3D, 48 fps… Новые технологии на съемках «Хоббита»

Аналоговая кинопроекция на 35мм: как оно было…

Содержание:

Давайте для начала посмотрим, как происходит показ обычных 35-мм фильмов в кино. Для этого используется классический 35-миллиметровый кинопроектор.

35-мм кинопроектор «Kinoton 30D»

35-мм кинопроектор «Kinoton 30D»

Большой «ящик», который обычно бросается в глаза у такого кинопроектора – так называемый фонарь – в нем находится мощная ксеноновая лампа мощностью в несколько тысяч ватт (слева). Свет этой лампы проходит сквозь пленку, которая пробегает, как и в кинокамере, вертикально перед кадровым окном. С другой стороны кадрового окна — объектив, который и отбрасывает изображение на экран.

Как и в кинокамере, пленка здесь не мотается непрерывно: каждый кадр должен на долю секунды остановиться перед кадровым окном. Кроме того, смена кадров тоже должна происходить скрытно, иначе изображение будет заметно дергаться по вертикали. Поэтому в проекторе, как и в кинокамере, тоже стоит обтюратор. Он закрывает кадровое окно, когда пленка пошагово передвигается на следующий кадр и открывает его, когда пленка стоит неподвижно. Однако, раз скорость кинофильма – 24 кадра в секунду, изображение стало бы чрезмерно мерцать, если бы зрителю в секунду показывали только 24 смены фаз с темной на светлую. Поэтому при проекции используется трюк: каждый кадр показывается 2-3 раза с промежуточным закрытием затвора. Для этого обтюратор проворачивается несколько раз, даже когда кадр стоит неподвижно. Тем самым зрителю симулируется более высокая частота кадров, чем на самом деле.

Фазы проекции 35мм-кинопленки

Фазы проекции 35мм-кинопленки

Как правило, аналоговый кинофильм состоит из нескольких частей, которые находятся на разных бобинах, которые прокатчик присылает в кинотеатр. Присылать фильм целиком было бы нецелесообразно: бобина с фильмом была бы слишком большой и тяжелой. Каждая бобина с частью фильма называется «акт», то есть кинофильм состоит из нескольких актов.

Сигнал для смены актов в правом верхнем углу кадра

Сигнал для смены актов в правом верхнем углу кадра

Раньше проекция производилась по методу нескольких постов, т.е. в проекционной будке было два проектора («поста»), и показ актов шел поочередно с одного и с другого проектора. Смену проекторов проводил вручную киномеханик: в конце акта на пленке в правом верхнем находится визуальный сигнал для смены акта (небольшой черный кружок). Чтобы провести смену незаметно, от киномеханика раньше требовалась  большая ловкость. Сейчас этот способ неактуален, так как он требует постоянного присутствия киномеханика в будке; кроме того, для каждого зала требовалось два кинопроектора, что во времена многозаловых мультиплексов стало просто нереальным.

Поэтому сегодня, как правило, работают с технологией платтеров, как на данной фотографии:

Платтер для беспрерывного показа кинофильма

Платтер для беспрерывного показа кинофильма

Для показа киномеханик склеивает все акты фильма вместе и наматывает на диски платтера (в отличие от кинобобин, которые обычно располагаются вертикально, диски платтера стоят горизонтально). Начало фильма – с внутренней стороны. Как видно на изображении, пленка выводится из середины платтера, пропускается через проектор и наматывается на второй диск – изнутри наружу. Таким образом начало фильма снова находится на внутренней стороне, и после показа пленку не нужно перематывать: это экономит и время, и нагрузку на кинопленку. Есть, правда, и недостаток: если во время проекции происходит ошибка (например, в проекторе перегорает лампа) – то пленку невозможно перемотать обратно, чтобы показать зрителям пропущенное место.

Тем не менее, такие аварии случаются довольно редко, и для кинотеатров система платтеров очень выгодна:  с одного платтера можно «кормить» сразу несколько проекторов в разных кинозалах, то есть, для показа в двух соседних залах можно обойтись одной кинокопией.

Следующая глава: Цифровая кинопроекция: …и как оно стало