке. У его орков внезапно появились перья и клювы, а эльфийский лес Лотлориэн превратился в копию замка «Нейшванштайн» с белыми крышами и башенками. Кроме того, у Диснея орлы прилетали буквально каждые пять минут, а их предводителя звали Радагастом. «Так нельзя извращать Властелина Колец», написал Толкиен в яростном письме Форресту Дж. Акерману. Уже в 1959 году Дисней, после коммерческого провала «СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЫ», отказался от прав. Десять лет спустя права на экранизацию приобрела компания United Artists. В то время было два горячих кандидата: Джон Бурман («ЭКСКАЛИБУР») и Стэнли Кубрик («2001 – КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ»), но оба они отклонили предложение, осознав, какие требования им бы предстояло выполнить. Роман был слишком сложным для экранизации. Но еще большую сложность создавал фантастический мир Средиземья, со всей своей магией и волшебными обитателями. Казалось совершенно невозможным найти подходящих актеров на роль хоббитов, и снять их рядом с гигантскими древоподобными существами в студийных кулисах. Проект отодвигался все дальше и дальше.

В середине 1970х голов, после смерти Толкиена в 1973 году, художник-мультипликатор Ральф Бакши нашел простую и вроде бы гениальную идею, как решить техническую проблему. Он хотел сделать из этого материала мультфильм. До этого он прославился своими фильмами «КОТ ФРИЦ» (1972) и «ТРУДНЫЙ ПУТЬ» (1973) на тему наркотиков, секса и рок-н-ролла.

Однако Бакши убедил кинобоссов United Artists и продюсера Саула Зентца («ПРОЛЕТАЯ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ»). Он начал снимать фильм с помощью ротоскопии. При этом методе сначала снимаются реальные сцены с настоящими актерами, затем поверх них рисуется анимация. Эффект, который при этом достигается – мультфильм с очень реалистичными движениями и позами. На озвучку были приглашены именитые актеры. Например, на роль эльфа Леголаса –  Энтони Дэниелс, чей голос в 1977 году слышали в роли робота Ц-3ПО в первой части «ЗВЕЗДНЫХ ВОЙН». Роль Арагорна же озвучил Джон Херт, год позже сыгравший бортинженера Кэйна в фильме «ЧУЖОЙ» Ридли Скотта (именно из его груди вылуплялся вышеупомянутый Чужой).

После пятилетней работы в 1977 году в кинотеатры вышел двухчасовой фильм с названием ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ. Но то, что на экране увидели зрители, для толкиенистов оказалось сплошным разочарованием. По стерильно-психеделичному сказочному ландшафту бродили потешные детсадовские хоббиты и эльфы, которые больше всего походили на кукол Барби. И хотя в фильме есть весьма атмосферные сцены (к примеру, улицы Бри), в основном преобладают именно сцены, прорисованные откровенно неинтересно. К тому же в этом фильме некоторые персонажи были совершенно неправильно интерпретированы. Например, Боромир, описанный в романе, как благородный воин в черных одеждах, изображен глупым и вспыльчивым викингом в рогатом шлеме.

О музыке Леонарда Розенмана можно спорить – и в его саундтреке можно найти и несколько удачных моментов, к примеру боевые песни орков и походные песни хоббитов. Но когда в эльфийском лесу Лотлориэне начинается песня «Митрандир» в исполнении мексиканского детского хора, терпению любого толкиениста придет конец. Профессор Толкиен перевернулся бы в гробу, услышав этот «дивный эльфийский хор». При этом режиссер Бакши все время утверждал, что точно придерживался первоисточника, встречался с наследниками Толкиена и даже съездил в Оксфорд побродить по следам Профессора. И поэтому его воспроизведение романа – верное книге.

