Средневековое оружие в «Хоббите»

При всех битвах джексонистов с пуристами даже последние, как правило, отмечают высокий уровень проработки мира Средиземья в фильмах ПиДжея. Не последнюю роль в этом играет и оружие героев, использованное в фильмах «Властелин Колец» и «Хоббит». Оружейники WETA создали и красиве, и убедительное оружие для своих героев. И неудивительно: оно основано на реально существующих исторических прообразах.

Редактор сайта Ludota.ru, Николай Чеботаров, знает о чем говорит: его сайт посвящен быту средних веков, особенно же — оружию тех времен. Он провел подробный анализ мечей главных героев «Хоббита» и разрешил опубликовать результат. Спешим поделиться с вами статьей «Хоббит: Средневековое оружие в фильме».

«Хоббит». Средневековое оружие в фильме

Посмотрел главную премьеру сезона — фильм «Хоббит».
Отличная режиссура, спецэффекты.

А еще отличная работа дизайнеров, которые придумывали оружие для главных героев.
Оно потому и кажется настоящим, что в его основе реальное оружие. А вот какое именно, я сейчас и расскажу.

 

Сразу поясню, что мои выводы основаны на личных наблюдениях. Возможно, вы сможете меня дополнить? icon wink «Хоббит». Средневековое оружие в фильме

Бильбо

Начнем с главного героя фильма, с хоббита Бильбо Бэггинса.

Он только поначалу мирный. Но чем опаснее путь, тем выше ставки и ему тоже приходится взяться за оружие. По фильму это всего лишь кинжал, но короткому хоббиту он вполне себе полноценный меч.

 

В руках Бильбо древнегреческий меч ксифос (или «зифос», зависит от транскрипции). Правда слегка «отредактированный».

Ксифосом вооружались как афинские воины, так и спартанцы. Судя по тому времени, когда он был в ходу, 300 киноспартанцев должны были сражаться именно ксифосами:

Ксифос, датируется IV в. до н.э. Место находки — Верия, Греция

Ксифос достигал в длину 50-60 см, однако есть версия, будто спартанцы использовали еще более короткие клинки, до 30 сантиметров длиной.

Понятно, что в этом случае оружие превращалось скорее в кинжал, нежели оставалось коротким мечом, но тому были свои причины.

Поскольку главным оружием у греков, было копье, то до ксифоса дело доходило лишь во вторую очередь. К этому времени воины бились уже в тесноте, которая не позволяла им как следует размахнуться. Длинный клинок просто завяз бы в сражавшейся толпе, и потому был совсем неудобен.

Однако форма самого клинка ксифоса еще более древняя. Вот на схеме, под буквами d, е, и f, мечи, которыми сражались три — три с половиной тысячи лет назад.

 

Мечи бронзового века и места их находок археологами (рис. Э.Окшотта).
Ранний бронзовый век: а — Крит; b — Ирландия; с — Дания.
Середина бронзового века: d — Англия; e — Италия; f — Микены.
Поздний бронзовый век: g — Великобритания; h — Дания; i — Австрия (Гальштатт)

 

Гэндальф

В фильме старый колдун сражается мечом, который восходит к оружию позднего Средневековья.

За неимением внятного постера к «Хоббиту», я взял кадр из «Властелина колец». Поскольку реквизит использовали тот же самый, не беда.

 

Теперь про сам меч Гэндальфа.

Как и меч Бильбо, его клинок имеет форму лаврового листа, однако это не так сильно бросается в глаза. Я разглядел это лишь на кадре из фильма, уже после кинотеатра.

И все же, по своей сути, меч Гэндальфа — полутораручный меч Позднего Средневековья. Полутораручный — потому что вторая рука помогала наносить удары и ставить блоки.

Вот как это выглядело в реальности:

В популярной литературе любят называть этот меч «бастард». Звучит красиво, но переводится как «ублюдок» или, если рядом дамы,  «незаконнорожденный».

В длину меч Гэндальфа достигает 121 см., причем на клинок приходится 91 см.

Подробнее о полутораручном мече я расскажу в рамках одной из статей «Истории меча». Это случится совсем скоро, а пока пробежимся по нему весьма кратенько.

Как и всякий меч, полутораручный имеет гарду — эту деталь еще называют перекрестье или крестовина. По одну сторону от нее начинается видимая часть клинка, по другую — рукоять и навершие.

Надо сказать, что при случае гарду полутораручного меча использовали в пешем бою:

 

Кроме того, ей можно было цеплять противника за ногу, выбивать глаза и делать еще много чудесных вещей.

На всякий случай поясню: это рисунок человека по имени Ханс Тальхоффер.  Он сделал его в Баварии в 1459 году специально для своего учебника фехтования. А поскольку полутораручный меч был современным ему оружием, то перед нами практически фотоинструкция. icon wink «Хоббит». Средневековое оружие в фильме

Оно явно навеяно вот таким образцом. Не уверен, что показываю вам точную копию конкретного исторического меча, но навершие определенно типичное.

