Симфония «Властелин Колец» в Кёльне, Германия

Написал Peter Klassen (TheHutt)

Использование текста и фотографий на других ресурсах только с согласия автора!

В Германии события вокруг «Властелина Колец» всегда притягивают к себе внимание большого ядра поклонников. Любое крупное событие, связанное с фильмом, собирает группу энтузиастов, которые уже давно друг с другом знакомы, хотя и живут в разных краях страны. На день, или на выходной, они съезжаются, чтобы погулять в своих дивных прикидах, пообщаться с друзьями, ну и заодно посмотреть на собственно событие – причину сборища.

И в случае с концертом симфонии «Властелин Колец», прошедшим 28 мая 2006 года в Кельне, это было особенно отчетливо. На вечеринку перед самим событием, которую организовал небезызвестный Штефан Сервос, вебмастер сайта herr-der-ringe-film.de, съехались со всей Германии. Многие лица и костюмы были знакомы с Ring*Con, да и атмосфера была немного похожей –залитое солнцем фойе гигантской КёльнАрены не раз напоминало фойе гостиниц Эсперанто или Маритим (правда, там было больше мест, где можно бы было посидеть). Уже с двух часов дня первые девушки в эльфийских платьях сидели на скамеечках перед входом в здание, ожидая впуска на веселье. Для вечеринки отгородили большой сектор фойе, в котором дивный народ мог бы побыть между собой – а после 16:00 начался впуск и для нормальных посетителей. Тем не менее, два часа вся КёльнАрена была в руках дивных эльфиек и отважных дунаданов. Штефан и Ко организовали не только стенд немецкого общества Толкиена (DTG) и Games Workshop, но и даже сцену с музыкантами. Музыканты громко топали ирландскими башмаками, гулко отдающимися под сводами фойе, музыка же напоминала скорее смесь ирландского фолка с американским кантри. В основном же толкиенисты нагуливали круги по ареалу, следя за шлейфом, дабы никто не наступил босой хоббитской ногой. Присутствовали RingStars, которых журналисты с Первого Немецкого Канала тут же заставили устроить показные бои. А фотографию присутствующих на Симфонии гостей из Москвы немецкая газета Express даже напечатала у себя в статье.

В полшестого же начался впуск в зал – один из самых больших крытых концертных залов в европе. КёльнАрена – мультифункциональный зал, в котором играют то в хоккей, то в баскетбол; там также давали концерты Пол МакКартни, Эрик Клэптон, Джо Кокер и Карлос Сантана. Поэтому атмосфера зала была не такая торжественно-концертная, как хотелось бы. С другой стороны, ввиду акустической «ровности» аудитории концерт можно было хорошо услышать везде – от задней части партера до галерки.

Кстати о галерках. В преддверии концерта билеты продавали по четырем категориям: от дорогих за 53 евро до дешевых за 25 евро. Но так как организаторы продали не так много билетов, как хотелось бы, перед сеансом был произведен бесплатный обмен дешевых билетов в более дорогие категории. Повезло тем, кто купил билет на галерку: она осталась закрытой, а обладатели дешевых билетов разместились на дорогих местах. По сравнению с московским концертом, где распродан был балкон, а перведние ползала пустовали, гораздо более мудрое решение.
Концерт дирижировал немецкий маэстро Маркус Хубер, который замещает композитора Говарда Шора на менее престижных концертах. Он уже исполнял симфонию ВК в Чикаго, Детройте, Солт-Лэйк Сити, и других городах. Как уже всем известно, Симфония ВК всегда исполняется местными составами, и Кельн не был исключением. Исполняющим оркестром был оркестр Neue Philarmonie Westfalen, хоровое пение исполняли хор Kölnchor и детский оперный хор г. Бонна. Женской солисткой во втором отделении выступала голландская сопранистка Анн де Рене, а мужское соло исполнял баритон Филлип Лэнгшоу (правда, его выступление ограничилось двумя строками в эпилоге).


Концерт, по традиции, состоял из 6 частей: по две к каждой части трилогии ВК. Началось с пролога, который был взят с компактдиска саундтрека, и в этой форме в фильме не был использован, но в отличие от версии с CD закончился темой «History of the Ring», которая используется в фильме там, где появляется название фильма. Слышать эту музыку в живом исполнении – осознавая, что ее создают тут же, на твоих глазах – особое, пробирающее по коже ощущение. Весь 12-часовой саундтрек был ужат на продолжительность в два часа, и особенно в «Двух Крепостях» и «Возвращении короля» это заметно – они вдвоем занимали все второе отделение и представляли достаточно мало тем. «Возвращение Короля» вообще состоит практически из финала фильма после разрушения Роковой горы. Еще одна интересная деталь: хотя симфония экстремально кратка, выход из Ривенделла был взят в версии из SEE – что пошло этой сцене на пользу. То же самое относится к «Farewell to Lorien», он был взят из сцены даров в SEE. В остальном же треки в основном совпадали с аранжировками с оригинальных саундтреков, хотя «The Bridge of Khazad-Dum» был длиннее, практически совпадая с фильмом.