Но не успел Гэндальф кануть в бездну копей Мории, как возникает впечатление, что и сценаристам, и художникам все это надоело. Все чаще из-под рисунков проглядывают реальные актеры, а их одежда то и дело менят цвет. Сюжет становится все запутаннее  и непонятнее для новичков. И когда в конце концов появляется бродячая свекла по имени Древень, становится ясно, что фильм совершенно не удался.

Два часа спустя фильм достигает апогея в битве за Горнбург. Реальные сцены для этой битвы сняли отчасти в Испании, отчасти их позаимствовали из русского фильма «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» (1938) Эта сцена несколько вознаграждает за предыдущие, но это впечатление длится недолго. Через несколько минут для толкиенистов следует шок: прямо посреди истории фильм внезапно заканчивается, и текст в титрах объявляет, что окончание будет рассказано в другой раз. В 1978 г. многочисленные киномеханики были вынуждены объяснять разъяренной публике, что фильм действительно кончился. И только 23 года спустя Бакши признался: «Я думаю, экранизировать Толкиена – просто невозможно. Совершенно невозможно воспроизвести блеск того, что он создал – только роман может проникнуть в те части человеческой фантазии, куда никогда не сможет попасть никакой фильм.»

Продолжение появилось несколько лет спустя. К сожалению (или к счастью) уже не в кино, а в качестве низкобюджетного американско-японского совместного телепроекта. Одним махом Артур Рэнкинг-мл. и Джулз Бэйз отсняли фильмы «ХОББИТ» (1978) и «ВОЗВРАЩЕНИЕ КОРОЛЯ» (1980). Вообще-то имена режиссеров обещали высокое качество – в конце концов, несколько лет спустя они сняли несколько слащавый, но поэтичный мультфильм «ПОСЛЕДНИЙ ЕДИНОРОГ» (1982). Но то, что шло по телеэкранам в 1978 году, затмило все, что было доселе. Воплотилось в жизнь то, чего никогда не хотел Толкиен. Орки выглядели, как огромные жабы, а гномы – будто сбежали из диснеевской «Белоснежки»; не говоря уже о заскорузлых карликах, именующих себя эльфами. Но «ВОЗВРАЩЕНИЕ КОРОЛЯ» было апогеем: потешные скелеты бряцали костями, изображая назгулов, а хоббит Сэм видит сон, где он – на пикнике вместе с поющими орками. Катастрофа была совершенной, несмотря на то, что в озвучке были известные актеры: Джон Хьюстон (КИТАЙСКИЙ КВАРТАЛ) в роли Гэндальфа и Орсон Бин (БЫТЬ ДЖОНОМ МАЛКОВИЧЕМ) в роли и Бильбо, и Фродо. Артур Рэнкин-мл. и Джулз Бэйз совершенно не попали в  цель. Результатом стал неудачный детский мультик, вызывающий у зрителя максимум болезненную улыбку.

О лицензиях и продюсерах

Питер Джексон описывает экранизацию «ВЛАСТЕЛИНА КОЛЕЦ», как исполнение мечты всей своей жизни. В 18 лет он прочел роман во время 14-часовой поездки в поезде в Аукленд (Новая Зеландия) и с тех пор не мог его забыть. Ему понравилась идея, играть с фантастическими мирами и он развил в себе дар изображать на экране то красивые, то кошмарные миры. Все равно в каком фильме – «МЕРТВ МОЗГОМ» или «СТРАШИЛЫ» — в его фильмах всегда есть фантастический слой, лежащий над реальностью.

Тем не менее, он долго не осмеливался поднять руку на эпос Толкиена. Он ждал, что кто-нибудь еще попытается взять на себя этот тяжкий груз. Но никто не осмеливался, и в конце концов Джексон, ввиду современных технических возможностей, решил вложить свою любовь к этому роману в собственный эпический кинопроект. «Поначалу у меня была только одна цель: я хотел похитить зрителя в Средиземье, которое бы было и реалистичным, и впечатляющим», — объясняет Джексон. «Я хотел взять все самые замечательные моменты из романа, и с помощью современных технологий устроить зрителю такой киновечер, какой еще не видывали.»