 

Красивое, но главное — полезное.

За счет своей длины оно не фиксировало руку бойца между гардой и навершием, как это было на ранних каролингских мечах. Наоборот, оно удлиняло рукоять, становясь ее продолжением.

А длинная рукоять это не только удобство фехтовальщика, но еще и покалеченный противник:

 

Отличное навершие получил меч Гэндальфа, верно? ))

 

Торин Дубощит

Теперь меч короля гномов Торина «Оркрист», то есть «Грызущий орков».

 

Меч явно был вдохновлен двумя образцами. Первый — опять же из античности.

На рисунке ниже воин сжимает копис — это собрат ксифоса, еще один вариант древнегреческого меча. Название его, в переводе на русский, значит «рубить, отсекать». Другое название кописа (более современное и на латыни) — фальката.

Вполне возможно, что именно с этим оружием солдаты Александра Македонского пришли в Индию, и сражаясь там, рубили им хоботы боевых слонов. По крайней мере, такой эпизод описан римским писателем Курцием в романе «Поход Александра Македонского».

Греческий воин.
Неапольский музей. V в. до н. э

Но меч короля Торина — не калька с кописа. Копис часто снабжали изогнутым обухом, тогда как на мече Торина обух прямой, хоть чертеж с его помощью рисуй.

И тут пора вспомнить средневековый европейский фальшион, меч с расширяющимся клинком. Эдакий гибрид меча и боевого топора.

От меча фальшион взял рукоять, позволявшую фехтовать — боевой топор на такое не способен. Зато у него смещенный центр тяжести, который придает его ударам страшную рубящую силу. Это свойство тоже есть у фальшиона.

 

Фальшион, который вы видите на фото, весьма интересен своей современной историей.

О нем узнали и заговорили лет десять назад, когда немецкий Общественный музей (Ротенбург) представил его в своей экспозиции.

В 2005 году оказалось, что в одной из частных коллекций есть почти такой же. А затем обнаружился еще один фальшион, тоже очень похожий на музейный.

Когда страсти и ажиотаж немного улеглись, на сцену вышел новый персонаж.

Некий 3d-дизайнер из Шотландии готовил их компьютерные модели для очередной игры про Средние века. И обнаружил их сходство не просто в размерах или пропорциях фальшионов, но даже в изгибе линий. Стопроцентное!

Понятно, что штамповки в то время не было, а при ручной ковке такое «близнячество» невозможно. С тех пор мир любителей холодного оружия раскололся на два  лагеря — одни говорят, что фальшионы подлинные, другие — что это ловкая подделка.

 

Скрамасакс на поясе

 

Этого гнома зовут Бифур, и на лбу у него не кудряшка, а застрявший в прочном черепе боевой топор. Но лоб гнома, даже с топором, нас интересует гораздо меньше, чем боевой нож у него на поясе.

Происходит он от оружия древних германцев, а затем и викингов, которое называется «скрамасакс».

 

Надо сказать, популярность скрамасаксов у древних франков была такой, что ей могли позавидовать даже мечи.

Отчасти это понятно — хороший меч в те времена стоил слишком дорого, что бы стать оружием, доступным простому воину. Это потом они станут дешевле и доступнее, но до «потом» в те времена оставалось еще несколько веков.

 

Скрамасакс обходился не так дорого как меч, потому что на него уходило меньше кузнечной работы и меньше металла.

В длину он был около 40 сантиметров, и его клинок затачивался только с одной стороны. Характер войны, которая сводилась к обыкновенной резне и поножовщине в тесной толпе, вполне соответствовал короткому и относительно дешевому скрамасаксу.

 

Реконструкция скрамасаксов, обнаруженных в Англии, Ирландии и (нижние три) Скандинавии.

Ножны скрамасаксов не были деревянными, а сшивались из одного листа кожи, согнутого пополам. Сверху их покрывали фигурными накладками, всевозможными оковками из металла, и крепили к поясу в наклонном положении. Ну прямо как у Бифура.

 

Копье и фошард — два в одном.

Вы наверняка обратили внимание на интересное оружие в руках Бифура: относительно короткое древко и страшный треугольный наконечник.

 

О нем тоже хочется пару слов сказать.

Было в Средние века такое оружие — фошард. Проще говоря, меч на древке:

 

Западноевропейский рыцарь с фошардом.13 век.

На что было способно такое оружие нам подскажет Библия, написанная в середине 13-го века для короля Людовика IX. Библейские сюжеты иллюстрированы сценами жизни, привычной художнику. Нарисованы они не просто подробно, а до мелочей.