Так как каждый оркестр играет Симфонию по-своему, интересно было оценить различия в аранжировке по сравнению с оригинальным саундтреком. Надо сказать, Новая Филармония Вестфалии справилась достойно. Особенно тихие, слаженные места в произведении наподобие «The Shire», «The Shadow of the Past», «Lothlorien» оркестру удавались лучше всего. Впрочем, это относится и к наиболее боевым темам наподобие «The Bridge of Khazad-Dum» и «Helm’s Deep». А вот в сценах, лежащих посередине, у оркестра иногда бывали проблемы. Например, тема Братства в Эрегионе была слишком быстро сыграна и «забита» слишком громкими литаврами. То же самое относится и к «последнему маршу энтов» в «Двух Крепостях» — слишком громкое начало, слишком быстро, слишком ударно. Литавры вообще очень сильно доминировали, здесь лучше бы было убавить их громкость немного. Кроме того, в теме Рохана не хватало скрипки «хардангер», которая используется только на более престижных концертах (например, в Москве) – тема была сыграна с нужным огоньком, но звук все же отличался от оригинала. Известное уже по другим исполнениям симфонии «Раздолбанное пианино с цепями, бьющими по струнам» использовалось всего на несколько тактов при битве на Амон Хен в теме Изенгарда.


Следует оценить и участвующие хоры: детский хор был замечательным. Грустная мелодия после падения Гэндальфа, финальная песня первой части «In Dreams» были исполнены просто здорово. Обычный же хор несколько подкачал: мужскому хору явно не хватало басов, поэтому хор гномов в Мории звучал несколько не-по гномьи. Женский хор пел адекватно, когда им не нужно было вытворять чего-либо особенного – но вот «Плач по Гэндальфу» в Лориэне был безжалостно запорот неподходящей солисткой. К тому же часто ощущалось, как певцы борются с эльфийским языком. Кстати, обе песни Эньи из первой части, «Aniron» и «May It Be» отсутствовали – очевидно, из юридических соображений. Зато во второй и третьей частях трилогии все женские соло исполняла голландская певица Анн де Рене – и делала это великолепно. Голос у нее был достаточно ненавязчивый, что позволяло исполнять арии совершенно разных стилей. Разброс по стилям песен доходил от эльфийских напевов в «Evenstar» до шизофреничной и бьоркоподобной «Песни Горлума». Правда, вот с «Into the West» ее голос сопрано не так хорошо совладал – в куплетах песня для нее была низковата. Филипп Лэнгшоу пропел арию Арагорна очень непривычно – низко и мощно, никакого сравнения с шепелявым шепотком Вигго Мортенсена.

Сопровождающее шоу на большом экране состояло из набросков и картин Алана Ли и Джона Хоу в движении. Многие из этих картиин уже известны по выпущенной Аланом Ли книге «Lord of the Rings Sketchbook». Если кто-то помнит бонусное ДВД с отрывками из Симфонии, приложенное к расширенной версии «Возвращения Короля», то там возникало ощущение, что слайд-шоу идет беспорядочно и не имеет ничего общего с играемой музыкой – это не так. Шоу не только оттеняет конкретные исполняемые мелодии соответствующими мотивами – в особенно острые моменты оно еще и синхронно к оркестру. В целом, мультимедийное шоу было сделано достаточно ненавязчиво и приятно создавало визуальные ассоциации с фильмом.

Когда прозвучали финальные аккорды, все были изумлены овациями, которых удостоились исполнители, в особенности же дирижер и солисты. Их выхлопывали «на бис» минимум пять раз, в конце концов руки хлопать просто устали.

В общем – концерт прошел на ура. К сожалению, прямой возможности сравнить с концертами Симфонии в Москве не предоставилось, но по мнению многих сведущих людей, концерт в Кельне был достаточно на уровне, и гораздо лучше уже прошедших концертов в Германии и Голландии. Если же кто-то из читателей окажется в Германии в начале января следующего года – концерт «Симфонии ВК» в Лейпциге ожидает стать очень достойным зрелищем. Он пройдет 6 января в знаменитом концертном зале Гевандхаус.

Ссылки по теме:
Телерепортаж немецкого телевидения о Симфонии ВК в Кельне
Фотогалереи сайта Herr-der-ringe-film.de
Обсуждение Симфонии ВК на нашем форуме

 

© Peter Klassen (TheHutt)
Использование текста и фотографий на других ресурсах только с согласия автора!