В 1996 году Питер Джексон вступил в контакт с голливудским магнатом Саулом Зентцем и рассказал ему о своей идее. На тот момент он уже вложил два года работы в этот проект. Саул Зентц уже 25 лет обладал правами на экранизацию «ВЛАСТЕЛИНА КОЛЕЦ». 84-летний продюсер известен своим нюхом на успешные и при этом умные фильмы: «ПРОЛЕТАЯ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ», «АМАДЕЙ», «АНГЛИЙСКИЙ ПАЦИЕНТ» или «НЕВЫНОСИМАЯ ЛЕГКОСТЬ БЫТИЯ». Но Саул Зентц – не только председатель Tolkien Enterprises Inc., но и большой знаток Толкиена. В начале 70х годов он даже отправился в Англию, где познакомился с его наследниками. Это знакомство превратилось в многолетнюю дружбу.  Скромный «серый кардинал» то и дело говорит в интервью, что он лишь обладает правами и никак не связан с производством – и поэтому его имени нет в титрах.

Джексон и Зентц договорились о встрече, на которой также присутствовала жена Джексона, Фрэн Уолш (сценарий). Зентц был в восторге от этой пары. «Я видел, что они и талантливы, и интеллигентны», — рассказывал Зентц после встречи. «Это было мечтой их жизни, и только они способны довести это дело до конца. Я считаю, Питер Джексон – правильный человек для этого дела. Его фильм «НЕБЕСНЫЕ СОЗДАНИЯ» был великолепен. Этот фильм продемонстрировал, что он – режиссер, способный рассказывать истории.» И эта способность рассказывать истории архиважна для ВЛАСТЕЛИНА КОЛЕЦ – проекта, потенциально подверженного риску быть перегруженным спецэффектами. «Если бы Питер Джексон не убедил меня, вряд ли этот проект был бы претворен в жизнь. За прошлые десять лет правами интересовалось много людей, но среди них просто не было нужного человека.»

В 1997 году Зентц продал опцию на экранизацию дочери Диснея, компании Miramax – при условии, что Питер Джексон будет режиссером. Основатель Miramax, Харви Вайнстайн, согласился. Но вскоре стало ясно, что Miramax не готов снимать три фильма. «Это было безобразием», — ругается Зентц – «и он [Питер Джексон], разумеется, отказался.» Теперь Miramax предстояло снова заплатить высокую сумму за продление опции, но они остались без режиссера. Таким образом Джексон сразу доказал, что он стоит за своим проектом и не готов дать себя обвести вокруг пальца голливудским махинаторам. «Они хотели все впихнуть в один фильм, а я не был на это готов», — рассказывает Джексон. Тем не менее, разрыв отношений произошел дружелюбно. Miramax дал Джексону три недели времени найти новую продюсерскую компанию. Джексон обошел весь Голливуд со сценарием под мышкой и 36-минутной демо-кассетой, на которой были видны пробные версии монстров, декораций, грима и костюмов. В конце концов его путь привел его в компанию New Line Cinema. Он уже однажды работал с этой независимой кинокомпанией и дружил с президентом Fine Line Features, Марком Ордески, и тогдашним президентом компании, Майклом ДеЛукой. Председатель New Line Cinema, Роберт Шэй, созвонился с Саулом Зентцом, который подтвердил серьезность намерений Джексона и важность его как режиссера, и согласился выкупить права у Miramax за десять миллионов долларов.

Оба председателя Miramax, Харви и Боб Вайнстайны, решили и далее поддерживать проект – поэтому они до сих пор записаны в титрах, как «исполнительные продюсеры». «Боб Шей подписал мою первую получку», рассказал Джексон после заключения контракта. «В New Line все любят этот роман, поэтому у меня хорошее предчувствие.»