На ее страницах изображено очень много рыцарских побоищ, на некоторых можно увидеть фошард в действии:

 

Разумеется, так же лихо разрубить железный шлем фошард не мог — но кольчуга, показанная на миниатюре, была ему вполне подвластна.

А поскольку Эпоху крестовых походов иногда называют веком кольчуги, то сомневаться в действенности фошардов не приходится.

Кстати на страницах этой книги, названной, в честь одного из ее обладателей, Библией кардинала Мациевского, есть еще одна примечательная иллюстрация.

 

Перед нами три копья с разными наконечниками.  Присмотритесь к самому первому копью слева. Форма наконечника поразительно похожа на оружие Бифура.  Ох, неспроста это))).

И еще про копья — вспоминается русская рогатина.
Тоже рубящее копье, причем весьма страшное. Я о нем в свое время целую статью написал, рекомендую к прочтению. Но сперва дочитайте эту )))

Теперь еще один интересный элемент — перекладина на втулке наконечника.

Сразу вспоминаются легендарные крылатые копья викингов, о которых мы говорили в статье «Смотрим фильм «Старое предание».

Со временем викинги канули в лету, а крылатые копья продолжали воевать. 27 июля 1214 года жертвой крылатого копья едва не стал король Франции Филипп-Август.

Это случилось возле городка Бувин во Фландрии, где его врагом была объединенная армия англичан, немцев и фламандцев.

Бойцы городского ополчения Средневековой Фландрии 13-го века.Обратите внимание на крылатые копья в их руках.

В разгар битвы Филипп-Август настолько рьяно бросился в бой, что оказался глубоко в рядах врага. Германские пехотинцы окружили короля, отсекая несколько лучших рыцарей, которые были с ним в тот момент.

Один из пехотинцев зацепился крылатым выступом за кольчужный чепец Филиппа-Августа, и словно багром, стащил его с коня.

К счастью для короля он успел быстро вскочить на ноги и принял бой пешим. Он сражался в одиночку до тех пор, пока к нему не подоспела подмога. Добавлю, что в той битве войска Филиппа-Августа победили.

Дубина Нори

 

Здесь достаточно просто.
Среди находок археологов есть такая булава:

 

Она датируется I-III столетиями до нашей эры, бронзовым веком. Место находки — Луристан, это одна из областей современного Ирана.

Еще более похожая на оружие Нори булава хранится в замке Гравенштейн, что в бельгийском городе Гент. К сожалению, фото ее очень плохого качества, так что, если у кого найдется нормальное — шлите в комментариях, поставлю в текст.

И еще одно интересное фото — оружие Первой мировой.
Среди кастетов, гранат и ружей целая  коллекция так называемых траншейных дубинок. Некоторые из них поразительно похожи на древнеиранскую и бельгийскую.

А ведь с их помощью солдаты крошили друг друга меньше столетия назад!

 

Появились они по необходимости — война выдалась такая, что за каждый клочок земли цеплялись чуть ли не ногтями, и сражаться в окопах врукопашную приходилось постоянно. В тесноте и без того длинная винтовка, да еще с примкнутым штыком становилась обузой — вспомните спартанцев! А вот короткая крепкая дубинка, с шипами, была лучшим вариантом.

Поначалу в них вбивали гвозди, но потом оказалось, что это малоэффективно. Гвозди застревали в противнике и когда тот падал, увлекали дубинку за собой, так что ее хозяин оставался безоружным.

С окончанием Первой мировой траншейные дубинки, также, как и средневековые булавы, стали историей.

Глоин и его боевой топор

 

Форма топора — необычная. Это понятно. Но в ней легко читаются сразу три вполне средневековых боевых топора.

Один из них, выставленный в музее войска Польского, использовался в 16-м столетии венгерской пехотой. Очень удобное оружие — им можно и колоть и рубить. Вот одна из его современных реплик:

 

Второй топор, который явно повлиял на дизайнеров оружия, был найден на острове Готланд (современная Швеция). Топор датируется временем викингов — 9-11 веками и славится своей ажурностью — такой он один.

В музеях и частных коллекциях есть топоры с круглым отверстием в железке («железко» это вполне научное слово, обозначает металлическую часть топора), есть с пропилом в виде креста. Но это все декор, оружие остается боевым.

На готландском же топоре боевые качества явно ослаблены в угоду форме:

 

Возможно этот топор служил для исполнения ритуалов или был знаком вождя, вроде скипетра или державы.

И наконец втулка, с помощью которой топор Глоина надевается на древко, напоминает о топорах в форме буквы «Г».  Их особенно много ковали в средневековых Польше и Германии. Длинная втулка плотно одевалась на деревянное древко и предотвращала его раскачивание в топоре.

