Отчет с Ring*Con 2004

Ликбезы

Марсель БюллесНо RingCon – это не только панели и звезды. Подумали и о «серьезном» толкиенисте, относящегося к фильму с легким снисхождением, переходящим в презрение. И поэтому снова были приглашены доценты из Немецкого Толкиновского Общества, на доклады которых заинтересованная публика собиралась в уютном зале «Гондолин». Темы для бесед были самые разные: «Разговаривать, как Рохир» доктора Райнера Нагеля (о староанглийском языке, который был прародителем языка Рохана); «17 причин, почему толкиенисты – дураки» Марселя Бюллеса; один из самых интересных докладов был научный диспут на тему «Фильм: про и контра» доктора Райнера Нагеля и Фридхельма Шнайдевинда. Качество докладов вариировало от академических до юмористических.

После «доклада» Марселя мы разговорились с ним об отношении общества к толкинистам – вспомнили тут и своих менее понимающих друзей, и отношение россиян к «бегающим с деревянными мечами по лесам… сатанистам» и «милую» байку-акцию пиар о г-не Елистратове, которого толкинисты избили в подъезде этими самыми мечами за то, что он отвратительно озвучил Фродо в первой части, которой повергли Марселя в бурное веселье.

«Толкинисты тоже бывают разные, — сказал он. — Бывают и такие ,что клеют себе Fierce на лоб!» С этими словами он задрал рукав и показал нам наклейку с надписью Fierce – то была акция-розыгрыш спонсора Universal Card.

«Самое плохое — это если у человека нет способности смотреть на это с юмором…» — заключил Марсель.

ИО феиПомимо докладов имели место и другие мероприятия – так называемые «workshops», или кружки. Кружок средневековых танцев, кружок рисования портретов… Особенно следует выделить кружок борьбы на мечах. Им пришлось упражняться на крыше отеля, так как другого места уже не оставалось. Удачный результат столь экстремальной тренировки можно было оценить во время церемонии закрытия, где участники показывали свое мастерство. Особенно сдобрили это выступление актеры Томас Робинс, Пол Норелл и Лоуренс Макоаре. Первые двое шуточно дрались на мечах и стебались как могли. Макоаре же на манер балерины прыгал по сцене с волшебной палочкой – знаете, с такой звездочкой на конце, как у Доброй феи в «Шреке-2» – колдуя и «оживляя» павших.

Человеческий фактор

Организационные проблемы повторяются из года в год, обсуждаются после, чтобы выявить ошибки – а на следующий год все идет по-новой.

Суматоха с местами, затянутое начало панелей, платные автографы, за которые все равно надо было выстаивать гигантскую очередь наряду с бесплатными, неудачно организованный видео-конкурс, еще более неудачная организация работы для прессы, нескоординированная работа персонала – это лишь примеры.

Особенно досаден затянутый процесс получения автографов, а соответственно и более поздное начало последующих панелей.

В прошлый раз, в субботу, за 3 ? часа через руки актеров прошло 400 человек вследствие чего последующая панель Макоаре началась минут на 20 позже.

На этот раз, по слухам, в 3 ? часа впихнули около 1000 человек. Если учесть то, что раздача автографов вместо половины пятого закончилась позже более чем на час, это вполне могут быть и не слухи. Собравшаяся перед дверями толпа медленно зверела, хвост очереди на балкон вытянулся по всему лестничному пролету на первый этаж. И люди не могли уйти, ибо на балкон мест для билетов проставлено не было. Так что и рыбку съесть, и на елку влезь хотелось.

В конечном итоге последующая панель Фергюсона и Паркера началась около 6, в то время, как на галерке несколько актеров еще спешно продолжали давать автографы. А панель вместо часа продолжалась лишь минут 20, чтобы ровно в шесть начать аукцион и конкурс костюмов – тут организованность проявилась не к месту. Те люди, которые купили билет на субботу, чтобы побывать на панелях этих двух актеров, пролетали как журавли, и их не успокаивало даже то, что эти оба остались и вели конкурсы.

О возможностях для прессы стоит сказать особо.