Уже в первом сообщении для прессы в 1998 году Шэй был оптимистичен: «Мы видели сценарий и демонстрационное видео Питера, и мы верим, что он обладает нужными идеями и технологией, чтобы объединить их настолько масштабно, что фильм легко превзойдет фильмы фэнтэзи, снятые 10-15 лет назад. Даже если первый фильм окажется неуспешным, тогда мы не сможем гарантировать, что это дело будет выгодным – но мы просчитали много вариантов, и видим хороший шанс, что этот проект, несмотря на свой риск, будет успешным.» И их подсчеты оправдались! Проект оказался особенным для независимой кинокомпании, которая до этого была более известна относительно дешевыми низкобюджетными фильмами: «СПАУН», «ТЕМНЫЙ ГОРОД» и «КОШМАРЫ НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ». Один из их самых дорогих фильмов на ту пору был фильм «ЗАТЕРЯННЫЕ В КОСМОСЕ» с бюджетом в 85 млн долларов; одним из самых выгодных – фильм «ОСТИН ПАУЭРС». «Я – игрок, как и все, кто работает в кинобизнесе. Но этот проект мог бы охватить фантазии зрителей по всему миру», — сказал Шэй, который надеялся на успех для своей кинокомпании, сравнимый с тем, что имел Lucasfilm Ltd. с «ЗВЕЗДНЫМИ ВОЙНАМИ». И действительно – уже только в кинотеатрах «ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ» собрал более 2 миллиардов долларов и считается одним из самых успешных кинопроектов всех времен.

Адаптация для экрана

Адаптация мифа такой масштабности, как «ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ» — задача, невиданная в истории кинематографа. Когда роман адаптируется под сценарий, практически невозможно избежать изменений. Оригинал нужно адаптировать под медиум «кино», а кино живет языком картинок. Долгие монологи, мысли или описания нужно адаптировать в живые действия на экране. Зрители, как правило, мало слушают диалоги. Кроме того, очень тяжело следовать за рассказами киногероя, если то, что показывают в кадре, не совпадает. Поэтому, если бы книгу адаптировали 1:1, результатом, возможно, стал бы очень нудный и скучный фильм. Кто не помнит тяжеловесные экранизации классических романов, совершившие именно эту ошибку?

Еще один аспект усложняет экранизацию: реальным злодеем романа является маленькое золотое колечко. Не огнедышащий дракон, не боевой киборг и не белая акула – а маленький предмет. «Зло существует на уровне психики,» — объяснил Питер Джексон в интервью. «В кинофильмах же очень сложно реализовать психологические аспекты, так как их сложно запечатлеть.» Он передает психологическую сторону, показывая лица и глаза тех людей, что сталкиваются с Кольцом. «Довольно сложно показать каждую конфронтацию с Кольцом как-то иначе. Некоторые персонажи подвержены соблазну Кольцом быстрее, чем другие. Здесь очень важную роль играет музыка.»

Одна сцена, в которой Боромир говорит о Кольце и раскрывает все больше свои предательские намерения, выглядит на экране лучше, когда Боромир смотрит на Кольцо с ненавистью. Только в этот момент зрителю становится ясна взаимосвязь. Сцена выглядит интенсивнее, проявляются истинные намерения персонажа. Таким образом, чтобы дать кинозрителю то же ощущение, что испытывал читатель романа, нужно изменить сцену романа.

Уже профессор Толкиен при жизни высказался, что он не против изменений при экранизации, если они целесообразны. В своем письме Форресту Дж. Акерману о возможной экранизации он писал:

«… Со своей стороны я бы даже склонился к тому, вырезать [Хельмову Падь] совсем, если ее невозможно сделать более взаимосвязанной и более значительной частью истории… Если энтов и Горнбург невозможно осветить одинаково подробно при том, чтобы оставался смысл – то одно из двух должно исчезнуть. Это, скорее, Горнбург – он не настолько важен для повествования.»

