Интервью с каллиграфом ВК Даниелем Ривом

Автор(ы): TheHutt

Написано: 26.1.2004

Даниель Рив отвечал за создание всех надписей в трилогии. От эльфийских рун на Кольце до Алой Книги Бильбо — он написал все. Штефан Сервос с сайта herr-der-ringe-film провел с ним интервью. ХА публикует его на русском языке.

Интервью с каллиграфом Даниелем Ривом

Штефан Сервос

Daniel ReeveРежиссер Питер Джексон с самого начала планировал создать достоверную атмосферу для эпоса «Колец». Дж. Р. Р. Толкиен обожал разные языки и письменности. Поэтому было очень важно, чтобы эти элементы существовали в фильме – и что главное, в правильной форме.

В мире «Властелина Колец» карты и руны играют огромную роль – не только в книге, но и в фильме: и читателя, и зрителя они заставляют поверить на несколько часов в этот мир. Поэтому первый фильм, «Братство Кольца», начинается с карты Средиземья. В течении действия то и дело важную роль играют письма, книги и надписи: огненные руны на Кольце Всевластья, книга Бильбо, светящаяся итильдиновая надпись на Западных Вратах Мории, или же книга Балина в летописном чертоге гномов.
Кроме того, многие элементы на заднем плане фильма являются маленькими перлами каллиграфического искусства: к примеру ракеты Гэндальфа или свитки в библиотеке Минас Тирита. В библиотеке Ривенделла стоят книги «Падение Гил-Гэлада» и «История Турина Турамбара», на могиле матери Арагорна, Гилраен — эльфийская надпись, в копях Мории гномские руны высечены на стенах, и оркская мазня написана поверх этих рун.

За все эти рисунки, надписи и руны отвечал один человек — давний поклонник творчества Толкиена, Даниель Рив (Daniel Reeve). Уже много лет бывший кассир банка занимался калиграфией в качестве хобби. Теперь же Даниель может себе позволить зарабатывать этим занятием на хлеб. Он уволился из банка и работает профессионально на должности официального каллиграфа «Властелина Колец». Даниель создал многочисленные реквизиты, документы и карты, учил Иана Холма и Элайджу Вуда письму пером перед съемками, и теперь занимается дизайном ролевых и настольных игр.

Здравствуй, Даниэль! Расскажи нам, как ты присоединился к проекту «Властелина Колец». И как можно стать профессиональным каллиграфом для фильма.
Я большой поклонник Толкиена, и как многие другие, шутки ради, баловался каллиграфией. Эльфийские руны Толкиена я рисую уже много лет, чисто для удовольствия. И вышло так, что Питер Джексон, как и я, жил в Веллингтоне и как раз собирался снимать фильм «Властелин Колец». Я не мог сей факт проигнорировать. Я просто подумал, что киношникам обязательно понадобится каллиграф для эльфийского языка – и послал им несколько проб – успешно. Благодаря всем этим удачно сложившимся факторам, я получил это место. В общем – мне повезло, я пришел в нужное время.

Итак, ты толкиенист, чьи мечты сбылись?

Да, именно так!

Несколько твоих работ можно было узреть в фильме, например карту Торина в Бэг-Энде. Но я полагаю, что большинство твоих работ остались на заднем плане, и что зрители их сознательно не узрели. Что мы пропустили?
Это чертовски длинный список. Вероятно, большинство моих работ можно бы было обозначить «фоновыми реквизитами». Я еще сделал много для DVD, а кроме того массу работ для Ривенделла, которые можно будет, вероятно, увидеть на DVD к «Возвращению Короля», но я не уверен в этом наверняка. Многие реквизиты я делал, не зная, сколько экранного времени им будет уделяться, и будет ли оно уделяться вообще. И даже если что-то сняли, бывало так, что эту сцену потом вырезали.