 

Теперь про отверстия в топоре гнома. Это, кстати, тот самый топор, который мы видели во «Властелине колец» в руках сына Глоина — Гимли.

Мне всегда казалось, что отверстия в нем нужны для облегчения веса.  Но в реальности вес уменьшали еще более незамысловатым способом. Чем больше и страшнее топор в профиль, тем он, как правило, тоньше в фас.

 Автора! Автора!

Ну и в самом конце мы изменим развоплощению киноперсонажей.
Гораздо интереснее узнать о тех людях, которые занимались скрещиванием всего описанного, что бы получить все показанное.

Это те же люди, которые создавали оружие для фильма «Властелин колец».

Во-первых, кузнец Питер Лайон, который просеивал весь дизайнерский креатив через жесткое сито максимальной функциональности.

 

«Какой бы ни была придумка дизайнеров, — рассказал он, — какие бы «навороты» не родила их фантазия, я всегда пытаюсь сделать меч максимально достоверным именно в качестве оружия. И главный критерий здесь — пропорции оружия, его детали.

Вместе с Лайоном над реквизитом фильма работал художник Джон Хоу. Он возглавил работу целого отдела, на плечах которого лежало создание художественной концепции фильма.

Стоит упомянуть интересную подробность — Хоу занимается исторической реконструкцией Средневековой Европы, состоит в одном из самых серьезных объединений с мировым именем — «Рота Святого Георгия».

 «Рота Святого Георгия» в полном составе

Так что фильму повезло: и кузнец и главный дизайнер ставили во главу угла историческую достоверность кинооружия.

Работа велась так. Сперва дизайнеры придумывали эскизы и делали картонные макеты оружия в натуральную величину. Затем передавали их Питеру Лайону, а тот обсуждал их с Хоу и остальной группой. Затем Питер приступал к их изготовлению.

«Все клинки, которые показывали зрителю крупным планом, изготовлялись из рессорной стали, так что будь они заточенными, я бы доверил им свою жизнь, — рассказывал Лайон и добавлял. что оружие специально «старили», дабы оно выглядело естественно. Это вполне соотносится с задумкой режиссера «Хоббита» Питера Джексона:

«У меня была единственная цель: я хотел достоверным и убедительным образом погрузить публику в фантастический мир Средиземья».

С другой стороны, топоры гномов, будь они из железа, были бы неприподъемными даже для Питера Джексона.))
Поэтому их надо было либо уменьшить, доведя до полукилограмма максимум, либо…

 Ричард Тейлор

«Все дело в физических возможностях гномов, — поясняет директор компании «WETA Workshop» Ричард Тейлор.  (WETA выступила в качестве подрядчика по созданию спецэффектов и огромной массы оружия к фильму «Хоббит») — Именно физические возможности гномов позволяли им не только таскать эти железяки, но и весьма умело ими махать».

Ну и в заключение — небольшое видео, отснятое в оружейных мастерских фильма «Хоббит».

Статья «Хоббит». Средневековое оружие в фильме»
впервые опубликована на сайте «Людота»
по адресу http://ludota.ru/hobbit-srednevekovoe-oruzhie-v-filme.html.

Разрешена к свободному копированию и распространению
в Сети при условии ссылки на первоисточник.

Литература

  • Э. Окшотт «Археология оружия»
  • А. Кирпичников «Древнерусское оружие»
  • Я.И. Зверев «2-я Македонская воина: битва при Киноскефалах»
  • Коллектив авторов «Всадники войны»
  • Библия Мациевского

Использованы материалы сайтов www.topic.lt и citadelblog.ru

Фото

  • Использованы кадры из фильма «Хоббит», а так же сопровождающие премьеру рекламные снимки.
  • kinopoisk.ru
  • www.vikingsword.com
  • www.companie-of-st-george.ch
  • meotis.livejournal.com
  • …и фото из социальной сети «Вконтакте»

комментариев 7

  1. BlackMaestro:

    Супер! Очень интересно и познавательно. Выложились по полной, смотрю. Оружие и впрямь имеет аналоги, что очень радует!

  2. Ди:

    2 The Hutt

    Последний год занимаюсь сбором коллекции оружия, шлемов и щитов из ВК и, теперь еще, Хоббита (производства United Cutlery, Noble Collection и Weta, т.е. официальные реплики). До конца мне еще далеко, но кое-что уже имеется. Если у публики есть желание, могу запостить на форуме фотоотчеты с описанием и поделиться опытом)

  3. Финфордир:

    Был бы признателен!

  4. TheHutt:

    Да, пожалуйста. 🙂 Пишите.

  5. Спасибо огромное! Изумительная статья, очень полезная.

  6. Как тесен мир ) приятно видеть на ХА ссылки на знакомых )
    только он ЧеботарЁв

  7. Кейси:

    Где Фили и Кили?:(

Добавить комментарий