Чуть дальше он пишет, что удаление этой сцены имело бы еще одно достоинство: тогда другие битвы получили бы больший вес.

Когда Фрэн Уолш, Филиппа Бойенс и Питер Джексон писали сценарий для кинотрилогии, и тем самым создавали линии сюжета, одной из их задач было сокращение или полное удаление сцен. Так как все трое – фанатичные поклонники Толкиена, им, несомненно, было очень тяжело. Они вели долгие дискуссии о том, что именно представляет из себя дух Средиземья, и проводили целые ночи выборку. Питер Джексон отличился при этих разговорах тем, что знал практически назубок не только «ВЛАСТЕЛИНА КОЛЕЦ» и «СИЛЬМАРИЛЛИОН», но и всю «ИСТОРИЮ СРЕДИЗЕМЬЯ» (12 томов по ~1000 страниц).

Уже в одном из первых интервью в 1998 году Питер Джексон объявил, что в начале действие будет несколько урезано. Некоторыми из оригинальных сцен нужно пожертвовать, чтобы ввести тех или иных персонажей, ибо в отличие от романа, где характеры персонажей раскрываются в течение сюжета, в фильме их нужно ввести в сюжет уже в течение первых получаса. Их отношения между собой должны стать понятными, а зритель должен быть в состоянии идентифицировать себя с ними. Поэтому, к примеру, дружба между Мерри и Пиппином показана уже в самом начале фильма.

Фактор Арвен

Одно из самых явных изменений касается роли эльфийки Арвен. Надо признать, что «ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ» действительно страдает от хронического недостатка женщин. И хотя кое-где они появляются, они представляют из себя либо скупую на слова валькирию (Эовин), либо неприступный образ а-ля «дева Мария» (Галадриэль).

Хороший шанс здесь появляется при истории любви между следопытом Арагорном и эльфийкой Арвен, которая жертвует в конце своей бессмертностью, чтобы выйти замуж за Арагорна. Дж. Р. Р. Толкиен почти полностью скрыл подробности этой истории от читателя. Арвен упоминается лишь в нескольких фразах, и тот, кто читает книгу впервые, вряд ли запомнит дочь Элронда. Только когда читатель углубится в «Приложения», раскрывается романтичная трагика всей этой любовной истории. Неутолимая боль эльфийки, влюбившейся в смертного человека, за чьим взрослением она наблюдала. Любовь, настолько великая, что Арвен жертвует своим бессмертием, чтобы быть вместе с Арагорном – при том, что эльфы и ее отец Элронд не одобряют этот союз. История любви, которая длится слишком коротко в глазах бессмертных эльфов. Трагедия в конце, когда Арагорн умирает, и Арвен разбивается об эту смерть. История любви по прообразу Берена и Лютиэнь из «СИЛЬМАРИЛЛИОНА» Толкиена, чьи имена украшают надгробье Толкиена и его жены Эдит. Арагорн и Арвен – олицетворение любви, которая могла бы сравниться с «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТОЙ».

И что же теперь, упаковать все эти аспекты любви в одну трехминутную сцену 9-часовой трилогии, которая будет идти в кино на протяжении 3 лет? Невозможно!

Поэтому кажется весьма логичным, что Питер Джексон решил расширить в фильме эту любовную историю, которая упоминается в  книге только между строк – очень к радости голливудских продюсеров, которые тоже уже замечали, что фильму не хватает любовной истории. Теперь Джексон должен был представить Арвен зрителю и ввести ее в сюжет таким образом, чтобы она не повредила повествованию.

