3D, 48 fps… Новые технологии на съемках «Хоббита»

Содержание:

Цифровые кинокамеры на съемках «Хоббита»: эпичная цифра

Как мы уже упоминали, на сегодняшний день большинство фильмов продолжают сниматься на 35-миллиметровую кинопленку. Правда, сразу после съемок материал оцифровывается и остается в цифровом виде вплоть до проекции в цифровых кинотеатрах. С другой стороны, все больше фильмов снимается уже сразу на цифровую камеру – чтобы вся производственная цепочка оставалась «в цифре».

Цифровые кинокамеры отличаются от аналоговых тем, что они построены гораздо проще: в них отсутствуют практически все механические компоненты для транспортировки пленки итп. Запись производится на сенсоры CCD или CMOS – те же самые сенсоры, что знакомы по цифровой фотографии. Хранение данных производится либо с помощью внешних записывающих устройств (например, кассет со специальной магнитной пленкой) или на сменные носители типа флеш-памяти (аналог карт памяти цифровых фотоаппаратов) или жестких дисков.

Существуют цифровые кинокамеры, которые очень сильно ориентируются на аналоговые 35мм-камеры, например, Arriflex D21. Здесь в окошко кадра вместо кинопленки вставлен сенсор CMOS. Вся механика для транспортировки пленки удалена; тем не менее, на камере до сих пор еще стоит механический обтюратор с зеркальной задней поверхностью, отбрасывающей изображение в видоискатель оператора (прямо, как на аналоговой кинокамере). По идее, цифровой камере обтюратор не нужен, так как в ней нет пленки, которую необходимо транспортировать. Тем не менее, если отказаться от обтюратора, то экспозиция каждого кадра составляла бы 1/24 секунды (а с обтюратором 180° — 1/48 секунд), то есть, вдвое дольше, чем на аналоговой системе. Это привело бы к более сильному смазыванию каждого кадра при движении.

Современные цифровые кинокамеры обходятся вообще без механики (кроме, разумеется, механики объектива для фокусировки и зума). Затвор здесь реализуется электронным образом: сначала, к примеру, кадр экспонируется 1/48 секунды, а затем на 1/48 сенсор попросту отключается. Тем самым симулируется 180°-градусный обтюратор при съемке на 24 кадра в секунду. К этому, новому, поколению относятся камеры американской компании RED с их уже легендарной моделью RED One и ее наследником, RED Epic.

Цифровая кинокамера RED Epic

Цифровая кинокамера RED Epic, которую используют при съемках «Хоббита» (только тушка)

 

Камера RED Epic используется с прошлого года на всех съемках «Хоббита» Питером Джексоном и его оператором-постановщиком Эндрю Лесни (который уже работал в этой роли над «Властелином Колец») с его командой.

Как и все кинокамеры, RED Epic построена модульно. Сердце камеры составляет простой прямоугольный бокс с фиксатором для объектива спереди и вставкой для памяти сзади (фирма RED именует его „The Brain“, «мозг»). Память состоит из SSD-дисков, позволяющих очень большую скорость записи. Кроме того, на «мозгу» размещены несколько элементов управления и обилие портов для подключения периферии.

Полностью оснащенная камера может выглядеть так:

Полностью оснащенная кинокамера RED Epic

Полностью оснащенная кинокамера RED Epic

 

Здесь мы видим: «мозг» камеры; сзади него – несколько аккумуляторов. Спереди – объектив для кинокамеры с блендой от солнца. Снизу – монтажный стенд для держания камеры на плече (таким образом камеру можно использовать для съемки «с рук» или быстро поставить на штатив), сверху – ручка, чтобы переносить камеру, а слева от объектива – электронный видоискатель. Этот видоискатель – ни что иное, как маленький монитор с окуляром, в который смотрит оператор. Он исполняет ту же функцию, как и аналоговый видоискатель на обычной камере. Что касается качества этого видоискателя – оно, конечно, во много раз выше видоискателей обычных видеокамер по разрешению, контрасту и цветопередаче. Если в видоискатель смотреть неудобно (например, когда камера для съемок находится у самой земли), альтернативно можно подключить внешний видеомонитор. Кроме того, еще один монитор требуется ассистенту оператора, наводчику резкости (англ. «focus puller»). У кинокамер, в отличие от видеокамер, нет автофокуса, и резкость настраивает специальный ассистент (пресловутый Focus Puller) либо непосредственно на камере, либо через дистанционное управление. Резкость и ее смена всегда планируются заранее и замеряются с помощью рулетки. Кроме того, часто изображение с камеры дополнительно выводится на мониторы, где режиссер и его сотрудники могут смотреть на работу оператора в прямом эфире.

Особенности RED Epic

Технические данные камеры RED Epic весьма впечатляют. Родное разрешение используемого сенсора CMOS – 5120 x 2700 пикселей, что соответствует в киножаргоне разрешению «5К», или 14 мегапикселей. Правда, даже в самых современных кинотеатрах сейчас показ идет «только» в 4К (4096 х 2160 пикселей). Поэтому можно предположить, что в 5К происходят только съемки, а постпродакшн (последующая обработка, монтаж, спецэффекты) будут проводиться в 4К.

Вот примерное сравнение разных разрешений:

Формат видеозаписи RED Epic

Формат видеозаписи RED Epic в сравнении с другими кино- и видеоформатами

Маленький прямоугольник справа внизу – это разрешение наших старых телевизоров в PAL (576 строк), здесь оно называется «SD». Уже «младший» HD-формат под названием «720p» выглядит в разы крупнее (1280 х 720 пикселей), затем идет FullHD («1080p») с разрешением 1920 х 1080 пикселей, а затем – текущее стандартное разрешение в кинотеатрах, «2К» (2048 х 1080 пикселей). Затем следует большой прыжок на «4К», а самую большую площадь здесь занимает разрешение RED Epic – 5К.

Хорошие зеркальные фотоаппараты достигают такого же разрешения, но они, как правило, снимают только одиночные кадры. А камера RED Epic способна снимать до 60 кадров в секунду! Масса данных, которую занимает отснятый материал, просто огромна: из-за скорости съемки видео сохраняется в неужатом формате.

Размеры сенсор RED Epic – 27,7мм х 14,6мм и примерно соответствует размеру аналогового кадра на камере 35мм. Таким образом с этой камерой можно использовать стандартные кинообъективы; кроме того, глубина резкости остается примерно такой же.

Следующая глава: «Хоббит» в 48 кадрах в секунду: с чем его едят