Есть что-либо, что тебе особенно лежит близко к сердцу? Может быть, что-нибудь, чего мы вообще не видели?
Я бы сказал, книга Бильбо. Ее было видно в фильме. Когда я ее делал, мне дали много свободы, и разрешили написать ее своими словами. То есть, словами, которыми Бильбо вероятно бы ее написал, по моему разумению. В отличии от остальных вещей, которые часто делались срочно, на это мне уделили достаточно времени. Так как книга Бильбо – важный элемент фильма, мне дали достаточно времени подумать об оформлении, добавить иллюстрации, вычеркнуть кое-что, и так далее…

И книга выглядит великолепно. Я бы сказал, она понравилась каждому поклоннику. Эта книга была самой трудной работой? Или же были еще особо сложные вещи?
Самое сложное в работе было – работать быстро. Часто не хватало времени. Меня никогда не просили сделать что-нибудь невыполнимое, но у некоторых объектов дается только одна попытка, и она должна получиться с первого раза. Надписи в Тенгваре на больших картинах Алана Ли в Ривенделле мне пришлось делать на месте – и всего за день до съемок. Там ошибок быть не должно, я бы уже не смог их исправить.

Как каллиграф ты отвечаешь за большую часть атмосферы фильма, сделав этот мир правдоподобнее. Ты чувствовал себя под давлением из-за такой ответственности?
В общем, нет. Я надеялся, что Питер Джексон знает, чего он хочет, и Вы можете мне поверить – он это точно знает. И если ему что-то не нравилось, мне приходилось переделывать заново, если на это хватало времени. Питер Джексон очень точно представляет себе, что он хочет.

Ты когда-либо думал, что толкиенисты будут ставить фильм на паузу и делать кадры, чтобы проверить твою работу на имеющиеся ошибки?
[смеется] Да, я подозревал, что такое случится, поэтому я хотел все сделать правильно. Все равно при какой работе – я всегда давал все, что мог. Разумеется, невозможно полностью избежать ошибкок правописания тут или там, особенно, если работаешь при поджимающих сроках. Но я старался работать настолько достоверно, насколько возможно – и пользовался текстами Толкиена из «Сильмариллиона» и «Властелина Колец», то есть мои тексты вполне осмысленны.

Ты можешь рассказать чего-нибудь о твоей технике? Какие у тебя инструменты? Обычная ручка?
Для некоторых работ я пользуюсь обычными каллиграфическими ручками, но обычно я писал пером. Во-первых это необходимо, чтобы создать правильный вид. Во-вторых обычной ручкой на той бумаге, на которой я писал, писать было бы невозможно. Перо же наносит гораздо больше чернил. Поэтому я много экспериментировал: как резать перья правильно, чтобы они переносили как можно больше чернил. Перья – оптимальный способ нанести чернила на бумагу.

Я полагаю, что этот метод очень сложный?
Письменность должна была выглядеть, будто ее много веков назад написали пером от руки – и лучший способ этого достичь – написать пером от руки. Это только один из многих примеров, где в этом фильме использовалась ручное искусство, чтобы достичь правильный внешний вид.
Было сложно делать не только перья. Был другой сложный процесс: «состаривать» бумагу. Я много работал с акварелью, чтобы придать бумаге или пергаменту древний вид. И я развил много техник, чтобы создавать достоверные эффекты «старины» — плесень, пятна, почерневшие края, и прочие вещи, от которых бумага выглядит старой.

То есть ты сам развил все эти методы во время съемок?
Скажем так – с прогрессом моей работы результаты также улучшились.

Еще недолго, и производство «Властелина Колец» закончится окончательно. Ты уже знаешь, чем будешь заниматься в будущем?
Сейчас еще полно вещей, связанных с «Властелином Кольца» и его мерчандайзингом. Например, я создал игровую доску «Risiko», а для Decipher я создал коллекцию карт Средиземья. Кроме того я участвую в работе над DVD, и для досъемок фильма нужно тоже еще немало. Хотя большинство работы уже заверщено, для меня еще есть полно дел. И когда в будущем дел станет меньше, я снова надеюсь начать заниматься художеством. Я хотел бы выставлять и продавать свои картины. Может также быть, что в следующем фильме Питера Джексона я снова буду работать в отделе художников-постановщиков. Если им понадобится кто-то с моими способностями, надеюсь, они свяжутся со мной. Кто знает…

Желаю тебе удачи. Большое спасибо за интервью!

Одно из творчеств Рива

© Stefan Servos, webmaster of http://www.herr-der-ringe-film.de
Русский перевод © Петр Классен (TheHutt).

Использование данного материала на других ресурсах запрещается.