При первой стрече читателя с Арвен та сидит бессловно на заднем плане под балдахином. Питер Джексон целеустремленно решил дать ей встретиться с Арагорном и хоббитами еще раньше. Он заменил на нее Глорфинделя, эльфа, который скакал навстречу пятерке героев – и тем самым ввел ее активно в сюжет. В этой сцене четверо хоббитов, в том числе смертельно раненый Фродо, вместе с Бродяжником находятся недалеко от эльфийской долины Имладрис, где они хотят встретиться с Элрондом и Гэндальфом. Эльф Глорфиндель (ну а в фильме, ясное дело, Арвен) прибывает навстречу групе, чтобы предупредить их, что Черные Всадники следуют за ними по пятам. И в этот момент они появляются. Начинается жаркая погоня, в которой Глорфиндель (то есть Арвен) одалживает Фродо своего коня, Асфалота. Таким образом Фродо способен сбежать от преследующих его кольценосцев. Эта сцена настолько интенсивна и динамична, что кинозритель запоминает Арвен на три года вперед.

Гол — лог, волглый лог, и над логом — горы!

Это — первая строка (в переводе Муравьева-Кистяковского) песенки странного обитателя леса, Тома Бомбадила, который, несмотря на гротескность персонажа в романе – а может, именно поэтому – полюбился многим любителям Толкиена. Том Бомбадил – небольшого роста, он носит желтые сапоги и высокую шляпу, в которой торчит синее перо. Он одет в синий плащ и носит длинную русую бороду. Когда он ходит по лесу, он поет, скачет и пританцовывает – и на первый взгляд, он всегда радостен. Однако он обладает странным могуществом: когда он надевает Кольцо Всевластья на палец, оно не оказывает на него ни малейшего действия. Сила Саурона бессильна против Тома. Никто точно не знает, кем или чем является Том Бомбадил, но ясно одно: он – один из древнейших обитателей Средиземья, и странным образом выбивается из серьезного тона романа. Есть много предположений, кем же он все-таки является. Некоторые толкиенисты считают, что он – майяр, полубог в пантеоне Толкиена. Другие считают, что это появление в романе самого Толкиена, который хотел увековечить в нем себя.

В первом интервью на странице Aint-It-Cool-News режиссер Питер Джексон рассказал уже в декабре 1998 года, что Тома Бомбадила не будет в фильме. «Главная причина – не хронометраж и не темп, а исключительно фокус истории», — объяснил Джексон. «Сцена с Бомбадилом почти никак не связана с Сауроном или Кольцом, и сложно объяснить, почему на нее нужно уделять хронометраж. Она не дает нам практически никакой новой информации. Одно из самых основных правил кинематографа, которого я придерживаюсь – то, что следует пытаться подгонять историю от сцены к сцене.» И без сомнения зритель остался бы в недоумении, если бы на несколько минут в фильме появилось всемогущее существо, не имеющее отношения к сюжету, а потом бы просто исчезло. Кроме того, образ Бомбадила – чересчур сказочный, чтобы достоверно вписаться в серьезный материал сюжета. Питер Джексон то и дело повторял, что он снимает мифологию, а не фэнтэзийную истроию, и в ней нет места для потешного лесного жителя.

Для фанатов это не новость, ибо Бомбадила вырезали уже не в первый раз. Его уже удалили и из экранизации Бакши, и из английской радиопостановки. Тем не менее, фанаты быстро отреагировали: в сети возникла настоящая комьюнити фанатов Тома Бомбадила. Все больше фанов выступали в поддержку Бомбадила, и на бесчисленных фансайтах запускали бесчисленные петиции. Но и они, собравшие по несколько тысяч подписей, не убедили Питера Джексона изменить свой план. Но тем не менее, он утешил поклонников Тома: «Только потому, что мы его не покажем, это не значит, что его не существует.» В конце концов он устроил подарок: в расширенной версии «ДВУХ КРЕПОСТЕЙ» он встроил отсылку к Тому Бомбадилу, которая происходит в Фангорнском лесу.