Еще в прошлом году, по рассказам Штефана Сервоса, работа прессы была организована на высочайшем уровне: пресс-агент, отвечающий за условия работы для журналистов, пресс-конференция, организованные в одной комнате интервью итп. Не говоря уж о местах около сцены, с возможностями разместить аппаратуру, штативы итп.

Работая на многих фестивалях, выставках, премьерах (запомнилась великолепная работа пресс-агента на открытии сезона Театра Сатиры, когда для каждого представителя прессы было четко выделено время и возможность интервью с каждым интересующим актером), я еще никогда не видела столь неудачной организации прессы, как на РингКоне 2004. Скоординированностью и не пахло, пресс-конференцию отменили. Все журналисты были отосланы на балкон, и только по принципу «Хватай-первый-попавшийся-стул» нам достались места на краю балкона, которые были прекрасны для человека с точки зрения вида на сцену и отвратительны с точки зрения фотографирования.

Вывеска в оргбюро кона в 2003 годуПосле первого дня наша соседка – журналистка из Финляндии, пошла в организационное бюро (которое, кстати, в прошлом году на указателях было прозаично обозначено как «Мордор»), объяснив ситуацию у нее и коллег – не у всех есть возможность преобретения такой навороченной аппаратуры, как у Яна Смита. Приветливая девушка в бюро пообещала решить эту проблему – и действительно, в субботу и воскресенье мы могли, показывая удостоверения, спускаться в начале панелей вниз, чтобы делать фотографии.

Далее все это напоминало игру в испорченный телефон.

— Мне вниз.

— Не имеете права.

— Было оговорено, что мы можем в первые 10-15 минут спускаться к сцене для фотографирования.

— К сожалению, я ничего не знаю.

— Будьте так добры, уточните у ваших коллег, вероятно вам не сообщили.

— *растерянно* Я не могу покинуть свой пост, смогу уточнить позже.

— Когда?

— Через час…

И мы опять шли в бюро, девушка, поднимая глаза к небу со словами «Ну мы же с ними все обговорили…» хваталась за переговорное устройство и просила напарника еще раз проинструктировать весь персонал. Мы возвращались и через раз ситуация повторялась, уже с новыми персонажами.

Я не знаю, сколько журналистов перебывало с этой проблемой в бюро. Знаю только, что потом, разбирая ошибки на соответствующем форуме, организаторы сердито огрызались на прессу, которая «донимала их в «Мордоре» ».

Это лаконично можно назвать «Переложить с больной головы на здоровую».

Впрочем, пресловутый «человеческий фактор» — бич любого крупного мероприятия. Сами ребята из Staff-а под конец каждого дня ходили с квадратными от усталости глазами: их работа – абсолютно не сахар, да и, что таить греха, поклонники тоже не всегда попадаются адекватные. Один парень из персонала после фестиваля рассказывал, что ему не раз приходилось сталкиваться с чересчур ярыми поклонниками актеров, которые рвались поближе к сцене, занимая проходы, или, невзирая на запрет, делали фотографии с яркой вспышкой на панели Бойда, грубя на просьбы/приказания выключить их.

Ну а самым ярким пятном «человеческий фактор» проявил себя во время видео-контеста. Один из роликов, предоставленных к конкурсу, таинственным образом затерялся, и его владельцы даже не были предупреждены. Мы битые три дня пытались выяснить у техников, когда будет показываться ролик к «Суете вокруг Колец», на что техники пожимали плечами. Ролик мы сами увидели лишь раз – на церемонии закрытия РингКона. Он шел на ура, зрители смеялись каждой находке сценаристов… Прошла половина, пошли первые кадры третьей части – самой богатой на шутки и приколы… и экран потух и появилось слово Eject. Все. Шум народа не помог – клип не пустили по-новой – а на сцену выбрался слегка смущенный Марк Б. Ли и продолжил церемонию.

Когда после закрытия мы обратились к техникам, требуя прояснить ситуацию, выяснилось, что кто-то из них нечаянно нажал на кнопку выброса диска. Исправить собственную ошибку путем запуска ролика по-новой, конечно же, в голову не пришло.

«Человеческая осечка» — сказали нам, пожимая плечами.

Вот именно.