Толкиенист Билл Уэлден из Митопоэтического Общества (США) был приглашен на съемки в качестве эксперта. В репортаже он поведал о своих впечатлениях при съемках одной сцены в Кирит-Унголе. Диалог в этих сценах написан не Толкиеном – но он оказался так близок к стилю текста Толкиена, что Уэлдену пришлось перелистать роман, чтобы удостовериться, что этого текста в нем нет. И это относится ко всему фильму. В деталях есть целая масса отклонений от романа: отчасти из-за интерпретации Питера Джексона, отчасти – из-за драматургических добавлений; но создатели старались, чтобы сохранить дух первоисточника. Несмотря на все художественные вольности и смысл, и атмосфера оригинала остались прежними. В остальном же фильм очень близок к оригиналу. Если сравнивать экранизацию «ВК» с другими экранизациями, например, «БОЙЦОВСКИЙ КЛУБ» или «ПЛЯЖ», то зритель может быть спокоен: в фильме не меняли концовку, и не перетасовывали персонажей. Ну и всегда следует помнить цитату Питера Джексона: «Фильм всегда будет лишь моей интерпретацией романа, и не является официально одобренной Толкиеном экранизацией.»

Кулисы, декорации, реквизиты

«У Толкиена было видение. Джексон и его команда пытаются претворить его в жизнь.» – Грант Мэйджор

Средиземье, родина хоббита Фродо и его Братства – мифический континент с фантастическими ландшафтами, монументальными городами, глубокими лесами и высокими горами. Чтобы воссоздать на экране этот мир, изобретенный Толкиеном более 80 лет назад, Питер с большим удовольствием предпочел бы отправиться вместе со съемочной группой прямо в Средиземье, чтобы снять на оригинальных локациях. Он описал, как бы могли выглядеть съемки в этом мире в августе 1998 года на сайте aintitcoolnews.com:

«Представьте себе: прошло 7000 лет. Мы привозим съемочную группу в Хельмову Падь. Крепость выглядет полуразрушенной, но до сих пор остается мощной и воинственной. Ребята из художественного отдела тут же начинают работу, заделывают дыры, удаляют указатели для туристов. Сегодняшний владелец  упрямится, но в конце концов, благодаря финансам New Line мы получаем разрешение снимать полтора месяца. Тщательно реставрируются полевые знаки Рохана. Седло Теодена – в музее, оно слишком ценное, чтобы снимать его в фильме – но мы изготавливаем его точную копию. Археологи обнаружили и выкопали на удивление хорошо сохранившийся труп Урук-Хая. Мы создаем копию этой коварной боевой машины и с помощью современной техники создаем войско уруков силой в 10 000 воинов. Мы нашли актеров, похожих на Арагорна и Теодена. И тут нам удается чудо! Леголас объявил, что готов вернуться из Валинора вместе с Гимли, чтобы снова сыграть свою роль в этой исторической реконструкции времен конца Третьей эпохи! Они стоят на стене Пади, ветер развевает их волосы, они командуют труппой статистов, изображающих отважных роханских солдат… Барабаны уруков гремят по долине… гигантские лихтмашины симулируют молнии… водонапорные башни бросают в воздух тонны воды… ассистент режиссера дает сигнал, и двадцать 35-мм кинокамер начинают одновременно съемку… Снимаем битву Хельмовой Пади.»

Но к сожалению, до выхода кинотрилогии Средиземье существовало лишь в головах миллионов читателей. Питеру Джексону и его команде ничего не оставалось, как воссоздать Средиземье с листа. Руины, города, поля битвы нужно было воссоздать в подходящей окружающей среде. И именно эту среду создала Новая Зеландия в южном Тихом Океане – родина Питера Джексона.

Новая Зеландия, с одной стороны, обладает альпийскими горами; с другой стороны, там есть травяные степи и заросшие леса, описываемые Дж. Р. Р. Толкиеном в своем романе. Ни одна другая страна не дает таких возможностей для фильма фэнтэзи: огромное количество первозданной и крайне разнообразной природы. Этим воспользовался уже Джордж Лукас в 1988 году, когда он снял в Новой Зеландии фантастический фильм «УИЛЛОУ». Фантастические сериалы «ЗЕНА» и «ГЕРКУЛЕС» тоже были сняты в Новой Зеландии.

Для «ВЛАСТЕЛИНА КОЛЕЦ» в течение 18-месячных съемок были созданы 340 декораций на 150 натурных локациях. Съемки оказались серьезной логистической задачей, какую редко видывал кинематограф. Для съемок особо строились дороги и мосты. Команда боролась со снежными штормами, потопами и землетрясениями. В некоторых сценах на съемках присутствовало до 20 000 статистов – практически военная операция.

Но для начала нужно было найти подходящие места для съемок. Джексон хотел как можно чаще выбираться из студии в Веллигнтоне, чтобы снимать на реальной натуре. «Мы с самого начала хотели, чтобы ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ выглядел реалистично, будто бы Средиземье – настоящий географический пункт», — рассказывает консультант по локациям Мэтт Купер. «Тогда фильм будет обладать эпичностью и некой реальной ощутимостью. Этого можно добиться только, если снимаешь на природе. Актеры играют аутентичнее, если они взаправду стоят в Лориэне, или действитлельно перебираются через Карадрас.»

Несколько месяцев команда ездила по всей Новой Зеландии на джипах и вертолетах под руководством разведчика локаций, Дэйва Комера. Они бродили по лесам, заповедникам и болотам, чтобы найти нужные пейзажи для Рохана, Мглистых гор, Мордора или Шира.

Одновременно с этим началась творческая работа. Художник-постановщик Дэн Хенна и художник Грант Мэйджор уже участвовали в работе над «НЕБЕСНЫМИ СОЗДАНИЯМИ» и «СТРАШИЛАМИ» с Питером Джексоном на роли режиссера. Однако, по их словам, этот фильм стал самым большим вызовом в их карьере. Их целью было – претворить в действительность фантастические рассказы Толкиена. «Очень важно создать уникальный вид Средиземья: вид, передающий глубину прошлого этих мест», — рассказывал Мэйджор в интервью с журналом E!Online. «Декорации должны быть убедительными, только тогда мы поверим и в персонажей, и в сюжет – и отдадимся иллюзии, что эти места обладают своим собственным прошлым.»

Хенну и Мэйджора поддерживали в работе именитые иллюстраторы Толкиена: Алан Ли и Джон Хоу. Оба они занимаются творчеством Толкиена уже много лет. И Ли, и Хоу создали бесчисленное количество календарей, книжных обложек и иллюстраций. «Вклад Алана и Джона в этот проект был фундаментальным для нашей работы», — рассказывает Мэйджор. «Они дали нам ощутить, как выглядит Средиземье, и знают труды Толкиена от и до.»

Так же, как и сам Толкиен, оба художника воспользовались реальными направлениями искусства при создании своих набросков. Здания эльфов были созданы под сильным влиянием арт-нуво, а воины Рохана бродят по ранним скандинавским кулисам. Мэйджор: «Мы начали работу над дизайном уже 3 года назад, еще до того, как проект получил зеленый свет, а Питер и Фрэн только писали первые наброски сценария.»

По наброскам обоих художников Грэнт Мэйджор создал дизайны декораций. Там, где это было невозможно – например, в ландшафтах, задание шло моделистам-миниатюрщикам из компании WETA Workshop под руководством Ричарда Тэйлора. По эскизам они создавали модели в масштабе 1:100, которые затем представлялись Питеру Джексону. С помощью маленькой напалечной камеры Джексон проверял, будут ли работать модели в фильме. Затем художники снова отправлялись к чертежной доске. Все ошибки исправлялись, затем декорацию разбирали на части и реализовывали их на компьютере, в виде модели или же прямо на месте съемок. «Для этого у них был специально разработанный производственный процесс, весьма сложный», рассказывает Джон Хоу.

 

В написании статьи использовались материалы Herr-der-ringe-film.de и TheOneRing.net