Финита ля коммедиа

Но все, что начинается, должно прийти к концу. Три дня в окружении толкиенистов свалят даже самого стойкого урукхая, и в воскресенье торговцы уже запаковывали свои товары и складывали стенды; по посетителям уже были заметны усталость и спад настроения. Но тем не менее, зал Маритима был набит под завязку, когда в пять вечера началась церемония закрытия.

Лучшая пародия: `Суета вокруг колец`Закрытия мы ждали весь выходной – так как именно там должны были быть показаны победители видеоконкурса (выбранные жюри), на который доблестные продюсеры пародийного проекта «Суета вокруг Колец/The Trouble of the Rings» с нашего форума послали видеотрейлер. Опасения, дойдет ли наш русский юмор до интернациональной публики из 28 стран, к счастью, не оправдались. Ролик TOTRа, несмотря на тот самый технический ляп техников, получил приз в категории «Лучшая пародия». Победителями в других категориях стали: Реклама нового средства передвижения для назгулов, «Назгул-2000» («Лучшая реклама») и песня «Maenner» («Мужчины»), наложенная на удачную нарезку кадров из фильма («Лучший музыкальный клип»).

После трогательного трехголосного исполнения песни «Into the West» ирландской группы Glendalough стало понятно — пришла пора прощания.

Посткриптум:

Несколько примечаний к следующему RingCon: в дальнейшем он будет проходить не в Бонне. Из многочисленных соображений RingCon 2005 состоится 7-9 октября в городе Фульда. В основном – дело в отеле, так как кооперация с «Маритимом», по словам организаторов, стала за последние годы хуже, а для растущего количества фанов «Маритим» стал попросту тесен. Единственный же в Германии другой отель с совмещенным конгрес-центром достаточной величны – отель «Эсперанто» в Фульде. А есть ли у Фульды партнерство с Оксфордом – кто ж его знает…
Официальный сайт Ring*Con

Цитаты

Копп

— Что ты подумал, когда увидел себя на большом экране в фильме?

— Бонн, готовься, я еду!

— Что одевают эльфы под балахон?

— *приподнимая край балахона* Гольфы.

— Что бы ты хотел забрать со съемок?

— Костюм своего персонажа из армии Мертвых… меч.. а еще – Яна МакКеллена.

Крейг Паркер и Марк Фергюсон

Крэйг: Кто это сказал? Мама? Ты здесь?! Я думал, я тебя запер в подвале?!

Хилл

Фан: N?n o chitaeglir, lasto beth daer: rimmo n?n Bruinen dan in ulaer.

Хилл: Извини, по-немецки не говорю.

Ярл и Йорн Бензон

Йарл: Если они сделают из «Хоббита» фильм, я точно пойду записываться на роль Трандуиля. Не только потому, что мне нравится персонаж. Я бы еще был папашей Леголаса, и пошел бы к нему и сделал бы вот так: [показывая, как он бы надавал Орландо по заднице]

Йорн: Нужно быть молодым и глупым, чтобы стать старым и мудрым.
Фан: Каково это – работать со своим братом?

Йорн и Йарл не знают, что ответить. Следующий вопрос. Йарл отвечает, а Йорн его перебивает.

Йарл: Заткнись, братишка!

Йорн, к публике Вот видите, каково это – работать с братом?

Лоренс Макоаре

-Нам дали сценарий в то же утро, и мне показалось, что у меня маловато текста. Поэтому я растянул его: «Саааааарууууумааааааан!» Чтобы получить больше экранного времени.

-Вы читали книгу?

— Нет, я не читал книгу перед съемками. Читать – столько времени уходит, которое можно потратить в баре. вообще — вот видите, что происходит с людьми, которые много читают?!

Кристофер Ли меня жутко в детстве пугал, во всех этих фильмах про Дракулу. И когда мне сказали, что он со мной будет сниматься, я обрадовался:

-Наконец-то я смогу на нем отыграться! Каак выскочу в наряде урукхая, да напугаю!

-Нет, не напугаешь.

-А вот и напугаю.

-Нет, не напугаешь!

-А ВОТ И НАПУГАЮ!

-Нет, не напугаешь! Ему уже 86 лет, а нам он еще нужен будет в фильме!

Дальше: к фотографиям